- Как заставить себя учиться, когда совсем не хочется
- 1. Работай ради будущего
- 2. Ищи вдохновение
- 3. Подходи к учебному процессу творчески
- 4. Слушай аудио и смотри видео
- 5. Заботься о себе и не зацикливайся
- Что делать, если не хочешь учиться? Советы психолога
- Что вообще значит учиться?
- Как мы учимся?
- Зачем стоит учиться?
- 10 советов, как преодолеть лень в учебе
Как заставить себя учиться, когда совсем не хочется
Особенно, когда за окном осень…
Текст: Анастасия Захаркина · 6 октября 2019
У тебя бывало такое, что ты просыпалась утром и просто умирала от мысли, как много заданий тебе необходимо сделать? Сколько страниц необходимо прочитать? Скорее всего, да.
Ты садилась за рабочий стол и не хотела делать буквально ничего. Поверь, это знакомо всем. Но существуют небольшие хитрости в подходе к учебному процессу, применяя которые можно увеличить свою продуктивность и повысить мотивацию.
1. Работай ради будущего
Подумай, для чего ты сейчас учишься? Может, у тебя есть учебное заведение мечты — колледж или университет. Выполняя обычные домашние задания, ты на шаг приближаешься к своей цели.
Банально, но факт: путь в тысячу ли начинается с первого шага 🙂
Знания — школьные или университетские — тебе пригодятся в дальнейшей жизни. Не все, конечно, но без профильных умений ты не попадешь в крупные или зарубежные университеты. И кто знает — каких высот ты можешь добиться, усердно трудясь?
2. Ищи вдохновение
Существуют тысячи аккаунтов, основной контент которых — учебный. Если в Инстаграме пройти по хэштегу #studyblr (study + tumblr), то открывается мир книг, вдохновения и эстетичных конспектов. Здесь люди делятся своей любовью к процессу обучения. Полистав пару таких публикаций, можно отлично настроиться на работу.
3. Подходи к учебному процессу творчески
Время серых, тусклых записей в тетради ушло в прошлое. Настало время текстовыделителей, стикеров, разноцветных ручек и леттеринга.
К слову, информация запоминается лучше, когда оформляешь конспекты.
Да и для фоточки в Инстаграм красивые записи пойдут куда лучше 😉
4. Слушай аудио и смотри видео
Иногда нет сил писать и читать. В такие моменты на помощь приходят аудиокниги, подкасты и видео-лекции. Просто вбивай в поисковике тему, которую тебе необходимо освоить и переходи во вкладку «видео». Вот несколько каналов на YouTube, где ты можешь найти увлекательные лекции для подготовки к экзаменам и развития кругозора:
ПостНаука — небольшие размышления о культуре, науке и технике. Подойдет скорее студентам;
ЯндексПросвещение — вебинары для подготовки к экзаменам.
Если же тебе необходимо прочитать книгу, то существует множество сайтов с аудио-версиями произведений. Во многих есть бесплатный пробный период: например, в Storytel это время составляет две недели.
5. Заботься о себе и не зацикливайся
Твое домашнее задание от тебя никуда не убежит (к сожалению), а вот ментальное здоровье вполне. Если ты чувствуешь, что тебе совсем не хочется заниматься делами, то отвлекись на время и побалуй себя.
Еда. Может твой организм нуждается в подпитке? Перекуси чем-нибудь вкусным и сытным, но не очень тяжелым. Идеально подойдет овощной салат с семечками, авокадо, любая рыба, горький шоколад.
Кофе. Без комментариев. Но не заиграйся, иначе вместо бодрости получишь трясущиеся руки и спутанные мысли. Трех чашек в день будет более чем достаточно. Или пей без кофеина 🙂
Друзья. Позвони им. Поговори по душам. Можете даже собраться и учиться вместе. Ты спросишь: «А если у меня нет друзей?» У тебя есть ты! Это самое главное. Включай любимый мюзикл, запускай супер-интересную игру или же просто наслаждайся любимой книгой и музыкой.
