- Трансдьюсеры
- Высоко эффективные датчики трансдьюсеры
- Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота
- Трансдьюсеры для эхолотов, МФД и индикаторных систем
- Высоко эффективные датчики трансдьюсеры
- Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота
- Трансдьюсер (датчик) для эхолота
- Рабочие частоты датчиков
- Способы установки датчика эхолотов
- КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДАТЧИК БОКОВОГО ОБЗОРА
- ВЫБИРАЕМ МЕЖДУ TOTALSCAN, HDI, LSS И 3D.
- И ТАК, ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ДАННЫЕ УСТРОЙСТВА?
- ДАТЧИК TOTALSCAN
- STRUCTURESCAN 3D (SS3D)
- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
- ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМСЯ С САМЫМ ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ: ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАТЬ?
Трансдьюсеры
Трансдьюсеры (датчики эхолота) делятся на несколько типов в зависимости от способа их установки:
с креплением на транец (Transom Mount), с креплением сквозь корпус (Through Hull) или для установки внутри корпуса судна (In Hull).
Для каждого типа эхолотов используются определенные датчики трансдьюсеры.
Высоко эффективные датчики трансдьюсеры
Для получения максимальной эффективности используйте профессиональные датчики трансдьюсеры совместимые с цифровыми модулями.
Вы можете выбрать датчик с внешней либо внутренней установкой. Датчики для внутренней установки позволяют избежать кавитации на больших скоростях.
Dragonfly5 и Dragonfly7
a67, a77, c97, c127, e7D, e97, e127
Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота
Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота производится по нескольким основным параметрам: тип судна, дизайн корпуса и область применения.
Датчики с креплением сквозь корпус с защитным блоком, позволяют добиться наилучших характеристик, особенно на больших скоростях.
Плоские врезные датчики — лучший выбор для лодок, перевозимых в трейлере. Для компенсации килеватости корпуса лодки датчики изготавливаются с предустановленным углом излучающего элемента 0°, 12° и 20°.
Приимуществом датчиков устанавливаемых внутрь корпуса является отсутствие необходимости делать отверстие в корпусе лодки при этом характеристики таких датчиков несколько ниже.
Другим параметром является максимальная выходная мощность эхолота, она должна соответствовать мощности подключенного датчика. Датчики с большей мощностью обладают лучшими характеристиками.
Выберите тип и серию устройства для которого необходим эхолокационный датчик трансдьюсер.
Трансдьюсеры для эхолотов, МФД и индикаторных систем
AXIOM 7RV, AXIOM 9RV, AXIOM 12RV, AXIOM 9PRO-RVX, AXIOM 12PRO-RVX, AXIOM 16PRO-RVX
ELEMENT 7HV, ELEMENT 9HV, ELEMENT 12HV
Wi-Fish, Dragonfly-4, Dragonfly-5, Dragonfly-6 и Dragonfly-7
a67, a77, a97, a127, c97, c127, e7D, e97, e127, eS97, eS127.
CP100, a68, a78, a98, a128, eS78, eS98, eS128.
Трансдьюсеры (датчики эхолота) делятся на несколько типов в зависимости от способа их установки:
с креплением на транец (Transom Mount), с креплением сквозь корпус (Through Hull) или для установки внутри корпуса судна (In Hull).
Для каждого типа эхолотов используются определенные датчики трансдьюсеры.
Высоко эффективные датчики трансдьюсеры
Для получения максимальной эффективности используйте профессиональные датчики трансдьюсеры совместимые с цифровыми модулями.
Вы можете выбрать датчик с внешней либо внутренней установкой. Датчики для внутренней установки позволяют избежать кавитации на больших скоростях.
Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота
Выбор правильного датчика трансдьюсера для эхолота производится по нескольким основным параметрам: тип судна, дизайн корпуса и область применения.
Датчики с креплением сквозь корпус с защитным блоком, позволяют добиться наилучших характеристик, особенно на больших скоростях.
Плоские врезные датчики — лучший выбор для лодок, перевозимых в трейлере. Для компенсации килеватости корпуса лодки датчики изготавливаются с предустановленным углом излучающего элемента 0°, 12° и 20°.
Приимуществом датчиков устанавливаемых внутрь корпуса является отсутствие необходимости делать отверстие в корпусе лодки при этом характеристики таких датчиков несколько ниже.
Другим параметром является максимальная выходная мощность эхолота, она должна соответствовать мощности подключенного датчика. Датчики с большей мощностью обладают лучшими характеристиками.
Выберите тип и серию устройства для которого необходим эхолокационный датчик трансдьюсер.
