Психотип охотника: четыре грани сильной личности
Сила духа поддаётся воспитанию так же, как и сила тела .
Что нужно для того, чтобы взять добычу?
Охотник — это человек, умеющий добыть то, что ему нужно. Впрочем, для результативной охоты мало знать, какова твоя цель, мало иметь план её достижения и соответствующее орудие охоты. Необходимо обладать психотипом охотника, ведь именно психика управляет нашим поведением, и именно там, в нашем психическом пространстве, лежат причины всех побед и поражений.
Психотип охотника складывается из 4-х важнейших составляющих, каждая из которых является незаменимой его частью:
Только тот, кто хранит спокойствие, способен проявлять терпение и настойчивость. Только тот, кто уверен в себе, твёрдо сжимает в ладонях древко копья и следует своему плану. Только тот, кто нацелен на победу, пройдёт через ряд поражений, но достигнет своего. Только тот, кто умён и готов действовать вне шаблонов, сумеет разгадать тактику зверя и обойти его. И только тот, кто силой своего духа объединяет в себе все четыре грани сильной психики, может считать себя подлинно свободным охотником.
Древо Духа
Свою психику можно тренировать, а те или иные психические качества — воспитывать. Это сродни выращиванию нежного саженца, который поначалу боится холодов и засухи, а потом становится мощным деревом, крона которого станет защитой от зноя и дождя уже для вас.
Материальная природа психического развития — в межнейронных связях, которые мозг создаёт ежедневно. И всякая грань нашей личности обеспечивается их работой. То, что мы в себе тренируем и поддерживаем — то и усиливается за счёт появления новых связей. Важно лишь правильно организовать тренировочный процесс, позволяющий регулярно активизировать все грани психотипа охотника.
Впрочем, как при заботе о всяком растении важно знать агротехнику выращивания, так и при культивировании психотипа охотника нужно представлять алгоритм его запуска. Несколько слов об этом.
Алгоритм запуска
Данный алгоритм вовсе не претендует на исключительность, но может позволить понять логику взаимозависимости одних граней психотипа охотника (ПО) от других.
- Спокойствие . Это качество лежит в основе всей кварты. Если мы желаем осознанно запустить остальные грани ПО, нам важно создать это самое осознание. Его дарует спокойствие. За ним — понимание того, что внутренние процессы, идущие в вашем психическом пространстве имеют приоритет перед внешними событиями, ибо ваше поведение всецело зависит от того, что вы чувствуете и как вы себя ощущаете. Поэтому так важно хранить спокойствие и перестать быть марионеткой в руках внешнего мира.
- Уверенность. Обретение чувства спокойствия позволяет перейти на следующую грань ПО и достичь чувства абсолютной уверенности в себе. Спокойствие — это независимость от внешнего мира. И, стало быть, полное подчинение психической реальности собственной воле. Источником этой воли являетесь вы. Поэтому, обретя великое спокойствие, человек естественно перешагивает в пространство личной силы, ощущая, что его собственная воля является единственным источником власти в его психическом пространстве. Так зелёный росток живого спокойствия обрастает коричневой и твёрдой корой уверенности и внутренней мощи.
- Оптимизм . Мне по душе другой термин, отражающий ту же суть, — жизнелюбие. Жизнелюбие — следствие естественной благодарности и радости, переживаемой от осознания того, что всё, что тебе действительно нужно, уже есть у тебя и всегда было в тебе — это источник собственной силы. А всё остальное — лишь точка его приложения. Когда спокоен и уверен в себе, жизнь начинает играть оранжевыми красками, а солнце ласково согревает молодое деревце, претендующее на внутренний стержень духа. Так в душе просыпается внутренняя мотивация и начинает бить родник действия. А Древо Духа расцветает бутонами радости.
- Креативность. В основе креативности — чувство свободы. Только спокойный и уверенный в себе человек видит мир не как систему угроз, а как пространство возможностей. Раз уж источник силы во мне самом — значит, всё зависит только от меня. Там, где мир видится благоприятной средой, хочется жить и творить. Свободомыслие — естественное следствие осознания того, что каждое переживаемое мгновение — это выбор. И выбор этот зависит только от тебя.
Практика каждый день
Когда вы приходите в зал тяжёлой атлетики, и тренер объясняет вам технику жима, это не означает, что одних только знаний достаточно, чтобы пожать на МС. Нужна ещё практика: систематическая, кропотливая работа над собой. Нужно каждый день совершать маленький подвиг воли, удерживая перед собой цель, не теряя её из виду за повседневной рутиной.
И чтобы это сделать, важно саму рутину осознать как Путь. Путь, являющийся лучшей практикой осознанности и самоуправления, которую можно только вообразить.
