- Дикая Охота и её предводитель в мифологии
- Дикая охота
- Читайте также
- 6.12. Охота на Чао Гая
- «Хороший бандит» Бутч Кэссиди и его Дикая банда
- Охота
- Охота
- Охота
- Охота
- Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
- Охота
- «Дикая» дивизия
- Дикая дивизия была ударной группой Брусиловского прорыва
- Охота
- Охота
- 3. Охота
- Дикая баба
- Легенда о дикой охоте в разных мифосистемах
- Миф о Дикой охоте
- Охотники и их нравы
- Дикая Охота в норвежских, германских, валлийских, британских и английских мифах
- Христианство и Дикая Охота
- Символизм, астрология, годовой цикл
- Эзотерика
- Художественные произведения
Дикая Охота и её предводитель в мифологии
Дикая Охота – распространённый мотив в европейской мифологии, широко разошедшийся по этой части света и оставивший значительный след в её культуре и особенно в литературе.
Этим термином называют группу призрачных всадников, которые скачут по небу на демонических лошадях в сопровождении гончих с горящими глазами, или же время – определённый час суток, несколько дней в году (обычно между Рождеством и Богоявлением) или раз в несколько лет – когда эти всадники могут вторгнуться в подлунный мир и творить разнообразные бесчинства.
Миф о Дикой Охоте очень древний – его корни уходят далеко в дохристианскую эпоху. И очень распространённый – его можно встретить в фольклоре почти всех европейских народов, даже у славян. А с открытием Америки призрачные всадники пробрались и туда вместе с переселенцами.
Это привело к тому, что история всадников и предводитель Охоты меняются в зависимости от эпохи и конкретной страны.
В скандинавской и германской мифологиях, Дикую Охоту возглавляет Один на восьминогом коне Слейпнире, иногда под его другим именем Вотан, а сопровождающие его всадники – обитатели Асгарда или берсерки из Валгаллы, которые странствуют по миру, истребляя демонических созданий. И встретившийся на их пути воин будет вынужден присоединиться к ним.
У валлийцев во главе призрачных всадников едет владыка иного мира Араун или Гвин ап Нуд, герой многих мифов, король фейри и проводник душ в ином мире.
У славян Дикий Гон возглавлял Волчий Пастырь со сворой огромных собак или волков, которых гнал по небу вслед за солнцем, чтобы поглотить его. А зимой, в начале декабря, спускался на землю чтобы поохотиться на людей.
В средневековье Дикая Охота была прочно связана с фейри – всадники стали эльфами или феями, а вёл процессию эльфийский король или королева.
С распространением христианства многие мифические существа были объявлены слугами дьявола, в том числе и Дикая Охота. В околохристианской версии мотива её возглавлял сам Сатана, а его всадники – это ведьмы, которые собираются на шабаш, или преступники, обречённые на вечные муки. Вместе со своим владыкой они выезжают из ада, чтобы собрать души особо выдающихся грешников.
Существует и обратная, «добрая» версия Дикой Охоты, которая наоборот охраняет мир живых от дьявола и следит за тем, чтобы он и его слуги оставались в аду. Во главе такой благородной кавалькады часто был известный мифический герой – король Артур в Британии, Роланд во Франции. Или же реальная историческая личность, обросшая легендами.
Бывало, что Дикую Охоту возглавляла женщина – богиня ведьмовства Геката, германская богиня материнства Холда или даже раннехристианская святая Лючия Сиракузская.
Кроме того, в мифах и фольклоре, в сказках, рассказах и летописях упоминаются бесчисленные колдуны, проклятые короли, увлекающиеся оккультизмом дворяне, эльфийские принцессы и демонические создания, которые не называются напрямую Дикой Охотой, но по описанию и поведению являются ею.
Хоть в некоторых вариациях мифа Дикая Охота занимается вполне благим делом, защищая мир от зла, встреча с ней не предвещала ничего хорошего.