Трансдьюсер (датчик) для эхолота
Рабочие частоты датчиков
При сканировании в пресной и соленой воде картинка на дисплее получается разной. Из-за высокой плотности соленой воды глубина проникновения сигнала в ней существенно ниже.
Эхолоты с частотой работы датчиков 50-200 кГц хорошо отображают рельеф дна и рыбу. С их помощью можно читать водоем и находить перспективные места для рыбалки.
Высокочувствительные датчики с частотой работы 400-800 кГц позволяют увидеть более детальную картинку под водой. Рыболов может увидеть коряги, силуэты предметов, мелкие перепады, траву и подробнейшую структуру донного рельефа. Вместе с тем, глубина сканирования таких аппаратов меньше, чем у эхолотов с низкой чувствительностью. Лучше всего их использовать на тех водоемах, где нет ярко выраженных донных аномалий. Как правило, это водохранилища, созданные искусственным путем.
Лучи с частотой 800 кГц пробивают участки с глубинами до 26 метров в пресной воде. В соленой воде эффективность измерений достигает 18-ти метров.
Способы установки датчика эхолотов
По способу крепления трансдьюсеры бывают следующих типов:
- Транцевые
- Врезные
- Вклеиваемые
Чаще всего датчики крепят на транец лодки при помощи специальной струбцины. Оптимальное положение датчика составляет 10 см ниже поверхности воды. В таком случае показания на дисплее будут максимально точными. Вот один из вариантов крепления датчика к надувной лодке:
Если используется несколько датчиков, то расстояние между ними должно быть не менее 40 см. В противном случае они будут глушить друг друга и создавать помехи.
Врезной способ крепления предполагает установку датчика в определенное отверстие в корпусе лодки. Вклеиваемые крепятся на дне лодки. Они удобны тем, что не требуют дополнительных крепежных элементов, но точность измерения прибора в таком случае ниже, чем при транцевом варианте крепления.
Нужно понимать, что правильная работа датчика возможна в том случае, когда он погружен в воду и не теряет контакт с ней в процессе сканирования. Струбцину для транцевого крепления подбирают с таким расчетом, чтобы трансдьюсер оставался в воде даже при хорошей волне во время работы с ним.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДАТЧИК БОКОВОГО ОБЗОРА
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДАТЧИК БОКОВОГО ОБЗОРА 26.08.2019 07:33
ВЫБИРАЕМ МЕЖДУ TOTALSCAN, HDI, LSS И 3D.
После того, как Simrad и Lowrance выпустили компактный датчик «все в одном» под названием TotalScan, мы получили ряд вопросов о его настройках, нюансах использования, а также наших личных предпочтениях. В данной статье я постараюсь дать исчерпывающий ответ на эти вопросы. Мы рассмотрим, чем отличаются TotalScan, HDI, LSS и StructureScan 3D в плане технической составляющей, и как это сказывается на практике.
И ТАК, ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ДАННЫЕ УСТРОЙСТВА?
Все вышеупомянутые приборы являются трансдьюсерами для сканирующего сонара, которые используют высокие частоты и конусные лучи, чтобы предоставить фотореалистичные изображение всего, что находится под толщей воды. В свою очередь, сканирующий сонар часто включает датчик нижнего обзора DownScan и/или датчик бокового сканирования SideScan. Lowrance и Simrad используют термин StructureScan для обоих.
На скриншоте ниже я попытался продемонстрировать, как конусные углы (и их форма) в формате 2D, DownScan и SideScan различаются между собой.
Конусные углы
А вот несколько скриншотов конкретно с разными форматами изображения. Первый скриншот – это классическое 2D изображение. Мы видим рыбу в виде арок (по мере движения лодки) и структуру дна, которая изображена в виде линии на экране. По размеру, форме и цвету арок мы можем определить, насколько далеко от трансдьюсера находится рыба, а в некоторых случаях даже можем определить ее размер. По тому, как прорисована структура дна, можно определить его состав (твердое дно или мягкое дно).
Классическое 2D-изображение
Переходим к датчику нижнего обзора DownScan. Конусы в этом случае имеют овальную форму, в отличие от идеальных кругов, которые мы видели на 2D-изображении. Частота также увеличилась, предоставляя нам детализированное, но уже совсем другое изображение. Давайте посмотрим на картинку 2D и DownScan рядом друг с другом (2D слева, DownScan справа).
