Что такое струбцина для эхолота

Держатели датчика эхолота: виды, выбор и установка

С учетом главного предназначения любой держатель для датчика эхолота представляет собой фиксирующее приспособление. С помощью таких конструкций разных видов устанавливаются трансдьюсеры, являющиеся основным элементом всех эхолотов. Выбор конкретной модели крепежа и его установка осуществляются с учетом особенностей как самого датчика-излучателя звукового сигнала, так и плавсредства.

Крепление на лодку для трансдьюсера поискового устройства является неотъемлемой частью всей системы. От того, насколько правильно будет подобран, изготовлен самостоятельно и установлен держатель датчика эхолота, зависит корректность показаний прибора. На сегодняшний день потенциальному покупателю предлагается достаточно широкий ассортимент подобных крепежных приспособлений, не считая вариантов с самостоятельным изготовлением кронштейнов – как мобильных, так и стационарных.

С учетом своих личных предпочтений, опыта, а также конструктивных особенностей лодки и финансовых возможностей каждый выбирает наиболее подходящую разновидность держателя.

Транцевые

Данный вид крепежа является наиболее распространенным. Однако стоит учитывать, что он актуален не для всех моделей лодок. Транцевая конструкция состоит из следующих элементов.

  1. Струбцина, предназначенная для максимально надежной фиксации датчика.
  2. Телескопическая стойка (штанга) в виде двух профильных труб (чаще всего с квадратным сечением) разного размера, вставленных друг в друга. С ее помощью регулируется глубина погружения устройства.
  3. Крепление для трансдьюсера, расположенное на конце штанги.

Быстросъемное крепление такого типа является универсальным и может устанавливаться на транцах любых плавсредств. В соответствии с многочисленными отзывами, сейчас самыми популярными можно считать следующие варианты.

  1. Усиленный держатель датчика «Сурикат».
  2. Кронштейн TK-550-A.
  3. Крепеж в виде струбцины KX-TY 1203.

Врезные

В данном случае речь идет о крепежной конструкции, одной из главных характеристик которой является герметичность (защита лодки от течи). Врезные крепления позволяют установить датчик эхолота непосредственно в днище плавательного средства. Это в свою очередь гарантирует, что в процессе эксплуатации работе датчика-излучателя ничего мешать не будет.

При установке врезных приспособлений необходимо учитывать особенности лодки и самого крепежа, а именно, материалов, из которых они изготовлены. Так при монтаже пластикового крепления в дно деревянного плавсредства может произойти его повреждение из-за разбухания древесины.

Установка бронзового приспособления на алюминиевую лодку может стать причиной электрохимической коррозии.

С возможностью поворота

Имеется в виду монтаж усовершенствованной врезной конструкции, которая позволяет изменять положение расположенного в ней трансдьюсера. Важно учитывать, что угол поворота варьируется в диапазоне 120 градусов. Модернизированные модели некоторых производителей позволяют увеличивать угол сканирования. Установка крепежа осуществляется по аналогии с обычными врезными приспособлениями и с учетом таких же параметров.

Независимо от используемых кронштейнов для датчиков, настоятельно рекомендуется также позаботиться о фиксации электронного блока самого эхолота. Чаще всего речь идет о твердой подставке, монтируемой на одном из бортов лодки.

Как выбрать?

Разведка акватории с использованием современных электронных устройств является максимально простой процедурой, не требующей существенных временных затрат. Однако при неправильном выборе модели эхолота и допущении ошибок во время его монтажа на плавательном средстве отображаемая картинка будет неточной. Залогом успеха в данном случае будет грамотный подбор кронштейна для датчика-излучателя звукового сигнала. От этого будет зависеть не только корректность показаний, но также удобство использования прибора.

Тип крепежного приспособления выбирают с учетом особенностей конструкции лодки. Например, транцевые модели будут неактуальны для плавсредств, на которых не предусмотрена установка двигателя. Речь идет об отсутствии самого транца.

Если же подобный конструктивный элемент присутствует, то стоит сделать выбор в пользу универсальных кронштейнов, оснащенных телескопической штангой. Сейчас на рынке представлен достаточно широкий выбор подобных моделей крепежа разных производителей.

Врезные приспособления подойдут для лодок с жестким дном. Также стоит учитывать, что наличие жесткой слани при использовании некоторых современных моделей эхолотов может вообще избавить владельца от необходимости установки креплений для датчика. В таких ситуациях отсутствует необходимость погружения трансдьюсера в воду. Также многие приборы комплектуются фирменными держателями, устанавливаемыми на сиденья лодки.