Чаще всего всадники выбирали своей дичью людей, которым не повезло попасться им на глаза. Дьявол собирал урожай из грешников и утаскивал их в ад. Фейри похищали встречных, особенно детей и женщин, ради развлечения и увозили их в свои жилища под холмами или на дне озёр. Так же с фейри связано поверье, что когда Охота пролетает над людским селением, то души спящих могут присоединиться к всадникам и ехать с ними до рассвета.
В западной части Европы демонические всадники часто оказываются людьми, проклятыми за грехи, занятия колдовством или по прихоти злого колдуна или дьявола. Проклятие выражается в виде определённых ограничений – всадники не могут остановиться по своей воле, или не могут сойти с лошадей – встав на землю они рассыпаются в пыль или проваливаются в ад. Или же они не могут покинуть местность, к которой их привязывает проклятие – обычно это заколдованный лес или окрестности озера.
Подобное упоминается в легенде о Херне-Охотнике — егере из Виндзорского леса, который был исцелён от смертельной раны чёрной магией, после чего стал демоническим владыкой леса с оленьими рогами на голове и каждую ночь вынужден выезжать на охоту вместе с другими егерями, из-за зависти которых и получил проклятие.
В некоторых мифологиях похищенные люди вынуждены присоединиться к Охоте и вечно пребывать между жизнью и смертью, странствуя с небесной кавалькадой – так ведёт себя американская версия этого мотива, состоящая из призрачных ковбоев.
Однако не похищение было главной опасностью для людей. Дикая Охота, с громом несущаяся по небу, была предвестником беды – войны, мора или других масштабных несчастий. Увидеть всадников в облаках было дурным знамением и для увидевшего их, и для тех поселений, над которыми они пролетали.
Как и многие мифологические мотивы, Дикая Охота оставила значительный след в европейском искусстве. Призрачному воинству, скачущему по небу, посвящали картины – особенно в этом отличился норвежский художник Петер Николай Арбо, который часто брался за сюжеты и персонажей из скандинавской мифологии.
Многие музыканты вдохновлялись этим образом – яркие примеры тому норвежская поэма «Draumkvedet» или американский хит «Riders In The Sky», который перепевали все, кому не лень.
И, как это часто происходит с искусством, оно оказывается частью политической пропаганды. Образ Дикой Охоты не стал исключением. В Германии времён Гитлера мифологии уделялось особое внимание – на ней строился облик великой империи, уходящей корнями глубоко в прошлое и стремящейся к великому будущему (не срослось, правда – у мира и Гитлера оказались слишком разные представление о том, как должно выглядеть это будущее). Мифология стала связью новой страны под властью диктатора с «славными предками», и нередко использовалась для прославления этого диктатора.
Образ Дикой Охоты с Вотаном во главе стал символом обновлённой Германии, символом её воинов, готовых умереть ради блага страны, возглавляемых самим фюрером, который заменял собой божество – диктаторские режимы любят говорить о божественности или богоизбранности своего лидера.
Ещё один вариант «Дикой Охоты» Петера Арбо
Наиболее широко образ Дикой Охоты представлен в литературе. В Средние Века о ней сочиняли баллады и поэмы, она встречалась в сагах и легендах.
С появлением готической литературы Дикая Охота вместе с другими фейри и связанными с ними тропами переехала в мистические рассказы. А когда фэнтези оформилось в отдельный жанр, призрачные всадники окончательно прописались в нём.
