- Снасти у Насти, или Как рыбалка стала работой
- Татьяна Рыбалка
- Все записи Записи Татьяны Поиск Татьяна Рыбалка запись закреплена Сама Женственность Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Информативно Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Исторично При раскопках могил в горах Алтая археологи обнаружили очень древнюю пару обуви, отлично сохранившуюся благодаря местному холодному климату. Предполагается, что эти великолепные сапоги носили скифские женщины около 300-290 годов до нашей эры. При изготовлении обуви использовали сразу нескольких материалов – кожу, ткань, олово и золото. Сапожки сделали либо для ритуала погребения, либо для того, чтобы их носила знатная особа. Татьяна Рыбалка запись закреплена МО «Ганза» Исторично СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся — его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп». Показать полностью. В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей.Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы — одну на голове, вторую за спиной. Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены «самым опасным силком», «сладким злом», управляющим миром. И разрешить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя. Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице. Столь же типична для женского облика XII — XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее «гебинде» — от «бинден» («связывать»). Повязана была голова, полузакрыто лицо — связаны воля и мысль женщины. Поверх надевали круглую шляпу — шапель, обруч или даже корону. В таком уборе изваял средневековый мастер святую Уту для Наумбургского собора в Германии. Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты. Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен – конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей. Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая». Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах «Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…» Для готики характерна самостоятельность каждой формы и полная подчиненность вертикальному ритму — остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна…. Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме — отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды. Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную до земли вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Высота эннена зависела от степени знатности. Он возвышал феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем выше был ее головной убор. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Дамы рангом пониже не смели, разумеется, иметь колпаки выше, чем им был милостиво установлен предел — до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Особенно он полюбился бургундским дамам. Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его. Атур – по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый». Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени. В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так «Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.» Анна Блейз «История в костюмах. От фараона до денди» Модным также считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его также зависела от степени знатности. Это были одно-конечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Часто головные уборы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: «Рядом с дамами, одетыми в эннен, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу». Чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, мужчины надевали шляпы в виде «сахарных голов». В большом почете были рога — их можно было видеть и на рыцарском шлеме и на дамском чепце. Чешский национальный герой Ян Гус по этому поводу высказался в том духе, что, пристрастившись к рогам, его современницы продемонстрировали свою принадлежность к животным. Но вместе с тем надо иметь в виду, что «рога» были древнейшим оберегом. Еще один женский головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в., — крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами. Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически. Второй оригинальный немецкий головной убор — высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, — он выглядит почти как вторая коса. Третий специфический немецкий головной убор — головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV в. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин. Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает поля шляпы перьями павлинов. За ней тянутся разбогатевшие горожане, но и те, и другие отводят недовольство бедноты, люто преследуя «ведьм» и «волшебников», которых выставляют на позор в высоких остроконечных колпаках. Еретиков везли на костер в картонных колпаках, разрисованных языками пламени и чертями. Позже, уже в 12 веке, крестоносцы, воевавшие с неверными за Гроб Господень и Палестину, не могли устоять перед соблазнами восточного костюма и среди прочих трофеев привезли из походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивилась сарацинской моде, и ношение тюрбанов стало небезопасным. По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа 15 века бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, большей частью шелком. Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот. Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. А с 15 века такой капюшон — недвусмысленный атрибут шутов и «дураков». Другие шляпы тешат честолюбие одних и тщеславие других. А власть упорно пытается отстоять сословные привилегии. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан по примеру многих учредил «Правила одежды». Английская королева сочла возможным запретить простому люду носить шляпы. В Западной Европе 14-15 веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса. Шляпные ритуалы помогают глубже понять быт средневековья. На миниатюре первой половины 16 века изображено заседание городского совета Регенсбурга. Председатель совета и некоторые важные персоны восседают в шляпах: остальные — остаются с непокрытыми головами. Шляпа то и дело становится символом. Она угодила даже на герб швейцарских городов. В средние века на рыночных площадях некоторых европейских городов день торговли начинался водружением колпака на высокий столб. Когда колпак снимали, ни покупать, ни продавать было уже нельзя. Молодые люди, вступая в брак, дарили друг другу шапочки — в залог любви и дружбы.
