Закон об охоте Российской Федерации с поправками за 2011 — 2016 год — Часть 14
10 января , 2016
Внесение изменений за 2011-2014 год в закон об охоте
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года — 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, — 30, ст. 3735; — 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, — 23, ст. 2793; 2011, — 1, ст. 10; — 25, ст. 3530; — 27, ст. 3880; — 30, ст. 4590; — 48, ст. 6732; — 50, ст. 7343; 2013, — 19, ст. 2331; — 27, ст. 3477; — 30, ст. 4034; — 52, ст. 6961; 2014, — 26, ст. 3377) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 24 слово «, соболя» исключить.
2) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:
Статья 24.1. Требования к обороту продукции охоты
1. Оборот продукции охоты осуществляется в соответствии с правилами оборота продукции охоты.
2. Правилами оборота продукции охоты устанавливаются:
1) требования к обороту продукции охоты;
2) требования к транспортировке продукции охоты;
3) правила маркировки продукции охоты.
3. Продукция охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты, определяется в перечне.
4. Продукция охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты, подлежит обязательной маркировке.
5. Маркировка продукции охоты осуществляется бирками.
6. Бирки изготовляются из металла или полимерного материала.
7. Технология изготовления бирок должна исключать возможность их подделки и повторного использования.
8. Бирки должны содержать следующую информацию:
а) вид охотничьего ресурса;
б) учетную серию и номер, совпадающие с учетной серией и номером бланка разрешения на добычу охотничьего ресурса;
в) наименование субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого выдал бирку.
9. Маркировка продукции охоты, указанной в части 4 настоящей статьи, может обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о маркируемой продукции охоты с использованием технических средств.
10. Запрещается реализация продукции охоты, подлежащей обязательной маркировке, без наличия на такой продукции охоты соответствующей бирки.
11. Правила оборота продукции охоты, перечень продукции охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Порядок выдачи бирок, требования к образцам бирок устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3) статью 32:
а) дополнить пунктом 25.5 следующего содержания:
«25.5) установление правил оборота продукции охоты;
б) дополнить пунктом 25.6 следующего содержания:
«25.6) утверждение перечня продукции охоты, в отношении которой применяются правила оборота продукции охоты;
в) дополнить пунктом 25.7 следующего содержания:
«25.7) утверждение порядка выдачи бирок;
г) дополнить пунктом 25.8 следующего содержания:
«25.8) утверждение требований к образцам бирок;
4) статью 34 дополнить пунктом 4.5 следующего содержания:
«4.5) обеспечение изготовления и выдачи бирок;».
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, — 1,
ст. 1, 44, ст. 4295; 2003, — 27, ст. 2700, ст. 2717; — 46, ст. 4434; — 50, ст. 4855; 2004, — 31, ст. 3229; — 34, ст. 3533; 2005, — 1, ст. 13, ст. 45, ст. 1077; — 10, ст. 763; — 19, ст. 1752; — 27, ст. 2719, ст. 2721; — 30, ст. 3131; — 50, ст. 5247; — 52, ст. 5596; 2006, — 1, ст. 10; — 10, ст. 1067; — 17, ст. 1776; — 18, ст. 1907; — 19, ст. 2066;
— 23, ст. 2380; — 31, ст. 3420, ст. 3438, ст. 3452; — 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641;
— 50, ст. 5279; — 52, ст. 5498; 2007, — 1, ст. 21, ст. 29; — 16, ст. 1825; — 26,
ст. 3089; — 30, ст. 3755; — 31, ст. 4007; — 41, ст. 4845; — 50, ст. 6246; 2008, — 18, ст. 1941; — 29, ст. 3418; — 30, ст. 3604; — 49, ст. 5745, ст. 5748; — 52, ст. 6236; 2009, — 1, ст. 17; — 7, ст. 777; — 23, ст. 2759; — 26, ст. 3120; — 29, ст. 3597,
ст. 3642; — 30, ст. 3739; — 48, ст. 5711, ст. 5724; — 52, ст. 6412; 2010, — 1, ст. 1;
— 21, ст. 2525; — 23, ст. 2790; — 30, ст. 4002, ст. 4006, ст. 4007; — 31, ст. 4155,
