Датчики излучатель для эхолотов

Датчики для эхолотов

Любой эхолот состоит как минимум из двух частей: это сам электронный прибор и датчик. В зависимости от установки, датчики можно разделить на 4 категории. От его правильной установки очень многое зависит в работе самого эхолота. Вот давайте немного разберем датчики и их установку на лодку или катер.

Виды датчиков

Транцевые датчики

Самые популярные датчики, которыми комплектуются большинство продаваемых эхолотов. Стоимость их не велика, но от сюда, можно сказать и вытекают все его недостатки. На транце, как и положено, установлен лодочный мотор. Датчик соответственно крепится рядом с ним, а точнее рядом с гребным винтом, он ведь должен находится в воде. Он располагается чуть ниже корпуса. И вот в таком месте ему приходится работать в очень не простых условиях, постоянное движение, завихрения воды, пузырьки воздуха и т.п. А если лодка выходит на режим глиссирования, то датчик в большинстве своем перестает передавать какие либо данные на эхолот или данные передаются с большими погрешностями или перебоями.

На транец рекомендуется крепить датчики если длина лодки или катера не превышает 8 метров, а лучше и того меньше, исключение составляют короткие, быстроходные катера.

Есть еще и ригельное крепление датчика эхолота на транец. Угол транца по отношению к поверхности воды при это должен быть в пределах от 3 до 16 градусов. Если угол больше, то нужно будет под крепление подкладывать прокладку из пластика или дерева, т.к. датчик для нормальной работы должен быть немного наклонен в сторону движения судна.

В недостатки крепления датчика на транец можно записать еще и то, что его можно повредить при движении (он же выступает за пределы корпуса), он будет постоянно цепляться за траву, мусор, плавающий на воде и за разнообразные подводные препятствия (палки, коряги, бутылки).

Крепление внутри корпуса лодки

Датчик крепится на корпус катера, а точнее на днище и работает сквозь этот самый корпус. Такая установка возможно только на катерах из пластика, металл, дерево или сандвич (с воздушными полостями) не подходят. Т.к. датчик работает через материал корпуса, то тут важна его мощность. Зачастую в таком месте устанавливаются датчики мощностью от 1 до 4 кВт, эффективная глубина эхолокации которых составляет 300-3000 метров. Крепится он эпоксидной или полиэфирной смолой. Знаем случаи когда для крепления использовался пластилин, герметик и даже жвачка, но корректность работы эхолота с такими материала сравнительно не проверялась.

Недостатком такого места крепления является именно место крепления. Датчик работает через корпус, от сюда потери сигнала, снижение чувствительности и глубины сканирования. Обязательно нужно найти место, где стеклопластик плотный, без пузырьков воздуха или каких либо еще дефектов, т.к. все это будет мешать нормально работе эхолота, препятствовать прохождению сигнала.

Врезные датчики

Очень эффективное место для установки. Датчик врезается в днище катера и его работе уже ничего не мешает, ни мотор, ни поверхностный мусор, ни скорость. Формы, размеры и материал изготовления таких датчик разнообразны и каждый сможет подобрать для себя то, что ему нужно.

Главное правильно установить такой датчик. Сигнал от него должен идти строго вертикально вниз. На материал изготовления тоже нужно обратить внимание. Пластиковые датчики не ставят на деревянные корпуса, из-за разбухания дерева есть вероятность раздавить пластиковый корпус датчика, а бронзовые на алюминий из за электрохимической коррозии. По толщине обшивки и угла ее наклона подбирают высоту корпуса датчика и угол направления излучения сигнала (0, 12, 20 градусов).

Читайте также:  Рыбалка 40 лет победы

Врезные, наклонные датчики

Усовершенствованная модель простых врезных датчиков. У наклонных излучатель внутри корпуса жестко не закреплен, а имеет свободный ход на определенный угол, как правило, до 12 градусов. Мощность и эффективность у них такая же как и у обычных врезных. Такой тип предназначен для килевых корпусов катеров. И устанавливать его нужно также, просверлив в днище отверстие. Место лучше выбирать перед килем, рулем или винтом, в общем перед местом, которое создает в воде турбулентность. И опять же не забываем про соответствия материала датчика и корпуса судна.

Не забываем о том, что цена хорошего датчика может составить до половины стоимости самого эхолота.

Еще один вариант крепления датчика эхолота на транец (съемный вариант) с помощью ПВХ трубы от нашего читателя под ником Евген.

Спасибо за подробную информацию по установке. Все просто, удобно, дешево, надежно и практично. Берем себе на заметку.

Как выбрать датчик эхолота?

Если вы выбираете эхолот для рыбалки с лодки, «что-нибудь универсальное», и не планируете покорять большие глубины – уделите внимание параметрам датчика эхолота (трансдьюсера). Именно датчик определяет, что вы в итоге увидите на экране.

