Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?
Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.
2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.
Объясните значение слов:
- Топор — в первобытные времена это было орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Каменный топор сменил более древнее рубило (универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом для изготовления топора служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы. Заостренный камень крепился к топорищу кожаными ремешками или устанавливался на топорище просверленным отверстием.
- Мотыга — орудие для вскапывания или разрыхления земли для последующего посева зерновых культур. Мотыга представляла собой деревянную палку с сучком.
- Серп — орудие для срезания колосьев зерновых после их созревания. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки.
- Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна. Для зернотёрки используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. Для его профиля характерна вогнутая или корытообразная форма, появляющаяся в процессе эксплуатации. Вместо нижнего камня для размола зерна также могли использоваться выбитые углубления в природном скальном основании .
- Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон шерсти или льна для получения длинной и прочной нити.
- Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения.
- Циновка — плетеное ковровое изделие из соломы, травы, древесного лыка, камыша, тростника.
- Духи — сверхъестественные бестелесные существа, наделённые волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом духи сами остаются почти всегда недоступным для восприятия.
- Боги — самые могущественные духи, по верованиям первобытных людей.
- Старейшина — один из самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
- Совет старейшин — собрание старейшин родовых общин, совет управлял племенем, он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания.
- Племя — объединение, состоящее из нескольких родовых племен, живущих в одной местности.
- Идол — изображения духов или богов в представлении первобытных людей. Идолы изготавливались из дерева, камня или глины. Идол представлялся первобытным людям овеществлением духа, которому можно молиться, приносить жертву или даже наказывать.
- Молитва — способ «договориться» с духами природы, с богами.
- Жертва — подарок духам или богам для их умиротворения. Обычно в качестве жертвы первобытные люди приносили пищу.
- Религиозный обряд — это особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Первобытные люди верили, что с помощью религиозных обрядов они могут воздействовать на сверхъестественные силы, которые управляют их жизнью.
1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?
Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.
2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.
3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
4. Почему сородичи слушались старейшин?
Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.
Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.
Что возникло раньше — земледелие или скотоводство
- Что возникло раньше — земледелие или скотоводство
- Что такое производящее хозяйство
- Как возникло земледелие
Люди каменного века жили за счет охоты и собирательства, им приходилось постоянно кочевать в поисках новой местности, богатой животными и растениями. Переход от этой примитивной экономики к сельскому хозяйству, которое подразумевает возникновение земледелия и скотоводства, называется неолитической революцией. Как и любой другой период человеческого развития, неолитическая революция в различных уголках мира происходила в разное время, при этом изобретение земледелия и животноводства проходило везде независимо.
Зарождение земледелия и скотоводства
Самым первым центром зарождения нового, производящего общества был Ближний Восток. По подсчетам ученых, именно здесь были предприняты первые попытки выращивать растения. В результате экспериментов древним жителям гор Загроса и других районов Ближнего Востока удалось вырастить пшеницу и ячмень. Это произошло примерно десять тысяч лет назад. Причины перехода от одного вида экономики к другому до конца не известны, самыми распространенными называют теорию «оазисов», теорию «холмистых склонов», «фиесты» или демографическую теорию. По мнению одних ученых, людям приходилось оставаться на территории оазисов – участков, которые не подверглись воздействию ледникового периода, другие считают, что численность людей увеличилась настолько, что диких ресурсов не хватало, чтобы их прокормить.
Есть мнение, что люди стали поддерживать связь с умершими предками и не могли покинуть места их захоронения, поэтому вынуждены были вести оседлый образ жизни и искать новые способы добычи пищи.
Около восьми тысяч лет назад на территории Северной Месопотамии были окультурены ячмень и бобовые, а в юго-восточной Азии в это время стали возделывать рис. В Китае земледелие появилось в шестом тысячелетии до нашей эры, в Центральной Америке – в седьмом.
Постепенно неолитическая революция прошла почти по всем областям мира.
Наряду с земледелием возникло и скотоводство. Первые одомашненные животные появились еще до неолитической революции – это были собаки, которые помогали людям в охоте, но только с переходом на оседлый образ жизни стали приручать крупный и мелкий рогатый скот, чтобы использовать в пищу мясо и молоко. Первенство в освоении скотоводства тоже принадлежит жителям гор Загроса, где появились первые домашние козы и овцы. Это также произошло около десяти тысяч лет назад. Постепенно стали приручать свиней и птицу – гусей, уток, кур. В Индии домашними стали буйволы, в Азии крупный рогатый скот, лошади, верблюды.
Что возникло раньше?
Земледелие и скотоводство как главные признаки неолитической революции появлялись в одно и то же время в определенных регионах мира. Ученые устанавливают время изобретения этих занятий лишь с точностью до тысячелетия, поэтому невозможно точно сказать, что возникло раньше – скотоводство или земледелие. Есть мнение, что земледелие появилось первым, а скот стали одомашнивать, чтобы он служил не столько запасом мяса, сколько помощником в возделывании земли. По крайней мере, это верно для крупного рогатого скота, который действительно появился уже после того, как человек начал заниматься земледелием.
Возникновение земледелия и скотоводства
1.Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Сери изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки.
Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.
Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад.
2. Приручение животных. Мужчины иногда приносили с охоты детёнышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своёхм хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умений.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — гли
на размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетённый из соломы, травы или древесного лыка. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.
4. Родовые общины и племя. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.
Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или животного. Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой
порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом два рода вступали друг с другом в нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло пламя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.
5.Духи, идолы и жертвы. Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».
Такие же духи обитают в любом растении или камне, туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву. А ещё нужно ду- хам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.
Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами.
Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.