Что охотник не должен встретить

Приметы для охотника

Охота – древнейший промысел, дающий пропитание людям не одно тысячелетие. Значимость успеха на охоте для выживания была настолько велика, что для успеха в добывании зверя было создано множество примет и суеверий.

Подготовка к охоте

Многочисленные приметы, значимы для каждого охотника соблюдаются еще на этапе сборов. Например, важно отправляться в лес в чистоте. Поэтому принято мыться самому и купать свою собаку. Но есть и совершенно противоположная этому примета: 3 дня не мыться, не бриться, а еще и воздержаться от секса. Женщин с собой суеверия тем более брать запрещают. Ружье старинные приметы советуют заряжать непосредственно перед охотой. Если его постоянно держать заряженным, на удачу можно не рассчитывать. Бывалые охотники, собираясь в лес, стараются надеть обувь сначала на левую ногу.

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

Самый серьезный запрет распространяется на мясоедение. Ни в коем случае перед охотой нельзя есть мясо, нельзя употреблять спиртное. А членам семьи нельзя заказывать у охотника определенное мясо. Если попросить его подстрелить что-то определенное, ему удачи не будет вообще.

Дорога на охоту

Первые приметы, связанные с успехом на охоте, начинают действовать еще задолго до прихода в лес. Самые популярные приметы связаны с известным пожеланием «Ни пуха. Ни пера!» Оно обусловлено правилом запутывать злых духов, делать так, чтобы они не надеялись, что здесь можно рассчитывать на что-то хорошее.

В ответ на такое пожелание охотник должен сказать: «К черту!» В дороге опасно встретить недоброжелателей. Сглазить могут даже обычные люди, просто внимательно посмотревшие на охотника и пожелавшие ему удачи. Поэтому лучше никому не говорить, куда отправляешься, чтобы не столкнуться с дурным глазом. Неудачей считается встреча со следующими людьми:

  • с женщинами пожилого возраста;
  • с любыми замужними женщинами;
  • со священнослужителями;
  • с теми, кто всех высмеивает.

При встрече с перечисленными выше категориями людей охотнику нужно свернуть и пойти другой дорогой. Если же кто-то из них пересечет дорогу, приметы советуют просто вернуться домой, ведь удачи все равно не дождаться. Вообще из всех представительниц женского пола встретиться на дроге может только молодая незамужняя девушка. Дурной знак – заяц, перебегающий дорогу. Он тоже не предвещает ничего хорошего.

Среди объектов, с которыми лучше не сталкиваться перед охотой — пустые повозки, тележки, коляски. А вот наполненные грузом повозки предрекают удачу, возвращение с охоты с добытым зверем или птицей.

Плохая примета – слышать крик хищной птицы перед охотой, сюда относится и уханье совы, и карканье вороны. Развлекать шутками охотника суеверия считают дурным тоном, некоторые шутки привлекают неудачи и разочарования.

Поведение на охоте

Самые важные приметы опытного охотника касаются поведения в лесу. Во-первых, первый выстрел должен быть точно в цель. Это самая верная примета. Промахнувшись в первый выстрел, все прочие можно также стрелять мимо. Такие приметы имеют логическое объяснение.

Как правильно применять Руны

Книга для новичков в Таро

Запишись и получи подарок!

Промахнувшись сразу, человек начинает нервничать, стараться попасть, торопиться. А вот торопливость и приводит к очередным сбоям. Чтобы ружье било точно, многие стараются перед охотой подстрелить ворона и обмочить в его крови дуло. В этом случае приметы гарантируют точное попадание во все прочие цели. А вот в сову стрелять ни в коем случае нельзя. Если даже случайно в нее попасть, то в течение всего сезона добычи не видать.

Во-вторых, перед заходом в лес в некоторых местностях требуется посмотреть вверх и 3 раза плюнуть так, чтобы попасть на себя сверху. Слюну растирают, а потом отправляются на поиск дичи.

Свое значение имеет встреча другого охотника. Если он будет с добычей, то удача непременно придет и к другому. А вот встретить охотника с пустой сумкой – к пустому дню.

Если компания отправляется на охоту, а кто-то в самом начале уже сильно пьян, с него снимают штаны, все дружно стреляют в них, а только потом идут на зверя. На стоянке принято в костер бросить что-нибудь съедобное обычно это чай, выпечка. Это делают для того, чтобы ублажить духов леса. С ними, кстати, обязательно здороваются уже на лесной опушке. А вот если попросят поделиться патронами, вежливым быть нельзя. Перед охотой патронами делиться – самому без добытого зверя остаться.

