Что такое бегучая оснастка
Бегучая оснастка, описание снасти и техника ловли.
Когда-то не было таких терминов, как «болонская удочка» и «матчевая удочка». Все конструкции снастей, где для дальнего заброса использовались катушка и пропускные кольца на удилище, назывались бегучей оснасткой. И это были революционные снасти для того времени, когда только начинали появляться безынерционные катушки, напоминающие внешним видом бетономешалку. Это были закрытые и полузакрытые катушки. Но даже, несмотря на несовершенство катушек, бегучая оснастка позволяла делать дальние забросы.
К одному из видов бегучей оснастки относится болонская удочка
Она может применяться на любых водоёмах. Но в первую очередь «болонка» предназначена для ловли в проводку на течении, поэтому и поплавки для этой ловли отличаются от поплавков маховой удочки. Обычно они имеют каплевидную форму. Для прудов и лещовой ловли применяются веретенообразные поплавки и так называемые «иглы». Но основное отличие заключено в способе крепления поплавка в верхней его части, где вместо петельки используется трубочка в теле поплавка, через которую и пропущена основная леска. Такое крепление считается надежнее, чем петелька, которая нередко выдергивается из тела поплавка во время подсечки. Подобные эпизоды часто случаются на длинных дистанциях, где натяжение лески еще усиливает и течение. Тогда любой рывок может стать последним для поплавка…
Есть отличие и в антеннах поплавков. Для болонской ловли применяются поплавки с толстыми антеннами, так как их удаление от рыболова достигает иногда более двадцати метров. Тонкая антенна будет просто не видна. Поплавки огружаются так, чтобы антенна была над водой не менее чем на две трети. Когда используется прием «придержки», то поплавок еще больше приподнимается течением.
Самыми распространенными принято считать поплавки весом 5 граммов, имеющие длинный и легкий киль, чаще из углепластика. Такой киль хорошо отмечает все прикосновения ко дну.
Для течения снасть подгружается легкими оливками, где дополнительные дробинки ставятся на подпаске ближе к крючку. Для прудовой ловли используются свинцовые дробинки, которые набираются на леску в различных сочетаниях под глубину и условия конкретного места.
Несмотря на то, что болонская бегучая оснастка допускает применение скользящих поплавков, чаще всего используется все же глухое крепление поплавков
Такая оснастка более чуткая и позволяет применять самый эффективный в болонской ловле способ придержки. Этот способ напоминает игру мормышки, где насадка приподнимается и опускается вниз. Только здесь все эти движения происходят за счет течения и упомянутой придержки, когда поводок с крючком идет по течению впереди придерживаемого поплавка. Если глубина места ловли меньше длины удилища, то, конечно, лучше взять на вооружение «глухие» поплавки. Но в уловистых и глубоких местах ничего не остается, как использовать скользящие поплавки.
В болонской ловле наиболее распространены легкие удилища с пропускными кольцами и длиной 6-7 метров, что позволяет держать их на весу во время всей ловли. Катушки лучше использовать матчевые, имеющие большую шпулю. Шпули малого диаметра деформируют леску, сбрасывая ее уже в виде пружины. По этой причине рыболовы нередко возвращаются к использованию инерционных катушек, особенно если нет необходимости в дальнем забросе.
Толщина лески зависит от рыбы, на которую ориентирована ловля, но в основном применяется основная леска толщиной 0,14 мм и поводком 0,12 мм на вертлюжке. Если оснастка будет без вертлюжка, то течение непременно закрутит леску и поводок в уже упомянутую пружину.
Самыми ходовыми крючками для «болонки» будут № 14-18 по классификации международной.
Также как и в матче в болонской ловле можно отмечать нужную длину заброса белым маркером. Тогда проводка будет осуществляться по найденной при помощи глубиномера ямке или борозде. Прикормка забрасывается по ходу поплавка, чуть выше по течению. Для ловли на течении лучше использовать фидерную прикормку, так как она имеет вязкие связующие компоненты. В прикормку необходимо всегда добавлять немного насадки, на которую производится ловля в данный момент. Червей лучше нарубить, чтобы не разбежались на дне, а при использовании опарыша можно добавлять в прикормку самых мелких личинок.
Бегучий такелаж
Бегучий такелаж состоит из фалов. шкотов, галсов, топенантов и брасов. Фалы служат для подъема парусов (или частей рангоута). Конец фала (как и любой другой снасти бегучего такелажа), закрепленный за поднимаемый парус или рангоутное дерево, называется коренным концом. Другой конец, за который тянут, называется ходовым. Названия фалов, которыми поднимают треугольные паруса (бермудские паруса, стаксели, кливеры, топсели и др.), складываются таким образом: к слову «фал» прибавляют название соответствующего паруса, например грота-фал, бизань-фал, стаксель-фал, кливер-фал и т. д.