Чтобы ты ни делал — ты всегда делаешь то же самое. Куда бы ты ни шёл — ты всегда уже там. Что бы ни произошло — ничего не происходит. Просто есть ты и реальность. И ты можешь отражать эту реальность в себе, а можешь заполнять собой каждое переживаемое мгновение. Проявлять себя, как человека, как мастера, как свободного охотника.
Милитаризация охоты — опасная тенденция
Есть еще среди нас люди, которые лично знали мужиков-охотников, бравших медведей на рожон или добывавших их, используя рогатину. Было время…
Фото Валерия Малеева
Есть еще среди нас и немало охотников, которые дорожат установившимися годами и даже веками охотничьими традициями, передаваемыми друг другу от отца к сыну, из поколения в поколение.
Но, к сожалению, очень большое количество охотников сегодня, особенно среди молодых или только начинающих охотиться, которые уже и не знают, что такое рожон или как изготовить рогатину, способную удержать тушу огромного и разъяренного зверя.
Они не задумываются и о разнице между определениями «добыть» или «убить» дикого зверя.
Зато они уверенно признают приоритет и мощь нарезного оружия; знают, что такое дальномер, лазерный целеуказатель, GPS-навигатор, прицел и прибор ночного видения и что такое экспансивная пуля.
Увы, разработка новых и модификация имеющихся видов оружия и приспособлений для уничтожения людей не обошла стороной и оружие для охоты на диких животных. Хотя. охоты ли?
Охотой признается нахождение в охотничьих угодьях с оружием или охотничьими собаками без поводков или намордников, а также выслеживание или преследование с целью добычи диких зверей и птиц и, соответственно, сама их добыча. Это понятно всем, и это — закон.
Но скажем так: закон далеко не демократичный. Не для людей — здесь все в полном порядке. А вот для диких зверей и птиц этот закон означает, что эти человеческие правила практически не учитывают их, диких зверей, право на возможность спасения от человека в своей среде обитания и во время охоты на них.
В чем дело? Я не случайно начал свой очерк с того, что «было время. ». Издревле и кое-где до настоящего времени охота является средством к существованию целых народов.
Такая охота действительно приносит коренным народам в труднейших природно-климатических условиях жизни еду, одежду, кров и деньги на жизнь от реализации продукции охоты.
Но также издавна охота являлась и способом удовлетворения морально-эстетических потребностей людей в общении с дикой природой, в том числе и путем добычи диких зверей и птиц в так называемых «спортивных и любительских» интересах.
фото: Семина Михаила
В этом случае, как правило, охотник сможет добыть дичь только после длительного изучения повадок диких зверей и птиц, особенностей их жизни, зачастую специально для этого натаскивая охотничьих собак, изучая литературу, слушая и перенимая опыт именитых охотников.
И эту охоту можно сравнить ни много ни мало с искусством добывания сильных, острожных, смелых, ловких и в то же время пугливых диких животных.
Что же сегодня представляет любительская охота для человека? А сегодня охота для очень многих молодых, да и не очень, охотников — это времяпрепровождение с оружием в дикой природе. И тут цивилизация и прогресс сыграли злую шутку с братьями нашими меньшими: человек создал столько техники, электроники и такого оружия, что шансов выжить у них не остается.
Вездеходы, квадрокоптеры, высокоточное оружие, приборы для ночной охоты, тепловизоры, электронные манки, имитирующие различные призывные голоса диких зверей и птиц — это еще далеко не полный перечень материально-технического обеспечения современной технологии промысловой и браконьерской добычи диких животных, которую многие именуют в наше время спортивной и любительской охотой.
Современный охотник, имея средства, может сегодня добраться в любую точку планеты для добычи любого дикого зверя и добыть его там. И это интересно, заманчиво и логично.
Но есть одно «но». Все указанное выше, вместе со сплошными и массовыми вырубками лесов, беспрецедентными по площади лесными пожарами, прокладками по охотничьим угодьям энергетических, автомобильных и железнодорожных магистралей, активной химизацией сельскохозяйственного сектора и сплошной мелиорацией не было предусмотрено Создателем, когда он разрешил и повелел человеку использовать диких животных для их добычи.
Сегодня охота и добыча с помощью ультрасовременного оружия превращается в убийство, а это далеко не одно и то же!
И ведь сама по себе суть охоты — используя опыт, знания и ловкость, перехитрить ловкого и осторожного дикого зверя, найти и раскрыть точные алгоритмы его поведения, скрытно подкравшись вплотную, налюбоваться образом жизни диких животных, испытать себя на знание тонкостей и секретов природы, на выносливость, на смелость и, как вознаграждение, получить заслуженный трофей — изначально представляет собой очень кропотливый и непростой труд и величайшую, на генном уровне, увлеченность и любовь к дикой природе.
фото: Семина Михаила
А что такое охота с помощью новейшего оружия, техники и технологий — без права зверя на спасение или на возможность самозащиты?
