День рождения особенности национальной охоты

Фильму «Особенности национальной охоты» — 20 лет

Ну вы, блин, даете!

Фильму петербургского режиссера Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» исполнилось 20 лет. Он вошел в «золотую коллекцию» «Ленфильма» и не сходит с телеэкранов, как и последовавшие за ним картины про прочие особенности российской жизни. Как снималось первое российское народное кино? Как сложилась судьба актеров? Об этом «МК» узнал из первых рук — от артистов, сыгравших в «Особенностях. » незабываемые роли.

Фото: кадр из фильма

Сергей Русскин: «Я чуть не утонул на топляке, в костюме и с удочкой в руках»

В Петербурге живет и работает актер из «Особенностей национальной охоты» — Сергей Русскин, заслуженный артист Россия, ведущий актер Театра комедии имени Н.П.Акимова. Недавно он отметил свое 60-летие. Александр Рогожкин дал его персонажу простое имя — Серега.

— Говорят, вы не любите вспоминать комедии про «национальные особенности»?

— Верно говорят. Этот фильм связан с огромными физическими и психологическими станиями. А все, что было больно когда-то, человеку вспоминать не хочется. Я там натерпелся! Во время съемок чуть не утонул на топляке, в костюме и с удочкой в руках. Наглотался воды. Меня спасло желание сыграть роль. Едва не умер от переохлаждения в следующей комедии — «Особенности национальной рыбалки». Мне пришлось пить много шипучих таблеток от простуды, когда делали несколько дублей, а они понижают температуру. А когда мы стали знаменитыми, очень тяжело было чувствовать, что нас не пускают на вершину славы. И друзей стало меньше. Кевин Спейси в свое время сказал: «Чем выше ты на вершине славы, тем меньше вокруг тебя друзей». Абсолютно с этим согласен. В двух фильмах — «Особенности национальной охоты в зимний период» и «Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной» — я уже не участвовал. Причина? Многие хотели занять мое место.

— Правда, что во время съемок Рогожкин запретил актерам читать газеты и смотреть телевизор?

— Да, он хотел, чтобы мы убежали от цивилизации на полтора-два месяца, чтобы почувствовали, зачем, собственно, русский человек едет на охоту — чтобы уйти от суеты мира, приблизить себя к природе и в этой отстраненности вдруг осознать себя частицей Вселенной.

Фото: Галина Попова

— Писали, что вы внешне похожи на Эдуарда Лимонова и поэтому грызете в кадре лимон…

— Да, Серега — прототип Лимонова, чему я рад, потому что этот человек мне очень нравится как общественный деятель и писатель. Я посмотрел хорошую картину Александра Велединского «Русское», она снята по мотивам ранних, автобиографических рассказов Лимонова. На съемочной площадке Рогожкин увидел меня в темных очках и бейсболке и заметил сходство с писателем. А чтобы это сходство увеличить, дал мне жевать лимон на баркасе. А уже в следующем фильме, «Особенности национальной рыбалки», Рогожкин назвал моего персонажа конкретно — Сергей Олегович Савенко. Это, кстати, настоящая фамилия Лимонова. И становится понятно, кто мой персонаж — беллетрист, писатель эротических романов. Когда мы снимали первый фильм, на вопрос, чем занимается Серега, режиссер ответил мне туманно: «У него есть какой-то частный бизнес».

— В чем, по-вашему, секрет популярности этих комедий на протяжении 20 лет?

— Эти фильмы о неподражаемых и несгибаемых русских, о том, что никто не в силах изменить русскую душу (еще лучше сказать — ментальность), о выживании нашего человека в любых условиях.

Семен Стругачев: «Охоту ненавижу. Не могу убивать животных. Рыбачить люблю»

Мы разговариваем с Семеном Стругачевым, сыгравшим в фильме Александра Рогожкина Леву Соловейчика. К тому времени он был известным театральным актером, но фактически только начинал свою кинокарьеру. Можно сказать, что наутро после премьеры он проснулся знаменитым.

— Семен Михайлович, какие у вас воспоминания о том фильме?

— Самые светлые! Если бы вернуться на 20 лет назад… Я бы очень хотел еще раз оказаться в той ситуации, пожить в том «пионерском» лагере для трудновоспитуемых детей. Мы снимали осенью, когда ребят там не было. Вспомнить бы костры, ночные посиделки, бани и съемки по 20 часов в сутки… У нас была замечательная компания! Рогожкин почувствовал, что ребятки одной группы крови. Я был совсем другой, такой худенький, что даже становится жалко себя, как увижу на экране: мало кормили меня, что ли?

