Датчик для впередсмотрящего эхолота

Смотрим вперед: тестирование впередсмотрящих эхолотов Echopilot, Simrad и Garmin

Каждый судоводитель желает быть полностью осведомленным о пространстве не только под судном, но и вокруг него, особенно впереди. Морские рельефы таят в себе множество опасностей и, если лодка хорошо идет уже несколько часов к ряду это совершенно не исключает того, что в следующую секунду рельеф дна круто поменяется, и можно сесть на мель. Естественно, традиционные эхолоты сообщат о подводных изменениях, только это произойдет уже тогда, когда что-либо предпринимать будет поздно.

С давних времен при подходе к опасным или неизвестным участкам, судоводители стараются найти самый оптимальный путь. Зная свои точные координаты и располагая картой местности, они составляли специальные безопасные маршруты. Однако такая технология выручит далеко не в каждой ситуации. Так, например, для многих водных участков и по сей день нет достоверных карт, а что уже говорить о коварных блуждающих мелях!

Данная проблема давно волновала разработчиков навигационного оборудования, и, собственно, благодаря ей на свет появились впередсмотрящие эхолоты.

Многие годы пальма первенства производства впередсмотрящих эхолотов принадлежала компании Echopilot. Продукция Echopilot была широко распространена, а если кто-то и пытался отбить данный рынок, то очень быстро сходил с дистанции. В последнее время ситуация изменилась и, естественно, не в пользу Echopilot. Корпорация Navcom, включающая в себя бренды Lowrance, Simrad и B&G, наконец таки обратила внимание на столь привлекательную нишу и выпустила трансдьюсер для впередсмотрящих эхолотов и обновила ПО для SonarHub. Также и небезызвестная компания Garmin представила на рынке новый рыбопоисковый эхолот с возможностью обзора пространства впереди судна. Echopilot и Navcom являются непосредственными конкурентами, так как их продукция схожа между собой, а вот Garmin стоит немного в стороне так как его эхолоты, в первую очередь, заточены для поиска рыб.

Эксперты PBO отобрали для исследования 5 впередсмотрящих эхолотов: 3 модели Echopilot и по одному представителю Simrad и Garmin. Тестирования проходили в гавани Пул в Великобритании.

Echopilot FLS 2D (со стандартным датчиком)

Впередсмотрящий эхолот Echopilot FLS 2D имеет несколько вариантов поставки: со стандартным или профессиональным датчиком. Первый подходит для установки на небольших судах, а второй, соответственно, для крупных представителей водного транспорта. Соотношение цена/качество у вариаций также различное. Прежде чем приступить к рассказу о результатах тестирования хочется сразу отметить тот факт, что это единственная модель из нашего списка с персональным дисплеем.

Монтаж эхолота крайне прост, необходимо только закрепить трансдьюсер в днище, соединить его с дисплеем посредством кабеля и включить питание. На дисплее Echopilot FLS 2D представляется продольное сечение подводного пространства впереди судна. Все отраженные сигналы выводятся на экран в виде скопления разноцветных точек. Цветовая маркировка точки указывает на мощность отраженного сигнала (красный цвет соответствует максимальной мощности)

Регулировка масштаба идет в автоматическом режиме, но возможен переход и в ручной режим. При первом знакомстве с эхолотом управление вызовет некоторые сложности, так как для правильной интерпретации получаемой информации потребуется практический опыт. Например, вертикальная линия из красных и желтых точек, обозначает небольшое препятствие (цепи или сваи). Для определения дальности просмотра впередсмотрящего эхолота, его луч направлялся на глухую бетонную стену. На мониторе препятствие было хорошо видно на расстоянии около 100 метров, более мелкие препятствия отчетливо просматривались с 10-ти метрового расстояния. Для того чтобы небольшие объекты были видны нос судна должен смотреть прямо на них, что обуславливается определенной узостью угла обзора.

Определенные проблемы возникают при прохождении мелких водоемов с илистым дном: в режиме автомасштабирования Echopilot FLS 2D не вполне корректно определяет реальную глубину водоема. В ручном режиме происходит более грамотная фильтрация сигналов, хотя некоторые колебания уровня глубины все равно остаются. Впередсмотрящий эхолот с профессиональным датчиком продуцировал более чистый сигнал, а вот большие препятствия идентифицировал только с расстояния 80 м.