Как установить?

Стоит напомнить, что изначально эхолоты разрабатывались для того, чтобы корабли могли обходить участки мелководья и различные подводные препятствия. Однако развитие технологий позволило создать максимально компактные приборы, которые сейчас широко используются, в том числе, рыбаками. Приборы способны предоставлять информацию не только о рельефе дна водоема, но также и о присутствии косяков рыб. При этом важно учитывать, что достоверность показаний аппарата напрямую зависит от того, как будет установлен его датчик-излучатель.

Принимая во внимание все нюансы, следует знать, как правильно закрепить трансдьюсер своими руками. При наличии транца возможны варианты с использованием струбцины, выполненной, как правило, из нержавеющей стали и имеющей резиновую прокладку, а также кронштейна в виде двух раздвижных трубок.

Читайте также:  Снасти здрасти тест ледобуров

В данном случае алгоритм установки приспособления будет иметь следующий вид.

  1. Струбцину плотно прижать к транцу лодки. Если установлен мотор, то положение приспособления следует выбирать с учетом удобства управления.
  2. Датчик-излучатель звукового сигнала надежно закрепить на кронштейне, выставленном с учетом требуемой глубины.
  3. Закрепить при помощи специального болта штангу с датчиком на струбцине.
  4. Произвести корректировку глубины и угла расположения датчика по отношению к поверхности.
  5. Разместить экран прибора в удобном для использования и максимально безопасном месте.

Подобный способ установки крепежа для датчика эхолота имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Максимальная простота и скорость монтажа и снятия конструкции. Это наиболее актуально для лодок из ПВХ, которые чаще всего после использования сдуваются.
  2. Максимальная надежность крепления устройства с возможностью корректировки его положения.

Естественно, не обошлось и без явных недостатков. Прежде всего стоит отметить, что готовые транцевые крепления могут оказаться дороговатыми. Из-за жесткости конструкции при случайном столкновении с препятствием возрастает риск серьезных повреждений транца.

Следующий способ установки датчика сводится к его вклеиванию в корпус плавательного средства. Для этого потребуется следующее.

  1. В районе киля лодки снять с днища все слои покрытия вплоть до внешнего.
  2. Приклеить датчик к подготовленной поверхности, используя эпоксидный клей.
  3. Оставшимся клеевым составом заполнить пустоты по краям датчика.

Третий вариант монтажа предусматривает вынос устройства за пределы лодки. В данном случае необходимо будет следующее.

  1. При помощи изоленты или скотча прикрепить трансдьюсер к пластиковой бутылке (посередине).
  2. На горлышке аналогичным образом зафиксировать провод, который подключается к установленному в лодке монитору эхолота.
  3. Налить в бутылку воды до тех пор, пока датчик не окажется на нужной глубине.

Этот вариант актуален преимущественно для использования на водоемах без течения.

Полезные советы

При монтаже крепежных приспособлений для датчика эхолота настоятельно рекомендуется уделять внимание следующим важным моментам.

  1. Транец является наиболее удобным местом для установки крепежа.
  2. Правильная картинка будет отображаться только при перпендикулярном поверхности воды сигнале.
  3. Устанавливая прибор, необходимо контролировать отсутствие пузырьков воздуха возле датчика, появляющихся в процессе движения плавсредства из-за завихрений.
  4. Необходимо по возможности полностью исключить вибрацию трансдьюсера.

Многие опытные владельцы советуют устанавливать качественные заводские конструкции, характеризующиеся максимальной надежностью. Однако в некоторых случаях практически единственным решением будет изготовление крепежа своими руками.

К таковым относятся следующие ситуации:

  • нестандартная конструкция лодки;
  • отсутствие транца;
  • несоответствие крепежных элементов кронштейнов и самого устройства;
  • необходимость создания универсального приспособления для нескольких плавательных средств.

Если нет в наличии струбцины, то всегда можно обойтись дрелью (шуруповертом) и обычными ботами. С их помощью закрепляется на транце телескопическая штанга с датчиком-излучателем, который погружается перед фиксацией на нужную глубину.

В следующем видео представлен процесс крепления датчика эхолота Garmin Striker 7SV.