Вспоминаю первый съемочный день. Это был кадр «Ну вы, блин, даете!». В бане. Купались с голыми задницами. Сейчас даже стыдно: надо же, на всю жизнь запомнят меня в таком виде, крупным планом! Я наигрывал, как сивый мерин! Как будто в театре. Думаю: это же комедия, надо делать смешно. Рогожкин не стал меня учить, как надо делать, просто остановил съемку и сказал: «Давайте перенесем на завтра». На следующий день проявили кадр, показали мне, и я ужаснулся: конечно, так нельзя в кино играть — крупным мазком. Поблагодарил Сашу, мы пересняли мои инсинуации, и впредь я контролировал себя, чтобы не распоясываться. Еще вспоминаю, как бежал по мосточку и очень сильно разбил ногу, но не остановился, ведь каждый метр пленки — на вес золота. Нырнул — вынырнул, такая боль, кровь течет. Все потом удивлялись: «Ты терпел все это время?!»

Читайте также:  Тяжелое копье для охоты 8 букв

Фото: Из личного архива

— Ваши коллеги рассказывают, что вам на съемках досталось: и тонуть пришлось, и медведь чуть не цапнул.

— Страх у меня в кадре с медведем настоящий, я ничего не играл. Медвежонок был маленький, но сниматься с ним было небезопасно. Его решили усыпить. Целую бутылку коньяка с медом выжрал, но не спит ни фига! Привезли ветеринара, тот ему укол всадил, усыпил наконец. Время шло. Рогожкину нужен был закат. По-моему, он специально тянул, чтобы медведь проснулся. Уже все нафотографировались с ним, спящим, с разных сторон, а Леву надо было на закате снять. Я говорю: «Саша, смотри, он просыпается. Это же зверюга, я боюсь. Вызови ветеринара». — «А он уже уехал за сто километров. Да ладно, это же медвежонок, ерунда. И солнце уходит…» Приготовили на всякий случай муляж, чучело, медвежью шкуру.

Идет съемка. Я поднимаю на руки мишку, он как зарычит. Я чуть не обкакался от страха! И дунул из кадра (а я не должен был из кадра выходить). Бегу по тайге, ору, все маты, какие знал, рассказал. Думаю, что он за мной гонится. А он пробежал метров десять и снова уснул. Все хохочут!

Медведь этот жил у меня под домиком, а я там сушил рыбу (ловил постоянно и сушил). А его мало кормили, чтобы подчинялся командам на съемках. Так он сидел на цепи и жрал мою рыбу. Умудрялся изловчиться и лапой рыбку срывать.

— Как оценили фильм настоящие охотники?

— Говорили нам: «Вы просто попали в десятку! Чаще всего на охоте именно так все и происходит».

— Этот фильм принес всем — Булдакову, Бычкову, Русскину, Хаапасало, вам — известность. Наутро вы проснулись знаменитыми. Я помню, как вы в театре играли пьесы Мольера, Фейхтвангера, а по залу разносилось: «Лева Соловейчик!»

— Это же счастье для актера — узнаваемость, популярность. Но и большая ответственность: тебя ассоциируют только с этим фильмом. Уже дети тех, первых зрителей приходят на спектакли, и все по новой: «Лева! «Особенности…» Взрослые-то стесняются что-то сказать, а молодежь — они же открытые, подходят прямо на улице и в магазине, говорят: «Ой, это вы? Господи! Почти не изменились, только чуть больше стали». Да, не изменился! Страшная жирная свинья! Стою недавно в аэропорту в очереди на посадку, слышу за спиной: «Смотри-смотри, это же он! А личико-то у него откормленное!»

— Недавно летела на кинофестиваль вместе с Виктором Бычковым (егерь Кузьмич). В московском аэропорту его узнавали зрители разных национальностей, просили автограф, фотографировались.

— Я отдыхал в Крым. Народу там много. Выбрал себе место неухоженное, зато море там потрясающее, можно хорошо отдохнуть. И слышу: «Это же он!» — «Не может быть, чтобы он сюда приехал! Но если он сюда приехал, значит, это место хорошее, будем сюда приезжать». Вот вам и реклама. С просьбой сфотографироваться подходят прямо на пляже группами и в одиночку, а ты раздетый…

— А как вы относитесь к охоте и рыбалке?

— Охоту ненавижу. Не могу убивать животных. Рыбачить люблю. Уезжаю за 160 километров от дома на замечательное озеро, ловлю лещей. Или к моему другу — у него форелевое хозяйство.

— Произносите ли в жизни во время застолий тосты, ставшие легендарными — «Ну, за. »?

— А как же! Они уже в крови, что называется. Встречаемся, и: «Ну… за встречу!» Вся страна знает эти тосты. Поколения новые выросли и с молоком матери впитали. Снять бы продолжение — «Особенности национальной охоты. Двадцать лет спустя», историю про то, как дети поехали на охоту и встретились там с родителями, нашими героями. Изменилось ли что-то? Как мы охотились и как они сейчас? Хорошенькая тема, а? Если бы Рогожкин захотел!

