Даши намдаков царская охота
Бронза; литье, патинирование
435 х 850 х 206 см
Комментарий Елены Корольковой, заведующей сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа:
Новая работа бурятского скульптора Даши Намдакова — художественное произведение, которое, несомненно, войдёт в историю мирового искусства как яркий пример оригинальной монументальной пластики и мощный скульптурный ансамбль, занимающий прекрасную пространственную позицию, что чрезвычайно важно для скульптуры вообще и тем более для подобного комплекса.
Ландшафт, в который вписываются его скульптуры, органично встраиваясь в него и в то же время доминируя над ним, принимает сотворённую человеческим талантом художественную реальность как нечто изначальное и созвучное.
Композиция скульптурного комплекса построена на сочетании статики (обелиск со сферой, поддерживаемой фигурами хищников), и динамики (стремительный галоп всадников, сопровождаемых двумя барсами, буквально летящими над землёй). Ощущение неудержимости движения и быстрой скачки создаётся точным пространственным соотношением масс и выразительной пластикой: положение фигур всадников, ловкая посадка номадов и полное величественной грации движение корпуса лучника при стрельбе на всём скаку формируют яркий эпический образ.
Динамичное устремление вперёд подчеркнуто вытянутой рукой с луком несущегося вскачь героя, только что спустившего тетиву. В скульптуре застыло мгновение: тугая тетива отправила в полёт невидимую стрелу, и это впечатление настолько реально, что кажется, слышны свист летящей стрелы и ветра, овевающего разгорячённых коней, и топот конских копыт, под которыми ложится степной ковыль.
Бурятский гений Даши Намдаков
PS Я полукровка, мой отец — алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда «под главенством племени монголов объединились все монголо–язычные и тюрко–язычные народы центральной Азии и стали называться монголами» (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.
Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ
«…Кочевники, отличались двумя качествами – военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.
Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём – священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.
Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.
Ритуал. 2001 г.
Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).
Богатая невеста. 1998 г.
Степная Нефертити. 2001 г.
Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.
Кадр из фильма «Монгол».
Основные темы произведений Даши Намдакова – кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.
Хан.
Вельможа.
Кочевник.
Кочевник-2.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Александр БЛОК.
Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».
Просветленный.
Воин.
Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.
Старый воин. 2001 г.
Старый воин. Фрагмент.
Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.
Воин Чингисхана.
Лучник. 2000 г.
Есть у Даши Намдакова и графические работы.
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
Александр БЛОК.
ВСЕЛЕННАЯ КОЧЕВНИКОВ (окончание)
Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ
«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.
В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти – у границы Неба.
Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес – 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.
Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», – возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.
Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:
Буряты, монголы, казаки –
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.
На офисы, факсы и пластик –
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.
В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.
Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.
Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.
Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.
Российская Азия в Сердце Европы.
Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них – «Царская Охота», – изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.
Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу – амазонку и Царя – героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом – это шатер, а крыша дома – небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь – это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».
В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…
«Я счастлив!» – так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы – Кызыле, заказанного Даши Намдакову.
С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.
«По коня-ям!» – доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.
Юлия ШИШИНА
sofya1444
Любовь к своему народу совершенно не предполагает ненависти или презрения к другим народам. Тем более, что эти народы столетиями живут рядом с русскими и, по сути, пребывают в русской матрице, сохраняя при этом своё национальное достоинство, свой язык, свою культуру и свою религию.
Большинство русских людей это воспринимают правильно, но находятся идиоты, которые готовы сапогом выбивать из монголов всё нерусское.
Уважаемый! Не уподобляйтесь американцам!
Речь в комментарии идет об отношении к художественному образу с точки зрения православного религиозного восприятия, а вовсе не о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле. И дурна не толерантность, а ее издержки. И подскажите, как можно «выбить» из чего-то что-то чего в нем нет?
=о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле=
Таковы, таковы! Вы просто их не знаете. И русские, и монголы, каждый в своём деле, исключительно талантливы. Я вообще-то не о ленивых и говорливых горожанах говорю, но о реальных делателях.
=. из чего-то. =
Может быть всё-таки из кого-то? Или вы отказываете малым народам даже в праве быть одушевлёнными существами?
=. что-то. =
Я же написала вам. Если не услышали, повторю: что-то — это язык, культура, религия и национальное достоинство.
=. чего в нем нет. =
Взгляните на фотки этого поста. Дай Бог, чтобы у вас была хотя бы тысячная доля того, что присутствует у героев этого скульптора хотя бы в духовном плане, мелкотравчатый вы наш!
Про физический план я просто не говорю. Пусть не на коня, на козу вскарабкаться сможете? Натянуть тетиву? Хотя бы руки в стороны развести?
rosh_mosoh
существа, в отличие от этих шаржей или каррикатур, которые претендуют быть образом живых людей,будучи в сущности отражениями инфернальной природы,кумиротворением.
К сожалению, того, что присутствует у героев этого скульптора,нахожу в себе гораздо более тысячной доли.
Руки в стороны развести могу от того взаимонепонимания, выраженного в нашем с Вами обмене мнениями, которое характерно вообще для современного мира, не только для представителей разных народов и культур, но и для близких людей, единомышленников.
Увы, мы говорим на разных языках.