ст. 4158, ст. 4164, ст. 4193, ст. 4195, ст. 4206, ст. 4208; — 49, ст. 6409; 2011, — 1,
ст. 1, ст. 10, ст. 23, ст. 47, ст. 54; — 7, ст. 901; — 15, ст. 2039; — 17, ст. 2310; — 19, ст. 2715; — 23, ст. 3260; — 27, ст. 3873; — 29, ст. 4298; — 30, ст. 4031, ст. 4573,
ст. 4585, ст. 4590, ст. 4598, ст. 4600, ст. 4601, ст. 4605; — 46, ст. 6406; — 48, ст. 6728 ст. 6732; — 49, ст. 7025, ст. 7061; — 50, ст. 7335, ст. 7342, ст. 7345, ст. 7346, ст. 7351, ст. 7352, ст. 7355, ст. 7362, ст. 7366; 2012, — 6, ст. 621; — 10, ст. 1166; — 19,
ст. 2278, ст. 2281; — 24, ст. 3068, ст. 3069, ст. 3082; — 29, ст. 3996; — 31, ст. 4320, ст. 4330; — 47, ст. 6402, ст. 6403; — 49, ст. 6757; — 53, ст. 7577, ст. 7602, ст. 7640; 2013, — 14, ст. 1651, ст. 1666; — 19, ст. 2318, ст. 2323, ст. 2325; — 26, ст. 3207,
ст. 3208; — 27, ст. 3442, ст. 3454, ст. 3465, ст. 3470; — 30, ст. 4025, ст. 4029, ст. 4030, ст. 4031, ст. 4032, ст. 4034, ст. 4036, ст. 4040, ст. 4044, ст. 4059, ст. 4078, ст. 4082;
— 31, ст. 4191; — 43, ст. 5443, ст. 5444, ст. 5445, ст. 5452; — 44, ст. 5643; — 48,
ст. 6161, ст. 6165; — 49, ст. 6327, ст. 6341, ст. 6343; — 51, ст. 6683, ст. 6685, ст. 6695; — 52, ст. 6961, ст. 7002; 2014, — 6, ст. 557, ст. 566; — 11, ст. 1092, ст. 1096; — 14,
ст. 1553, ст. 1562; — 19, ст. 2302, ст. 2306, ст. 2310, ст. 2324, ст. 2325, ст. 2326,
ст. 2327, ст. 2330, ст. 2335; — 26, ст. 3366, ст. 3377, ст. 3379; — 30, ст. 4211, ст. 4218, ст. 4220, ст. 4228, ст. 4233, ст. 4248, ст. 4259, ст. 4278; — 42, ст. 5615) следующие изменения:
1) главу 8 дополнить статьей 8.48 следующего содержания:
8.48. Нарушение правил оборота продукции охоты
Нарушение правил оборота продукции охоты — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции охоты или без таковой; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции охоты или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией продукции охоты или без таковой.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
2) часть 2 статьи 23.1 после цифр «8.45» дополнить словами «статьей 8.48,
3) в части 1 статьи 23.26 слова «частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения)» заменить словами «частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), статьей 8.48 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения)
4) в пункте 14 части 5 статьи 28.3 слова «частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения)» заменить словами «частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), статьей 8.48 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения)».
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка к закону об охоте, загруженная при публикации проекта
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы контроля за добычей и оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты» подготовлен в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. — Пр-1554 по вопросу совершенствования системы контроля за добычей и оборотом соболей и продукции из них.
Существующая система контроля за добычей охотничьих ресурсов и оборотом продукции охоты не позволяет государству в полной мере извлекать доход от использования охотничьих ресурсов. За последнее время сложилась система, при которой охотничьи ресурсы бесконтрольно изымаются из среды обитания, а продукция охоты, полученная в результате незаконной охоты, реализуется в Российской Федерации или вывозится за рубеж, формируя сверхприбыль у соответствующих лиц.
Таким образом, нарушаются как основные принципы государственного управления в области охранных и устойчивого использования объектов животного мира — обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира, платность пользования животным миром, так и принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов — обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, платность пользования охотничьими ресурсами.
