Компенсатор плавучести. Виды и устройство. Как выбрать. Применение
Компенсатор плавучести — обязательная составляющая современного снаряжения для дайверов и аквалангистов. В зависимости от глубины погружения, количества воздуха в резервуаре сила выталкивания и, соответственно, плавучесть изменяются, поэтому их необходимо компенсировать. Вот для этого и предназначено данное устройство. Кроме того, на него навешивают разнообразное оборудование, которое может понадобиться под водой.
Устройство
Первые устройства были очень простыми и внешне напоминали обыкновенный спасательный жилет. Дизайн и функционал современного оборудования намного более совершенны.
Любой компенсатор плавучести состоит из:
- Воздушной камеры.
- Инфлятора.
- Предохранительного клапана.
- Системы для крепления резервуара с воздухом.
- Ремней и колец.
Инфлятор – главная деталь в системе, поскольку именно он отвечает за регулировку плавучести. В нем имеется:
- Пульт управления.
- Гофрированный шланг, сообщающийся с резервуаром.
- Клапан для поддува.
- Предохранительный клапан.
При помощи клапана и шланга можно осуществить поддув, тем самым регулируя плавучесть. Аварийный клапан предназначен на тот случай, если воздушная камера окажется повреждена — клапан воспрепятствует выходу воздуха.
Система для крепления включает в себя спинку и крепежные ремни. На спинку навешивается баллон, а ремни (застегивающий и страхующий) удерживают его.
Компенсатор плавучести оснащается также ремнями для пристегивания его самого к аквалангисту, а также разнообразными кольцами для навешивания инвентаря (камеры, фонаря, датчиков и пр.).
Виды компенсаторов
Оборудование бывает 3-х типов:
- Нагрудный компенсатор.
- Жилет.
- «Крыло».
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.
Нагрудный компенсатор
Такой вариант считается классическим, он прост и надежен в использовании. Он не предусматривает крепления резервуаров с воздухом, поэтому чаще всего применяется дайверами.
Обладает следующими достоинствами:
- На поверхности разворачивает дайвера лицом вверх, удерживая голову над водой.
- При снятии и надевании отсутствуют какие-либо механические нагрузки.
Недостатки классического компенсатора:
- Смещает центр плавучести дайвера в направлении вперед-вверх.
- Сужает поле зрения ныряльщика под собой и ограничивает движения головы.
Жилет
Может быть с надувными или регулируемыми плечевыми ремнями. В первом случае воздух беспрепятственно перемещается внутри жилета при движении его владельца, что способствует хорошему удержанию на поверхности и поддерживает необходимый объем компенсатора.
Во втором случае ремни обеспечивают удобное надевание и снятие жилета, позволяют подогнать его по размеру, снижают эффект переворота на поверхности воды.
Плюсы компенсатора-жилета:
- Создает поддерживающий эффект, плотно облегая корпус аквалангиста.
- Не ограничивает движений.
- Не воздействует на центр плавучести.
- Поддерживает большой объем, что позволяет закреплять на нем больше оборудования.
К минусам можно отнести то, что он может подойти не всем дайверам в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения, например, при наличии большого живота или объемной грудной клетки.
Компенсатор плавучести «крыло»
Воздушная камера в таком оборудовании находится целиком на спине и имеет большой объем. Это обеспечивает максимально возможную плавучесть в разных условиях. На крыловидный компенсатор можно крепить несколько резервуаров с воздухом и большое количество разнообразного снаряжения.
А вот находится на поверхности в таком компенсаторе неудобно, поскольку он наклоняет корпус владельца вперед.
Из чего делают компенсаторы
Основным материалом изготовления является нейлон, покрытый полиуретаном. Такое сочетание делает оборудование прочным и герметичным. При производстве компенсаторов плотность нейлона варьирует от 420 до 1000 Den, что определяет характеристики устройства и условия его использования.
Так, новичкам в дайвинге подойдут изделия небольшой плотности. Они мало весят и не доставляют неудобств в эксплуатации. Профессионалы выбирают плотные и тяжелые компенсаторы, поскольку на них ложатся серьезные задачи.
Как выбрать систему компенсации плавучести
Выбор устройства определяется в первую очередь условиями его эксплуатации. Для обычного дайвинга оптимальным вариантом станет жилет, для профессиональных погружений — крыло, а для снорклинга и подводной съемки — нагрудный.
Следующим важным параметром выступает удобство снаряжения. Чтобы компенсатор плавучести не создавал дискомфорта под водой, необходимо:
- Подбирать устройство с учетом своего телосложения.
