- Как проверить эхолот в домашних условиях
- Разные модели – разные подходы
- Низкочастотные эхолоты
- Если вы подозреваете, что эхолот сломан
- Как проверить эхолот
- Как проверить низкочастотный эхолот
- Проверка в воздухе
- Физика процесса
- Как проверить высокочастотный эхолот
- Проверка в воде
- Проблемы отображения данных глубины с датчика
- 1. Потеря глубины при движении лодки
- 2. Потеря глубины в мелководье
- 3. Потеря дна над растениями
- 4. Потеря глубины при включении другого датчика эхолота
- 5. Не отображается глубина в любое время
- Эхолоты Lowrance, некоторые виды поломок и помощь в их решении.
- Проблемы с эхолотом и способы их устранения
- Помехи на дисплее
- 1. Проверка электрической системы:
- 2. Проверка на наличие электрических помех:
- 3. Кавитационные проверки:
- Дисплей не работает
- Дисплей зависает
- Нет показаний с датчика
- Неправильные показания глубины
- Ошибочные показания глубины или дна
Как проверить эхолот в домашних условиях
Эхолоты сегодня перестали быть редкостью. Очень многие рыбаки прибегают к помощи технических средств, чтобы получить максимум удовольствия от любимого хобби, обнаружив скопление рыбы. С таким прибором прийти домой с рыбалки «пустым» практически невозможно. Вместе с тем, когда приобретается новый прибор, хочется сразу же понять, работает ли он. Отправиться же на рыбалку прямо в день покупки вряд ли получится.
Что же делать? Есть ли какие-то способы проверить эхолот в домашних условиях? Можно ли воспользоваться прибором, не погружая его в воду?
Разные модели – разные подходы
Раньше многие эхолоты не допускали включения без погружения в водную среду. Если вы приобрели старую модель, внимательно изучите инструкцию, чтобы уточнить, можно ли использовать ее в воздушной среде.
Для проверки показаний и работоспособности ни в коем случае не подойдет ванна. Дело в том, что датчик эхолота обычно воспринимает глубину в 0,6 метра, а это значит, что погружения в ванну ему попросту не хватит. Узнать, корректно ли датчик реагирует, в таком случае не представляется возможным.
Однако если у вас в руках современная модель, то у нее может быть специальный режим, предназначенный для проверки. Он обычно носит название «Демо». Как проверить эхолот в домашних условиях в этом случае:
- перейти в выбор рабочих режимов устройства;
- установить демонстрационный;
- изучить показания прибора на корректность.
Вот так – просто и быстро – вы выясните то, что хотели знать.
Низкочастотные эхолоты
Конечно, демонстрационный режим существует далеко не у каждого эхолота. Однако если у вас низкочастотная модель, то есть работающая в диапазоне до 70 кГц, то такой прибор позволяет провести проверку без необходимого прочим моделям погружения.
Такие модели могут автоматически переходить в режим, похожий на демонстрационный, в котором можно проверить эхолот и в воздушной среде – низкие частоты отлично распространяются по воздуху.
Датчик обычно кладут на стол, чтобы он посылал ультразвуковую волну в потолок. Далее можно попробовать провести рукой, внести в поле действия предмет – датчик должен отреагировать на это и отобразить на дисплее соответствующую информацию. Вы убедитесь в том, насколько эхолот исправен, и как чутко он реагирует на приближение «рыбы».
Если вы подозреваете, что эхолот сломан
Вы продолжительное время пользовались эхолотом, и никаких проблем в его работе не возникало, но внезапно вы заметили, что он больше не показывает данные так же, как прежде? В таком случае также необходимо задуматься о проверке устройства.
Основными проблемами, которые обращают на себя внимание, могут быть:
- датчик щелкает, но не обнаруживает рыбу или некорректно отражает рельеф донной поверхности. Скорее всего, датчик пришел в негодность и требует замены;
- головной блок эхолота не видит датчика и потому предлагает пользователю режим симуляции. Это также может говорить о проблемах с датчиком, но может быть свидетельством проблемы с экранным модулем;
- эхолот просто не реагирует на кнопку включения. Это может быть проблема элемента питания, который достаточно заменить, чтобы прибор заработал снова. Но также это может оказаться более существенной неисправностью.
