День памяти трифона мученика покровителя охотников

День святого Трифона

Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат.

В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине!

Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон.

Это его на многих иконах изображают с соколом, существует мнение, что именно он первоначально изображался на гербе Москвы.

Как происходит так, что святой, родившийся и умерший в далекой стране, где и название сейчас другое и сотни лет с тех пор прошли, оказывается столько почитаем?

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей.

А дальше раскроем житие

«Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит».

Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).

Читайте также:  Аллен хоффман охотники за реликвиями

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику».

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Молятся мученику Трифону в устроении житейских дел, квартирных проблемах и сложностях со здоровьем.

“Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”

14 февраля празднуется день памяти св. Трифона

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, которого почитает как православная, так и римско-католическая церковь. В переводе с греческого имя Трифон означает «нежность», «деликатность», «участие». Благодаря нежной заботе и бескорыстному участию к ближним, святой с детства прославился как Божий избранник, отмеченный Его особой благодатью и наделенный чудесными дарами.

Содержание страницы

Житие мученика

Трифон родился во Фригии в селении Кампсада близ города Апамеи в семье благочестивых родителей, которые с детства привили сыну любовь к евангельским заповедям и молитве. Мальчик рос очень заботливым и сострадательным к окружающим, и потому его чистые детские молитвы легко возносились к Богу.

Первое чудо произошло со святым еще в детстве. Как-то раз маленький Трифон играл во дворе с соседскими ребятами. Дети так расшалились, что не заметили, как потревожили греющуюся рядом змею. Змея в ярости накинулась на одного из малышей и укусила его. Ребенку грозила неминуемая смерть, однако Трифон, испугавшись за товарища, стал горячо умолять Бога спасти его.

Сердечная молитва мальчика была услышана и произошло чудо: умирающий мгновенно исцелился, а о Трифоне с тех пор разлетелась молва, что он Божий избранник и по его молитвам происходят чудеса.

Через некоторое время в Кампсаде случилось несчастье: зреющие плоды и посевы атаковали полчища прожорливой саранчи. Насекомые быстро уничтожали урожай, а отчаявшиеся селяне не знали, что и предпринять, чтобы избежать грозящего им голода. Вспомнив о юном Трифоне, соседи в слезах обратились к нему с просьбой вымолить у Господа спасения от напасти. Отрок пожалел несчастных и выполнил просьбу. Молитва была услышана и саранча навсегда оставила эти земли.

Самое удивительное чудо произошло со святым угодником при дворе императора Гордиана, взошедшего на римский престол в 238 г. Император поклонялся идолам, однако к христианской вере относился с терпимостью и не преследовал ее приверженцев.

Читайте также:  Как нарисовать охотника по клеточкам

Полезные материалы

Была у него дочь по имени Гордиана. Многие чужеземные цари сватали за богатую невесту своих сыновей и будущее царевны казалось прекрасным. Но случилось несчастье: по Божьему попущению в девицу вошел злой дух и так ее мучал, ввергая то в воду, то в жаркое пламя, что за короткое время совершенно истомил несчастную и Гордиана на глазах начала угасать.

Император был в отчаянии. Лекари, призванные из разных земель, не могли определить причину внезапного недуга и не знали, как вылечить странную болезнь. Царевне становилось все хуже, но однажды, обитавший в ней дух сам неожиданно прокричал:

Стали искать Трифона. Много людей с этим именем побывало при дворе, но все они были бессильны помочь страдающей. Наконец, во Фригии отыскали семнадцатилетнего юношу, пасшего гусей, который тоже носил это имя. Трифона повезли в столицу. Как только святой стал приближаться к Риму, злой дух, мучавший царевну, узнал его и громко возопил:

Через три дня Трифон приехал в Рим. Император приветливо встретил его, однако пожелал убедиться, что святой действительно имеет власть над демонами. Он попросил юношу показать ему нечистого духа видимым образом.

Шесть дней Трифон строго постился, прибывая в уединении и молитве. А утром седьмого дня, когда в его келью вошел император с придворными, юноша, исполненный Святого Духа и получивший еще большую власть над бесами, строго произнес:

Тотчас предстал пред ними демон в образе черного пса с горящими глазами и огненным дыханием, волочащего по земле голову.

Трифон грозно спросил у демона:

Лукавый дух отвечал:

Видя это, Гордиан со свитой пришли в ужас. Многие язычники в тот день уверовали во Христа и приняли истинную веру. Щедро наградив святого, император отпустил его на родину. По дороге Трифон раздал полученные деньги нищим и, вернувшись в родное селение, продолжил свою богоугодную жизнь.

После смерти Гордиана императорский трон занял ярый идолопоклонник Декий Траян, приверженец старой римской религии, люто ненавидевший христиан. Во все концы Римской империи он разослал указы наместникам безжалостно искоренять христианскую веру, а ее сторонников убивать.