2D и DownScan
На верхних скриншотах мы видим небольшую стаю рыб. В данном случае рыба мелкая и слишком плотно прилегает друг к другу. Из-за этого датчик 2D не может ее разделить и как следствие изображение стаи имеет форму шара. На картинке DownScan мы можем разглядеть каждую отдельную рыбу и даже бревна и коряги в середине стаи (обведены черным). В этом и заключается главное отличие DownScan от 2D – он предоставляет максимально детализированное изображение на мелководье (на глубине до 60 метров или в зависимости от обстоятельств). С помощью DownScan вы можете просматривать водорослевые структуры и смотреть, есть ли там рыба. При этом рыба не будет отображаться в виде классических арок, а будет показана в виде маленьких точек.
Обломок корабля на изображении DownScan
Вы видите тот же обломок судна, что и на изображении в начале данной статьи (там, где изображены конусные углы). На картинке четко видны поручни в носовой части палубы и верхушка каюты сзади. А вот как этот же обломок выглядит в 2D формате:
Изображение слева сделано на частоте 200 кГц с довольно узким конусным углом 11 градусов (замеряно при -3Дб), в то время как на изображении справа сделано на частоте 50 кГц с конусными углами 45 градусов. Данный скриншот четко показывает, как узкие и широкие конусные углы влияют на определение и прорисовку структуры дна. На частоте 200 кГц обломок корабля хорошо различим над линией дна, а при использовании широкого конусного угла на частоте 50 кГц изображение обломка почти полностью исчезает и можно заметить лишь легкий оттенок. Это происходит из-за того, что обломок производит жесткий возврат акустических сигналов, а дно и окружающая среда мягкий.
Переходим к датчику бокового обзора SideScan. Начнем со сравнения форматов изображения 2D и SideScan:
2D и SideScan
На экране 2D сканера рыба в принципе видна, но на панорамном изображении SideScan она намного лучше различима. По обеим сторонам лодки скопились большие стаи (обведены зеленым) и даже одна крупная рыба. В середине SideScan экрана вы видите белую линию. Эта линия указывает направление судна (course of the boat), так как изображение производится под углом приблизительно 45° с каждого борта. Вы видите рыбу в толще воды и дно, которое на данном изображении достаточно тусклое.
На нижнем скриншоте можно различить более крупную рыбу, (желтого окуня, если кокретнее) на экране одного из эхолотов.
Рыба на экране эхолота
Первое изображение в данной статье (то, которое с конусными углами) взято из журнала данных эхолота. Изображение обломка корабля, которое мы видели ранее, на SideScan выглядит так:
Изображение обломка на SideScan
Увеличенный масштаб
Подытожим, что сканирующий сонар сам по себе является отличнейшим инструментом для изучения структуры дна и идентификации рыбы, а также прекрасно дополняет 2D-сонар. Но для максимального использования его возможностей мы должны грамотно осуществлять настройки, разобраться в основах работы и научиться расшифровывать предоставляемые изображения.
Технология HDI или Hybrid Dual Imaging вышла в свет вместе с линейкой эхолотов Lowrance Elite HDI. Для данной технологии применяется один элемент для 2D-сонара и один элемент для DownScan. Как результат, HDI-трансдьюсер не способен производить изображения SideScan даже при подключении к стационарному эхолоту, который имеет данную функцию.
HDI 83/200/455/800 с коннектором 7-pin
Трансдьюсеры HDI представлены в четырех версиях с двумя разными элементами 2D и двумя типами коннекторов — синий коннектор 7-pin (как на верхнем фото) или черный коннектор 9-pin. Также есть возможность приобрести адаптеры. Трансдьюсеры имеют одинаковые DownScan элементы, а тип используемого 2D-элемента указывается в названии.
Ввиду того, что оба 83/200/455/800-HDI и 50/200/455/800-HDI используют один и тот же DownScan – элемент, изображения у них одинаковые. Вы можете выбирать частоту 455 и 800 кГц. Частота 455 кГц обладает более широким конусным углом, соответственно предоставляет больше сигналов в глубоких водах. Частота 800 кГц имеет более узкий конусный угол и покрывает меньшую площадь подводного пространства под лодкой, но зато предоставляет самые четкие изображения на мелководье.
83/200/455/800-HDI – это универсальная модель, часто идущая в комплекте вместе с совместимыми устройствами. Частота для 2D составляет 83 и 200 кГц с конусными углами 52 и 22 градуса. Также данный трансдьюсер может работать на средних и высоких частотах chirp, совместно с эхолотами, оборудованными данной технологией.