Проанализируйте поведение прибора, так вы сможете понять, какие компоненты искать для замены. С другой стороны, вполне разумно довериться сервисному центру, где диагностику проводят с применением специального оборудования. Далеко не всегда можно самостоятельно разобраться с возникшими неполадками, так что стоит выделить время на визит в сервис-центр.
Как проверить эхолот
После покупки эхолота в интернет-магазине, при совершении сделки в самом магазине или при приобретении прибора с рук хочется проверить работоспособность датчика и его нормальную связь с блоком управления.
Как проверить низкочастотный эхолот
Для эхолотов с частотой до 70 Гц можно предложить следующий способ.
Проверка в воздухе
Кладём датчик «на спину» на стол — расстояние до потолка получается в районе полутора-двух метров. Включаем эхолот. Выставляем вручную масштаб глубины на 10 метров, усиление максимум или почти максимум.
Прибор должен показать дно на глубине около 6-8 метров. Приподнимаем датчик — дно должно приблизится.
Помахав на высоте 70-100 см от датчика стеклянным предметом — например, рюмкой — можно вызвать «рыбный» сигнал.
Физика процесса
По физике всё объясняется просто. Скорость звука в воздухе примерно в 4 раза выше, чем в воде. А 1,5-2 метров до потолка недостаточно, чтобы полностью потерять сигнал эхолота, который в воздухе распространяется в разы хуже.
Умножая все расстояния в воздухе на 4 получаем расстояния в воде, на которые и настроен эхолот.
Как проверить высокочастотный эхолот
К сожалению, затухание высокочастотного сигнала в воздухе слишком высоко, поэтому фокус с потолком не проходит.
Проверка в воде
Понятно, что из магазина на берег не побежишь. А вот частного продавца можно попросить о демонстрации. Если нет лодки, или дело происходит зимой, в дело вступает смекалка.
Разумеется, прибор отрисовывает рельеф дна только в движении. В статике максимум, что он покажет — это дно на естественной глубине.
Ванна для таких экспериментов не годится.
Зимой делаем полынью хотя бы на полметра длиной.
Можно помахать датчиком в воде — должен быть отклик. Можно закохозить какой-то держатель датчика, типа штанги металлоискателя из подходящей палки или ПВХ-трубы и пробовать водить датчиком на глубокой воде с берега, например, с действующей пристани.
Главное при таких экспериментах — надёжно закрепить датчик и не выпускать из рук его провод, а штангу лучше привязать к поясу — если её выпустить из рук, оборвёт провод и утянет датчик.
Зимой нужно обязательно опускать датчик глубже нижней кромки льда, иначе покров даст ненужные помехи, проверка сорвётся.
Проблемы отображения данных глубины с датчика
Вот несколько советов, которые могут предупредить и решить проблемы работы датчика.
1. Потеря глубины при движении лодки
Это, вероятно, связано с кавитацией (турбулентностью) в воде, окружающей датчик. Преобразователь не может отправлять и получать сигнал через воздушные пузырьки. Для решения данной проблемы вам необходимо опустить датчик чуть ниже или переместить его в другое место.
2. Потеря глубины в мелководье
Из-за высокой чувствительности датчику может быть трудно зафиксировать молниеносное возвращение сигнала на малых глубинах. Отключите автоматическую настройку чувствительности и вручную уменьшите ее до тех пор, пока устройство не зафиксируется на дне.
3. Потеря дна над растениями
При троллинге в участках с густой растительностью и толщей воды 6 метров и меньше вы можете столкнуться с появление вертикальных полос, а также потерей изображения эхограммы и глубины. Во-первых, выполните мягкий сброс устройства через настройки. Затем перейдите на экран эхолота. В «Меню» выберите и включите ручной режим эхолота. Это оставит все в автоматическом режиме, кроме глубины. Установите диапазон для глубины, в которой вы находитесь, например, 0-10 метров.