В этой связи проектом федерального закона предлагается установить, что оборот продукции охоты осуществляется в соответствии с правилами оборота продукции охоты, определяемыми Правительством Российской Федерации, которыми будут регламентироваться требования к обороту, транспортировке и правила маркировки продукции охоты. Предусматривается возможность определения Правительством Российской Федерации перечня продукции охоты, в отношении которой будут применяться правила оборота продукции охоты. Законопроектом предусматривается введение обязательной системы идентификации продукции охоты методом маркирования с одновременным запретом реализации немаркированной продукции охоты. Определяется перечень информации, которую должны содержать бирки и которая позволит идентифицировать соответствующую продукцию охоты.
Законопроектом предлагается уставить административную ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц за нарушение правил оборота продукции охоты.
Законопроектом предусматривается исключение соболя перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте) соболь включен в перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи. Лимит добычи соболя устанавливается на основе данных о его численности в природе, исходя из норм допустимой добычи, установленных приказом Минприроды России от 30.04. 2010 — 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях». В пределах установленного лимита добычи соболя, охотпользователям (юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или обладающие правом долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром) определяются квоты на добычу соболя, и охотникам выдаются разрешения на его добычу, в которых указаны данные охотника, сроки действия разрешения, охотничье угодье, в которое выдано конкретное разрешение, количество особей соболя, разрешенных к добыче. По окончании сезона охотник сдает использованное разрешение с указанием количества добытых соболей. По результатам сезона охоты составляются отчеты по использованию разрешений и освоению лимита. Такая схема является четко работающим механизмом по управлению охотничьими ресурсами и контроля над их использованием. Однако это не соответствует действительности.
В результате анализа данных о реализации соболиных шкурок на пушном аукционе за период 2000-2013 гг. установлено значительное превышение объемов продажи шкурок соболя как над установленными лимитами на его добычу, так и над заявленными объемами добычи зверя. Всего за период 2004-2013 гг., на аукционе продано 4 143 529 шкурок, суммарный лимит добычи соболя за этот период составил 2 975 487 особей, а легальная добыча соболя, по отчетам, составила
2 280 541 особь. Таким образом, объем продажи за десять лет в 1,4 раза превысил суммарный лимит добычи и в 1,8 раза объем официальной добычи. В 2013 году количество проданных шкурок соболя достигло своего исторического максимума и превысило лимит добычи в 1,93 раза, а объем заявленной легальной добычи соболя — в 3,23 раза.
Факт устойчивого кратного превышения объемов продаж над установленным лимитом и официальной добычей свидетельствует о том, что добыча соболя без разрешений, т.е. незаконная добыча, приняла массовый системный характер и по своему объему в разы превышает добычу в соответствии с установленным порядком. Такое превышение стало значительным после вступления в 2010 году в силу Закона об охоте и отнесения в этой связи соболя к охотничьим ресурсам, добыча которых осуществляется с утвержденным лимитом добычи.
Предлагается изменить порядок регулирования добычи соболя. Основной задачей при регулировании добычи любого вида охотничьих ресурсов является регулирование промысловой (охотничьей) нагрузки на популяцию с целью недопущения сокращения ее численности. Международный опыт показывает, что оптимальным решением этой непростой задачи является регулирование промысловой нагрузки на популяцию посредством изменения сроков охоты. Промысловая нагрузка на популяцию зависит от двух величин — интенсивности промыслового усилия (успешности охоты) и времени, в течение которого осуществляется данное промысловое усилие (продолжительности сезона охоты на данный вид). Интенсивность промыслового усилия является величиной постоянной или медленно изменяющейся в относительно короткие периоды, продолжительность сезона охоты — легко изменяемая величина. Выполнение установленных сроков охоты на конкретный вид также относительно несложно проконтролировать. Мировой практикой наработаны недорогие и эффективные методы контроля продолжительности сезона охоты через контроль поступления в оборот продукции охоты на те или иные виды. Плата за пользование этими охотничьими ресурсами при этом взимается не до охоты, а по факту добычи, при поступлении продукции охоты в оборот. Именно этот принцип и предполагается применить к соболю, для чего в первую очередь необходимо исключить этот вид из перечня видов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи.
Предлагаемые законопроектом поправки направлены на повышение прозрачности оборота продукции охоты, стимулирование легальной добычи охотничьих ресурсов и оборота продукции охоты, создание системы контроля за добычей и оборотом продукции охоты, увеличение дохода государства от использования охотничьих ресурсов, являющихся государственной собственностью.