Дерсу узала нанайский охотник

Дерсу Узала

Легендарный таёжный охотник, живший в 1849—1908 годах. Дерсу Узала всю жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал пропитание сам — охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так и за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе — он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а, правильнее сказать, добывают лишь для поддержания своей жизни и не более.

Дерсу Узала был по происхождению нанаец, или гольд, как он любил называть. У Дерсу была когда-то семья — жена и дети. Но однажды их всех не стало: они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ничего поделать.

Как-то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавший на биваке после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель он увидел их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ничего опасного для себя.

Это был великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.

Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами: посреди ночи вдруг вы слышите шорохи — кто-то крадётся. Солдаты сразу похвастались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: «Не стреляйте!». Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему, знающему таёжному жителю, сопровождать их и подсказывать по местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!

Так началась великая дружба двух замечательных людей — Дерсу и Арсеньева, которого он звал «Капитан». Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, даже чуть не погибли, но всё же остались в живых благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.

Однажды старость достигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на свою слепоту. Он стал очень плохо видеть, точнее сказать, он чуть не ослеп и перестал метко попадать по цели, которую бил в былые годы «на ура». Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота, вдруг становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ничего не поделаешь, годы берут своё.

В 1907 году Дерсу Узала бросил таёжную жизнь и поехал вместе с другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу, отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати — никакой свободы. Он чувствовал себя в четырёх стенах, как зверь в клетке.

И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим «капитаном», с его женой и сыном, которого он называл «маленький капитан», и отправился к себе домой, в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению, он не дошёл до своего дома: он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.

Памятник Дерсу Узала, установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская

Но история знаменитого таёжного охотника не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а также про него сняли два фильма, один из которых (режиссёра Акиры Куросавы) получил многочисленные награды.

Читайте также:  Арбалеты для ходовых охот

Роман Арсеньева «Дерсу Узала», 1923 г.

Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.

Легендарный таёжный охотник Дерсу Узала

Дерсу Узала — таёжный охотник (1849—1908), всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам — охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой — он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе — он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают — лишь для поддержания своей жизни и не более.

Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил называть. У Дерсу была когда-то семья — жена и дети. Но однажды их всех не стало — они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ни чего поделать.

Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавший на биваке после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель он увидел их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ни чего опасного для себя.

Это были — великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.

Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами — по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похвастались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: «Не стреляйте!». Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему — знающему таёжного жители сопровождать их и подсказывать по местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!

И так началась великая дружба двух замечательных людей — Дерсу и Арсеньева, которого он звал «Капитан». Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, бывало даже чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.

Однажды старость достигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на свою слепоту. Он стал очень плохо видеть, точнее сказать он чуть не ослеп и перестал метко попадать по цели, которую бил в былые годы «на ура». Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота — вдруг становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ни чего не поделаешь, годы своё берут.

В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу — отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати — ни какой свободы. Он чувствовал себя как в четырёх стенах, как зверь в клетке.

И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим «капитаном», с его женой и сыном, которого он называл «маленький капитан», и отправился к себе домой, в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома — он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.

Читайте также:  Мир охоты прицелы для пневматики

Памятник Дерсу Узала установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская

Но история знаменитого таёжного охотника не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а так же про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды.

Роман Арсеньева «Дерсу Узала», 1923 г.

Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.

Дерсу Узала — Легендарный таёжный охотник

Легендарный таёжный охотник, живший в 1849—1908 годах. Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам — охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой — он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе — он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают — лишь для поддержания своей жизни и не более.

Это были — великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.

Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил называть. У Дерсу была когда-то семья — жена и дети. Но однажды их всех не стало — они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ни чего поделать.

Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавший на биваке после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель он увидел их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ни чего опасного для себя.

Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами — по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похвастались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: «Не стреляйте!». Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему — знающему таёжного жители сопровождать их и подсказывать по местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!

И так началась великая дружба двух замечательных людей — Дерсу и Арсеньева, которого он звал «Капитан». Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, бывало даже чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.

Однажды старость достигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на свою слепоту. Он стал очень плохо видеть, точнее сказать он чуть не ослеп и перестал метко попадать по цели, которую бил в былые годы «на ура». Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота — вдруг становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ни чего не поделаешь, годы своё берут.

В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу — отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати — ни какой свободы. Он чувствовал себя как в четырёх стенах, как зверь в клетке.

И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим «капитаном», с его женой и сыном, которого он называл «маленький капитан», и отправился к себе домой, в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома — он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.