Это банальное убийство, а не добыча ничего не подозревающего зверя или птицы врасплох, на большом расстоянии, то есть без скрадывания, без томящегося ожидания, без учета личного опыта и, на мой взгляд, без самого главного — без любви к природе и настоящего охотничьего азарта и адреналина, ради чего, в принципе, и существует любительская охота.
Ведь в любви к природе и весь замысел охоты, а не в любви к оружию как средству превосходства над диким зверем.
Именно новейшие образцы так называемого охотничьего оружия и вызывают горькую усмешку у настоящего ценителя природы и охоты.
Автоматы «Калашников», боевые снайперские винтовки и карабины — машины для убийства людей — путем простейшего манипулирования, «кастрации» превращены в так называемое охотничье оружие.
Но где же истинный стиль охотничьего оружия — стиль плавных линий и очертаний, мягкого и теплого дерева ложи, гармонии грозной силы и эстетики?
Где жажда тихого и скрытного любования и наслаждения красотой первозданного мира, а не протаскивания в лес войны, продукции урбанизации, механизации и военно-фантастического дизайна, вездесущих гаджетов, ширпотреба, боевого оружия и придатков к нему в виде тепловизоров, электроманков или приборов ночного видения?
Откуда появляется у некоторых людей неистребимое хищническое желание — убить? Почему в лес проникают с оружием жадность, вседозволенность и власть денег?
Наверное, с последнего и надо начинать разумно оценивать эту тенденцию и задумываться о последствиях такой вот «гонки вооружений» в охотничьем хозяйстве.
А если точнее, то не в охотничьем хозяйстве, а в процессе любительской охоты, то есть в процессе добычи в спортивных и любительских целях диких животных и птиц.
Что заставляет новых охотников приобретать мощное оружие и навороченные приборы для добычи диких зверей — без изучения дикой природы, без любования ею, без особого труда и специальных навыков?
фото: Семина Михаила
Причин несколько. Одна из главных — это желание «без труда выловить рыбку из пруда». Главное охотничье правило: сначала полюби и изучи, и за это тебе воздастся, уже не принимается всерьез.
Почему? Потому что не охотничий азарт гонит в лес таких людей с оружием, а жажда наживы, гордыня, чувство превосходства и, к величайшему сожалению, отсутствие знаний этики и истории охоты.
Надо хорошо знать и помнить, если ты настоящий охотник или еще только хочешь и надеешься им стать, что не проституция древнейшее занятие человека. Конечно же — охота!
А пороки берутся в наших душах совсем с другой стороны и по другим причинам. История и традиции охоты предусматривают тихое, кропотливое, вдумчивое изучение повадок и жизни диких животных и, соответственно, способов их добычи так, чтобы не томилась душа после этого переживаниями от «загубленной жизни».
И вот сама по себе традиция охоты охотника-любителя — быть честным перед природой, скромным и не жадным человеком и охотником. И только так природа милостиво вознаграждает и отдает человеку в качестве подарка его добычу.
А то, что берут сами сегодня от природы новые охотники, это не дар природы, это рэкет и насилие над ней.
Прячась за утверждение о гуманности высокоточного и мощного оружия, новые охотники не только не скрывают своего неумения и нежелания заниматься охотой, каковой она должна являться в наше время по сути: тихой, без жадности и, главное, с любовью; очень многие охотники сегодня выезжают на любительскую охоту как на промысел.
Вот в этом и вся беда сегодняшнего охотничьего хозяйства, а если точнее — сегодняшнего общества охотников. Военная форма, военная техника, военное оружие, военные технологии — не для чего, а против кого! Против диких зверей и птиц. Абсолютно недопустимые в природе соотношения сил и средств. И этому рано или поздно будет положен конец.
Но пока ВПК не научится выпускать, раз уж взялся, чисто охотничье оружие: и по внешнему виду, и по характеристикам боя, и по качеству изготовления, и по качеству материалов, и по дизайну — многие из молодых охотников, нашего будущего, будут воевать в лесу с дикими зверями охотничьим оружием военных образцов.
Такая война обречена на истребление в охотничьих угодьях всего живого: от дятла до лося, потому что такое оружие покупают те, кто не знает, что такое настоящая охотничья натура и романтичная душа охотника.
Поэтому они и не знают приоритетов и ценностей настоящего охотничьего оружия и, соответственно, как добыть зверя настоящей охотой, а не деньгами.
Надо ли простому охотнику нарезное оружие, это дело каждого. Я, например, отохотился со своим ружьем «Лось-4» около пятнадцати лет. Но использовал его сугубо в промысловых целях или для охоты на волков, хотя почти никогда дальше двухсот метров из него и не стрелял — не было такой необходимости да и желания.
Зачем сегодня оно мне, не знаю, потому что сейчас я любого, подчеркиваю, любого зверя добуду из своего надежного ИЖ-58МА с посветлевшими от времени кончиками стволов.