Как выбирать основные параметры трансдьюсера – рабочие частоты, доступные функционал, тип корпуса – мы разберем ниже.

Частоты датчика

Частоты эхолота – самый важный параметр и первый, на который вам нужно обратить внимание при выборе эхолота. Современные эхолоты работают в диапазоне 50-800 кГц. При этом диапазон 50-200 кГц относят к низким частотам, а 400-800 кГц — к высокочувствительным, высокочастотным лучам.

Вопреки распространенному мифу, нет специальных датчиков для пресной и морской воды. Другое дело, что «пробивание» (глубина проникновения сигнала эхолота в толще воды) в соленой воде ощутимо ниже, чем в пресной, из-за большей плотности и солености. Условно, если датчик видит в речной воде на 10 м в глубину, то в соленой увидит на 5 метров, в зависимости от солености водоема.

На этом параметре уже можно заметно сэкономить. Если вы выходите в море на глубину максимум 50 метров, вам будет достаточно купить датчик эхолота с максимальной глубиной 300 м. Не стоит, как многие, покупать эхолот с пробивной способностью до километра в пресной воде «про запас».

Эхолот эффективно работает на частотах 50-200 кГц, отображая рельеф дна, и отмечая найденные объекты галочками или «рыбками». Вместе с данными температуры, датчик которой сейчас есть практически в каждой модели трансдьюсера, вы получите полноценную картину происходящего под водой, чтобы не сесть на камень, выбрать хорошее место и удачно порыбачить.

Высокочувствительные лучи – 400-800 кГц – позволяют увидеть силуэты объектов под водой, мелкие детали рельефа, подробную структуру дна. Между тем, высокая частота сканирования создает некоторые сложности: во-первых, пробивная сила у высокочастотных лучей заметно меньше, во-вторых, работают они только в движении.

Луч с частотой 800 кГц бьет в пресной воде на глубину максимум на 26 метров, в соленой, соответственно, не глубже 17. Луч 455 кГц показывает большую пробиваемость – до 96 метров в пресной воде. Этого уже достаточно для хорошей рыбалки.

Читайте также:  Виброхвост твистер своими руками

При работе с высокочастотным датчиком эхолота вы должны двигаться со скоростью не менее 3 кмч, оптимально – до 16 кмч. Распространено мнение, что высокочувствительные лучи будут нормально работать на скорости до 80 кмч На самом деле это маркетинговая уловка. Сравните с собственным зрением — когда вы едете на автомобиле, вы просто не успеваете разглядеть каждую травинку, точно также происходит и с эхолотом.

Эхограмма диапазона 400-800 кГц наглядно демонстрирует структуру дна за счет цветной градации, таким образом, лучше подключать подобный датчик к цветному дисплею.

Современные эхолоты позволяют накладывать схематичное изображение низких частот на цветную диаграмму высокочастотного луча, создавая объемную, максимально четкую картину. По отзывам рыбаков, диапазон 400-800 кГц полезен для поиска конкретного вида рыбы: размеры и даже породу можно определить по форме силуэта.

Установка датчика эхолота

Датчики эхолота по способу установки делятся на:

  • транцевые – закрепляемые на транце лодки, в том числе с помощью струбцины;
  • врезные – устанавливающиеся в подготовленное отверстие в корпусе лодке;
  • вклеиваемые – закрепляющиеся на днище лодки изнутри и сканирующие «сквозь корпус».

Последние удобны тем, что не требуют ни дополнительных креплений, ни подъема лодки для установки. Однако отсутствие контакта с водой и наличие помехи в виде судового корпуса сказываются на качестве сканирования и точности измерений.

При установке врезного трансдьюсера важно учитывать килеватость корпуса (угол поперечного профиля). Сейчас в России ввозят датчики с разным параметром килеватости, чаще – нулевые, то есть устанавливаемые точно в киле, которые умельцы легко приспосабливают под выбранное место установки.

Если датчик выходит из воды, он теряет контакт со средой, искажаются данные сканирования. Струбцина для датчика эхолота должна быть такой длины, чтобы транцевый трансдьюсер всегда оставался в воде – даже если судно приподнимается на волне.

Как правильно установить датчик эхолота?

Рекомендуем устанавливать датчик эхолота на 10 см ниже поверхности воды – это мера позволит сохранить точность эхограммы при волнении ценой небольшой потери точности в измерении глубины.

Если вы подключаете несколько датчиков к одному дисплею, что особенно актуально для профессиональных моделей, обратите внимание, что датчики начинают глушить друг друга, если между ними расстояние меньше 30 см.

Кроме того, помехи эхолоту создают вибрация и пузыри от мотора, как и пузыри кавитации вдоль корпуса. Рекомендуем тщательно выбирать место установки, по возможности тестируя каждый вариант.