- Оценивать плотность прилегания — дыхание должно оставаться свободным.
- Проверять клапаны и ремни на простоту эксплуатации и удобство расположения.
Для женщин разработаны изделия, учитывающие особенности фигуры, с мягким и приятным внутренним слоем.
Выбирая компенсатор плавучести, следует присмотреться к следующим нюансам:
- Ремни должны быть регулируемыми, а замки на них — быстроразъемными. Это позволит «подогнать» устройство под себя всего один раз.
- Наличие нагрудного ремня предотвратит расхождение плечевых ремней или воздушных камер, расположенных по бокам.
- Расположение инфлятора на спинке более удобно для спуска воздуха.
- Кнопки на инфляторе должны быть легкодоступны.
- Наличие нескольких клапанов-предохранителей обеспечит автоматический спуск воздуха при слишком большом давлении в камерах.
- Дополнительные карманы позволят удобно разместить вспомогательное снаряжение и аксессуары. Однако они должны обеспечивать и их быстрое снятие.
Важной характеристикой является также подъемная сила, зависящая от объема камеры с воздухом. Чтобы определиться с этим параметром, необходимо учитывать условия эксплуатации оборудования:
- Для погружений в теплой воде достаточно компенсатора с емкостью камеры 12-15 л.
- Для сложных и экстремальных погружений, низких температур потребуется устройство с объемом камеры не менее 18 л.
Правила эксплуатации и хранения
Перед погружением необходимо проверить работоспособность системы. Для этого компенсатор плавучести подключается к резервуару и нажатием соответствующей кнопки оценивается исправность клапана поддува. Подобным пробным нажатием следует проверить все клапаны, предназначенные для сброса воздуха.
Чтобы проверить аварийные клапаны, необходимо надуть компенсатор и понемногу добавлять воздух до срабатывания клапанов. Ручной поддув проверяется посредством надувания компенсатора ртом.
В обязательном порядке проверяются и все детали крепежа (ремни и кольца).
Опускаясь на глубину, можно выполнять поддув как посредством специального клапана из баллона, так и через загубник пульта управления из собственных легких. Поддувая компенсатор ртом, можно сэкономить воздух в резервуаре. Воздух из камеры пригоден для дыхания в случае аварии. Но дышать посредством камеры можно в течение непродолжительного времени, поскольку в ней соберется углекислый газ.
Выпустить воздух из системы можно по-разному:
- Находясь над водой вертикально — нажать кнопку травящего клапана и потянуть вверх пульт инфлятора либо потянув тягу травящего клапана на правом плече.
- Лежа горизонтально на поверхности воды — посредством тяги пульта управления вниз, приподняв при этом плечи.
- Вертикально вниз головой — потянув нижний травящий клапан на спине.
Способ зависит от конкретного вида изделия. Но основополагающий принцип заключается в том, что клапан, через который сбрасывается воздух, должен располагаться выше всех остальных, так как воздух движется всегда в направлении от более высокого давления к низкому, в данном случае к поверхности.
Слив воды необходимо производить через клапаны. Это препятствует накапливанию соли в системе. Перед тем, как отправить оборудование на хранение, его следует хорошо промыть пресной водой, тщательно вымывая соль. В противном случае детали устройства могут выйти из строя. Особенное внимание следует уделить промывке инфлятора.
Хранят компенсатор плавучести надутым, повесив его на удалении от солнечных лучей и отопительных приборов.
Компенсаторы для дайвинга — критерии выбора
Стоит отметить, что раньше – до изобретения этого чуда – подводные пловцы испытывали изнурительные нагрузки, контролируя плавучесть на ластах, а своеобразным BCD служили легкие. Время летит, технологии не стоят на месте и ежегодно производители предлагают нам более новые, комфортные и усовершенствованные варианты BCD. Как сделать правильный выбор и не запутаться во всем многообразии предложений мы решили поведать в данной статье.
На сегодня можно выделить три основных типа жилетов.
«классический», «полу-крыло», «крыло»
Классический компенсатор плавучести
Один из самых популярных типов компенсаторов. На рынке представлены различные модели, и всех их объединяет одно – надувание спины и боковых карманов. Правильно подобранная модель практически не сковывает движения, позволяет комфортно двигаться и искусно пилотировать в толще воды. Некоторые модели, в том числе и эконом-класса, имеют очень полезный элемент — интегрированную грузовую систему (дополнительные карманы для груза). Система позволяет аквалангисту убрать свинцовые плитки грузов в специальные отсеки, разгрузив основной пояс, тем самым снижая нагрузку на поясницу. К другим плюсам классических жилетов стоит отнести наличие колец для крепления различных приборов, высокую спинку под баллон, мягкую спинку с обратной стороны для комфорта позвоночника, а также плотный материал оболочки, который защищает воздушную камеру расположенную внутри.
