- Регулировка уровня топлива в карбюраторе ваз 2107
- Дааз 21073 1107010 регулировка поплавка
- Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
- Регулировка пускового устройства
- Проверка работы механизма блокировки второй камеры
- Регулировка системы холостого хода
- Особенности регулировки карбюратора Солекс 21073
- Устройство Солекс 21073
- Схема, принцип функционирования
- Как осуществляется регулировка карбюратора
Регулировка уровня топлива в карбюраторе ваз 2107
В этой статье будет рассказано, как осуществляется регулировка поплавка карбюратора ваз 2107, а вместе с ним и регулировка уровня топлива в карбюраторе ваз 2107.
Автомобили ВАЗ 2107 сходил с конвейера Волжского автомобильного завода с марта 1982 года по 17 апреля 2012 года. Кстати, по сведениям агентства «Автостат» на 2017 год эта модель «Жигулей» была признана самым популярным седаном в России.
Автомобиль ВАЗ 2107 оснащался несколькими разновидностями карбюраторов ДААЗ 2105-107010, 2107-1107010, получивших общее наименование «Озон», видимо благодаря экологичности по сравнению с предшественниками.
Все карбюраторы «Озон» однотипны, поэтому информация в статье может быть применена к любой из его модификаций, как инструкция для ваз 2107 регулировка поплавка карбюратора.
Уровню топлива в карбюраторе, а точнее в поплавковой камере стоит уделять внимание, поскольку он оказывает влияние на работу всего устройства в целом. Неправильный уровень вследствие ошибочных регулировок или неисправности может привести к потере мощности и приемистости двигателя, нестабильной работе, затрудненному пуску и остановке сразу после запуска двигателя, как холодного, так и прогретого.
Регулировка уровня топлива в карбюраторе ваз 2107 начинается с частичной разборки карбюратора, демонтировать карбюратор полностью не обязательно.
Для работы нам понадобятся:
- крестовая отвертка с лезвием 3-4 мм.,
- тонкая выколотка (подойдет спиленный гвоздь) для извлечения оси поплавка,
- небольшой молоток,
- пассатижи,
- ключ на 10 для игольчатого клапана;
- две полоски-шаблона из картона или другого материала шириной 6,5 мм. и 15 мм.
Снимаем с карбюратора корпус воздушного фильтра, отсоединяем шланг подачи топлива. Аккуратно отсоединяем телескопическую тягу, поддев и сжав отверткой корпус тяги вверх (в направлении стрелки) выводим тягу из зацепления с рычагом в направлении «на себя».
Отсоединение телескопической тяги ОЗОН
Откручиваем 5 винтов крепления крышки карбюратора.
Винты крышки карбюратора
Приподнимаем крышку вверх, снимаем и укладываем поплавком вверх, из отверстий выпадут винты, не потеряйте их.
Регулировка поплавка карбюратора ваз 2107 состоит из трех этапов:
- Проверка положения поплавка относительно стенок поплавковой камеры;
- Регулировка поплавкового устройства при закрытом положении клапана;
- Регулировка поплавкового устройства при полностью открытом запорном клапане.
Итак, первая операция:
Крышка карбюратора ВАЗ 2107
Зажав между пальцами поплавок путем его перемещения и подгибания кронштейна установите поплавок параллельно плоскости крышки карбюратора. На прокладке карбюратора остаются оттиски стенок, проверьте параллельность положения поплавка стенкам поплавковой камеры по этим отметкам, при необходимости скорректируйте вышеуказанным способом. Данная операция необходима для равномерного погружения поплавка в топлива и предотвращения касания стенок поплавковой камеры. Необходимо также проверить работоспособность запорного клапана. Запорная игла должна без заеданий перемещаться в корпусе. При малейшем подозрении лучше заменить клапан. Для этого аккуратно с помощью выколотки извлекаем ось поплавка, и снимаем поплавок. Ключом на 10 отворачиваем и извлекаем корпус игольчатого клапана.
Вторая операция:
Регулируем закрытие клапана подачи топлива. Расположив крышку карбюратора в вертикальном положении так что бы поплавок смотрел в бок, проверяем расстояние А (смотри рисунок ниже) от плоскости крышки до поплавка, оно должно быть 6-7 мм., для проверки воспользуемся заготовленным шаблоном-полоской шириной 6,5 мм. Если расстояние отличается, подгибаем язычок-упор поплавка (смотри рисунок ниже) в ту или иную сторону.