Читайте также:  Охота портер кто рекламирует

Стоит обратить внимание и на погоду. Например, для тех, кто отправился на медведя, отличным знаком будут раскаты грома. У любителей медвежьей охоты есть еще одна примета: можно добывать 39 зверей, а вот 40-го нельзя, с такой охоты мало кто возвращается.

Добыча – белая перепелка считается отличным знаком, она предвещает удачу на всю дальнейшую жизнь, материальный достаток. Только после каждой добытой птицы или зверя не нужно забывать про благодарность духам леса.

Если никак не удается найти дичь, нужно поточить нож. После такого несложного ритуала зверь обязательно появится. Причем наточенным охотничьим ножом можно резать только добычу.

Самыми удачливыми считаются те охотники, которые случайно забыли дома емкости под трофеи. Как правило, именно они всегда возвращаются с добычей. Но специально оставлять дома тару нельзя, тогда охотничья известная примета не поможет.

Дележ трофеев

Если несколько человек принимали участие в охоте, по ее завершению встает вопрос о дележе. Здесь тоже есть свои правила и приметы:

  • Стрелявший и заваливший зверя получает голову и карбонад. Между всеми прочими все остальное делится поровну.
  • Если прошла охота с собаками на зайцев, то первый заяц достается хозяину собаки, которая его загнала.
  • Часто сразу в лесу готовят блюдо из добытой дичи.
  • Собакам отдают семенники, ливер.

Приметы после охоты

Чтобы не прицепился сглаз, по возвращении с охоты традиционно мылись сами и купали собак. Если не было возможности купать собаку, ее обтирали красной тряпочкой, убирающей негатив.

Для защиты собаку к ошейнику на всю охоту привязывали ленточку красного цвета, которую снимали после ее окончания.

Об охотничьих суевериях

Из журнала «Охотник», № 3, 1929 год

Иллюстрация из архива Петра Зверева

Суеверия промысловых охотников зародились в глубокой древности, К сожалению, до сих пор в пределах СССР на них не обращали достаточного внимания, хотя этот материал имеет большое общественное значение. Работа пишущего эти строки в Карелии, в Коми области, на Русском Севере (Северо-Двинская губ., Архангельская губ. и т.д.) и в некоторых других местах дала материал, в большинстве случаев неизвестный литературе.

Приведем для образца запреты, которые налагались (а на севере, в Калерии, и до сих пор налагаются) на выходящего лесовать охотника.

За все время пребывания в лесу охотник не может иметь полового общения с женщиной; не должен стричь ногтей и волос; никому не должен давать руки или позволить дотронуться до своего ружья или охотничьих припасов и, наконец, обязан приносить домой все, что захватил, идя на охоту.

Перед отправлением в лес на промысел была обязательна баня, в которую охотник шел первым и где парился свежим, не бывшим в употреблении веником. По выходе из бани он чаще всего ел из отдельной чашки и спал отдельно от своей жены.

Кроме того, из подполья бани бралась земля, зашивалась в мешочек и прикреплялась к шерстяному поясу (старые карелы до сих пор носят его на голом теле как магическое средство против всякого зла).

Некоторые охотники накануне охоты шли к кому-нибудь из зажиточных жителей и старались под тем или другим предлогом что-либо взять в долг. Эту вещь обязательно брали с собой в лес, так как верили, что она принесет удачу. Когда же шли на медведя, то старались достать (хотя бы и украсть) кусок хлеба у самого сердитого жителя в селении. Взятый кусок должен был разъярить медведя и выставить его на охотника.

Охотник, не желающий встретиться с медведем, брал с собой золу из печи — общераспространенное средство предохранения себя от ожидаемой опасности или беды. Когда охотник отправлялся не один, а с артелью, он никогда не говорил об этом прямо, а употреблял иносказательный язык, понятный лишь посвященным.

Провизия чаще всего состояла из толстых сушеных колобов из непрокисшего теста, с дыркой посередине для продевания на веревку. Охотник или его отец, реже братья, наполняли кошель этими колобами с солью и маслом. Женщина, как правило, не прикасалась ни к чему, что бралось охотником в лес.