4. Потеря глубины при включении другого датчика эхолота
Если одновременно работают два или более преобразователя, использующих одну и ту же частоту, один или несколько из них могут потерять показания глубины. Это похоже на две радиостанции, которые пытаются транслировать одну волну. На мелководье, если преобразователи установлены достаточно далеко друг от друга, проблем не возникнет. Однако чем больше глубина, тем шире лучи. Когда они пересекают друг друга, возникают помехи.
5. Не отображается глубина в любое время
Очистите нижнюю часть датчика. Убедитесь, что луч эхолокации смотрит вниз. Проверьте подключение вашего преобразователя к устройству. Затем проверьте пины разъема на предмет коррозии. А также кабель на изношенность.
Эхолоты Lowrance, некоторые виды поломок и помощь в их решении.
Как показывает практика, не всегда при поломке эхолота нужно обращаться в сервис и платить бешенные деньги. Зачастую поломка носит программный характер. И для решения проблемы надо всего лишь перезагрузить прошивку и «мозги» эхолоту, если сказать простым языком. По умному, это называется Хард ресет — HARD RESET.
Почти у всех моих знакомых рыбаков эхолоты фирмы Lowrance, и они как раз хороши тем, что хард ресет можно сделать на них без обращения в сервис. После этой операции прошивка эхолота полностью перезагружается и эхолот приходит в состояние нового, как только вышел с конвейера.
Через обычное меню эхолота этого не сделать. Нужно зайти в сервисное/инженерное меню прибора. Алгоритм действий следующий:
Для Hook-2 моделей 4х,5х и 7х
2) Одновременно нажать и не отпускать кнопку включения питания и стрелку вниз на джойстике. То есть держим нажатыми две кнопки.
3) Эхолот включится и появится логотип Lowrance.
5) Нажать кнопку страницы (она выглядит как квадратики для переключения страниц), нажимать 6 раз. На шестом нажатии будет страница с информацией об эхолоте и версией прошивки.
6) Нажать кнопку Enter (кнопка ввода, выглядит как кривая стрелка).
После этого эхолот сам перезагрузится и выполнит полный сброс (сбросятся и все ошибки программы в мозгах эхолота), и он перейдет в первоначальное состояние.
Если вы все сделали правильно, то после перезагрузки эхолот включится на английском языке, как будто новый и вы его включаете первый раз. Далее меняем язык на русский, настраиваем и радуемся если он стал нормально работать. Если не помогло, то значит дело не в программной поломке, тут либо накрылись мозги либо накрылся датчик. Из личного опыта помогает 8 из 10 раз.
Насколько помню из прошлой жизни, когда помогал сбросить еще древние модели. На старых моделях принцип примерно тот же, главное войти в сервисное меню при включении эхолота. Обычно комбинация питание плюс стрелка джойстика в одном из направлений, или питание и одна из кнопок + или -.
На более дорогих моделях Elite и HDS работает следующая комбинация:
2) Одновременно нажать и не отпускать кнопки «Питание» и обе кнопки плюс и минус (+ , -). То есть держим нажатыми три кнопки.
3) Раздастся звук включения эхолота.
4) Теперь нужно отпустить кнопку питания, но «+/-» продолжаете удерживать.
5) Держим эти две кнопки где то 15 секунд. Потом будет слышен характерный «писк».
После этого эхолот сам перезагрузится и выполнит полный сброс (сбросятся и все ошибки программы в мозгах эхолота), и он перейдет в первоначальное состояние.
Да и чуть не забыл! ВАЖНО! ВСЕ НАСТРОЙКИ, ТОЧКИ, МАРШРУТЫ все это, при «хард ресете» будет стерто! Не забывайте сохранить если оно вам дорого!
Лоренсы в принципе надежные и редко ломаются наглухо. А в целом я заметил, что Lowrance сделанный в на юге Северной Америке (в Мексике) надежнее и реже ломается чем Humminbird сделанный в Китае. И Последний кстати я как ни пытался так и не смог перезагрузить в домашних условиях «на коленке».