Соцсети. Обычно мы не советуем тратить на них время, но для опухшей от знаний головы подойдет что-то легкомысленное: вайны, листание ленты или сториз, чтение комментариев.
Сон. Даже 20 минут дремы введут тебя вновь в рабочее состояние. Не зацикливайся на одной учебе, позволь себе передохнуть. После отдыха браться за дела будет намного легче.
Учебу стоит воспринимать не как скучный и унылый процесс, а как процесс получения знаний, которые в будущем могут привести тебя к успеху.
И помни, что даже осенние будни можно сделать теплыми, уютными и продуктивными 😉
Что делать, если не хочешь учиться? Советы психолога
Знакомо чувство, когда понимаешь, что делать уроки надо, но не можешь себя заставить? Как быть? И значит ли это, что школьник глупый? На эти и другие вопросы ответила психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко.
Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы с подростками в Беларуси и России. Ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»
Что вообще значит учиться?
Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.
Первый вид деятельности, с которым сталкивается человек, — игра . Это единственный вид деятельности, который присущ детям. Мы играем тогда, когда испытываем удовольствие от процесса, и бросаем, когда надоедает. Это спасительный вид деятельности дан детям, чтобы они осваивали новый человеческий опыт. И это единственный преобладающий вид деятельности до лет этак 10−11, когда уже есть шанс сформировать учебную деятельность.
Что такое учебная деятельность и когда она просыпается? Тогда, когда человек столкнулся с каким-то ограничением или невозможностью, но преодолеть её очень хочется. Например, ребёнок в три года делает глобальнейшее открытие: у него появляется осознание на индивидуальном уровне. Появляется местоимение «Я» применительно к себе. Так вот малыш впервые открывает, что он человек и член человеческой стаи, и хочет быть равноправным членом. Но мама и папа дают понять, что он любимый член семьи, но не может быть равноправным . Потому что пока взрослые обеспечивают его жизнедеятельность: зарабатывают деньги, организуют досуг, готовят еду, добывают одежду и решают другие важные вопросы. А ребёнок пока это сделать не может, и в нём копится некоторый разрыв между уровнем притязаний и его возможностями. И это становится предпосылкой для возникновения учебной деятельности. Ребёнок хочет научиться, чтобы быть как мама и папа. И он начинает играть, подражать, копировать. В нём копится желание самосовершенствования, саморазвития. Вот именно это количество и качество времени, проведённого за играми, обусловливает полноценное формирование учебной деятельности.
Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.
Как мы учимся?
Структура учебной деятельности состоит из ряда действий. У каждого взрослого человека есть осознаваемые трудности, проблемы, и это нормально. В отличие от ребёнка, взрослый решает свои материальные и эмоциональные проблемы не за счёт других, а самостоятельно.
Бывает такое, что взрослые люди ведут себя по-детски и ходят на работу, чтобы отбыть какую-то процедуру. Считается, что взрослому человеку присущ высший уровень деятельности — труд. Когда вы ходите на работу, чтобы создать крутой проект, и продвинуть его, тогда вы заняты трудом. А когда ходите в офис, чтобы выполнять рутинную, скучную, неинтересную процедуру и получать зарплату, то это та же самая игра. Просто по тем правилам, которые вам не нравятся.
А почему так случается? Потому что люди не научились учиться в школе. Уметь учиться — это:
Осознавать, что вы столкнулись с проблемой, и это нормально. Психически здорового человека от невротика отличает способность не зацикливаться на проблеме, а сразу же переформулировать термины в задачи — как сделать так, чтобы решить её.
Формулировать проблему в форме задачи. Поставить вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы решить её?»
Проводить самоанализ, рефлексию: «У меня есть способы решения этой задачи?» Найти правила, ключевые ресурсы, знания, которые пригодятся для того, чтобы справиться с задачей.
Моделировать решение задачи при помощи найденного средства. Если способа нет — это тоже нормально. Мы идём искать этот способ в окружающем социуме: у новых знакомых, в интернете и так далее.