Снасти у Насти, или Как рыбалка стала работой
Как много разных шуток о мужьях, которые «сбегают» от повседневной суеты и жен вместе с друзьями на рыбалку. Мне в этом плане повезло: я «сбегаю» вместе со своим избранником, который, как и я, испытывает невероятную любовь к матушке природе и всегда с нетерпением ждет возможности сбежать от современной цивилизации.
Многие меня спрашивают, как такую миленькую девушку потянуло на природу? Я отвечаю: это у меня в крови.
С самого детства я нахожусь в атмосфере рыбной ловли. Мой отец был заядлым рыбаком, и мы всей семьей собирались часто на берегах родных белорусских водоемов в походы, где папа и его друзья рыбачили несколько дней кряду. Ну, а я, совсем еще малое дитя, носилась рядом и просила: «Дайте и мне бросить, я тоже хочу поймать рыбку!»
Когда папа по мере моего взросления уже мог рассчитывать, что дорогущий спиннинг не полетит в воду вслед за наживкой, он стал показывать мне азы рыболовного мастерства.
КАК МЕНЯ ЗАНЕСЛО НА «БОЛЬШОЙ ЭКРАН»?
Мой муж Паша уже какое-то время увлекался профессиональной съемкой, даже снимал на камеру рыбалку нашего друга семьи Алексея Якубовича (МС по Фидеру, абсолютный чемпион Беларуси 2016, чемпионаты мира по фидеру: 2013, 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, ТОП-42 мирового рейтинга ФИПС). Собственно, Алексей и подкинул Паше идею снять девчонку-блондинку в роли рыбака. Звучало очень необычно, так что мы загорелись энтузиазмом.
Первую серию «Снасти у Насти» мы снимали задолго до ее опубликования. Посыл видео был следующий: неопытная девушка впервые в жизни решила половить рыбу. Старались все преподносить просто и с юмором. Надо отметить, что я тогда действительно поймала одну рыбу – это было невероятное ощущение. Можно сказать, что в этот момент я сама попалась на крючок – на крючок любви к рыбалке.
Но первые критики – наши друзья – серию не оценили. «Чушь какая-то, местами смешно, но никто не заценит». Мы как-то даже приуныли. Конечно, мысль о телеканале даже не зарождалась в тот момент в наших головах.
Но все же канал на YouTube мы создали, почему бы не выложить первую серию? Вот и рискнули. И, о чудо! Люди потянулись к нам. Сначала было несколько десятков подписчиков, слабые комментарии (иногда не очень хвалебные). Но время шло, канал становился популярнее, появились фанаты, которые действительно ждали от нас новых серий. Это все очень вдохновляло, росла наша уверенность, что мы движемся в верном направлении. И вот через некоторое время нам написали с телеканала «Диалоги о рыбалке»:
— Не хотите ли поработать на нас?
В каком же мы были в восторге … приятно вспоминать. Мы никогда даже не мечтали, что будем работать на крупный телеканал.
НЕМНОГО О САМОЙ РЫБАЛКЕ
Вообще существует очень много видов и способов рыбной ловли. Но как-то мне по душе больше всего фидерная ловля. Особенность данного способа заключается в использовании специальных удилищ с квивертипами (гибкими вершинками), которые выступают сигнализаторами поклевки.
Но иногда я могу и на поплавок половить или со спиннингом погонять хищников.
Вообще, рыбалка – это такое занятие, которое затягивает с головой. Такой азарт просыпается, когда поймаешь свою первую большую рыбу. И все, дальше тебя уже не остановить. Перед рыбалкой подолгу лежишь на кровати, не можешь уснуть – все думаешь, вот я на берегу, вот я кидаю наживку, вот началась поклевка и вот стартовала настоящая битва с добычей… Отмечу сразу, что я не сторонник насилия, так что если не планирую на ужин уху, то пойманную рыбу я отпускаю.
