- Кораблик для рыбалки своими руками
- Как сделать кораблик для рыбалки
- Самый простой «кораблик»
- Реверсивный кораблик своими руками
- Принцип действия кораблика для ловли рыбы
- Проведение подготовительных работ
- Техника ловли на «кораблик»
- Ловля рыбы на реках с умеренным течением
- Применение «кораблика» на широких порогах
- Рыбалка на реках с медленным течением и густой растительностью
- Охота и рыбалка в Тверской области
- Реверсивный кораблик (Чертеж)
Кораблик для рыбалки своими руками
Снасть, типа кораблик позволяет ловить рыбу на значительном удалении от берега, без наличия лодки. Она более предпочтительная в выборе, поскольку даже лодка отпугивает рыбу. Поймать такую осторожную рыбу, как жерех, язь, голавль и щука, поможет кораблик. Эта снасть, которую с успехом применяли еще наши предки, способна доставить приманку далеко от берега, где осторожная рыба, ничего не заподозрив, непременно ее атакует. Купить эту снасть невозможно, поскольку она не продается, а вот изготовить ее в домашних условиях совсем не сложно.
Как сделать кораблик для рыбалки
Это рыболовное приспособление характеризуется несколькими названиями, но в основном, его называют «водяным змеем», а также традиционно “корабликом” и это название подходит куда больше. Изготавливается снасть из любого материала, имеющего положительную плавучесть. В основном, это дерево или пенопласт. Желательно, чтобы конструкция имела определенный вес, иначе она не будет устойчивой на воде, тем более при наличии ветра и волнений. Чертежи подобных снастей можно легко найти в Интернете. При этом, не стоит пытаться повторить первый попавшийся чертеж. Лучше, для начала, ознакомиться с отзывами.
Самый простой «кораблик»
Чтобы сделать простую снасть, необходимо иметь:
- Пару дощечек произвольной длины, толщиной до 15 мм.
- Олифу.
- Водостойкую краску (масляную), неяркого оттенка.
- Пару шпилек с резьбой М6 и четыре гайки для этих шпилек.
- Обычный кронштейн с гайкой М4 и винтом, чтобы закрепить конструкцию и основную леску.
- Свинцовый груз.
- Гвозди или винты для крепления.
- Клей (водостойкий).
- Сверла соответствующего диаметра.
Если все составляющие заготовлены, то можно приступать к сборке самой конструкции.
Порядок следующий:
- Готовые дощечки покрываются олифой, просушиваются и покрываются неяркой масляной краской. Снасть должна оставаться заметной на удалении, но не отпугивать рыбу.
- Из деревянных дощечек выпиливаются элементы, похожие на трапеции. На боковых гранях должны присутствовать косые срезы. В данном случае, лучше сначала подготовить дощечки нужной формы, а потом их вскрыть олифой и краской.
- В деревянных заготовках сверлятся отверстия для их крепления.
- Две заготовки соединяются при помощи шпилек с гайками.
- После этого, крепится кронштейн. Отверстия для его крепления следует проделать с двух сторон, чтобы можно было переставлять кронштейн, в случае необходимости, так как приходится ловит рыбу как слева, так и справа. Кронштейн крепится с той стороны, откуда течет вода. Это позволяет пускать «кораблик» при любом направлении течения.
- В заключение, в нижней части конструкции, с помощью клея, крепится свинцовый груз. Груз сделает конструкцию более устойчивой.
Кораблик готов к употреблению, достаточно лишь присоединить к нему элементы оснастки.
Реверсивный кораблик своими руками
В процессе применения «кораблика» у опытных рыболовов появилась интересная мысль, что привело к усовершенствованию конструкции снасти. Усовершенствованный кораблик состоит:
- Из ведущей доски.
- Из основного поплавка.
- Из пластинчатых пружин.
- Из специального переключающего устройства и ограничивающего элемента.
- Из буксирной лески.
- Из мушек.
Входящие в состав конструкции пружины служат своеобразным амортизатором, который сглаживает сильные рывки рыбы в моменты поклевок. Поплавок входит в конструкцию механизма реверса, а также придает всей конструкции больше устойчивости. Предохранительная скоба не дает возможности леске перехлестываться с элементами управления. Переключающее устройство предназначено для изменения направления перемещения «кораблика».
Этапы изготовления
- Для конструкции рыболовной снасти следует брать хорошо просушенную древесину. Для придания конструкции небольшой подъемной силы, ей придают нужную форму.
- Чтобы конструкция не выплывала на поверхность воды, к нижнему торцу доски крепится редан.
- Деревянную основу пропитывают олифой и красят водостойкой масляной краской. Подводную часть окрашивают в голубой цвет, а надводную – в белый цвет.
- В середине доски сверлится отверстие диаметром 8 мм, для крепления свинцового груза.
- В верхней торцовой части доски, между пружинами крепится полоска из пробки, где предполагается хранить мушки.
- Пружина изготавливается из полосок из нержавейки, толщиной 0,8 мм, шириной 10 мм и длиной 320 мм.
- Поплавок делается из пенопласта. Он вместе с переключателем и пружинами крепится к основе из дерева.
- Берется полоска из нержавеющей стали и из нее изготавливается переключатель. Толщина полоски 1 мм.
- Предохранительная скоба изготавливается из медной проволоки, толщиной 2 мм.
Пружины из пластин нержавейки изгибаются так, чтобы переключатель возвышался над ватерлинией на высоту подводной части поплавка.
Подобная снасть способна двигаться как в направлении от берега, так и наоборот. Это позволяет управлять движениями снасти. Как правило, простая конструкция всегда располагается в одной точке.
Принцип действия кораблика для ловли рыбы
«Кораблик» обязательно должен иметь положительную плавучесть. Учитывая тот факт, что имеется течение, геометрия приспособления должна иметь особые формы.