Чаще всего наши покупатели предпочитают вариант съемной струбцины для датчика эхолота – установка на транце оптимальна для большинства моделей, в том числе для надувных лодок.

Корпус датчика эхолота

Датчики эхолота бывают бронзовые и пластиковые. Важно при врезке датчика заподлицо учитывать материал его корпуса, чтобы предотвратить возможную коррозию. Впрочем, мы регулярно сталкиваемся с тем, что сочетаемость материалов корпуса и датчика совершенно не учитывается. Важно обратиться к хорошему мастеру.

Эхолот для зимней рыбалки

Особенность датчиков эхолота для зимней рыбалки – в удобной форме корпуса и способности сканировать сквозь лед. Однако у таких моделей есть ряд недостатков.

Во-первых, зимний датчик никогда не покажет рыбу, которая неподвижно «спит» у дна, а значит, вы пропустите заметную часть улова.

Читайте также:  Реальная рыбалка как сделать много денег

Во-вторых, пробиваемость через лед даже у таких специализированных датчиков невелика – максимум 30 см. Соответственно, для нормального обзора лучше провертеть лунку и опустить трансдьюсер прямо в воду, тогда он покажет нормальную картинку с небольшой погрешностью в измерении глубины.

Ключевое достоинство зимних датчиков – удобный корпус-«колокольчик». Обычные датчики, рассчитанные, например, на транцевое крепление, могут использоваться зимой, но их приходится дополнительно фиксировать. Все датчики эхолота изготавливаются из морозостойкого пластика или бронзы. Более того, обычный судовой датчик сонара зимой будет даже удобнее – поскольку покажет лучшую картинку, выделит термоклин, рельеф дна, отследит рыбу.

Обратите внимание, что зимой имеет смысл использовать датчики обычного диапазона – 50-200 кГц. Высокие частоты, как мы писали выше, бесполезны, если вы стоите неподвижно.

Оптимальный выбор эхолота

Можно сделать вывод, что оптимальный «универсальный» прибор – это пластиковый транцевый двухлучевой черно-белый эхолот, работающий в диапазоне 83-200 кГц. Такого прибора будет более чем достаточно, если вы выходите в акваторию на глубины не более 150 м. Средняя стоимость прибора – до 15 000 рублей.

В последнее время все производители выпускают «гибридные» модели датчиков, работающие во всем доступном диапазоне частот, поэтому наши покупатели, особенно любители троллинга, покупают четырехлучевые «гибридные» эхолоты с цветным экраном, получая и подробную эхограмму высокочувствительных лучей, и эффективную работу обычной эхолокации. Эхолот с 4хчастотным датчиком будет стоить около 20 тысяч.

Современные технологии значительно расширили возможности судового эхолота. К примеру, появилась возможность бокового сканирования, впередсмотрящие эхолоты, 3D-датчики.

Боковое сканирование позволяет эхолоту сформировать более развернутую картинку происходящего на дне. Дальность бокового сканирования также достаточно велика. Условно, если эхолот пробивает на 10 метров в глубину, то в сторону – на все 20 м. Качество картинки при этом не страдает.

Впередсмотрящие эхолоты, например модели Simrad Forwardscan, используются в качестве навигационного оборудования и позволяют осматривать рельеф дна и пространство перед судном, избегая мелей и помех. Однако из-за ширины луча такой эхолот чувствителен к глубине, и на мелководье он практически ничего не «видит».

3D-датчики, к примеру, StructureScan, формируют на основе данных эхолота полноценную трехмерную картинку с возможностью разворота на 180 градусов. На сегодняшний день это самый совершенный способ исследования происходящего под водой.

Абсолютно все эхолоты чувствительны к скорости передвижения – это обусловлено физической природой эхолокации. Оптимальная скорость движения лодки при работе эхолота – 5-8 кмч, максимальная – до 80кмч при работе в обычном диапазоне. При большей скорости прибор просто не успевает собирать результаты сканирования.

Бюджетные линейки у основных производителей:

Garmin – эхолоты Striker, с аббревиатурой DV – укомплектованные 4-хчастотным датчиком.

Lowrance – новые серии эхолотов Hook 4x, 5x, 7x, 9x. Все они комплектуются 4-хчастотным датчиком – или любым другим по вашему желанию.

Raymarine — серия картплоттеров-эхолотов Dragonfly DVS, отличается лучшим качеством изображения.

Также датчики Raymarine CHIRP обладает уникальным функционалом – «плавающей частотой». Эхолот сам выбирает оптимальную частоту для выбранной глубины, чтобы получить максимально качественное изображение. Таким образом, подстройка происходит без участия пользователя. По опыту наших покупателей, эхолоты Raymarine показывают лучшие результаты на больших глубинах – к примеру, позволяют различить хищника на глубине до 500 метров.

Оцените статью
Adblock
detector