ВАЗ 2107 регулировка поплавка карбюратора
Будьте осторожны, язычок, в идеале, должен быть перпендикулярен оси иглы, и на нем не должно остаться зазубрин способных помешать воздействию на шарик иглы.
Положение язычка поплавка карбюратора ВАЗ 2107
При перевернутой крышке карбюратора в горизонтальное положение поплавком вверх, шарик запорной иглы утоплен, это расстояние должно составить 1-2 мм. Если этого вы не наблюдаете этого, то причина скорее всего кроется в заевшем шарике, при возможности замените иглу. Однако, в случае если заменить иглу нечем, следует ориентироваться на расстояние «А» 6-7 мм. в вертикальном положении крышки, даже если шарик заклинило или он вовсе отсутствует.
Третья операция
Регулируем амплитуду свободного хода поплавка. Переворачиваем крышку карбюратора в горизонтальное положение поплавком вниз и проверяем расстояние от плоскости крышки до поплавка с помощью шаблона, оно должно составить 15 мм. Для регулировки предусмотрен язычок-ограничитель 3.
При правильной регулировке ход поплавка должен составить 9 мм.
Регулировка поплавка карбюратора ваз 2107 довольно простая, но весьма ответственная операция. Однажды выполненная регулировка уровня топлива в карбюраторе ваз 2107 сохраняется надолго, и может измениться лишь при неаккуратном обращении с крышкой карбюратора или вследствие износа трущихся деталей. Проверять регулировку поплавкового механизма целесообразно при проведении чистки карбюратора и его жиклеров. На исправном карбюраторе при эксплуатации в этом нет необходимости.
Дааз 21073 1107010 регулировка поплавка
Регулировка привода карбюратора
Выполняется при замене карбюратора, а также при износе или замене деталей привода.
При полностью нажатой педали «газа» дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной – закрыты.
Если это не так, отсоединяем наконечник продольной тяги привода от кронштейна на клапанной крышке (см. Снятие карбюратора с двигателя).
Ключом «на 8» ослабляем контргайку наконечника (для наглядности операцию показываем на снятой тяге).
Отворачивая или заворачивая наконечник, добиваемся правильной регулировки.
Проверяем также расстояние между центрами наконечников поперечной тяги, которое должно быть 80 мм.
Если диапазона регулировки не хватает (заслонки не открываются полностью), подгибаем вверх педаль «газа».
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
Выполняется при замене игольчатого клапана, поплавка. Снимаем крышку карбюратора (см. Разборка карбюратора).
Положив крышку карбюратора горизонтально поплавками вверх, измеряем штангенциркулем расстояние от прокладки крышки до самой удаленной точки каждого поплавка.
Оно должно быть в пределах 34– 35 мм для обоих поплавков.
Зазор регулируем подгибанием язычка или рычагов поплавков
Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь вмятин и зазубрин.
При установке крышки на место проверяем, не задевают ли поплавки за стенки поплавковой камеры, при необходимости подгибаем рычаги поплавков.
Регулировка пускового устройства
При повороте рычага управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна полностью закрыться.
Если она не закрывается, устраните причину заедания (или выправьте деформированную заслонку).
При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть приоткрыта на пусковой зазор «С», равный 1,1 мм.
Зазор измеряем подходящей по диаметру проволокой.
Этот зазор регулируем, поворачивая ключом «на 8» (или шлицевой отверткой) винт на рычаге привода дроссельной заслонки
При полностью закрытой воздушной заслонке нажимаем пальцем на шток пускового устройства до упора – при этом воздушная заслонка должна приоткрыться на пусковой зазор «В», равный 3,0±0,2 мм.
Зазор измеряем сверлом
Для регулировки зазора ключом «на 8» ослабляем контргайку винта, расположенного на крышке пускового устройства.
Вставив в прорезь тонкую шлицевую отвертку, отворачиваем (для увеличения зазора) или заворачиваем (для уменьшения зазора) винт, после чего затягиваем контргайку
Проверка работы механизма блокировки второй камеры
Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки.
Затем поворачиваем рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия дроссельной заслонки первой камеры.
Дроссельная заслонка второй камеры должна при этом остаться закрытой.
Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке до упора (воздушная заслонка должна полностью открыться), а рычаг управления дроссельными заслонками – до полного открытия заслонок.
Если дроссельная заслонка второй камеры при этом останется закрытой, необходимо устранить заедание рычага блокировки второй камеры (причиной может быть и отсоединение пружины рычага блокировки).
Регулировка системы холостого хода
Выполняется при ТО, а также при нарушениях в работе двигателя.
Регулировку выполняем на прогретом двигателе.