Надеюсь моя статья оказалась интересной и полезной. Если есть вопросы задавайте в комментариях, буду рад поделиться своим опытом. Удачи в жизни и на рыбалке! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, рыбак рыбака лайкнет издалека!
Проблемы с эхолотом и способы их устранения
Если ваш эхолот или эхолот работает неправильно, эти процедуры помогут вам выяснить в чем причина
Современная электроника значительно улучшила производительность и надежность эхолотов, но иногда они выходят из строя и начинают работать неправильно. Выходная мощность блока эхолота важна с точки зрения диапазона и разрешения. Чем выше выходная мощность, тем больше диапазон глубины и возврат сигнала. Датчики глубины обычно состоят из кристалла, состоящего из различных элементов, и именно этот кристалл или пьезоэлектрический элемент преобразует электрический сигнал в акустический. Никогда не трясите и не ударяйте датчик, поскольку при этом можно повредить кристалл.
Большинство эхолотов работают на частоте 200 кГц. На акустические сигналы влияют морская вода и донные образования, а также биологический материал (водоросли и планктон) и взвешенные частицы (ил, растворенные минералы и соли), а также плотность воды, соленость и температура. Перед устранением неисправностей ознакомьтесь с инструкцией и убедитесь, что все настройки верны. Убедитесь, что для параметров выбрано значение «Авто» или значение по умолчанию — «Заводские настройки». Для каждой проблемы ниже, если ничего не помогает, попробуйте выполнить сброс настроек к заводским настройкам.
Помехи на дисплее
Если дисплей блеклый, мигает или просто отключается, выполните следующие действия. Если на дисплее туман и признаки конденсации, устройство требует технического обслуживания в сервисном центре.
1. Проверка электрической системы:
Убедитесь, что напряжение питания на аккумуляторе нормальное, около 12 вольт. Если оно слишком высокое, при работе двигателя, возможно, возникла проблема с регулятором генератора.
Часто бывает, что дисплеи не светятся, если эхолот подключен к аккумулятору запуска двигателя. При этом, во время запуска двигателя, и может произойти скачок напряжения или провал. Проблемы с подключением являются основной причиной падения напряжения, и это может быть вызвано проблемами на распределительной панели или на аккумуляторе. С помощью мультиметра проверьте уровень напряжения на штекере эхолота при включенном и выключенном двигателе. Если уровень напряжения на аккумуляторе намного выше, чем на эхолоте, то, скорее всего, проблема с подключением.
Убедитесь, что все контакты источника питания правильно соединены, затянуты, а вилки прямые, без следов коррозии. Проверьте предохранитель на наличие следов коррозии. Если устройство питается от автоматического выключателя, проверьте выводы на нем, а также несколько раз включите и выключите его.
2. Проверка на наличие электрических помех:
Первоначально проверка на наличие электрических помех означает отключение всего прочего электрического оборудования. Во многих случаях помехи вызывают двигатели, в частности системы зажигания подвесных двигателей и системы зарядки. Выключите все, а затем постепенно запускайте двигатель и по очереди включайте остальное оборудование, чтобы определить источник помех. Если помехи все еще остаются, когда все выключено, у эхолота скорее всего неисправна функция автоматического подавления шума.
Всегда проверяйте, чтобы кабели были установлены вдали от кабелей с большим напряжением. Никогда не устанавливайте кабели эхолота рядом с кабелями регистрации скорости, поскольку могут возникать значительные помехи. Помехи также могут быть связаны с кавитацией
3. Кавитационные проверки:
Кавитация вызвана турбулентностью воды, и представляет из себя процесс образования и последующего схлопывания пузырьков в потоке жидкости. Этот процесс может может существенно повлиять на работу датчика. На малых скоростях поток воды относительно плавный. Когда лодка начинает двигаться со скоростью, на поверхности датчика появляются пузырьки воздуха. Передаваемые сигналы отражаются от воздушных пузырьков, что вызывает шум и маскирует акустические сигналы. Подводная турбулентность вызвана формой корпуса лодки или подводными препятствиями, а также фактическим потоком воды при работе двигателя.