50/200/455/800-HDI считается «морским» трансдьюсером, предназначенным для использования в соленой воде. Он имеет более узкий конусный угол, более широкий диапазон низких частот и более крупний 2D-элемент, который обеспечивает большую мощность. Несмотря на это, многие моряки с успехом используют трансдьюсер 50/200/455/800-HDI в пресной воде. Что касается моего личного мнения, то я предпочитаю использовать 50/200/455/800-HDI, вместо 83/200/455/800-HDI, опять же из-за более узких конусных углов и более чувствительного 2D-элемента.
Частота 50 кГц производит конусные углы 29°, а частота 200 кГц — 12°. В паре с эхолотом, поддерживающим CHIRP, трансдьюсер 50/200/455/800-HDI может использоваться на низких и высоких частотах chirp.
В целом, HDI-трансдьюсеры – отличный выбор для небольших судов с ограниченным пространством, не позволяющим устанавливать одновременно 2D-трансдьюсер и LSS-2. Также, HDI-трансдьюсер отлично подойдет для пользователей, которые не испытывают потребности в Sides can. Данный трансдьюсер может монтироваться под троллинговым мотором с использованием специального крепления.
До выхода HDI на рынок у Lowrance был еще один маленький трансдьюсер под названием DSI (полное название DownScan Imaging), который использовался вместе с ранними моделями эхолотов Elite и мог производить исключительно downscan изображения. 2D формат не поддерживался.
На сегодняшний день HDI-трансдьюсеры поддерживают следующие модели эхолотов:
- Elite HDI
- Elite CHIRP
- HOOK (кроме HOOK-3x)
- HDS Gen 2 Touch
- HDS Gen 3
- HDS Carbon
ДАТЧИК TOTALSCAN
TotalScan – достойная альтернатива всем вышеперечисленным устройствам. Этот датчик представляет собой решение «все в одном» с черным коннектор 9-pin. Аналогично HDI он включает элементы для 2D и DownScan и дополнительно оснащен элементами для SideScan. Все это в совокупности обеспечивает простоту монтажа и возможность использования на небольших судах с ограниченным свободным местом. Но есть и негативные моменты: во время глиссирования TotalScan должен располагаться достаточно низко, из-за чего он сильно подвержен внешним воздействиям. Ключевыми факторами здесь являются надлежащий монтаж и точные настройки.
TotalScan с оригинальным металлическим креплением
TotalScan с новым пластиковым креплением
Датчик TotalScan без крепления
TotalScan поставляется только с черным коннектором 9-pin, а при использовании с кабелем адаптера 7- или 9-pin его функционал урезается. В плане габаритов TotalScan представляет собой длинный и тяжелый трансдьюсер, поэтому во время монтажа необходима особая осторожность. Как уже было сказано, он отлично подходит для небольших судов с ограниченным пространством и может устанавливаться на транце, по бокам лодки (для вертикальной рыбалки) или под троллинговым мотором . Но обратите внимание, что для монтажа TotalScan под троллинговым мотором требуется специальное крепление.
Датчик TotalScan поддерживают следующие модели:
Трансдьюсер LSS-2 включает технологии DownScan и SideScan, работает на частотах 455 / 800 кГц, но не поддерживает формат 2D. Поставляется с черным коннектором 9-pin. Внешне LSS-2 очень похож на своего предшественника LSS-1 и отличается только более крупными размерами. Чтобы получать изображения в формате 2D вам понадобится дополнительный 2D-трансдьюсер, что одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо потому что вы можете устанавливать два устройства отдельно друг от друга и выбирать 2D-трансдьюсер, какой пожелаете. Плюс трансдьюсер можно устанавливать достаточно низко для того, чтобы получать данные во время глиссирования, а LSS устанавливать выше, над регулятором топлива, чтобы устранить таким образом вероятность внешних повреждений. (В любом случае DownScan/SideScan не предоставляет изображения во время глиссирования).
LSS-2
Приборы, которые поддерживают LSS-2 без специального модуля:
- HDS Gen 2 Touch
- HDS Gen 3
- HDS Carbon
Приборы, которые поддерживают LSS-2 со специальным модулем:
Для совместного использования LSS-2 с более старыми моделями HDS-дисплеев HDS Gen 1 и HDS Gen 2 требуется специальный модуль. У вас есть три модели на выбор Sonarhub, StructureScan и StructureScan HD.
Модули: SonarHub, StructureScan HD и StructureScan
STRUCTURESCAN 3D (SS3D)
Это самый новый и наиболее дорогой трансдьюсер, который совместим только новыми моделями HDS-дисплеев. Аналогично LSS-2 требует отдельного трансдьюсера для 2D сканера.