Вращая пальцами регулировочный винт количества смеси холостого хода (из пластика черного цвета), устанавливаем частоту вращения коленчатого вала 800±50 мин –1 (для наглядности корпус воздушного фильтра снят), а вращая шлицевой отверткой винт качества, – содержание в отработавших газах оксида углерода не более 3%.
При нажатии на педаль «газа» двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при отпускании педали – не глохнуть.
При повороте винта количества по часовой стрелке частота вращения коленчатого вала увеличивается.
При повороте винта качества по часовой стрелке содержание СО в отработавших газах уменьшается.
Особенности регулировки карбюратора Солекс 21073
Совершенствование системы питания автомобиля – процесс постоянный, но эволюция подобных устройств сопровождается усложнением их конструкции. И какими бы не были их преимущества, надёжность всегда коррелирует с этим показателем. С этой точки зрения карбюратор был и остаётся самым простым, недорогим и достаточно надёжным компонентом системы питания, который всё ещё исправно служит на миллионах отечественных автомобилей и иномарок, хотя карбюраторные модели не выпускаются достаточно давно.
В качестве примера можно привести карбюратор «Солекс» 21073, который устанавливался на вазовскую классику, на переднеприводные «восьмёрки» и «девятки», и некоторое время – на модели десятого семейства.
В связи с этим вопрос, как самостоятельно отрегулировать этот карбюратор, до сих пор является актуальным, и данная статься посвящена его детальному рассмотрению.
Устройство Солекс 21073
Базовый вариант карбюратора был создан конструкторами французской компании Soleks. Позже Димитровградским авторемонтным заводом была приобретена лицензия на его изготовление, и в дальнейшем совершенствование конструкции осуществлялось уже местными специалистами.
Одной из самых моделей стал Солекс 21073, отличающийся простотой конструкции, хорошей надёжностью и возможностью регулировки.
Это карбюратор эмульсионного типа, формирующий воздушно-топливную эмульсию, подаваемую в камеру сгорания. Используется на автомашинах, оснащённых системой зажигания бесконтактного типа, имеет двухкамерную конструкцию, каждая из камер оснащена дозирующими механизмами и набором дроссельных заслонок (ДЗ). В первой камере присутствует система холостого хода, в то время как переходные системы наличествуют в обеих.
Солекс 21073 выполнен в виде двух цельных блоков. Нижняя половина содержит большинство конструктивных элементов карбюратора, верхний блок в основном служит крышкой устройства. Нижняя часть обеих камер оснащена поворотными заслонками, которые управляются посредством простого механического привода. Первичная камера (ПК) содержит также заслонку, служащую для подачи наружного воздуха. Она используется только на этапе запуска холодного двигателя, и приводится в движение приводом, который тросиком связан с рукояткой подсоса, расположенной в кабине автомобиля.
Солекс 21073 вместе со всеми модификациями состоит из следующих подсистем:
- главных дозирующих систем (ГДЗ), присутствующих в двух экземплярах;
- поплавковой камеры, регулирующей уровень топлива в Солексе посредством двойного поплавка. Конструкция камеры такова, что уровень бензина будет неизменным при наклонах автомобиля (продольных, поперечных);
- системы холостого хода, интегрированной с первичной камерой;
- системы удаления картерных газов;
- экономайзера ХХ;
- механизма, стопорящего открытие ДЗ второй камеры;
- двух переходных систем с разным назначением и одинаковым принципом функционирования;
- ускорительного насоса;
- системы подогрева Солекс 21073.
Следует упомянуть экономайзер с электромагнитным клапаном (ЭМК). Наконец, одной из самых важных деталей является пусковое устройство (ПУ).
Схема, принцип функционирования
Когда происходит пуск холодного силового агрегата, первым начинает работу пусковое устройство, управление которым осуществляется водителем из салона машины. Если рукоятка подсоса вытянута полностью, воздушная заслонка в ПК полностью закрывается, а ДЗ приоткрывается в пределах установленного пускового зазора. Этот зазор можно изменять в небольших пределах регулировочным винтом.
ПУ представляет собой полость, соединяющуюся с впускным коллектором специальным каналом, с диафрагмой, а также через шток – с ВЗ (воздушной заслонкой). Когда водитель производит запуск мотора, во впускном коллекторе формируется разрежение, которое передаётся на диафрагму. В результате шток толкает воздушную заслонку ПК, приоткрывая её на величину регулируемого винтом ПУ пускового зазора.