«Играть» с моделью, чтобы увидеть всё многообразие вариантов решения. А если я буду действовать так или другим способом? Вы увидите, что вариантов решения много.
Выбирать самое адекватное и подходящее решение проблемы.
И проверять, соотнеся найденное решение с условиями задачи.
Эти действия нужно повторять столько раз, пока не найдёшь подходящее решение. Я очень люблю встречаться с будущими предпринимателями, которые уже в 9 классе создают свой бизнес, а родители говорят: «Он не хочет учиться, занимается какой-то несерьёзной деятельностью». Родители просто не осознают эту учебно-предпринимательскую деятельность как учебную. Кто-то учится игре на гитаре, кто-то осваивает искусство отношений или выступает перед публикой. Другой вопрос: вы не рассматриваете это как учебную деятельность. Игра от учёбы отличается тем, что у вас появился мотив самосовершенствования, саморазвития. И поверьте, это самый увлекательный мотив, который есть в этой жизни, надёжное лекарство от скуки.
И когда человек говорит «Я не знаю, кем быть. Я не хочу учиться», это означает, что он пока не понимает, кто он и ради чего живет, каковы те ценности, ради которых он готов экспериментировать. Хорошо, когда у человека есть вера в себя и какой-то смысл жизни.
Зачем стоит учиться?
В любой профессии, какую не освоите, новичок начинает с низшей ступеньки развития и маленькой зарплатой (будь-то программист или учитель). И то, как вытащить себя из этого уровня, зависит от вас. Вам придется самостоятельно вытаскивать себя, осваивать различные траектории с помощью учебной деятельности.
Человека мотивируют к развитию кризисные ситуации: в экономике, в политике и так далее. Помните значение китайского иероглифа, обозначающего кризис? Это одновременно и угроза, и возможность. Человеку стоит делать так, чтобы не терять себя в этой жизни и вытаскивать из различных проблем со здоровой психикой при помощи навыка учиться. Важно строить отношения с любимыми людьми, с детьми, со взрослыми, с руководством. Очень много поводов для учебной деятельности. Поэтому я вас призываю пружинить в силу собственной личности, харизмы и укреплять самооценку, бороться за себя.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
10 советов, как преодолеть лень в учебе
Одна из вещей, которые испытывает студент, независимо от того, имеет ли он уже степень магистра или все еще пятиклассник, — это борьба за преодоление лени в учебе. Это время, когда у вас есть тонны школьных работ, чтобы сделать, но вы не чувствуете, как это сделать. Лень удерживает нас от выполнения важных задач, и это может помешать вашим исследованиям. Если это будет продолжаться, это станет привычкой, которая может иметь негативное влияние на ваши оценки или наихудшее для ваших будущих начинаний. Звучит ужасно, правда? Но тогда, как и все остальное, вы можете избавиться от него. Вот несколько советов, которые могут помочь вам преодолеть лень в учебе:
1. Будьте в удобном месте.
Одна вещь, которая может помочь бороться с ленью, — это найти хорошее место. Находясь в удобном месте, будь то в вашем любимом кафе или просто в вашей собственной спальне, которая свободна от отвлекающих факторов, вы можете расслабиться и сосредоточиться на учебе.
2. Составьте учебный план.
Наличие учебного плана поможет вам организовать и отслеживать Ваши задачи проще. Составьте расписание, в котором вы устанавливаете график времени для выполнения определенной темы и других задач. Перечислите свои назначения, которые должны быть выполнены, и расположите их как календарь. Таким образом, это может помочь вам расставить приоритеты и сделать это вовремя.
3. Делайте по одному шагу за раз.
Выполнение действий по одному шагу за раз поможет вам победить лень. Разбиение больших задач на меньшие задачи поможет вам избежать стресса. Это сделает ваши задачи намного более управляемыми. Выполнение подзадачи будет служить мотивацией для вас, чтобы продолжить другие подзадачи, таким образом, помогая вам закончить свою общую задачу в более удобном виде.