Особенности национальной охоты

Однажды, сто лет тому назад, я посмотрела этот фильм..

Он мне жутко не понравился! Я была возмущена! Нет, мы совершенно не такие, что это за безобразие!

Однако расту, взрослею, и теперь этот фильм я нежно обожаю и цитирую.

Особенности национальной охоты — художественный комедийный фильм Александра Рогожкина. Одна из самых популярных и цитируемых российских комедий. Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на фестивале «Кинотавр» . Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года .
Год создания: 1995 Страна: Россия Студии: Ленфильм , Роскомкино Продолжительность: 93 мин. Комедия Александра Рогожкина с Вилле Хаапасало, Алексеем Булдаковым, Виктором Бычковым, Семеном Стругачевым, Сергеем Куприяновым, Сергеем Русскиным и Сергеем Гусинским в главных ролях.

Молодой (молоденький-молоденький!) финн Райво, изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к сугубо мужской компании, во главе с армейским генералом, и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки.

Читайте также:  Чем можно убрать охоту у кошек

На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич, увлекающийся медитацией и японской культурой.

Вместо ожидаемой охоты финн сталкивается со сплошными попойками и приключениями. Фрагментарно фильм можно поделить на байки — случай с медведем в бане, фейерверк, история с сельским милиционером, который потерял пистолет, случай на ферме, история с коровой, которую перевозили в бомболюке современного бомбардировщика Ту-22М3 за бутылку водки, поездка на милицейском УАЗ для знакомства с местными доярками и т. д.
В суете выпивки и смешных казусов сама охота отходит на второй и даже третий план.
Вторая сюжетная линия — это грёзы финна Райво о настоящей русской охоте. Короткие эпизоды из дореволюционного периода периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники в отличие от горе-охотников основного сюжета за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» все-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.

В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Виктор Бычков играл в том фильме немецкого егеря, «злое лицо войны»)) Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр. Рыжую доярку сыграла Зоя Буряк, а темноволосую — супруга Вилле Хаапассало — Саара (сейчас они расстались).

Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров. Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин.

В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, но ни одно из животных в результате съёмок не пострадало.

Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи. Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т. н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.

Идея поставить картину об охотничьих приключениях финна в России принадлежит Михаилу Кирилюку, который стал директором фильма. Александр Рогожкин, к которому Кирилюк обратился с предложением экранизировать придуманную им историю, не только согласился стать режиссером проекта, но и сам написал сценарий.

Эпизод с погрузкой коровы в бомболюк самолета снимались в Псковской области, на военном аэродроме «Веретье» в городе Остров, поездки на катере и на моторках – на Ладожском озере, а сцены охоты (мечты Райво) — уже зимой, под городом Пушкиным.
Полное название фильма — «Особенности национальной охоты в осенний период».
В начале фильма Женя, когда они с Райво подъехали к воротам военной части, на вопрос подошедшего морского офицера «Вы на охоту?» отвечает «Да, да, на охоту, к генералу Булдакову». В сиквеле фильма, «Особенности национальной рыбалки», генерал носит фамилию «Иволгин».

Чтобы усыпить медведя для сцены фотографирования с ним «охотников», потребовалось две бутылки коньяка. Во время съемок эпизода медвежонок неожиданно проснулся и укусил Семена Стругачева. Именно этот дубль было решено оставить в окончательном монтаже картины.

В двух сценах – во время ожидания охоты на «лося», которым оказалась корова Кузьмича, и во время очередного застолья – Райво напевает ставшую через десять лет очень популярной песню «Полька Евы»
Роль коровы Кузьмича играли три буренки. Чтобы расцветка, количество и форма пятен на коже рогатых «актрис» были одинаковыми, художники перед каждой съемкой раскрашивали коров гуашью. Одна из коров, та, которую погрузили в самолет, вскоре после съемок отелилась. Теленок, в память о киношных приключениях его матери, был назван Летчиком.
Специально для съемок в картине актер Виктор Бычков за две недели отпустил бороду.
Все ружья, фигурирующие в кадре, принадлежали директору фильма Михаилу Кирилюку — единственному человеку в съемочной группе, увлекавшемуся охотой.