Когда рукоятка подсоса задвигается в исходное положение до упора, уровень пусковых зазоров становится минимальным. В промежуточном положении рукоятки подсоса пусковые зазоры зависят исключительно от конструкции рычага. Отметим, что при вытягивании рукоятки подсоса дроссельная заслонка вторичной камеры посредством системы рычагов полностью закрывается. Когда педаль акселератора выжата, вторая камера в формировании топливно-воздушной смеси (ТВС) не участвует, дабы не провоцировать провалы мотора.
Система ХХ Солекса предназначена для снабжения двигателя ТВС на минимальных оборотах. Бензин подаётся в камеру СХХ через главный топливный жиклёр, проходит через жиклёр ХХ, затем образует смесь с воздухом, поступающим из воздушного жиклёра ХХ и диффузора первой камеры (вернее, его широкой части).
Подобная конструкция СХХ позволяет обеспечить устойчивый и стабильный переход силового агрегата на функционирование в режиме ХХ. ТВС движется через отверстие, конструктивно расположенное под ДЗ, в первичную камеру Солекса. Канал, по которому горючая эмульсия следует в выходное отверстие ХХ, перекрывается винтом качества на расстояние, равное ширине зазора ДЗ, и этот параметр поддаётся регулировке.
Когда происходит плавное нажатие педали акселератора, начинает функционировать переходная система первичной камеры посредством частичного открытия дроссельной заслонки. В результате через образовавшуюся щель в канал поступает дополнительная порция топлива, и смесь получается обогащённой. Таким образом, основное назначение переходной камеры – обеспечить плавный переход с режима ХХ во время трогания транспортного средства, не допуская провалов в работе мотора.
Во второй камере также имеется переходная камера, принцип работы которой такой же, но обогащение происходит при переходе с режима средних оборотов на высокие. Выходное отверстие у неё имеет больший диаметр.
Когда водитель нажимает на педаль акселератора резко, избежать провалов силового агрегата помогает экономайзер. Он производит отбор дополнительного горючего прямо из поплавковой камеры (ПлК). Работа экономайзера управляется через разрежение, образующееся во впускном коллекторе.
Если заслонка закрыта, величина разрешения возрастает, и диафрагма остаётся в покое. Когда заслонка начинает открываться, разрешение падает, диафрагма реагирует и приводит в действие пружину, воздействующую на шариковый клапан, перекрывавший подачу горючего из ПлК. Как результат, порция горючего через жиклёр экономайзера направляется в эмульсионный колодец, обогащая воздушно-топливную смесь без участия главного топливного жиклёра.
Когда двигатель функционирует на оборотах, близких к максимальным, двигатель постоянно нуждается в дополнительном горючем, подача которого осуществляется эконостатом второй камеры, и тоже непосредственно из ПлК.
Кроме экономайзера, в обогащении эмульсии при разгоне автомобиля участвует ускорительный насос (УН) Солекс 21073. Его конструкция включает диафрагму, тягу в виде рычага, и распылитель. Смонтированный на оси ДЗ кулачок при утоплении педали акселератора и открытии ДЗ толкает рычаг, воздействующий на диафрагму, способствуя подаче в 1-ю камеру карбюратора дополнительной порции горючего через распылитель. УН оснащён двумя обратными клапанами. Один из них, расположенный в канале между полостью ускорительного насоса и ПлК, срабатывает, когда полость насоса полностью заполняется бензином, то есть работает по принципу поршня шприца. Закрытие клапана происходит при нагнетании насосом бензина в распылитель, то есть когда происходит нажатие на педаль газа.
2-й клапан УН находится в распылителе. Его открытие происходит при нагнетании горючего, и закрывается, когда подача топлива прекращается, что позволяет избежать подсоса воздуха и вытекания горючего. Производительность УН зависит исключительно от конфигурации кулачка.
Система холостого хода Солекса 21073 включает электромагнитный клапан, входящий в состав экономайзера принудительного ХХ. Данный клапан предназначен для перекрытия каналов ХХ в первичной камере Солекса, то есть он прекращает подачу бензина при выключении мотора. Он также срабатывает при торможении двигателем (так называемый принудительный режим ХХ), чтобы экономить горючее и для снижения уровня токсичного выхлопа автомобиля при движении машины в данном режиме. Экономайзер принудительного ХХ состоит из блока управления, собственно ЭМК и концевого выключателя.
Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ДЗ первичной камеры находится в закрытом состоянии, при этом винт качества вместе с концевым выключателем электрически замкнут на корпус машины. Включение зажигания индуцирует напряжение, подаваемое на ЭМК, и в этот момент он срабатывает, открывая топливный жиклёр СХХ.