Дикая охота
Развитие этого своеобразного сюжета скандинавской мифологии привело к представлению о том, что мертвые воины периодически совершают набеги на земной мир. Следуя за своим предводителем – Вотаном, в темные зимние шквалистые ночи они скачут на конях, окруженные сворами алчущих псов. Они выискивают на земле и уносят с собой те души, которые зажились в этом земном мире. Дикая охота этих воинов-призраков заставляет скулить дворовых собак. Особую опасность они представляют для тех, кто оказался в ночь перед Рождеством на перекрестке дорог. Дикий охотник Один-Вотан проносится по небу во главе отряда призраков и увеличивает сонм мертвецов. Позднее с дикой охотой стали ассоциировать нашествие гуннов в Европу в первые века н. э. Предводитель кочевников-монголоидов, не знавший пощады Аттила, стал ассоциироваться с Одином-Вотаном. Сея смерть и разрушение, во главе 500 000 войска он огнем и мечом опустошил многие европейские страны. В пятом веке во время решающего сражения гунны были разбиты объединенной мощью войск народов Европы в Каталаунской битве. Нельзя исключать, что образ дикого охотника восходит еще ко временам скифов-сарматов, которые своими опустошительными набегами досаждали народам Европы в конце 1 тысячелетия до н. э. Впоследствии дикий охотник приобрел черты Карла Великого, Фрэнсиса Дрейка и даже Наполеона. В этих легендах, которые соединились с реальностью, находит свое завершение идея о том, что «тот мир» является антагонистическим продолжением этого мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.12. Охота на Чао Гая
6.12. Охота на Чао Гая В знаменитом романе, восходящем к концу юаньского — началу минского периода (XIII–XIV вв.), под названием «Шуй ху чжуань», которое переводят то как «Разбойники с Ляншаньских болот», то как «На побережье»,[120] Чао Гай с семью товарищами обманывает отряд
«Хороший бандит» Бутч Кэссиди и его Дикая банда
«Хороший бандит» Бутч Кэссиди и его Дикая банда Отчаянный грабитель, вызывавший всеобщее восхищение у сограждан и бессильную ярость у всесильных детективных агентств «Пинкертон» и «Уэллс-Фарго», он был необычайным человеком. Он создал одну из самых успешных и дерзких
Охота
Охота Охотой, в отличие от войн и турниров, занимались во все времена года. У большинства она превращалась в безграничную страсть, и ради нее многие рыцари решались терпеть любую непогоду и самые ужасные опасности. Так, Филипп Август, не падкий на иные развлечения,
Охота
Охота Охота (chasse), это излюбленное занятие феодальной знати, будет рассматриваться только с точки зрения интереса к одежде, оружию, инвентарю и обычаям охотников. Мы не пытаемся создать исторический трактат на эту тему — это увело бы нас далеко за пределы настоящего
Охота
Охота Так, для всадников и знатных македонян передышки были идеальным временем, чтобы предаться охоте, этой излюбленной страсти всех балканских народов. В тот самый момент, когда я пишу эти строки, в самый разгар осени, мои друзья из Килкиса или Родолива в Восточной
Охота
Охота Охота поддерживала престиж героя, возможно, больше, чем поединки периода инициации или успешные засады. Можно разыгрывать мелкие войны в «лесных школах» или весело нападать на чучело с тремя головами и соломенным туловищем, но с диким быком, готовым подцепить тебя
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников? О «фаустпатронах» будете рассказывать после войны внукам, а сейчас без всяких рассуждений наступать вперед! Приказ Маршала Советского Союза Жукова Новый этап с тактической точки зрения для Красной Армии начался зимой 1944/45
Охота
Охота В лесах и зарослях кустарника в изобилии водилась всевозможная дичь. Когда Рутилий Намациан плыл в родную Галлию, буря вынудила его задержаться в гавани Пизы (впоследствии там вырос Ливорно), и он воспользовался этой вынужденной остановкой, чтобы поохотиться.