Конечно, в рыбалке многое зависит и от тебя самой, поскольку не всегда поездка имеет ощутимый результат, а ты все ездишь и ездишь в поисках тех самых невероятных ощущений. У меня бывало, что и семь рыбалок подряд ничего не клевало! Ничего страшного, говорила я себе, значит, на восьмой раз точно клюнет!
РЫБА – НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ЭМОЦИЙ
Даже безрезультатные рыбалки могут сохраниться в памяти навечно. Или если случается какой-либо форс-мажор, и ты в панике не понимаешь, что делать. У меня в практике был как раз такой случай.
Холодным январским днем мы оказались в Минске в районе станции метро Немига – решили что-нибудь выловить из Свислочи, заодно и серии разнообразить. Паша настроил аппаратуру, процесс съемок в самом разгаре. Я пригласила своего троюродного брата составить нам компанию и заодно поучаствовать в съемках. Собственно, он в итоге очень даже и поучаствовал.
Паше в какой-то момент стало жарко, он снял куртку и накинул ее поверх камеры. А тут поднялся сильный ветер, который и утащил камеру с курткой прямо в Свислочь! Телефон, деньги, важные мелочи, аппаратура с новой серией – все казалось утерянным навсегда. И тут мой брат, пока я и мой муж в панике метались туда-сюда, раздевается и ныряет в воду! Напоминаю: январь месяц! Но этот отчаянный все-таки спасает наши вещи. Камеру мы потом просушили и даже смогли смонтировать серию.
Для тех, кто не верит, что брат остался в живых после этой истории, поясню: он у меня служил в спецназе. Они там всю зиму выходили на утреннюю пробежку без рубашек с голым торсом. Так что, как говорится, трюк выполнен профессионалом, не вздумайте повторять его самостоятельно. И все же я считаю, что мой брат совершил подвиг, нырнув в воду.
«О, СПОРТ! ТЫ – МИР!»
Хотя многие не могут принять тот факт, что сидеть и ловить рыбу означает заниматься спортом, это действительно так. Спортивная рыбалка – очень популярное во всем мире занятие. Регулярно проводятся чемпионаты по этой дисциплине, как местного, так и мирового масштаба. Алексей Якубович, являясь чемпионом Беларуси по фидерной ловле, многому меня научил и постоянно приглашает поучаствовать в местных соревнованиях. Но я чувствую, что это не мое.
Мне больше по душе одиночество, когда ты остаешься один на один с природой, прислушиваешься к ее разнообразным звукам, ощущаешь всем телом гармонию. Так что уходить в спорт я пока не собираюсь, хотя не отрицаю, что из любопытства когда-нибудь, может, и попробую.
ЖИЗНЬ ОДНА – ОТ ТОГО ОНА И ЦЕННОСТЬ
Я считаю, что каждый человек находит свое счастье в любимом занятии. А когда твое увлечение становится для тебя еще и работой, то ты определенно вытащил счастливый билет. Для меня рыбалка – это моя жизнь. Я не представляю себя домоседом в огромном городе, мне катастрофически нужен свежий воздух. Рыбалка толкает меня на путешествия, я чувствую единение с окружающим миром, я ощущаю себя его частью.
Каждый человек достоин этого. Так что, друзья, дерзайте, ловите вдохновение, находите себя и свое занятие и наслаждайтесь счастливой жизнью.
Анастасия Новогродская, Беларусь
Татьяна Рыбалка
- Все записи
- Записи Татьяны
- Поиск
Татьяна Рыбалка запись закреплена
Сама Женственность
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Информативно
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Исторично
При раскопках могил в горах Алтая археологи обнаружили очень древнюю пару обуви, отлично сохранившуюся благодаря местному холодному климату. Предполагается, что эти великолепные сапоги носили скифские женщины около 300-290 годов до нашей эры. При изготовлении обуви использовали сразу нескольких материалов – кожу, ткань, олово и золото. Сапожки сделали либо для ритуала погребения, либо для того, чтобы их носила знатная особа.
