Что значит охота жить

«Охота жить», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Зрелый рассказ Шукшина «Охота жить» (1967) – это, по классификации писателя, «рассказ-судьба» с элементами «рассказа-исповеди». Произведение построено на контрасте судеб двух главных героев, которые исповедуются друг перед другом, после чего один из них умирает в прямом смысле, а другой теряет человеческий облик и умирает для жизни нормальной.

Финал рассказа неожиданный только для доверчивого, внезапно убитого Никитича, так что рассказ не превращается в новеллу. Читатель почти с самого начала догадывается, кто такой молодой человек, и понимает, что помыслы его нечисты.

Сюжет и композиция

Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.

В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.

Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.

У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого. Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник.

Проблематика

Шукшин поднимает в рассказе ряд взаимосвязанных нравственных проблем: проблему ценности человеческой жизни, проблему эгоизма и альтруизма, преступления и наказания. Особую остроту приобретает актуальная в творчестве Шукшина проблема противостояния города и деревни. «Огни большого города» манят лёгкой, даже преступной, жизнью, а тайга даёт жизнь настоящую и проверяет истинные человеческие качества. Никитич думает о молодых: «Сожрёт он вас, город-то». Важна проблема понимания между поколениями.

Герои рассказа

Никитич, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Читайте также:  Руна ангела сумеречные охотники

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня, позже назвавшегося Колей, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Стилистические особенности

В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства. Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали.

При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.

Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко», и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.

Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.

Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.

Краткое содержание рассказа «Охота жить» Шукшина В.М.

В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно. Ему удобно и хорошо, ведь рядом такая прекрасная погода и природа. А перед сном ему нравится гулять по ночному лесу. А вот другим главным героем стал молодой парень по имени Коля. Он живет и учится в городе. И больше всего на свете ему хочется стать геологом. Именно поэтому он приезжает иногда сюда и гуляет по лесу. И неожиданно он приметил небольшую хижину и решил узнать, кто же в ней живет. Вот так они и познакомились.

Сначала их разговор поддерживался лишь на том, что они разные по статусу. Если парень городской, а вот старик деревенский. И это автор подчеркивает несколько раз. Кроме этого старик не очень лестно отзывается о городских людях и высказывает это открыто. На самом деле Коля не такой уж простой человек как это могло показаться сначала. По тому, как он говорит и напевает тюремные мотивы, то можно подумать и предположить, что он сидел в тюрьме.

Читайте также:  Задание пришло время охоты

В произведении встречается огромное количество фраз, которые каждый из героев высказывает по-разному. Старик сразу же начинает задумываться о своем возрасте и вспоминать обо всем, что происходило в его жизни раньше. А вот парня больше всего на свете волнует совсем другое. Ему нравятся места, где живет старик, и он бы с радостью сам остался бы здесь жить навсегда. И тут Коля начинает постепенно обо всем рассказывать своему собеседнику.

Он рассказывает о своей жизни, которая у него есть сейчас. Что больше всего на свете ему не нравится, когда его чему-то учат или обучают. Ему нравилось учиться и работать в науке, но вот не всем это нравилось, и поэтому они постарались разными способами от него избавиться. Кроме этого он с самого начала видит в старике родного человека, который может стать его отцом. Здесь идет конфликт между молодым поколением и старым. Их характеры совершенно разными, да на многие вещи он смотрит по-разному. И это выясняется в том случае, когда на лето к нему в лес приезжают внуки, которым здесь нечем заняться, и они скучают и просятся домой. Когда Коля засыпает, старик начинает задумываться над тем, что в городе люди становятся совсем другими людьми. И многие вещи их могут подтолкнуть на преступления.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Охота жить»

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя.

В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором.

С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими ми об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М.

Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает.

Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой.

Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции.

Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы.

Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу.

Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика.

Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Стилистические особенности

В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства. Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали.

Читайте также:  Предложение с омонимом охота

При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.

Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко», и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.

Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.

Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.

Краткое содержание рассказа “Охота жить” Шукшина В. М

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку.

Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться.

Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень – не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в

ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: “Волю”.

Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот “зряшный”, что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей.

На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять,

не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся – посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это.

А то и до воли своей не добежишь – сломишь голову… Найдется и на тебя лихой человек. Обидишь вот так вот – ни за што ни про што, он тебе покажет, где волю искать”. Парень извиняется, объясняет, что просто терпеть не может, когда его начинают учить жизни.

Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош.

Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком. Ночью в дверь стучат.

Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников – “только пошумят и уедут”. Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

Оцените статью
Adblock
detector