Дошел указ и до Кампсады. Правителем в этих землях был некий епарх Акилин. По его указанию святой был схвачен и доставлен в суд. Увидев благообразный лик юноши, Акилин пытался убедить его отречься от христианства и принести жертву богу Зевсу. Трифон же, сославшись на старинное предание, ответил, что Зевс – не бог, а бездушный истукан, прообразом которого был известный в древности чародей, творивший всякие мерзости, подобно злым духам.

Тогда рассерженный наместник стал грозиться предать святого огню. На это юноша кротко отвечал, что не боится огня угасающего, превращающего тело в пепел, а боится лишь огня вечного, который способен погубить душу. Святой бесстрашно заявил судьям, что с радостью претерпит все мучения, чтобы воссоединиться со Спасителем и принести себя в жертву Тому, Кто Сам принес Себя в жертву.

Речь Трифона разгневала епарха и он приказал воинам подвергнуть юношу жестоким мучениям. Три часа несчастного избивали палками, предназначенными для тренировки солдат. Потом привязали к лошади и заставили бежать босиком по острым камням. После твердого отказа Трифона поклониться изображению императора Декия, юноше пробили гвоздями ноги и так поволокли по центральной улице Никеи.

Страдалец мужественно сносил все испытания, лишь кротко моля Господа укрепить его силы и простить мучителей. Во время истязаний святому явился Ангел, держащий в руках драгоценный венец. Видя такое чудо, многие из присутствующих уверовали во Спасителя и приняли христианство.

Однако упорный и гордый правитель, пылая гневом, в безумстве приказал казнить юношу. Трифон был обезглавлен. Но, как известно из жития святого, Господь не оставил Своего избранника в страшный момент и принял его душу еще до казни.

Местные христиане хотели похоронить мученика в Никее, где совершилась казнь. Но святой явился во сне одному благочестивому мужу и предупредил, что должен быть погребен на родине, где совершит еще многие чудеса.

Почему святой считается покровителем охотников и рыболовов

Издревле на Руси святого Трифона горячо любили и почитали. Повсеместно чтить его память стали после события, произошедшего в 16 веке недалеко от Москвы.

Московский государь Иоанн Васильевич (Грозный) был заядлым любителем соколиной охоты. Однажды, преследуя раненого зверя, царь потерял в лесной чаще любимого кречета. Это сильно расстроило государя, и он приказал боярину Трифону Патрикееву, отвечавшему за птиц, отправиться на поиски пропавшего сокола. Если же птица не будет найдена, боярина ждала плаха.

Долго ездил по лесу несчастный сокольничий, слезно моля о помощи Господа и своего небесного покровителя, пока, вконец не обессиленный, не забылся глубоким сном под старой елью. Во сне явился ему святой Трифон, держащий пропавшего кречета на своей руке, и подробно объяснил, где найти птицу. Проснувшись, обрадованный боярин направился в указанное место и, действительно, нашел там царского любимца.

Когда молва об этом случае распространилась в народе, святому стали молиться о пропавших животных, прося его помощи в поисках питомцев. А со временем к святому стали обращаться с просьбами помочь в поисках и всякой пропажи.

Помощник в сохранении урожая на Руси

Почитают его и как покровителя урожая, помогающего сохранить посевы от истребления вредными насекомыми и грызунами, в старину его даже называли Трифон — мышегон.

Покровитель виноградарей в Болгарии и Сербии

В Болгарии, Сербии и Македонии святого, в первую очередь, почитают как покровителя виноградарей и виноделов. К Трифонову дню в этих местах приурочено множество народных обрядов.

Читайте также:  Патрон рекорд для охоты

К помощи мученика прибегают невинно оклеветанные и осужденные с просьбой избавить их от незаслуженного наказания.

Также существует множество свидетельств о помощи святого Трифона в поисках жилья и хорошей работы.

Как изображают на иконах

На иконах мученик всегда изображается в виде прекрасного юноши. Часто на одной руке его сидит сокол, а в другой может быть крест. В русской традиции святого любят изображать сидящим на коне, иногда перед разливающейся рекой с плавающими лебедями (гусями), напоминающими о том, что Трифон был пастухом.

Встречаются изображения с царским дворцом, императором Гордианом и его дочерью, напоминающие об удивительном чуде святого. Очень часто в композиции присутствует образ Спасителя, благословляющего с небес Своего избранника.

Многие иконы содержат сцены его жития и мученичества.

Болгарские и сербские иконописцы любят изображать святого Трифона со специальным ножом в руке. Это нож для подрезания виноградных лоз – символ того, что святой является покровителем садоводов и виноградарей.