В отличие от LSS-2 StructureScan 3D имеет дополнительный набор керамических элементов, которые принимают акустические сигналы, но не могут их отправлять. Смысл в том, чтобы иметь возможность получать дополнительные эхо-сигналы под другим углом. При этом осуществляется две вещи:
- Путем расчета разницы в углах и времени между принимающими элементами StructureScan 3D
- предоставляет трехмерное изображение
- Возможность принимать эхо-сигналы под другим углом обеспечивает более широкий диапазон и максимальную детализацию
SS3D имеет такую же длину, как и LSS-2, но превосходит его по толщине из-за дополнительных элементов. На изображении внизу я сравнил SS3D с датчиком LSS-1:
LSS-1 и StructureScan 3D
Модуль StructureScan 3D
Трансдьюсер StructureScan 3D
Для работы SS3D требуется трансдьюсер и модуль. Трансдьюсер подключается к модулю с помощью двух коннекторов 9-pin. Один коннектор предназначен для элементов, которые принимают и отправляют сигналы, а второй для тех, которые только принимают сигналы. Таким образом, программное обеспечение может сравнивать сигналы с двух типов элементов, а вы наслаждаться преимуществами SS3D.
SS 3D (фото с сайта simrad-yachting.com)
SS3D (фото с сайта simrad-yachting.com)
SS3D – это хороший выбор для всех, кому для рыбалки необходим SideScan. Улучшения в виде расширенного диапазона и более высокой детализации в сравнении с LSS-2 очень заметны, а функция 3D-изображения существенно облегчает интерпретацию изображения. Тем не менее, крупные габариты самого StructureScan 3D и необходимость использовать дополнительный модуль могут затруднять монтаж на небольших лодках.
Модели, совместимые с StructureScan 3D, но требующие дополнительного модуля:
Ранние модели HDS, такие как HDS Gen2 и HDS Gen2 Touch могут использоваться совместно с StructureScan 3D, но в данном случае вы будете получать только изображения SideScan и DownScan , трехмерное изображение предоставляться не будет.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
HDI | TotalScan | LSS-2 | SS 3D | |
2D | Да | Да | ||
2D chirp | Да | Да | ||
SideScan | Да | Да | Да | |
DownScan | Да | Да | Да | Да |
3D | Да |
ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМСЯ С САМЫМ ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ: ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАТЬ?
Конечно же, полный пакет с HDS-дисплеем, хорошим 2D-трансдьюсером и StructureScan 3D напрочь уделывает всех конкурентов, но и стоит соответствующе. Данный набор предоставляет лучшее SideScan изображение на рынке, а SS 3D имеет самый широкий диапазон. DownScan не претерпел особых изменений в сравнении с LSS-2, но зато качество изображения SideScan превосходит конкурентов по всем параметрам. Нельзя сказать, что в этот раз разработчики «совершили революцию», но улучшения налицо. Так что если SideScan имеет для вас большое значение, придется заплатить.
Технология SideScan от StructureScan 3D
Принимая во внимание большие размеры и высокую цену SS 3D, он не является хорошим решением для маленьких лодок из-за большого количества бревен и скал, с которыми они сталкиваются. При использовании на участках с корягами или скалами трансдьюсер необходимо устанавливать так, чтобы во время глиссирования он располагался над уровнем воды.
Что касается TotalScan, то он предоставляет DownScan / SideScan изображения такого же качества, как и LSS-2. В теории, он должен выдавать менее четкие изображения по причине керамических элементов, но в реальности разница не видна. Поэтому, если размеры лодки или бюджет не позволяют вам использовать одновременно 2D-трансдьюсер и LSS-2 (или SS3D), TotalScan — достойная альтернатива. Предоставляемое им 2D-изображение находится на одном уровне с датчиком 83/200/455/800-HDI или HST-WSBL.
SideScan на TotalScan: коряги и камни на песке
Еще одно устройство с помощью которого можно решить вопрос ограниченного бюджета и нехватки свободного места — датчик HDI. Он хорошо зарекомендовал себя на рынке, имеет умеренную цену и безропотно выполняет все, что написано на коробке. Лично я использую датчик HDI в составе портативного комплекта для подледной рыбалки, а также когда беру напрокат лодку без стационарного сонара.
Изображение с датчика HDI 83/200/455/800
Качество 2D-изображения от датчика HDI на частоте 83/200/455/800 аналогично однолучевому датчику HST-WSBL. А на частоте 50/200/455/800 он выдает такое же изображение, как у двулучевого датчика HST-DFSBL. Несмотря на малые размеры, DownScan картинка получается хорошего качества:
Опора моста. Изображение DownScan 83/200/455/800-HDI
DownScan изображение затонувшей структуры, похожей на старый забор