Установка датчика эхолота на алюминиевую лодку

Эхолот – это устройство, существенно расширяющее возможности рыболова. Оно дает возможность не только получать информацию об особенностях донного рельефа, глубинах, но также о наличии скоплений рыбы. Разведка неизвестной акватории с помощью эхолота дело несложное, и занимает не так много времени по сравнению, к примеру, с джиговым простукиванием дна, или применяемым в фидере протаскиванием груза по дну.

Однако в случае допущенных при установке ошибок, прибор не будет отображать реальную картину. Подобранные правильно держатель датчика эхолота и крепление для эхолота важны как для удобства использования, так и для корректной работы устройства. Крепление эхолота на лодку ПВХ может быть разным, и зависит это в наибольшей мере от конструкционных особенностей плавательного средства. К примеру, крепление датчика эхолота на транец не подойдет лодкам, на которых не установлен транец и мотор.

Надувные лодки со сланью

Наличие жесткой слани на дне лодки, а также соответствующая рекомендация в инструкции к эхолоту, может и вовсе избавить рыболова от необходимости покупать или изготавливать держатель датчика эхолота. Некоторые устройства допускают работу трансдьюсера (ультразвукового датчика) без его погружения в сам водоем. Нормальная работа прибора вполне может быть обеспечена установкой датчика под жестким настилом, прямо на днище.

Размещенный подобным образом трансдьюсер образует выемку в дне лодки, в которую необходимо налить немного воды – для устранения воздушной прослойки, способной искажать ультразвуковой сигнал и приводить к получению неверной информации. Для катеров, а также для лодок с надувным килем способ не подходит.

Важно! Датчик обязательно должен быть в воде, иначе прослойка воздуха между трансдьюсером и днищем не даст прибору нормально работать.

Эту особенность некоторых эхолотов можно использовать и на зимней рыбаке. В инструкции ко многим устройствам указано, что они могут работать при помещении датчика в небольшую лужицу на льду, без необходимости опускать его в лунку. Есть также вариант использования устройства, при котором трансдьюсер помещают в пакет с водой, что также ликвидирует воздушную прослойку.

Читайте также:  Спиннинг major craft corkish cks 652ml 3 5 12гр

Знакомство с эхолотом, или специфика сонара

С появлением недорогих эхолотов ориентироваться на воде стало намного проще. Раньше основным инструментом «маломерщиков» была лоция, зачастую не видевшая руки корректора годами, а посему не учитывающая изменений структуры дна. Сегодня картинкой дна в реальном времени уже никого не удивить.

  • Для рыболовов и любителей дайвинга существуют дорогие структурные сканеры, которые с удивительной точностью показывают цветную картину дна.
  • Путешественникам доступны картплоттеры, совмещающие в себе функции навигатора, эхолота, а также панели приборов контроля двигателей.
  • Владельцам тихоходных яхт помогают вперёдсмотрящие эхолоты. Для скоростных судов в условиях небольших глубин эти приборы не актуальны, так как мало отличаются по функционалу от обычного сонара. Ведь датчик способен «заглядывать» вперёд всего на 2–3 глубины.
  • Наиболее массовый сегмент — недорогие одно- и двухлучевые эхолоты. Они используются рыбаками, туристами, и даже любителями подлёдного лова.

Даже самый простой прибор способен измерять температуру забортной воды, сообщать о падении напряжения бортовой сети, а также информировать звуковым сигналом о резком уменьшении глубины. Индикацию «рыбок» рассматривать не будем, потому что сегодня мы ведём разговор о пользе сонара для судовождения в условиях недостаточной глубины.

Идущее в комплекте с эхолотом крепление

Стандартный стационарный держатель датчика эхолота имеет достаточно простую конструкцию. Крепится такой держатель для датчика эхолота на транец, при помощи саморезов, что уже обеспечивает определенные неудобства в случае необходимости применить трансдьюсер или сам девайс другой модели. Также датчик каждый раз после рыбалки приходится демонтировать, так как в противном случае есть риск его повреждений в процессе транспортировки. Однако такое крепление датчика эхолота отличается простотой и надежностью.

Покупные универсальные крепления к транцу лодки

Одним из популярных и удобных вариантов, как закрепить датчик эхолота на плавательном средстве с транцем, является съемный кронштейн, имеющий зачастую телескопическую конструкцию, что позволяет подогнать такое крепление практически к любой высоте транца.