Русский святой — прп. Трифон Печенгский

Преподобный Трифон Печенгский – русский инок, основавший самую северную обитель в России и Европе. Подвигом своей жизни он доказал, что с Божьей помощью для верующего человека нет невозможного. Суровый климат, многочисленные трудности, противостояние окружающих не способны поколебать верного истинному Пути подвижника, сделавшего своей целью просвещение людей и прославление Создателя.

Прп. Трифон Печенгский

В июне 1495 года в новгородских пределах в благочестивой семье священника родился мальчик, получивший при крещении имя Митрофан. С детства любил он церковные службы и старался приходить на них одним из первых. Однажды во время богослужения его сердце поразили слова:

В один из таких дней услышал Митрофан голос Спасителя, повелевающего ему покинуть отчий дом и уйти «в пустынные жаждущие земли». Не сразу уразумел Митрофан что это за места, но Бог открыл ему духовное зрение и юноша понял, что идти нужно к непросвещенным народам, незнающим Слова Божьего.

Послушный Воле Божьей, направляемый Святым Духом, Митрофан отправился в чужие края. Дух привел его к Ледовитому океану, в Кольскую область, где протекала река Печенга. Коренными жителями этих мест были лопари — народ, пребывающий в самом грубом невежестве.

Лопари поклонялись камням и утесам, рекам, озерам, горам, почитали диких зверей и морских животных, приносили им богатые жертвы. Селения были раскинуты вдоль берега Печенги чуть ли не на сто верст друг от друга.

Митрофан ходил вдоль берега и, мало по малу, с Божьей помощью заводил знакомство с местными жителями. Для начала он принял вид торговца и разговаривал лишь о купле товара, но вскоре стал больше общаться с лопарями и говорить о местной религии.

Постепенно он стал обращать их внимание на несостоятельность местных божков, их пустоту и ложность, вместе с тем рассказывая о Боге истинном, Создателе неба и земли. Рассказал и о Спасителе, пришедшем на землю пострадать за грешников.

Своими проповедями Митрофан вызвал яростное противостояние местных волхвов и чародеев. Языческие жрецы всеми силами старались навредить ему, требуя оставить эти места. В беднягу кидались камнями, избивали кольями, грозились предать лютой смерти. Но Господь невидимо хранил своего угодника, скрывая в скалистых расщелинах, а иногда даже невидимым образом проводил его мимо врагов.

Много лет проповедовал Митрофан среди лопарей. С Божьей помощью народ постепенно стал просвещаться, образовалась христианская община. На берегу Печенги построили деревянную церковь. Не было лишь рукоположенного священника, чтобы крестить новообращенных.

Митрофан усердно молился Господу об этом затруднении, и однажды встретил в тех местах инока Илию, возвращавшегося от финнов, куда посылал его с проповедью новгородский архимандрит Макарий. Илия освятил построенную церковь и провел обряд крещения, Митрофана же возвел в иноческий чин, совершив над ним постриг в монашество с наречением имени Трифона.

Через некоторое время церковь обросла постройками, образовалась небольшая обитель, куда приходили иноки и богомольцы со всех концов русской земли. Постепенно обитель расширилась, игуменом ее стал ученик Митрофана — Гурий. Однако тяжелы условия русского севера: суровые зимы и каменистая, малопригодная для земледелия земля не давали инокам возможности сделать достаточные продуктовые запасы.

Братии грозил голод. Тогда преподобный отправился в Новгород и другие большие города собирать милостыню для своих духовных детей. Странствия его длились 8 лет. За это время о праведнике распространилась молва как о чудесном целителе, излечивающем самые тяжелые недуги.

Во время скитаний посетил преподобный царский град Москву. Здесь произошло чудо, еще больше прославившее Печенгскую обитель.

Как-то утром царь Иоанн Васильевич с юным царевичем Феодором и боярами отправился к Литургии. По пути ему встретились два незнакомых инока. Государь пожелал узнать кто эти незнакомцы. Оказалось, один из них прибыл из Соловецкого монастыря, а другой – смиренный инок Трифон из Печенгской обители. Когда же царь захотел побеседовать с ними, иноки сделались невидимыми для прочих, чем немало всех удивили.

Следующим утром иноки вновь встретили царя. На этот раз они подали ему челобитные. После богослужения Иоанн приказал привести к нему старцев, и тут выяснилось, что «иноки» только что прибыли в город и еще не успели подать царю свои прошения. Велико было царское удивление, он понял, что стоят пред ним великие угодники Божии.

С тех пор Соловецкий монастырь и Печенгская обитель стали пользоваться особой царской милостью. В Печенгскую обитель Иоанн пожаловал колокола и церковную утварь, а царевич Феодор драгоценные одежды, чтобы их переделали на праздничные одежды священников.

Оцените статью
Adblock
detector