И когда я вижу на охоте, словно в фильмах-боевиках, машины для убийств, я непременно завожу спор с хозяином такого оружия о стрельбе на меткость по мишени.
фото: Семина Михаила
После охоты. И почти всегда на расстоянии для стрельбы из гладкоствольного оружия побеждаю. Да не потому, что их оружие плохое или я — супермен. Просто люди не только не умеют охотиться, еще не умеют и хорошо стрелять.
Зачем человеку такое оружие? Ответ — игрушка! Страшная, настоящая, боевая, недешевая, красивая игрушка для убийства, но не для охоты. Звучит плохо, но это факт.
А к этой игрушке, как правило, следуют приложения: ночной прицел, дальномер, тепловизор, электронный манок, дроны, одежда с подогревом, радиостанция со спутниковым мобильным и GPS, вездеход, база с теплым туалетом, егеря-прислуга — для работы с убитым зверем.
Что ж, кто платит, тот и музыку заказывает. В таком случае пришло время за такое вот убийство взымать и соответствующую повышенную плату.
А еще лучше, как показала практика с казино для «новых наших», создавать специальные специализированные охотничьи хозяйства с вольерными охотничьими животными для таких вот «боевиков» и с соответствующим ценами и налогом на прибыль для таких охотпользователей.
Экономика здесь простая. Выбивая у себя в охотничьем хозяйстве подчистую дикого зверя, недобросовестные охотпользователи за счет сверхприбылей от таких охот жируют. Но в природе пустых мест не бывает.
Дикие звери из соседних регионов занимают пустующие угодья и становятся очередной добычей несложного охотничьего промысла, называемого любительской охотой.
Такие вот «паразиты» могут за пять – семь лет истребить поголовье копытных всего района, проводя охоты в одном сравнительно небольшом участке, в одном месте.
В то время как простые, но истинные охотники обходят стороной такие угодья: им здесь нет места по многим причинам, и в первую очередь потому, что они — настоящие охотники, а не охотники military, то есть военные, в плохом смысле этого слова.
Многие из нас сегодня зачарованно смотрят на мягкие, незлобные формы хороших импортных карабинов: из дорогого дерева удобные и красивые приклады, стремительные формы их лож, цевья, не агрессивный, но строгий дизайн стволов и прицельных приспособлений, удобство, гармоничный дизайн и гарантированная точность стрельбы.
Это оружие для охоты! Стоит оно недешево, но оно того стоит: и качеством стрельбы, и надежностью конструкции, и своей классической формой, и своим предназначением радовать душу на настоящей охоте.
Точно так же, как и металлический или пластиковый манок на веревочке, точно так же, как и широкие охотничьи лыжи, ягдташ с кожаными ремешками, фетровая шляпа, настоящий кожаный патронташ, закопченный котелок для чая на костре и сам костерок после настоящей охоты.
Это — охота, и я уверен, что все military мечтают о такой вот охоте. Почему же не исполняют свою мечту? Мода. Престиж. Деньги.
В начале двухтысячных годов меня попросили свозить на экскурсию в охотничьи угодья группу норвежских ученых-охотников, находящихся в стране по делам. Они хотели увидеть диких кабанов в свободной среде их обитания.
Экскурсия с посещением кормовых полей и на засидках с вышек без охоты удалась на славу: и кабаны пришли, и фотографии удались хорошие. Но больше всего норвежских гостей поразило ружье ТОЗ-63 одного из егерей.
фото: Семина Михаила
Держа оружие в руках, они цокали языками, улыбались, а после стрела картечью по бетонной плите на заброшенной ферме спросили у меня, как им купить здесь такое же, ружье за любые деньги, и вывезти его к себе на родину.
И в то время они не жалели двух тысяч евро за такой вот «раритет». Не знаю, отдал ли бы егерь свое любимое и надежное ружье, если бы была такая возможность, но я знаю сегодня очень даже много охотников, которые ищут и покупают старое, классическое, оружие.
И не столько для коллекций, а больше для того, чтобы отдохнуть душой, походив с курковкой или такой же надежной вертикалкой по набродам, петлям и скидкам русака, пугнуть из камышей зазевавшуюся утку, выманить из еловой чащи задир-петушков рябчиков, послушать чарующую музыку гончих, а то и втихаря дать стрельнуть сыну или внуку по газете, украдкой смахнув сентиментальную слезу от вида восторженной детской гордости и необыкновенной радости на личике с полосками сажи на губах от жареной на костре картошки.
Это — наше, и такими мы будем до тех пор, пока будем уважать самих себя и наше будущее. Поэтому и не стоит на настоящей охоте грешить учебной войнушкой или убийством диких зверей и птиц из военно-охотничьего оружия и с помощью специальных электронных средств обмана зверей и птиц. Это точно не наше.