Когда двигатель начинает трудиться на ХХ, напряжение на ЭМК подаётся через блок управления. Когда водитель нажимает на педаль акселератора и обороты коленвала достигают значения 2100, цепь между корпусом авто и концевым выключателем разрывается, то есть питание блока управления прекращается. Но на сам электромагнитный клапан напряжение ещё подаётся, пока не произойдёт замыкание концевого выключателя экономайзера на массу.
В режиме принудительного ХХ, когда происходит резкое закрытие ДЗ, концевой выключатель тоже замыкается на массу, в результате чего электромагнитный клапан остаётся без питания, а игла перекрывает поступление ТВС.
Когда частота вращения коленвала снижается до уровня 1950 об/минуту, БУ снова включается, приводя в действие ЭМК – он открывает топливный жиклер, в итоге стартует поступление эмульсии из системы ХХ.
Как осуществляется регулировка карбюратора
По мнению большинства автовладельцев, Солекс 21073 является достаточно надёжной моделью карбюратора, но рекомендуется дважды в год выполнять процедуру тонкой настройки, чтобы оптимизировать расход бензина и улучшить работу силового агрегата.
В состав настроечных работ включается регулировка качества ТВС, количества оборотов ХХ и уровня бензина в ПлК.
Перед началом работ по регулировке карбюратора Солекс 21073 нужно выставить рычаг КПП в нейтральное положение, завести мотор на 3-5 минут, чтобы бензонасос успел накачать топлива в камеру. Затем нужно выключить зажигание и отсоединить топливный шланг, подставив под него ёмкость, дабы исключить выливание оставшегося в топливопроводе бензина.
Затем нужно отсоединить тросик, управляющий воздушной заслонкой, и открутить винты, которыми верхняя часть крепится к корпусу. Во время снятия крышки проследите, чтобы не задеть крепления поплавком и не повредить прокладку.
Когда крышка снята, можно приступать к регулировке поплавка Солекс 21073. Сначала замеряем уровень штангенциркулем, оснащённого глубиномером (можно воспользоваться и металлической линейкой). От верхней кромки камеры до жидкости должно быть 2,4-2,5 см. Если это расстояние больше или меньше, необходимо выполнить корректировку уровня, подогнув язычок поплавка куда нужно. Затем выполнить все операции в обратном порядке, снова запустить мотор, наполнить бензином камеру и произвести повторную проверку уровня горючего в ПК.
Регулировка ХХ Солекса выполняется на прогретом силовом агрегате. Разборка производится, как описано выше. Затем плоской отвёрткой необходимо до конца закрутить винт качества (против часовой стрелки, поскольку на нём присутствует левая резьба), после чего сделать ровно пять оборотов за часовой, и завести мотор.
Подсос следует убрать, при этом обороты будут минимальными, а силовой агрегат будет работать неустойчиво. Откручиваем винт качества ещё на полтора оборота, этого должно хватить для стабильного, без провалов, функционирования силового агрегата.
Настройка количества оборотов в отечественном карбюраторе Солекс 21073 до рекомендуемого значения производится винтом количества, это несложно.
Кроме регулировочных работ, может возникнуть необходимость в чистке карбюратора, если он, несмотря на все ваши усилия, продолжает неустойчиво работать на ХХ, или при резком увеличении расхода топлива и прочих нештатных режимах работы мотора.
Выполнить эту операцию можно и без разборки карбюратора Солекс, с использованием специального аэрозоля-очистителя.
- демонтируем воздушный фильтр, закрывающий доступ к карбюратору;
- откручиваем электромагнитный клапан;
- обрабатываем очистителем отверстия воздушных жиклёров ГДЗ, а также обе камеры карбюратора;
- впрыскиваем аэрозоль в отверстие ЭМК;
- распыляем очиститель на ту область нижней части, где расположены привод ДЗ первичной камеры, рычаг привода ВЗ;
- ждём 3-5 минут;
- запускаем мотор при вытянутой рукоятке подсоса;
- повышаем обороты мотора и снова впрыскиваем очиститель в камеры, в отверстия ЭМК и каналов дозирующих систем;
- желательно повторить эту процедуру несколько раз.
Итак, мы узнали, как отрегулировать карбюратор Солекс (вне зависимости от того, где он установлен, на «Ниве», «семёрке» или классике). Подобная настройка позволяет стабилизировать функционирование двигателя на всех режимах, включая холостой ход, а для выполнения регулировок требуется минимальный набор инструментов.