Гафельный парус поднимают двумя фалами. Пятка гафеля поднимается гарделью, а нок — дирик-фалом.
Фалы имеют тали, увеличивающие силу подъема приспособления из блоков и тросов.
Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей—лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Различные виды талей показаны на рис. 44. Сколько лопарей в талях, во столько раз длиннее надо взять конец для образования талей.
Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки (рис. 45), которые состоят из шкива—диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть, нагеля — оси шкива, оковки с отверстием для оси и щек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.
Рис. 44. Некоторые способы проводки гика-шкотов
Рис. 45. Пластмассовый блок и его части
Рекомендуемые размеры блоков | ||||
Наибольший размер троса мм | 7 | 10 | 13 | 16 |
Минимальный диаметр шкива D мм | 30 | 40 | 55 | 65 |
Минимальная ширина шкива в мм | 10 | 14 | 18 | 22 |
Максимальная нагрузка на блок кг | 80 | 100 | 200 | 300 |
Для облегчения работы делают так называемые патентованные блоки, у которых шкивы вращаются на роликах, катающихся между шкивом и нагелем.
Мы говорили, что выигрыш в силе талей примерно равен числу лопарей. Трение шкива по оси и о щеки, трение троса, его жесткость существенно увеличивают потери силы.
Коэффициент полезного действия блока (к. п. д.) тем меньше, чем больше трение шкива по оси и о щеки, больше перегиб троса и трение самого троса. При нормальной конструкции и размерах блока его к. п. д. составляет около 90%; значит, сила на ходовом конце на 10% больше, чем на коренном. Если тали сложной конструкции, то потери довольно велики: в частности, на талях в три лопаря (рис. 44) на ходовом конце надо прилагать силу не 0,33 кг, а примерно 0,41 кг, а при пяти лопарях—не 0,2 кг, а 0,34 кг, т. е. на 70% больше теоретической силы.
При прочих равных условиях к. п. д. блока тем больше, чем больше отношение диаметра шкива к диаметру нагеля и диаметру троса. Поэтому надо, чтобы относительные диаметры блоков были достаточно велики. Практика показала, что диаметр шкива (по канавке для троса) не должен быть меньше четырех-пяти диаметров троса, а толщина шкива—не менее 1,4—1,5 диаметра троса. В противном случае тали будут давать столь малый выигрыш в силе, что такелаж окажется не бегучим, а скорее ползучим.
Блоки бывают одношкивные, двух-шкивные, реже — многошкивные.
На современных яхтах вместо талей часто применяют небольшие лебедки, фаловые и шкотовые, сильно упрощающие конструкцию и облегчающие работу с бегучим такелажем.
Для управления парусами служат шкоты. В зависимости от паруса шкоты называют клввер-шкот, стаксель-шкот и т. д. Шкоты парусов, привязанных к гикам, носят название гика-шкотов (на одномачтовых яхтах), бизань-гика-шкотов, грота-гика-шкотов и фока-гика-шкотов (на двухмачтовых яхтах). Если грот не имеет гика, парус управляется грота-шкотом (бизань-шкотом, фока-шкотом, трисель-шкотом ).
Так как управление гика-шкотами требует значительных усилий, то их проводят в виде талей.
Проводка гика-шкотов может быть выполнена самыми разнообразными способами, но все их можно разделить на две группы: в один конец и в два конца. При проводке в один конец коренной конец гика-шкота крепится на гике, а ходовой проходит поочередно через ряд блоков на палубе и гике, образуя тали гика-шкота. При проводке в два конца оба конца ходовые, и с ними можно работать или вместе, или поочередно, закладывая один из концов на палубе.
Шкоты передних парусов должны быть проведены таким образом, чтобы тяга шкота проходила примерно по линии, соединяющей шкотовый угол паруса с точкой, лежащей на расстоянии, составляющем 40% длины передней шкато-рины от галсового угла (рис. 46). На палубе шкоты проходят через кипы — втулки с отверстиями для шкота или через блочки, которые можно передвигать по рельсам для точной настройки. По ширине кипы должны быть поставлены таким образом, чтобы линия, соединяющая точку крепления галсового угла на палубе с центром кипы, составляла с диаметральной плоскостью яхты угол не менее 10—12 (как показано на рис. 46). Это не всегда удается на сравнительно узких гоночных яхтах.
Рис. 46. Проводка стаксель-шкотов
Тогда прибегают к разного рода оттяжкам шкотов между кипой и шкотовым углом. Таким образом регулируют натяжение задней шкаторины стакселя, обеспечивая его правильное взаимодействие с гротом.
На яхтах с парусностью более 30— 40 м2 выбирать стаксель-шкоты трудно. На таких яхтах шкоты раньше делали с талями — к шкотовому углу крепили блоки, пропуская через них шкот, коренной конец которого крепили на палубе, а ходовой пропускали через кипу и брали на руки.