«Дикая» дивизия
«Дикая» дивизия Вследствие успеха формирования национальных конных частей во время русско-японской войны, в августе 1914 г. было решено набрать 6-полковую конную дивизию из мусульман — жителей Кавказа и бакинских татар. Официально она называлась Кавказской туземной
Дикая дивизия была ударной группой Брусиловского прорыва
Дикая дивизия была ударной группой Брусиловского прорыва В политике государства всегда можно так эту политику выстроить, что будет, скажем, Кавказская война или Чеченская война. А можно так эту политику выстроить, да, что будет, скажем, Дикая дивизия, состоящая на 70% из
Охота
Охота Любимым занятием ассирийского царя в промежутке между военными походами и делами управления была охота. Ашшурбанапал, например, гордился не только знанием клинописных текстов, но и умением править лошадьми, запряженными в колесницу, и стрелять из лука.На рельефах,
Охота
Охота Мы уже говорили, что майя охотились на некоторых животных, чтобы использовать их для получения орудий труда или украшений. В употребление шли кожа, кости, зубы, когти, перья, панцирь, раковина. Мясо, естественно, поедалось. Техника охоты зависела, конечно, от вида
3. Охота
3. Охота Наконец в ночь на 10 сентября наша работа началась. По курсу в темноте открылся силуэт парохода, и мы пошли на сближение, чтобы лучше опознать его. Закрыв все огни, как бы слившись с окружающей мглой, «Эмден» бесшумно подкрадывался сзади к нашей жертве. Расстояние
Дикая баба
Дикая баба Мифический персонаж славян, известный преимущественно в Западной Украине. Гуцулы считали, что это высокая, худая, с длинными волосами женщина; в цепких руках у нее железный макогон, потому еще – железная баба. К людям относится враждебно. По преданиям, сидит с
Легенда о дикой охоте в разных мифосистемах
«Дикая охота» распространенный миф Северной и Западной Европы. Существует мнение, что изначально эта легенда была популярной преимущественно среди германских народов, а с началом Раннего Средневековья и распространения христианства распространилась в Дании, Норвегии, Ирландии, Великобритании и Швеции. Однако многоплановость и глубокий символизм этого мифа, а также его связь с годовым циклом и лунным календарем, заставляют усомниться в вышеприведенной теории. Согласно второй версии «Дикая охота» – результат коллективной попытки объяснить природные явления и связанные с ними психоэмоциональные состояния людьми, которые жили в приблизительно одинаковых географических условиях. Но скорее всего, вопрос намного глубже и интереснее. Разберемся по порядку.
Миф о Дикой охоте
Несмотря на то, что в зависимости от ареала обитания имена, состав и внешний вид участников легенды менялись, в целом достаточно просто воспроизвести усредненный образ этого мифа:
«Великий гон» всегда проходит в темное время суток. Целью действа является нахождение жертв на земле для того, чтобы наказать их или забрать в свой, потусторонний, мир в качестве рабов или новых членов войска. Предвестниками события, как правило, становятся пронзительные гнетущие звуки: вопли, топот, вой охотничьего рога и стоны страданий.
Затем по небу в окружении диких собак и волков стремительно мчится целое войско призрачных всадников, включающее различных мифических существ мужского и женского пола. С охотниками всегда находится их вожак или предводительница. Все участники Дикой Охоты выглядят одновременно величественно и ужасно: полуразложившиеся тела, лохмотья, отпадающие конечности, но при этом огненные взгляды, королевская осанка, доспехи и т.д.
Появление такого войска считалось предвестником трагических событий, началом эпидемий, катаклизмов. В народе на Дикую Охоту зачастую возлагали ответственность за пьяные потасовки, массовые драки и хулиганство.
Охотники и их нравы
Построение «призрачного войска» такое же, как и при стандартной охоте. Впереди мчатся собаки, похожие на волков. Они лают и рычат, а из их пастей брызжет слюна, способная насквозь прожечь человеческое тело.
За ними на конях следуют загонщики – разношерстные призраки, среди которых могут быть бывшие смертные, духи природы и демоны. Они кривляются, смеются и ведут себя неадекватно, ведь их роль – запугать жертву, заставить ее сбиться с пути, свести с ума. Сами загонщики никогда не убивают, оставляя эту привилегию старшим по званию. Многие считали, что эти существа сами являлись добычей на прошлой охоте, а теперь набираются опыта.
Охотники обладают более статными фигурами, красивыми лошадьми и доспехами. Они молчаливы и величественно угрюмы, их взгляды пусты и холодны. Охотники – это убийцы живого, добытчики пищи для своего повелителя.
Позади наводящей ужас процессии следует король (или королева) охоты. Практически во всех описаниях этот персонаж восседает на прекрасном белом коне, а его плащ, усыпанный звездами, может окутывать все войско, закрывать собой Луну и, словно киноэкран, демонстрировать страшные картины будущего.