Установленные на транце преобразователи должны быть правильно расположены и установлены во избежание турбулентности. Установка датчика имеет решающее значение, и он должен быть установлен в зонах с минимальной турбулентностью или вдали от основных областей обтекания корпуса.
Если вы сделали сброс к заводским настройкам, и все эти действия не сработали, вам придется обратится в сервисный центр .
Дисплей не работает
Если эхолот включается, но на экране нет изображения, нужно проверить эти элементы.
- Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
- Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии. Убедитесь, что разъемы и контакты разъема не согнуты. Соблюдайте осторожность при их выпрямлении, так как они довольно хрупкие. Разъемы часто вставляются неправильно или не закрепляются, что приводит к коррозии.
- Выполните проверку предохранителей и соединений автоматического выключателя.
- Отсоедините разъем от датчика глубины и убедитесь, что блок эхолота включен.
Дисплей зависает
- Если дисплей эхолота зависает, проверьте следующее:
- Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
- Убедитесь, что звуковой модуль включается.
- Убедитесь, что два эхолота не работают одновременно. Две лодки, использующие эхолоты в непосредственной близости, могут создавать взаимные помехи при использовании одинаковых акустических частот.
- Выполните базовую проверку помех как указано выше.
- Проверьте все кабели на наличие повреждений, порезов или других изъянов. Установленные на транце кабели глубинных преобразователей очень подвержены повреждениям.
Если дисплей по-прежнему темный, вам понадобится помощь сервисного центра .
Нет показаний с датчика
Если эхолот работает, но нет показаний с датчика, выполните следующие тесты:
- Для нового эхолота проверьте, правильно ли установлен датчик.
- Выполните базовые проверки электрической системы как при неисправностях дисплея.
- Осмотрите датчик на предмет повреждений или каких-либо препятствий вокруг лицевой поверхности. Осмотрите на наличие признаков повреждений лакокрасочное покрытие. Чистите поверхность датчика, используя теплую мыльную воду, а не абразивные материалы. Не наносите краску против обрастания на поверхность датчика. Небольшие пустоты и пузырьки воздуха в краске снижают чувствительность.
- Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии.
- Убедитесь, что ваш эхолот не пытается вычислить глубину за пределами своего диапазона. Настройки верхнего и нижнего пределов могут быть установлены для региона, где очень глубоко. Обратитесь к руководству пользователя для получения информации о чувствительности устройства и проверьте правильность настроек. Регулятор чувствительности настраивается или отключается. Если устройство настроено с низкой чувствительностью, оно не будет обнаруживать детали дна. Высокие настройки чувствительности возвращают сигналы от всего и загромождают экран. Большинство эхолотов и эхолотов имеют автоматическую регулировку чувствительности, которая компенсирует условия окружающей воды и глубину.
- Проверьте нет ли чрезмерной кавитации у винта лодки. Кроме того, выбитые или согнутые опоры на скоростных лодках могут усугубить это состояние.
- Там, где на лодке установлен переключатель датчика, отключите все датчики и подключите его к эхолоту. Переключатели могут вызвать проблемы.
Если все эти действия не помогают, вы находитесь за пределами зоны «сделай сам» и вам нужна помощь специалистов сервисного центра .
Неправильные показания глубины
Если ваш эхолот показывает неправильную глубину, сделайте следующее:
- Если это новая устройство, проверьте правильность расположения датчика.
- Осмотрите датчик на предмет повреждений.
- Убедитесь, что рядом нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
- Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.
- Выполните базовую проверку кавитации.
- Убедитесь, что верхний и нижний пределы глубины установлены правильно.
- Осмотрите кабели преобразователя на наличие повреждений.
Ошибочные показания глубины или дна
При получения ошибочных значений глубины или дна смотрите предыдущие советы по устранению неполадок, а затем попробуйте следующее:
- Для нового устройства проверьте правильность расположения датчика.
- Убедитесь, что нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
- Выполните базовую проверку на помехи.
- Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.
Обращайтесь в профессиональный сервисный центр Remphone за консультацией и для ремонта эхолотов!