Проводка через блоки затрудняет работу со шкотами: в слабый ветер шкоты не травятся, а в сильный при хлопающем стакселе его блоки представляют реальную опасность для экипажа. Поэтому сейчас блоки не используют, а при свежих ветрах шкоты добирают с помощью шкотовых лебедок, которые дают выигрыш в силе в 5—6 и более раз. На больших яхтах такие лебедки представляют собой сложные и довольно дорогие механизмы.
Снасть, которая оттягивает галсовый угол паруса к гику, бушприту или палубе, называется галсом. Галсовые углы парусов на мелких яхтах и швертботах крепят прямо на оковки рангоута или корпуса, то есть без галсов в прямом смысле этого слова. Галсы передних парусов делают в виде галс-оттяжек. Ими часто снабжают вертлюги гиков, если они передвижные (см. рис. 41). В этом случае фал выбирается в ординар или талями в два лопаря, а полное натяжение шкаторины достигается при подбирании галс-оттяжки.
Кливер, идущий на бушприт, крепится галсовым углом к гаку (крюку) на круглом кольце — ракс-бугеле, скользящем по бушприту. Такое устройство позволяет производить все манипуляции с кливером на баке яхты, а потом уже, выбирая галс, выводить галсовый угол кливера на нок бушприта.
Топенанты служат для поддержания нока гика на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал потравлен, чтобы гик не падал на палубу. Роль топенанта состоит в том, чтобы предохранить гик от падения на палубу, или хуже того, в воду при обрыве грота-фала, а при работах с гротом (взятии рифов, смене грота и т. п.)—поддерживать гик в нужном положения. При подходе к стоянке берут гик на топенант, чтобы обезветрить грот и потерять ход. На небольших яхтах с бермудским вооружением топенант обычно один—с топа мачты на нок гика; на судах с гафельным вооружением и на больших яхтах их два — наветренный и подветренный. Естественно, что подбирают всегда наветренный топенант.
На ходу топенант подбирают лишь настолько, чтобы он имел небольшую слабину при туго выбранных гика-шкотах, иначе грот будет стоять неправильно.
Дополнительные и штормовые паруса
В гонках яхты несут еще дополнительные паруса, из которых главными являются спинакер и генуэзские стаксели.
Спинакером называется большой пузатый парус, который ставят в дополнение к гроту на полных курсах, до галфвинда включительно, на стороне, противоположной гроту (рис. 47). Поднимают его спинакер-фалом и несут на спинакер-гике, упертом пяткой в мачту. Галсовый угол спинакера крепится к ноку спинакер-гика*; шкотовый угол управляется спинакер-шкотом, проведенным снаружи вант и штага на корму.
Спинакер-гик управляется брасом (рис. 48), идущим на корму, и коятр-брасом, идущим на бак**. Для того чтобы нок спинакер-гика не опускался и не поднимался, применяют спинакер-гика-топенант и оттяжку спинакер-гика. Оба конца спинакер-гика имеют оковки для быстрого соединения с проушиной на ползуне, который скользит по рельсу, поставленному на передней кромке мачты, или с неподвижной оковкой. Обычно оковка на ноке спинакер-гика имеет вид крюка с защелкой, которая может быть вдвинута тросиком, серединой заделанным за спинакер-гик, а концами — за защелки.
Рис 47. Спинакер и его такелаж | Рис. 48. Такелаж спинакер-гика | Рис. 49. Трисель |
При слабых и средних ветрах на курсах полный бейдевинд и при лавировке применяют так называемые генуэзские стаксели — передние паруса большой площади, которые ставят вместо стакселя (на крейсерских яхтах — вместо всех передних парусов на топ-штаге).
Штормовые паруса ставят в штормовую погоду. Они отличаются от лавировочных меньшими размерами и повышенной прочностью — их шьют из более прочной парусины. Наиболее часто применяются трисели и штормовые передние паруса: штормовой стаксель, штормовой кливер и т. д. К штормовым парусам относятся также штормовые гроты, имеющие меньшую площадь, чем обычный полномерный грот.
Трисель (рис. 49) ставят вместо грота и поднимают грота-фалом (при бермудском вооружении) или гарделью (при гафельном). Управляется он трисель-шкотом, заложенным на шкотовый угол и проведенным на корму яхты таким образом, чтобы линия тяги шкота делила шкотовый угол триселя примерно пополам.
Трисель не имеет гика; обликован он по всем шкаторинам. На маленькой яхте вместо триселя можно использовать крепкий стаксель, поставив его передней шкаториной на мачту.
* На крупных яхтах имеется еще спинакер-галс—снасть, идущая от галсового угла спинакера через блок на ноке спинакер-гика на корму яхгы.
** На малых яхтах обходятся без контрбраса.