Дикая Охота в норвежских, германских, валлийских, британских и английских мифах
В датских сказаниях предводителем Дикой Охоты является верховный бог Один. Его свита – это погибшие воины, которые собирают души людей, чтобы те стали их слугами. Некоторым жертвам в последствии удается выслужиться и стать частью войска. Однако даже тех, кто не являлся добычей, а просто увидел Великий гон, ожидают несчастья, безумие или бедность.
У северных германских народов главной охотницей считалась Холда, которая одновременно с этим считается покровительницей брачных уз и семейного очага. В таком, казалось бы, противоречивом совмещении профессиональной деятельности нет ничего странного, поскольку добычей здесь становились нерадивые мужья, бродяги и пьяницы, а также те, кто посягал на имущество соседей.
Валлийский миф несколько выбивается из общей картины. Здесь считалось, что войско занимается постоянной охотой в небе, забирая себе души тех, кто недостаточно хорош для рая, но и недостаточно плох для ада. Появление охотников на земле связывали с тем, что их призвали Друиды для совершения обрядов и таинств. Однако, для простых смертных встреча с этим гоном, опять же, не сулила ничего хорошего.
Британцы считали, что процессией руководят эльфийские король и королева. Согласно этому мифу, добычей становились не пропавшие души, а наоборот – молодые и красивые парни, девушки и дети. Охотники уносили их в страну эльфов на «перевоспитание» после чего жертвы превращались в часть королевской свиты.
В некоторых мифах Дикую охоту возглавляли национальные герои, разбойники или люди, которые были земным воплощением дьявола. Для того чтобы минимизировать потери, связанные со встречей с охотниками, нужно было опустить глаза, а еще лучше застыть в низком поклоне.
Люди верили, что всадники забавы ради могут сбросить седло на дом, после чего умирал один из членов семьи. Чтобы этого не случилось, перед сном на улицу выставляли еду в миске. Считалось, что внезапные ссоры и стычки происходят из-за того, что вдалеке проносится Дикая Охота. Свидетели драки должны были немедленно ее остановить, в противном случае проклятие ложилось, как на зачинщиков, так и на жертв и всех присутствующих.
Христианство и Дикая Охота
В Средние Века и Эпоху Возрождения христианское учение все больше вытесняло языческие верования. Однако миф о Дикой Охоте не исчез, а лишь немного трансформировался. Напротив, эта легенда стала популярной у французов, голландцев и в северных частях Италии.
Теперь, вне зависимости от первоначального имени предводителя, им становился Дьявол, который собирал души злостных грешников, некрещеных младенцев и самоубийц. Основной состав охотников формировался за счет демонов, которые раньше были языческими богами.
Интересно, что главарями, как и участниками, могли быть не только представители сильного пола, но и женщины. Так, по одной из версий, королевой Дикой Охоты стала Геката – древнегреческая богиня темной стороны Луны. В свою свиту она набирала не только охотников и загонщиков, но и ведьм, которые соблазняли мужчин и детей для того, чтобы преподнести их своей предводительнице.
Символизм, астрология, годовой цикл
Вне зависимости от участников, места действия и имен героев, очевидно, что миф о Дикой Охоте символизирует хаос, перед которым человечество бессильно. Можно было бы предположить, что таким образом люди просто пытались объяснить природные катаклизмы, если бы не цикличность появления данной процессии.
Чаще всего Дикий гон возникал перед изумленными взорами свидетелей либо в первое полнолуние после летнего солнцестояния, либо в начале зимы. В первом случае громкие звуки можно объяснить грозами, характерными для данного периода, а во втором – трескающимися и падающими от первых холодов деревьями.
Обе даты символизируют переход природы из одного состояния в другое. Получается, что хаос Дикой охоты – это ни что иное, как смерть, необходимая для перерождения. Тем более, что облик охотников очень напоминает героев ирландского праздника Самайн (Соуэн), который позже стал называться Хелловином. Кстати, последние упоминания о реальном появлении Дикой Охоты в середине ХХ века, доносились из ирландского городка Самхайна. Совпадение?