Читайте также:  Рыбалка щука поверхностные приманки

Echopilot FLS Platinum

Обычная комплектация Echopilot FLS Platinum включает бронзовый датчик, интерфейсный и видео блоки. Последний имеет как композитный, так и S-выход (через него данные выводятся на дисплей). Для получения более высокого разрешения эксперты рекомендуют подключать дисплей именно к S-выходу. Управление эхолотом происходит с помощью внешней клавиатуры, которая подсоединяется к видео блоку. Данный впередсмотрящий эхолот очень схож с предыдущей моделью и в своих плюсах, и в минусах:

  • информация выводится на экран точно в таком же точечном формате;
  • отчетливо разглядеть отвесную стену удается с расстояния 90 м;
  • при проходе мелководных водоемов с илистым дном возникают те же трудности с идентификацией настоящей глубины.

Кроме того, Echopilot FLS Platinum не отдает должного внимания узким объектам (например, цепям): они то появляются, то исчезают с экрана. Возможно, это объясняется узким лучом. Во время испытания эхолот транслировал на дисплей данные о сложных скалистых поверхностях, хотя делал это крайне хаотично.

Echopilot FLS 3D (с 2-мя датчиками)

Echopilot FLS 3D является флагманом всей линейки эхолотов данной фирмы. В нем реализован совершенно иной подход, чем в эхолотах других производителях. Комплект поставки модели включает в себя 2 шахты, в каждой из которых находится по 2 датчика. На основе информации, получаемой со всех трансдьюсеров, эхолот транслирует на монитор сегмент подводного пространства шириной 60°.

Для правильной обработки поступающей информации из нескольких источников данный эхолот снабжен специальным микропроцессором. Итоговое изображение в виде 3D картинки является результатом слаженной работы датчиков, интерфейсного блока и процессора. Цветовая градация по мощности отраженного сигнала точно такая же как и в уже рассмотренных эхолотах, поменялась только форма представления материала. 3D изображение легко прочесть даже неопытному пользователю.

Все рельефы отображаются на нем как бы немного сглаженными, а отвесные стены кажутся слегка наклонными. Следует учесть, что для формирования трехмерной картинки у впередсмотрящего эхолота уходит больше времени, что сказывается и на общих результатах. Так, вертикальную стену он видит только с расстояния в 35 метров. Тестировщиков поразил и тот факт, что, при непосредственном приближении судна к отвесной стене, эхолот показывал глубину водоема за ней. При правильно направлении луча береговые линии и мелкие объекты (швартовочные цепи) отчетливо видны. На основе приведенной информации можно заключить, что Echopilot FLS 3D будет незаменимым устройством при прохождении рек и фарватеров.

Simrad Forward Scan ®

Трансдьюсер данного эхолота адаптирован под дисплеи Simrad. Это исключило необходимость присутствия отдельно видео блока, но вот интерфейсный блок для связи плоттера и датчика все же присутствует. Для начала работы впередсмотрящего эхолота достаточно только установить датчик и обновить имеющееся ПО. По умолчанию на дисплей выводятся уже обработанные данные в двухмерном формате. Отличительной особенностью Simrad является отображение максимально вероятного профиля дна. Эхолот Simrad поддерживает одновременный вывод обработанных и «сырых» данных, которые традиционно отображаются в виде разноцветных точек. В режиме трансляции обработанных данных вертикальная стена была идентифицирована с расстояния 60 м, однако при включении дополнительного вывода «сырого» материала, препятствие угадывалось уже с 80 метров. При проходе мелких илистых водоемов линия рельефа пропадает с монитора, поэтому здесь необходимо включить трансляцию необработанных данных. В таком случае дно снова появится на экране, но уже в виде точек. Simrad Forward Scan устанавливается в уже имеющуюся систему, в которой данные о глубине водоема идут от специального датчика. Это обуславливает получение более точной информации о глубине.

Garmin Panoptix PS31 (датчик)

Данный трансдьюсер подключается к плоттерам производства Garmin по сети Ethernet. Помимо самого Garmin Panoptix PS31 в комплектацию входят 2 крепления: для транца и для оси троллингового мотора, с которым трансдьюсер может поворачиваться. Поскольку датчик выступает за край транца под углом 45° и, соответственно, увеличивает силу трение, он совершенно не подходит для парусных судов. К тому же, на большой скорости модель теряет изображение. Предыдущие эхолоты этим не грешат. Устройство предлагает 2 режима просмотра: LiveVu и RealVu 3D. Первый режим стал уже классикой для рыбопоисковых эхолотов: синий фон со смазанными линиями различных цветов в зависимости от силы сигналов. В режиме RealVu 3D эхолот выстраивает трехмерное изображение подводного сектора впереди судна шириной в 60°. Принцип построения и трансляции картинки такой же как и в Echopilot FLS 3D за одним только исключением: эхолот Garmin непрерывно перерисовывает изображение в соответствии с поступающей информацией.