Читайте также:  Герои цикла записки охотника

Дерсу узала нанайский охотник

В 1975 году престижную кинопремию «Оскар» получил советско-японский фильм «Дерсу Узала» – экранизация двух книг русского писателя Владимира Арсеньева. Есть версия, что Акира Куросава не случайно прославил нанайского охотника Дерсу. Спутник Арсеньева, как полагают некоторые исследователи, вполне мог быть японским шпионом.

Шпион из леса?

Писатель и путешественник Владимир Арсеньев впервые познакомился с Дэрчу Оджалом (так звучит настоящее имя Дерсу Узала) в 1902 году. Через 4 года случилась их новая встреча на реке Тадуши (хотя в книгах Арсеньев изменил дату и место этого события) «Капитан» Арсеньев (как его называл Дерсу), выполнял в тайге важную миссию. Недавно закончилась русско-японская война, и царское правительство всё ещё было обеспокоено защитой дальневосточных рубежей. Поэтому оно профинансировало продолжение военно-топографических экспедиций Арсеньева.

Таким образом, Дерсу, который как бы случайно присоединился к Арсеньеву, вполне мог иметь доступ к важной, с точки зрения японцев, информации, которую записывал «капитан». Примечательно, что один из разделов дневника Арсеньева назывался «Сведения о японских шпионах». В другом разделе путешественник излагал свои соображения о возможных военных операциях японцев.

Конечно, согласно книге, Дерсу едва говорил по-русски. Однако был ли лесной охотник тем, за кого он себя выдавал? По «канонической» версии, на момент знакомства с Арсеньевым Дерсу шёл уж 57-й год, и он жил в одиночестве (семья погибла во время эпидемии оспы). На жизнь нанаец зарабатывал тем, что бил пушного зверя в тайге. Зимовал он в юрте, а летом спал в жилище из бересты.

«Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил в тайге и чужд был тех пороков, которые вместе с собой несет европейская цивилизация», – описывал его Арсеньев.

Писателю импонировали «наивные» поступки Дерсу, например, его непонимание товарно-денежных отношений. Однако при сравнении текста «Дерсу Узала» с исходными дневниками выясняется, что, создавая художественный образ, Арсеньев идеализировал нанайца. У реального Дэрчу были вполне «цивилизованные» негативные качества – он употреблял алкоголь, порой курил опиум.

Но ещё подозрительнее его хитрость, желание показаться большим простаком и «дитём природы», чем он являлся на самом деле. Среди фактов биографии, которые Дерсу скрывал, возможно, была и его национальность – по предположению исследователя Всеволода Сысоева, в действительности охотник мог быть удэгейцем, а не гольдом, т.к. и его одежда, и образ жизни больше соответствуют традициям народа удэ.

Загадочная смерть Дерсу

Дерсу настолько близко сошёлся с Арсеньевым, что некоторое время даже проживал в его доме в Хабаровске. «Не прижившись» в городе, Дерсу отправился на Уссури, а вскоре, как считается, погиб от рук бандитов близ станции Корфовской. По словам Арсеньева, двое русских грабителей убили Дерсу, спавшего возле костра, чтобы завладеть его винтовкой. Писатель утверждает, что немедленно прибыл на место гибели Дерсу и участвовал в его похоронах. Однако по воспоминаниям первой жены писателя Анны Арсеньевой-Кадашевич, на станции Корфовской он побывал лишь через полгода. Есть, правда и другие свидетельства о гибели Дерсу. Например, хабаровский писатель Сергей Кучеренко считал, что лесного охотника убил сбежавший с Сахалина каторжник. Между тем, документальных подтверждений смерти Дерсу не существует, хотя местный пристав должен был составить протокол об обнаружении тела. Могила Дерсу, как отмечал Арсеньев, со временем затерялась. Всё это вызывает закономерный вопрос – не ушёл ли на самом деле Дерсу за границу?

В пользу версии о шпионаже говорит и тот факт, что самого Арсеньева допрашивали на эти темы чекисты. После смерти писателя, в 1930-х годах, он был объявлен никем иным, как главой японской разведки на Дальнем Востоке. «Стараниями» НКВД пропали архивы Арсеньева, включая рукопись книги «Страна удэге» – дело всей жизни путешественника. Однако, учитывая, что в сталинские времена за шпионаж расстреливали ни в чём не повинных людей, эта версия является шаткой. Тем более, что уже при советской власти доброе имя Арсеньева было восстановлено. А значит и Дерсу, скорее всего, никаких секретных заданий японцев не выполнял.

Оцените статью
Adblock
detector