Татьяна Рыбалка запись закреплена
МО «Ганза»
Исторично
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся — его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп».
Показать полностью.
В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей.Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы — одну на голове, вторую за спиной.
Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены «самым опасным силком», «сладким злом», управляющим миром. И разрешить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя. Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.
Столь же типична для женского облика XII — XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее «гебинде» — от «бинден» («связывать»). Повязана была голова, полузакрыто лицо — связаны воля и мысль женщины. Поверх надевали круглую шляпу — шапель, обруч или даже корону. В таком уборе изваял средневековый мастер святую Уту для Наумбургского собора в Германии.
Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.
Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен – конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей.
Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая».
Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах «Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…»
Для готики характерна самостоятельность каждой формы и полная подчиненность вертикальному ритму — остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна….
Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме — отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды.
Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную до земли вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Высота эннена зависела от степени знатности. Он возвышал феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем выше был ее головной убор. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Дамы рангом пониже не смели, разумеется, иметь колпаки выше, чем им был милостиво установлен предел — до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Особенно он полюбился бургундским дамам. Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.
Атур – по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый». Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени.
В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так
«Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.» Анна Блейз «История в костюмах. От фараона до денди»
Модным также считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его также зависела от степени знатности. Это были одно-конечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Часто головные уборы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: «Рядом с дамами, одетыми в эннен, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу». Чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, мужчины надевали шляпы в виде «сахарных голов».
В большом почете были рога — их можно было видеть и на рыцарском шлеме и на дамском чепце. Чешский национальный герой Ян Гус по этому поводу высказался в том духе, что, пристрастившись к рогам, его современницы продемонстрировали свою принадлежность к животным. Но вместе с тем надо иметь в виду, что «рога» были древнейшим оберегом.
Еще один женский головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в., — крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами. Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.
Второй оригинальный немецкий головной убор — высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, — он выглядит почти как вторая коса.
Третий специфический немецкий головной убор — головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV в. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин.
Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает поля шляпы перьями павлинов. За ней тянутся разбогатевшие горожане, но и те, и другие отводят недовольство бедноты, люто преследуя «ведьм» и «волшебников», которых выставляют на позор в высоких остроконечных колпаках.
Еретиков везли на костер в картонных колпаках, разрисованных языками пламени и чертями.
Позже, уже в 12 веке, крестоносцы, воевавшие с неверными за Гроб Господень и Палестину, не могли устоять перед соблазнами восточного костюма и среди прочих трофеев привезли из походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивилась сарацинской моде, и ношение тюрбанов стало небезопасным.
По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа 15 века бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, большей частью шелком.
Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот. Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. А с 15 века такой капюшон — недвусмысленный атрибут шутов и «дураков».
Другие шляпы тешат честолюбие одних и тщеславие других. А власть упорно пытается отстоять сословные привилегии. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан по примеру многих учредил «Правила одежды». Английская королева сочла возможным запретить простому люду носить шляпы.
В Западной Европе 14-15 веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.
Шляпные ритуалы помогают глубже понять быт средневековья. На миниатюре первой половины 16 века изображено заседание городского совета Регенсбурга. Председатель совета и некоторые важные персоны восседают в шляпах: остальные — остаются с непокрытыми головами.
Шляпа то и дело становится символом. Она угодила даже на герб швейцарских городов. В средние века на рыночных площадях некоторых европейских городов день торговли начинался водружением колпака на высокий столб. Когда колпак снимали, ни покупать, ни продавать было уже нельзя. Молодые люди, вступая в брак, дарили друг другу шапочки — в залог любви и дружбы.