Подобные конструкции выпускаются многими производителями, а при желании можно изготовить что-нибудь подобное и своими силами. Съемный кронштейн для датчика эхолота позволяет:

  • Установить датчик прибора без использования саморезов, а значит и без проделывания отверстий в транце, что важно в случае, если рыболов планирует в скором времени сменить устройство.
  • Как установка, так и демонтаж трансдьюсера происходят быстро и без проблем. Это важно, так как неудобство стационарных креплений приводит к тому, что датчик зачастую не снимают при транспортировке, что может привести к повреждениям и входу устройства из строя.
  • Съемная конструкция крепления для эхолота, кроме всего прочего, позволяет без проблем снять эхолот вместе с датчиком и заменить на другую модель, либо же установить на другой лодке.

Монтаж эхолота на моторную лодку

В случае с моторной лодкой со стационарным транцем правильная установка датчика еще больше влияет на качество и точность изображения, а также на возможность функционирования при высоких скоростях. Датчик необходимо разместить таким образом, чтобы линия транца условно разделяла его пополам. Крепление осуществляется на специальном кронштейне, который позволяет датчику откидываться назад при появлении препятствия. Для этого нужно в меру сильно затягивать крепежную гайку. Кронштейн датчика должен быть оборудован длинными прорезями для сдвига вверх или вниз. Изначальное же его положение – в средней точке для обеспечения последующих передвижений.

Что касается последствий неправильного монтажа датчика, то они несколько различаются для разных типов приборов. Так, для сонаров (2Д датчиков) главное полная горизонтальность. Ведь наклон вперед или назад искажает изображение и измерение глубины. Наклон вправо или влево не очень критичен. Сканирующие датчики еще боле чувствительны к горизонтальности установки. Датчики же, оснащенные боковыми лучами, требуют установки без боковых наклонов. В противном случае область полезного изображения со стороны наклона сильно уменьшается, сужая обзор.

Монтаж датчика эхолота внутри корпуса лодки

Очень удобным вариантом является крепление датчика к внутренней поверхности днища лодки. Однако он возможен лишь в случае с пластиковыми плавсредствами, так как лишь пластик не препятствует нормальной работе излучателя. Крепление датчика осуществляется посредством приклеивания на эпоксидную смолу. Причем желательно вырезать под него плавучий материал вместе с внутренней оболочкой, чтобы между датчиком и водой была минимальная толщина пластика. При этом данное место также должно обеспечивать максимальную перпендикулярность датчика водной поверхности, как в случае дрейфа, так и при глиссировании. После установки и тестирования датчика полученную для его установки полость лучше всего также залить эпоксидной смолой.

Источник: eholot-lowrance.ru — официальный дилер продукции Lowrance на территории РФ

Крепление к баллону

Эхолот – популярное у рыболовов устройство, и не всегда устанавливается на лодки с транцем (а значит, скорее всего и с мотором). На некоторых водоемах просто нет нужды в двигателе, а в ряде стран законодательство очень затрудняет использование даже моторов малой мощности. Поэтому вопрос фиксации трансдьюсера к баллону, а не к транцу, актуален для многих рыболовов.

Читайте также:  Хорошие застежки для рыбалки

Часто встречающийся вариант – обычная присоска, с помощью которой крепление для эхолота фиксируется к баллону. Однако несмотря на то, что подобные конструкции часто идут в комплекте с эхолотами, это далеко не самый лучший вариант в плане надежности.

Для использования с не имеющими транца плавательными средствами больше всего подходит не присоска, а соединение держателя к баллону с помощью клея, при этом металлический прут, и сам датчик можно при необходимости легко снять.

Эхолот для лодки ПВХ

Вся доступная информация на эхолоте будет представлена для вас в двух вариантах. Первый – это так называемая графика. Здесь вы увидите линии и различные диаграммы. А в цифровом варианте будут представлены цифровые показатели в углу вашего экранчика.

Когда вы покупаете эхолот для своего катера, то очень важно помнить о том, чтобы на этом эхолоте был вид всего вашего водного транспорта и способа применения. Если вы неправильно подберете данный лодочный аксессуар, от этого может пострадать ориентация в пространстве:

  1. если для вас лучший спутник в вашей рыбалке – это ваша лодка ПВХ, тогда эхолот сможет стать надежным другом и настоящей палочкой выручалочкой в вашем плавании. Основная функция этого агрегата – это поиск рыбы в водном пространстве. Они также показывают различные изменения в рельефе дна и в самой воде. Матерые лодочники со стажем обычно хорошо знают, в каких рельефных толщах и местах скапливается рыба;
  2. очень часто для некоторых лодочников не столь важно определить местонахождение рыбы с помощью эхолота, а нужно узнать глубину всего водоема для своих целей, а также определить рельеф дна. Кроме того, эхолоты хорошего качества способны даже помочь в определении температуры воды;

Рекомендуем прочитать: Какие характеристики имеет лодка МКМ?