Читайте также:  Поплавок для зимней удочки оснастка

В ходе испытаний Garmin Panoptix PS31 показывал более скромные результаты по дальности определения препятствий. Например, вертикальная стена идентифицировалась им только с 40 метров, но зато детализация изображения была на высоте. В 3D режиме эти показатели еще более уменьшились, зато он поддерживает отображение «сырых» данных, которые накладываются на трехмерный рисунок в виде точек. Поскольку Garmin Panoptix PS31 непрерывно перерисовывает картинку, то, для ее формирования эхолоту постоянно нужны новые данные. По мере удаления от интересующего объекта объем поступающих данных уменьшается и финальная картинка становится все боле фрагментарной. Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что главная задача Garmin Panoptix PS31- максимально точно прорисовать ближайшее окружающее подводное пространство. Это, кстати говоря, совершенно логично для рыбопоискового эхолота.

В заключении следует отметить, что если основная задача приобретаемого эхолота будет предотвращение столкновений, то стоит рассмотреть модели Echopilot и Simrad. Если же в приоритете поиск рыбы, то представитель Garmin прекрасно справиться с возложенными на него обязанностями.

Впередсмотрящий эхолот

#1 raids

Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 620 сообщений
    • Из: Moscow

    Вылетев вчера пару раз на мель на Московском море очень всерьез задумался о впередсмотрящем эхолоте.
    Кроме INTERPHASE ничего не нашел — неужели в данной области есть монополия?

    Собственно кто порекомендует НЕДОРОГОЙ впередсмотрящий эхолот для пластикового 5 метрового катера?

    #2 lazycat

  • Основной экипаж
  • 79 сообщений
    • Из: Moscow

    Вылетев вчера пару раз на мель на Московском море очень всерьез задумался о впередсмотрящем эхолоте.
    Кроме INTERPHASE ничего не нашел — неужели в данной области есть монополия?

    Собственно кто порекомендует НЕДОРОГОЙ впередсмотрящий эхолот для пластикового 5 метрового катера?

    Есть и еще модели, однако стоят они похожие деньги. Кстати, не уверен, что на Московском море Вашему катеру поможет впередсмотрящий эхолот, так как он смотрит впереди не более чем на пять глубин под Вами (это простейшая геометрическая задача). Поэтому, думаю, что Вам все же достаточно простейшего фишфайндера, который Вам юудет рисовать тенденцию падения глубины, это будет стоить Вам не дороже 6000 рублей.

    Имеет смысл только при водоизмещающем режиме движения и на акваториях без резких подъемов глубин . и то спорный вопрос. Обычный эхолот + картплоттер с актуальной навигационной обстановкой + здравый смысл. а все впередсмотрящее, на мой взгляд, баловство.

    5 глубин это в идеале. В реале — 3!

    Вот тут обсуждалось. Подробно, с тестами и т.д.
    http://katera.ru/for. owtopic.
    ЗЫ Furuno так и не выпустил собственый яхтенный сонар. Решили не позориться!?

    #3 Resident

  • Капитан
  • 1 418 сообщений
    • Из: Hamburg
    • Судно: LM 30
    • Название: MS «Grete»

    Вылетев вчера пару раз на мель на Московском море очень всерьез задумался о впередсмотрящем эхолоте.
    Кроме INTERPHASE ничего не нашел — неужели в данной области есть монополия?

    Собственно кто порекомендует НЕДОРОГОЙ впередсмотрящий эхолот для пластикового 5 метрового катера?

    #4 lakirovka

  • Инженер
  • 1 275 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Сани фокса
    • Название: Ветрогон

    Вылетев вчера пару раз на мель на Московском море очень всерьез задумался о впередсмотрящем эхолоте.
    Кроме INTERPHASE ничего не нашел — неужели в данной области есть монополия?

    Собственно кто порекомендует НЕДОРОГОЙ впередсмотрящий эхолот для пластикового 5 метрового катера?

    #5 Resident

  • Капитан
  • 1 418 сообщений
    • Из: Hamburg
    • Судно: LM 30
    • Название: MS «Grete»

    ЖЕСТЬ!
    Сколько терли про это!
    Купить картплоттер с толковой картой, установить сигнализатор мели по курсу километров на пять вперед и можно гонять.
    Андрей

    #6 lakirovka

  • Инженер
  • 1 275 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Сани фокса
    • Название: Ветрогон

    главное шоб курс был всегда в «открытое море»

    #7 Kott

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 822 сообщений
    • Из: Обнинск
    • Судно: Волга
    • Название: Доделаю-придумаю 🙂

    ЖЕСТЬ!
    Сколько терли про это!
    Купить картплоттер с толковой картой, установить сигнализатор мели по курсу километров на пять вперед и можно гонять.
    Андрей

    #8 lakirovka

  • Инженер
  • 1 275 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Сани фокса
    • Название: Ветрогон

    «Картплоттер с толковой картой» про топляки в реальном времени знает. и про мели на реках где судового хода нет.