«На самом деле я не считаю свой фильм комедией», — рассказывал Александр Рогожкин. — «То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма. Я понимаю, что это довольно нелепый тезис, который нужно объяснить. Во-первых, научного коммунизма у нас никогда не было. Зато ненаучный был всегда. По крайней мере, в быту. Когда ты не думаешь о хлебе насущном, у тебя море водки и никаких проблем — это и есть «ненаучный коммунизм».
Несмотря на то, что фильм «Особенности национальной охоты» стал самой популярной отечественной комедией 1990-х годов, герои ленты сразу же стали всенародными любимцами, а их фразы, в особенности тосты харизматичного генерала Михалыча, стали крылатыми выражениями, сам Александр Рогожкин довольно скептически относился поначалу к своему фильму.

Читайте также:  Конфликт записки охотника тургенев

Актер Виктор Бычков вспоминал: «»Особенности национальной охоты» Рогожкин хотел уничтожить. Он снимал совершенно другое кино. Но так сложились обстоятельства, был такой кастинг, природа, и все жили счастливой коммуной, что получилось именно такое кино. И как честный человек, потративший государственные деньги, Рогожкин сказал: ну да, получился убогий ребенок, пускай на него кто-нибудь посмотрит». Вы себе другого такого режиссера совестливого себе еще представляете?

В 1995 году лента «Особенности национальной охоты» стала обладателем целого ряда призов и премий на различных фестивалях и киносмотрах: Гран-при Большого конкурса, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах (Чехия), главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, специальный приз жюри (Виктор Бычков) и приз кинопрессы на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, приз кинопрессы за лучший фильм года, приз «Золотой Остап» лучшему фильму года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру на Конкурсе профессиональных премий «Медный всадник» киностудии «Ленфильм», премия Российской Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль» (Алексей Булдаков), приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 год в категории «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов), Приз зрительских симпатий (Александр Рогожкин) на МКФ в Славутиче, Приз дирекции Фестиваля фестивалей в Санкт-Петербурге.

Что говорят нам образы в фильме

О чем же кино? Рогожкин секрета не раскрыл. Видимо, решил оставить все как есть. Мол, вы думаете, что комедия, пусть будет комедия. А между тем в ленте очень много моментов, образов, которые должны навести нас на решение загадок.

Фото: кадр из фильма

Русский народный дзен

Герои приезжают к егерю, тот медитирует в огороде. Meditatio — слово латинское, означает размышление, практика же чаще восточная, дзен, как говорят в Японии. Кузьмич — человек русский. Но интернациональные методики Востока ему нравятся: на его участке разбит японский сад камней, в одной из сцен он ест китайскими палочками, а смотрит вглубь себя по индийским технологиям.

Цель дзена — возвращение человека к самому себе через самосозерцание. Можно сказать, что фильм именно созерцательный. К тому же в картине как такового сюжета-то и нет. Это череда историй, которые переживают люди. Фильм начинается и заканчивается одними и теми же кадрами: охотой XIX века.

Фото: кадр из фильма

Один из маленьких, проходящих, но точных образов. В измененном состоянии сознания Кузьмич и Райво едут на свидание. Кузьмич начинается общаться на немецком языке, который, как он вспомнит утром, учил давно в школе, но совсем забыл. Райво его при этом понимает, но отвечает на финском.

В этой сцене можно найти отсыл к мифу о довавилонском столпотворении — времени, когда у людей был один язык и имена в нем соответствовали вещам.

Кузьмич между делом срезает в траве ананас и протягивает Райво, как что-то само собой разумеющееся. Будто и не на севере все происходит.

Фото: кадр из фильма

Райво ночью идет по улице и видит в небе вместо Луны планету Земля, повернутую Африкой в нашу сторону. Черный континент, как учит нас археология, — колыбель цивилизации. Возможно, герой картины в ином сознании в момент, когда за столом не осталось разных языков и все погрузились почти в медитацию, смог взглянуть на планету глазами своих предков или потомков. А возможно, беседка с героями вообще находилась вне времени и пространства в тот момент.

Фото: кадр из фильма

Райво сидит в засаде. Мимо него пробегает непонятное белое существо. То ли снежный человек, то ли леший. Для XX века — сенсация, для времен языческой Руси — обыденность. Чащи и рощи в славянской мифологии — священные места, населенные лешими и русалками. Славяне не только поклонялись своим богам в заповедных чащах, но даже браки с ними заключали.

Фото: кадр из фильма

Еще один, наверное, самый важный момент в фильме. Через сны Райво нас постоянно переносят на охоту в XIX век. Это мощный художественный образ. Но взглянем глубже. Говорят, во сне мы часто видим прошлые жизни. В пользу идеи реинкарнации говорит и то, что главные герои ленты присутствуют в снах Райво, только они другие, из другого века и говорят по-французски.

— Женя, мне кажется, это уже было, — говорит Райво своему собеседнику. — Сон, реальность.

— Да, мы живем вечно. Только забываем иногда об этом. Было все.

Оцените статью
Adblock
detector