Одним из самых больших минусов компенсаторов классического типа является то, что с увеличением глубины вам приходится загонять больше воздуха в компенсатор. В результате чего BCD начинает давить на ребра, увеличиться в области поясницы, компенсатор отходит от спины, а грузовой ремень все больше давит на поясницу, причиняя дискомфорт и разворачивая вас в позу «морского конька».
Ценовой уровень классических жилетов колеблется от 8 до 15 тысяч рублей.
Компенсатор плавучести «полукрыло»
Не будем долго расписывать об этом варианте, но как говорится «ни рыба — ни мясо» Компенсатор этого типа совмещает в себе технологии двух типов – классический и крыло, но не отрабатывает их в полной мере. Если говорить грубо, данный жилет предлагает некоторые плюсы, но и в то же время собрал основные минусы предыдущих вариантов.
На поверхности он ведет себя как полноценное крыло и пытается уложить вас лицом в низ, а на глубине ведет себя как классическая модель. Плюс ко всему, данные жилеты отличаются довольно высокой ценой, приближенной к ценнику полноценных комплектов типа «Крыло» Ценовая политика от 15 до 20 тысяч рублей. Данным типом жилета пользуются многие дайверы, и многие остаются довольны, несмотря на все плюсы и минусы этого типа. Как говорится «на вкус и цвет» надо пробовать и верить своим ощущениям.
Компенсатор плавучести «крыло»
По сути – конструктор BCD, конфигурацию которого можно собрать под любые нужды погружений. Модели, относящиеся к этому типу, хорошо подходят не только для любительского дайвинга, но и для сложных технических погружений. Главное отличие такого компенсатора от классики, заключается в том, что надуваемой здесь является только задняя часть (крыло) Все элементы компенсатора приобретаются отдельно под конкретные условия погружений. Подвеска предлагается в разных вариантах исполнения, от моно стропы до комплектации «комфорт» с мягкими накладками и плечевыми ремнями. Спинку жилета так же можно выбрать из вариантов алюминий и сталь. Камера (крыло) так же имеет разные объемы под конкретные условия погружений. Приятные мелочи в виде грузовых карманов, D колец можно расположить в любом количестве и там где удобно что добавляет комфортности. В общем, вы можете собрать компенсатор конкретно под себя, отвечающий всем вашим задачам, целям и уровню комфорта. Более того, дайверам, которые хотят в совершенстве овладеть «искусством плавучести», крыловой жилет может значительно помочь и позволит придать максимально правильное и горизонтальное положение тела в воде чего не добиться при использовании классического жилета.
Многие начинающие дайверы которые пробовали погрузиться в кофигурации «крыло» твердят о неудачном удержании тела на поверхности воды и окунании лицом в воду. Причина возникновения этих мифов – неправильное сочетание развесовки и объема крыльев с баллонами. Как например, использование большого спарочного крыла, с одним легким, алюминиевым баллоном, и неудачным расположением грузов незамедлительно приведет к эффекту «окунания» Но при верном сочетании объема крыла, конфигурации, развесовке, и небольшом тренинге, все мифы развеются, вы будете ощущать себя довольно комфортно на поверхности воды и поражены комфортом во время погружения. Ценовой уровень таких комплектов в пределах 20-30 тысяч рублей.
Итак, мы рассмотрели основные виды компенсаторов плавучести. В независимости на каком варианте вы остановите свой выбор, при покупке жилета нужно обратить внимание на ряд составляющих факторов и параметров, которые мы разберем в следующей статье «Выбираем жилет для дайвинга»
Снаряжение для ПО
Групповой блог Основные
- записи
73 - комментариев
458 - просмотра
432 063
Авторы этого блога
Пояс компенсации плавучести для подводных охотников
Запись опубликовал admin · 7 января, 2010
12 763 просмотра
На сегодняшний день компания Zeagle является лидером на рынке индивидуальных средств контроля плавучести. Но, в виду малопопулярности этого бренда в России и ближайших братских странах интересные решения этой компании остались чуть в стороне от обширной армии подводных охотников и фридайверов. Компенсатор плавучести для подводных охотников и фридайверов от этой компании был анонсирован на американском рынке еще в 2006 году.
Компания Zeagle пошла навстречу фридайверам с их многочисленными просьбами о разработке подобной системы со своими специфическими запросами и потребностями.