Читайте также:  Приспособление для охоты рыбы кашалот

Утром, когда все еще спали, охотник старался, не разбудив женщин, тихо выйти из деревни в лес. Чаще всего шли не по улице, а по гумнам и другим задворкам. Идущие артелью предварительно договаривались о месте схода, а из деревни выходили поодиночке.

По-видимому, всякое животное, перебегавшее дорогу, являлось предзнаменованием несчастья. Нередко в него стреляли не обычным зарядом, а особыми «заговорными» пулями. Эти пули имели небольшой кусочек серебра (например, частицу от серебряной монеты), или же употреблялись пули, бывшие с охотником у Пасхальной заутрени.

По древним верованиям, колдуны умели обращаться в любое животное и, пересекая путь охотнику, ставили между ним и добычей преграду. Но совершенно непоправимым несчастьем была встреча с женщиной, особенно если она несла молоко. Обыкновенно охотник поворачивал домой: удачи все равно не будет. Впрочем, некоторые «спасали» себя от грядущих неудач тем, что становились к женщине спиной и кланялись в другую от нее сторону, при этом говорили: «Я не я, а такой-то». Очевидно этим несчастье обманывалось и переходило на другого человека.

В лесу охотники, стремящиеся быть особо удачливыми, заключали договор с лешим. Некоторое представление об этом обряде дает следующий популярный способ: придя в лес к району охоты, охотник отыскивал пересекающие друг друга тропинки (а еще лучше, если три тропинки сходились). Промышленник три раза выкрикивал слово «леший», а затем, когда лес начинал шуметь, охотник, становясь спиной в сторону, откуда доносился шум, бросал левой рукой через правое плечо кусок хлеба. Этим обрядом будто бы достигались хорошие отношения с лешим.

У карел и зырян существует поверье, что построенная в лесу избушка сгорает в первую же ночь, если она построена па троне лешего. Придя в избушку, карел палкой постукивает по всем доскам на нарах и по каждому углу (говорят, это делается исключительно от змей). Если охотник почему-либо боится спать, то он на ночь кладет топор на порог острием вверх, а портянки вешает сушиться на дверь, так как леший не переносит запаха ношеных портянок.

Прежде карелы доводили число силков до 1000–1500 штук, которые они обходили примерно в три дня. Для того чтобы дичь попадалась лучше, охотники ставили в своем охотничьем районе на перекрестке трех тропинок (в крайнем случае двух тропинок, или около быстро текущего ручья, или у старого толстого дерева) три силка. Кто бы в них ни попался, добыча эта никогда не трогалась и не снималась. До этих силков охотник никогда больше не дотрагивался. В одной сказке говорится: «Раз пожалел охотник добычу, вынул ее из силков лешего, и в ту же ночь его за волосы какая-то сила вытащила из избушки, еле жив остался».

Чтобы добыча не слишком страдала от ворон, лисиц и других хищников, охотник сам пек лепешку из непрокисшего теста, клал ее в какую-нибудь жестяную банку, чтобы не склевали птицы, и вбивал эту банку в самом дальнем углу своего обхода в какой-нибудь полусгнивший пень. За это жертвоприношение леший как бы обязывался защищать силки охотника от нападения хищников.

Большую заботу доставляет охотнику меткость ружья. Для этого он старается найти змею, раздразнить ее, и в тот момент, когда она начинает кусать ружье, охотник должен выстрелить. Такое ружье будто бы приобретало замечательную меткость, выстрел всегда достигал цели.

Этот обычай легко объясним. Змея, которая, по народным поверьям, является символом злости, укусив дуло, делает его «злым», почему и пуля обязательно попадает в добычу.

Соблюдался ряд обычаев и по отношению к капканам. К ним нельзя было притрагиваться голыми руками, а только в шерстяных варежках. Один охотник мне рассказывал, что его дядя, искусный медвежатник, отличался особым умением ставить капканы на медведя. При этом он вел очень строгую жизнь и был холостым. В окрестности все семейные охотники приглашали его ставить капканы.

По возвращении из леса голова, крылья и лапы глухарей обычно относились в часовни. Это связано с лопарским обычаем приносить голову, крылья и лапы добычи в жертву сейтам (каменные груды или скалы, в которых живет дух предка или умершего шамана. — Ред.), чтобы они сделали из них новых животных и послали бы их охотнику в будущем промысле.