4. Составьте список дел.
Вы можете сделать список дел с помощью всего лишь кусочка стикера, так как он удобен, и вы можете разместить его в любом месте. Размещение списка дел, где вы могли бы видеть его каждый раз, поможет вам напомнить, что делать дальше. Кроме того, составление списка дел поможет вам сосредоточиться на выполнении своих задач, особенно если отвлекающие факторы находятся совсем рядом.
5. Уберите все отвлекающие факторы.
Отвлекаясь во время учебы, вы станете еще ленивее. Лучше избавиться от всех отвлекающих факторов, таких как выключение телевизора или подключения к интернету или просто переключив телефон в тихий режим. Имейте в виду, что эти факторы помогут вам эффективно сосредоточиться и учиться.
Одна из главных причин, по которой многие студенты ленятся учиться, связана с отсутствием мотивации. Поиск мотивации поможет вам сосредоточиться и думать о преимуществах после учебы, так же, как сдача экзамена и получение высоких оценок или признания от вашего учителя, или вы будете замечены милашкой, в которую вы влюблены, когда вы получили идеальный балл. Визуализируйте себя после учебы и подумайте о ее положительном результате. Таким образом, вы могли бы эффективно учиться, так как у вас уже есть воля к достижению чего-то.
7. Подумайте о его последствиях.
Размышление о положительном результате учебы может стать мотивацией для человека, чтобы начать учиться. Если у вас есть такая мотивация в вашем уме, но у вас все еще нет той силы воли, чтобы начать ее, и лень все еще доминирует над вами, как насчет того, чтобы попробовать другой путь? Вместо того чтобы думать о пользе учебы, подумайте о последствиях, если вы не будете учиться. Возможно, у вас будет плохая оценка, и вы будете вынуждены снова заняться тем же предметом. Это звучит ужасно. Поэтому имейте это в качестве мотивации, чтобы встать, перевернуть страницы своих блокноте, начать читать и учиться.
8. Выполняйте более легкие задания.
Одна вещь, которая может быть проблемой в изучении, на самом деле, как ее начать. Вы, как правило, перегружены более крупными задачами и тем, как начать и закончить его вовремя. Успокойтесь. Не слишком давите на себя, так как это может привести к вашей лени. Это чувство, когда вы хотите сдаться, даже если вы еще не начинаете. Преодолейте его, начав с более простых задач. Например, начните изучать темы по определенному предмету, который для вас проще. После того, как вы успешно завершили изучение этой темы, У вас будет уверенность, чтобы перейти к более сложным.
9. Дисциплинировать себя.
Это самое главное. Ключ к победе над своей ленью — это дисциплина для самого себя. Для того, чтобы добиться чего-то успешно, вы должны должны остановить определенные привычки или поведение. Как и в случае с обучением, вы должны прекратить определенные вещи, которые могут отвлечь вас, потерять фокус и начать делать то, что может способствовать достижению хороших результатов. Если вы легко отвлекаетесь на гаджеты, отложите их во время учебы. Сделайте это привычкой, чтобы в следующий раз, когда вам придется учиться, вы привыкли к этому. Имейте в виду, что эти маленькие жертвы будут иметь большие результаты в будущем.
Преодоление лени — это действительно борьба, поэтому каждый раз, когда вам удается это сделать, у вас есть награда. Например, если вы занимаетесь в течение 20 минут или заканчиваете задание без каких-либо перерывов, дайте себе удовольствие, будь то ваш любимый шоколад или любимое мороженое. Это поможет вам построить менталитет, который превращает усилия в положительные результаты.
Быть ленивым с изучением — это нормальная вещь. Каждый испытывает лень, особенно если много информации, чтобы выучить, и вы не знаете, где и как начать. Однако, будь то для крупного экзамена или небольшой викторины, ты должен принять задачу всерьез. Возьми на себя обязательство сломать привычку к лени. Работай усерднее! Имей в виду, что чем больше ты стараешься, тем больше результат.