Эта рационализация дает те же преимущества для ныряющих на задержке дыхания, что и дайверский компенсатор плавучести BCD. Компенсатор BC Belt от Zeagle имеет чуть больший вес и сопротивление чем грузовой пояс, обычно используемый фридайверами и подводными охотниками.
Благодаря поясу-компенсатору плавучести время погружения существенно увеличивается за счет уменьшения затрат энергии пловца на преодалевание сил влияющих при нырянии.
*На схемах принято, что АТМ (Атмосфера) — приблизительно равная атмосферному давлению на поверхности Земли на уровне Мирового океана (см. wikipedia ).
Ныряльщику при погружении в самой первой фазе требуется сильный, энергоемкий толчок и некоторое время активная работа ластами, чтобы достичь определенной глубины, где он будет иметь нейтральную плавучесть. Пройдя отметку с нейтральной плавучестью, ныряльщик приобретает отрицательную плавучесть и продолжает погружение, не работая ластами и не тратя энергию на погружение. На глубине подводный охотник имеет отрицательную плавучесть, во всей нижней части погружения и для всплытия, в начальной фазе требуется прилагать дополнительные усилия при подъеме вверх, пока его плавучесть не станет положительной.
При нырянии с компенсатором плавучести BC Belt достаточно чуть стравить с него воздух, как погружение пойдет без особых усилий.
Нейтральная плавучесть на нужной глубине легко достигается путем поддува воздуха из баллона с помощью клапана-инфлятора. Время нахождения на нужной глубине увеличивается за счет снижения мышечной нагрузки. Для всплытия достаточно небольшого взмаха ластами, чтобы появилась положительная плавучесть, обеспечивающая начало всплытия. Чем ближе к поверхности, тем больше положительная плавучесть. Дальнейшее всплытие возможно без лишних усилий и работы ластами, что уменьшает вероятность Блэкаута.
На поверхности пояс обеспечивает достаточную положительную плавучесть даже при полном выдохе, позволяя подводному охотнику комфортно отдохнуть перед очередным погружением.
Компенсатор плавучести снабжен прочным прорезиненным ремнем с быстро расстегиваемой пряжкой и специальными отсеками-петлями, на которых можно разместить дополнительно до 10 кг груза.
Сам пояс сделан из прочного, усиленного Ballistic nylon-а с плотностью 1050.
Пояс, в зависимости от модели, позволяет компенсировать от 3,6 до 6 кг (см. таблицу ниже).
Чтобы минимизировать габариты и добиться комфортного прилегания к телу подводного охотника прочная внутренняя камера из уретана специально плиссирована.
Нейтральная плавучесть легко достигается с помощью чувствительного клапана-инфлятора. Время погружения значительно увеличивается за счет уменьшения затрат энергии при погружении и всплытии. Подобно дайверскому BCD, пояс от Zeagle помогает пловцу значительно экономить энергию при всплытии предостерегает и страхует, в некоторой степени, от Blackoutа. Пояс Zeagle BC Belt может быть незаменим в экстренных ситуациях, когда, подводный охотник при нырке запутался в сетях или водорослях или же во время погружения фридайвера возникла нештатная ситуация.
Одной заправки баллона хватает более десятка погружений, затем, его можно пополнить от любого баллона с помощью прилагаемого в комплекте переходника.
Баллон из алюминиевого сплава интегрирован с комбинированным клапаном-регулятором первой ступени Ra Z or, крепится сзади и надувает воздухом герметичную внутреннюю камеру пояса.
Особенность конструкции позволяет быстро и легко отсоединять и подсоединять баллоны к поясу.
При желании к регулятору первой ступени можно подсоединить регулятор второй ступени или октопус. Это может быть актуально при кратковременном нахождении под водой на небольшой глубине, при чистке или инспектировании днища корабля или лежащего неглубоко якоря.
В зависимости от размера талии компенсаторы выпускается трех размеров:
Размер | Размер талии | Компенсая плавучести |
SM | 61-76см | 3,6кг |
MD | 76-92см | 5кг |
LG | 81-100см | 6кг |
Одако, компания производитель предупреждает о необходимости прохождения специальной подготовки или наличия навыков ныряния с компенсатором, чтобы использовать пояс BC Belt правильно и безопасно. Рекомендуется к использованию только для опытных ныряльщиков и не должен использоваться новичками. Обучение должно быть пройдено до использования компенсатора плавучести.
Ориентировочная цена на рынке США — $550.
Завоюет ли данный девайс популярность покажет время, ведь у него есть серьезный конкурент компенсатор плавучести Raf-Song, который уже получил одобрение у большинства подводных охотников и подводных фотографов.