Наиболее близким к Дикой Охоте архетипом, безусловно, является Великий Жнец, который собирает души тех, чей час пришел. В личностном плане этот гон может символизировать восставшие подсознательные мотивы и желания, которые сметают на своем пути сверх-я, вне зависимости от его силы, духовности и социального положения.
Эзотерика
Существует множество магических практик, связанных с Дикой Охотой. Самый известный направлен на обретение новых возможностей и навыков. У черных магов – на получение во власть души другого человека.
Пред тем, как приступить к ритуалу, необходимо поститься и медитировать в ожидании того, что духи укажут место, где нужно его провести. Чаще всего это территория в лесопосадке, роще или в заброшенных зданиях.
Получив откровение, человек должен отправиться на указанное место и тщательно изучить его: все тропинки, подходы, уступы, ямы и т.д. Через 2-3 дня духи назначают задание пройти тот или иной маршрут по местности с закрытыми глазами, при этом они требуют залог – то, чего человек должен будет лишиться в случае проигрыша. За ночь перед событием на месте следует оставить подношение – амулет, овощи, вино, книгу – если на следующий день вещь исчезла – ставки приняты.
Следует учитывать, что силы, с которыми заключается сделка, будут всячески мешать выполнению задания. В результате этого ритуала можно не только не получить желаемого, но и лишиться ценного дара, а также получить физическую травму.
Художественные произведения
Писатели, художники и создатели фильмов не могли пройти мимо мощной энергетики и глубокого символизма, который присутствует в этом мифе. Речь идет не только о старинных сагах и легендах, но и современных произведениях.
Одним из самых популярных в наших широтах, безусловно, является роман «Час Презрения» из цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Анджей – знаток и собиратель и интерпретатор средневековых легенд и не удивительно, что он не смог пройти мимо «Охоты». Здесь на Дикий Гон выходит отряд эльфов. Описание происходящего события практически идентично тем, что значились в Средневековых летописях:
«В движущейся по небу ленте возникают нечеткие силуэты всадников. Они все ближе, их видно все четче. Раскачиваются буйволиные рога и растрепанные султаны на шлемах, под шлемами белеют оскалившиеся черепа. Наездники сидят на лошадиных скелетах, покрытых лохмотьями попон. Бешеный ветер воет в вербах, острия молний одно за другим режут черное небо. Ветер воет все громче. Нет, это не ветер,это жуткое пение».
Еще один роман: «Дикая Охота короля Страха», белорусского писателя Владимира Короткевича даже был экранизирова режиссером Валерием Рубинчиком в 1979 году и вызвал настоящий зрительский ажиотаж. Это был один из первых советских мистических триллеров и не мог не нашуметь.
Визуализация сцен гона в этом фильме наполнена таким же мистическим трепетом и ужасом, что и картины художников Франца фон Стака, Ханнеберга и Генри Джулиена, которые также обращались к этому мифическому сюжету.
Помимо прямого цитирования событий Дикой Охоты, существует немало отдельных образов, которые явно перешли из этой скандинавской легенды. Так, например, собака Баскервилей из одноименной повести Артура Конан Дойля обладает всеми чертами представителя своры призрачного гона. К таким же персонажам можно отнести «Всадника без головы» Майн Рид, вариант с Френсисом Дрейком, который появляется со сворой собак без головы, а также американские Призрачные Всадники Дикого Запада.
На данный момент миф о Дикой Охоте в своем первоначальном виде является популярной темой фольклора у скандинавских народов и на территориях Северной Ирландии и Уэльса. Также он используется в эзотерической среде для проведения различных магических ритуалов и практик.
Закончить хочу на нео- Юнгианской интерпретации, согласно которой, Дикая Охота – это комплекс архетипов, прорвавшихся в режим сознательного. Если суметь обуздать Охоту, то адепт получает возможность использовать скрытую силу этих персонализаций. В случае неудачи – превратится в одного из слуг-загонщиков или в жертву, которой придется всю жизнь идти на поводу собственных желаний.