Вечером в избушке охотник обязательно выворачивал шкурку чулком, т.е. шерстью внутрь. Этот практический прием связывается с одной сказкой о двух охотниках, которые обдурили своего компаньона — лешего, вывернув шкурки его добычи чулком, тем самым присвоив их себе. Когда леший догадался, что его обманули, он ушел от них, свистнув. При свисте за ним побежали все шкурки, не вывернутые шерстью внутрь. Отсюда, как говорят старики, и пошел обычай переворачивать шкурки чулком.

Читайте также:  Сделать лодку для охоты своими руками

Во время коллективных охот существует правило всю добычу делить на равные доли по числу участников. Отсюда понятны и стремления охотников составить артель из равных по их охотничьим достоинствам промышленников. Тов. Сидоров в журнале «Коми-Му» за 1926 год сообщает интереснейший факт. Оказывается, у зырян до сих пор существует обычай делить добытого медведя не по числу фактически его убивших, а по количеству людей, пришедших к убитому медведю до момента снятия с него шкуры.

Поэтому если кто-нибудь и придет со стороны, он также сделается пайщиком в добыче. Как противодействие этому охотники теперь накидывают на голову зверя платок, этим они как бы освобождают себя от обязательства принять в пай незваного пришельца. Этот обычай указывает на юридические формы древних коллективных охот, не знавших, как видим, индивидуальной собственности.

Хищничество в виде воровства добычи из чужих силков у карел, как и у зырян, каралось самосудом. И в древнем русском обычном праве мы видим, что должник или виновный перед кем-либо отдавался в полное распоряжение потерпевшего. Еще в начале XIX века пострадавший имел право засаживать должника на неопределенное время в яму.

Иногда хищничество приобретало форму «магического воровства». То есть крали не всю добычу, а лишь по одному глухарю, тетереву, лисице и т.д. Делалось это для того, чтобы вся добыча данного вида перешла к похитителю. Этот прием «увеличения добычливости» народом основан на ложной уверенности, будто виновный перенимает от него тем самым его счастье на данный вид животного.

Вера в подобную кражу счастья перешла даже к земледельцам. Например, у чукчей был обычай делать свою землю более плодородной тем, что они женили парня своего селения на девушке из другого, с плодородной землей. Для этого ночью устраивали свадебный поезд, тихонько доезжали до плодородного поля, вырезывали кусок земли, которую затем рассыпали по своим полям. Чуваши полагали, что этим достигается повышение урожайности полей, а чужое поле делается неплодородным.

Расшифровывая общие запреты карельских охотников, заметим, что к корням глубокой древности относится обычай не стричь ногти и волосы, находясь в лесу. Считается, что волосы и ногти являются частью человека. Поэтому, овладев ими, какой-нибудь колдун или дух приобретает власть над всем существом человека. Это понятие относится к разряду представлений о множественности душ (так называемые парциальные души). В отрезанных волосах и ногтях остается как бы некоторая часть души или вся душа. Подтверждение этому легко усмотреть в обычае обрезать часть копыт и волос у коров, лошадей и прочих животных, которые хранятся владельцем животного, чтобы иметь над ним магическую власть.

Запреты дотрагиваться до ружья и прочих охотничьих принадлежностей относятся к типу тех же представлений. Прикосновением можно колдовать: заговорить ружье или что-либо другое, путем злой силы недоброжелателя испортить душу данного предмета (в глазах суеверного человека каждый предмет имеет свою душу, будь то дерево, камень или какая-нибудь охотничья принадлежность).

По-видимому, к тому же роду понятий относится обычай не подавать кому-либо руки в лесу или с кем-либо бороться. Дескать, злая сила перейдет на неосторожного охотника и, овладев им, испортит его. Уже позднейшая эпоха создала поверье, что леший при договоре жмет руку, поэтому у карельских пастухов есть обычай при обряде договора с лешим надевать на руку шерстяную рукавицу, а на нее длинную соломенную руку.

Таковы в общей сложности суеверья карел при отправке на охоту. В настоящее время большинство из них забыто. Однако в глухих углах средней и северной Карелии все эти понятия живут в памяти стариков. Вряд ли стоит говорить, что описываемое составляет лишь часть той цепи суеверных запретов, которая сковывала промышленников сотни веков.

Нам кажется полезным собрать как можно больше подобных поверий и, расшифровывая их, опубликовать в охотничьем журнале. Некоторые промышленники в охотничьих районах, к сожалению, еще соблюдают ряд поверий. Анализ и выявление причин возникновения того и другого предрассудка поможет отучить их от этих поверий.

Оцените статью
Adblock
detector