    #9 maxik

  • Администратор
  • 2 209 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: 34 фута
    • Название: Ирида

    Это утверждение тоже правильное.
    Мои любимые объекты:
    Паллета обыкновенная (дети пытаются плавать на них)
    Намокшая деревянная катушка от силового кабеля (весело можно скатить с берега).
    Рыбак в камуфляже, на камуфляжной лодке на судовом, в сумерках при плохой видимости.
    Из последних — часть полуметровой трубы в диаметре на судовом. Видать причал чей-то снесло.
    Тут нужен здравый смысл и мозг рулевого
    Я бы сравнил бы это так:
    Гонять на машине, по заросшему полю, ориентируясь на парктроник, чтобы не врезаться в бетонные столбики, камни, остаки косилок и плугов.

    #10 lakirovka

    Читайте также:  Рейтинг спиннингов для легкого джига
  • Инженер
  • 1 275 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Сани фокса
    • Название: Ветрогон

    В общем да, хотя вот мне, на парусной лодке, такой эхолот реально может помочь. Только мне не вполне понятно, как он будет себя вести на кренах. Так что пока в раздумье. Ну и дырка у меня под эхолот сделана позади киля и чуть в стороне от диаметральной плоскости, не понятно, можно ли его в эту дырку засунуть, будет ли работать. Новые дырки, тем более в килевом брусе, сверлить очень не хочется.

    Тут я не советчик. На яхтах (парусных) ходят боги! (Без сарказма)

    У меня все просто. Транец — датчик — глубина под кормой, где самое ценное — сапог мотора. Отслеживаю тенденции при подходе к берегу или проходе по старому руслу, крутя головой, высматривая изменение рябушки на воде, кувшинок, травы и пр.
    Если датчик изменил свое положение (может ради своей безопасности отстегиваться) и соорентировался под углом, то кажет большую глубину, соответственно.
    Я еще рыбу им ищу, определяю термоклин, выясняю, что там в яме. Затонувшая бутылка с пузырьком воздуха или сом усатый притаился (глядя на дуги). Ну еще датчик показывает скорость и температуру (что записывает плоттер в память)
    Самое стремное — топляк на воде и конечно же — сети. Их увидит (почуствует) только рулевой.

    #11 Vada

  • Капитан
  • 6 072 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Собственно кто порекомендует НЕДОРОГОЙ впередсмотрящий эхолот для пластикового 5 метрового катера?

    #12 maxik

  • Администратор
  • 2 209 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: 34 фута
    • Название: Ирида

    Впередсмотрящий эхолот вещь бестолковая и бесполезная. На ту дистанцию что он видит, маневра толкового не совершить.

    #13 Vada

  • Капитан
  • 6 072 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    ну на паруснике-то почему? Скорость, грубо, 10 км/ч, соответственно около 3 метров в секунду. Судя по описанию, такой эхолот видит вперед на 100 метров. То есть на маневр есть около 30 секунд.

    Сообщение отредактировал Vada: 18 августа 2009 — 12:37

    #14 maxik

  • Администратор
  • 2 209 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: 34 фута
    • Название: Ирида

    Не верьте рекламным проспектам. 100 метров, но под каким углом? 20-30 градусов? И что это за глубина будет? 10 метров? Гы
    А меньше глубину он не видит. Быдите от 10м изобары шарахаться?

    То есть Вы считаете, что и на парусник установка такого эхолота неоправданна?

    #15 Vada

  • Капитан
  • 6 072 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    То есть Вы считаете, что и на парусник установка такого эхолота неоправданна?

    Сообщение отредактировал Vada: 18 августа 2009 — 13:07

    #16 maxik

  • Администратор
  • 2 209 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: 34 фута
    • Название: Ирида

    Уверен в этом.
    Предположим, для вас критична глубина 2м. Эхолот с углом 20 град достоверно увидит эту преграду с 6 метров. Яхта идет 6 узлов (3 м/с). Ну и что вы успеете за 2 сек? Но надо учитывать, что эхолот у вас установлен не на самом кончике носовой оковки. Ну руля еще крутануть успеете, но и только.
    Вобщем, терли об этом уже перетерли. До дыр.

    #17 БАР

  • Инженер
  • 21 265 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    #18 maxik

  • Администратор
  • 2 209 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: 34 фута
    • Название: Ирида

    Но в приличных водоемах с чистой водой эту функцию прекрасно выполняет матрос на баке. Дно на таких глубинах уже проглядывается. Правда только в светлое время суток.

    #19 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Так для чего-то ж они выпускаются.

    Оцените статью
    Adblock
    detector