Эхолот для лодки ПВХ

  1. этот агрегат должен иметь хороший качественный передатчик и качественный преобразователь, а также супер чувствительный приемник и хороший экран. Интересно, что дисплей такого агрегата, как эхолот, очень похож на экран телефона. По сути дела это та же самая матрица, которая вмещает в себя определенное количество пиксельных битов. И чем больше пикселей в техническом средстве, тем качественнее будет картинка;
  2. эхолоты бывают разного размера. Принято считать, что чем больше эхолот, тем лучше можно на нем что-то разглядеть. Также эхолоты бывают, как цветные, так и черно-белые. Черно-белые эхолоты в основном представляют собой экран с оттенками серого цвета, на котором представлена водная толща.

Самоделки

Самодельное крепление для датчика эхолотаизготовить несложно. Для этого понадобиться:

  • Водопроводная металлопластиковая труба, примерно 1 метр.
  • Струбцина.
  • Металлическая трубка, немного большего диаметра, чем металлопластиковая.
  • Два хомута побольше для крепления струбцины, и несколько поменьше, которые можно использовать, чтобы не болтался провод датчика.

Учитывая особенности плавательного средства, обрезают лишнее от трубы. Верхнюю часть можно изогнуть дугой, так получиться одновременно и ручка для переноски, и импровизированная подставка под эхолот. Нижний же край нужно расплющить, и уже к плоскому участку, просверлив предварительно отверстия, болтами прикрепить идущий в комплекте стационарный транцевый держатель. Готовая конструкция благодаря использованию струбцины быстро крепится к транцу, и так же быстро демонтируется при необходимости.

Важно! Нет смысла делать конструкцию с существенным запасом прочности. Будет лучше, если в случае столкновения с подводным препятствием погнется и придет в негодность трубка фиксирующей системы, а не датчик.

Самостоятельное изготовление датчика эхолота

Для того чтобы изготовить датчика эхолота своими руками, необходимы следующие материалы:

  • Труба полипропиленовая диаметром 32 мм.;
  • G – образная струбцина;
  • Ответная часть стандартного крепежа, идущего в комплекте поставки датчика эхолота;
  • Эпоксидная смола;
  • Термоусадочная трубка;
  • 3 болта 8×40;
  • 2 шестигранные гайки М8;
  • 1 барашковая гайка М8.

Сам процесс сборки самодельного кронштейна датчика эхолота состоит из следующих этапов:

  • Из стандартной трубы длиной 2 или 3 метра отрезают кусок 0,4-0,5 метра;
  • В верхнее проходное отверстие вставляется свободный конец скобы струбцины;
  • Через трубу и скобу струбцины сверлом диаметром на 8 мм сверлится сквозное отверстие;
  • Струбцина фиксируется в трубе болтом 8×40 с шестигранной гайкой;
  • Для усиления места соединения струбцины и трубы применяется водостойкая эпоксидная смола и термоусадочная трука большого диаметра. Смола заливается аккуратно внутрь трубы, а термоусадка надежно закрывает место крепления конца струбцины в трубе от попадания влаги;
  • На противоположном конце трубы при помощи двух болтов и гаек фиксируется стандартное крепление от датчика эхолота.

Подойдет такое простое и дешевое самодельное крепление эхолота на лодку пвх, катер, казанку.

Расположение эхолота в лодке

Наиболее простой и распространенный способ – использовать держатель для эхолота, идущий в комплекте с устройством. Обычно он рассчитан на крепление к сиденью, и достаточно надежен. Но такое расположение не всегда удобно, в ряде случаев к экрану приходится еще поворачиваться. Чтобы эхолот был все время перед глазами, лучше использовать поворотные площадки, которые крепятся непосредственно к баллону. Такой вариант позволяет самостоятельно подобрать наиболее удобную точку для расположения эхолота в лодке.
Источник

Оцените статью
Adblock
detector