Действие «кораблика» похожее на действие «воздушного змея». Разница лишь в том, что подобной снастью движет не воздух, а вода. Благодаря такому принципу действия, приманка всегда оказывается в нужном месте. «Кораблик» можно использовать только в условиях наличия течения или сильной волны, которая способна переместить снасть в нужное место.
Проведение подготовительных работ
Применение «кораблика» предусматривает использование довольно мощного спиннинга, с тестом от 100 до 200 граммов. Бывают случаи, когда рыбу приходится вытаскивать не спиннингом, а руками.
Для подобных условий рыбной ловли возможно применение инерционной катушки, еще советских времен с открытым барабаном. Как правило, рыболовы используют «Невскую» катушку с барабаном, куда вмещается много лески.
В качестве основной лески подойдет любая, прочная леска соответственного диаметра. Толщина лески на результативность рыбалки не оказывает никакого влияния. Диаметр лески для поводков выбирается в зависимости от размеров предполагаемой добычи. Для обычных условий ловли достаточно иметь поводки, толщиной 0,12-0,15 мм. Если предполагается поимка особей, весом до 0,5 кг, то лучше выбрать леску, толщиной 0,18-0,2 мм.
Техника ловли на «кораблик»
Подобная снасть показывает хорошие результаты в трех случаях.
Ловля рыбы на реках с умеренным течением
Техника ловли больше подходит в тех случаях, когда глубина вблизи берега не больше 1 метра, а берег поросший кустами и деревьями. Обычно, в таких местах стоит язь, в ожидании того, что с ветвей и листьев деревьев и кустов упадет какая-нибудь живность.
В таких случаях используют:
- Кораблик.
- Спиннинг с тестом от 40 до 100 граммов, длиной до 3,3 метра.
- Поводок, длиной около 2-х метров.
- Крючки или мелкие тройники.
- Бабочки, кузнечики, стрекозы, а также другие крупные насекомые.
В основном, вся рыба является пугливой и боится любого передвижения по берегу, тем более в яркой одежде. Поэтому, в первую очередь, следует позаботиться о маскировке.
Как правило, в таких случаях, следует рассчитывать на поклевки ближе к поверхности воды. Это возможно обеспечить при использовании плавающих искусственных приманок, которыми могут быть мушки, имитирующие различных насекомых.
В случае идентификации поклевки, следует осуществить мягкую подсечку. Учитывая специфику снасти, рыба не сможет сразу почувствовать сопротивление лески.
Применение «кораблика» на широких порогах
В условиях, когда водоем отличается серьезной глубиной, в том числе и возле берега, всегда выручит «кораблик». Обычно, в таких случаях, применяется три или четыре поводка с тонущими нахлыстовыми мушками. При использовании тройников или двойных крючков количество сходов рыбы минимизируется.
Как применяют «кораблик»?
- Поводки должны находиться выше основной лески, что делается с помощью резкого движения спиннингом.
- Спиннинг должен иметь направление по течению.
- В таком случае мушки свободно проплывают по поверхности воды около трех метров. Это позволяет обмануть рыбу, но только в периоды наличия различных насекомых.
Берется рыба только руками, после того, как смотается на катушку вся леска.
Рыбалка на реках с медленным течением и густой растительностью
Как правило, в густых зарослях береговой растительности предпочитает находиться щука. В таком случае, щуку трудно взять как с берега, так и с лодки. И здесь на помощь, опять может прийти «кораблик».
Оснащение «кораблика»:
- Как правило, такого хищника, как щука, ловят на живца. Поэтому, в качестве приманки подойдет живая рыбка или лягушка. Наиболее живучей считается лягушка, поэтому лучше отдать предпочтение ей.
- В качестве поводков лучше взять плетеную леску. Если берется монофильная леска, то ее толщина должна находиться в пределах 0,4-0,5 мм.
- Лягушка цепляется за двойные или тройные крючки. При этом, нужно следить, чтобы жала крючков слегка выглядывали.
- После ухода «кораблика» на значительное расстояние крепятся поводки. Соединяются они способом петля в петлю, а также с помощью карабинов.
- Поводок от поводка может находиться на удалении от двух до десяти метров. При наличии стремительного течения или густой растительности, достаточно и одного поводка, поскольку большее количество поводков сложнее контролировать.
Если снасть готова к применению, то можно начинать облов запланированного участка, поднявшись или опустившись от переката. Что касается вида проводки, то она может быть любой. Приманку (лягушку), можно погружать в воду на несколько минут, а также постукивать ею по поверхности воды в тех местах, где отсутствует растительность. Если растительность не очень бурная, то лягушку можно просто волочить по траве. В это время один из поводков, должен пройти по кромке растительности, а другой поводок должен облавливать окна чистой воды. Щука может клюнуть в любой момент и в любом месте. В данном случае, многое зависит от характера водоема и наличия щуки.
«Кораблик» — это интереснейшая снасть, которой нужно уметь пользоваться. С помощью нее реально обмануть любого, даже самого осторожного хищника. При правильном применении снасти улов всегда гарантирован. Главное – это правильно подать приманку и правильно ею воспользоваться.
Как показывает практика, применение «кораблика» требует наличия особых навыков, да и снасть, весьма своеобразная. Это не удочка, которую можно забросить и тут же вытащить из воды, в случае холостой поклевки. «Кораблик» не будешь раз за разом забрасывать и вытаскивать. Здесь должен быть четкий расчет на поимку крупного экземпляра. Обычно, «кораблик» используется для ловли хищника на живца. Живец, если его правильно насадить на крючок, может прожить под водой не один час, что вполне устраивает рыболовов. «Кораблик» можно запустить и ожидать поклевки несколько часов. При ее отсутствии, можно снасть вытащить и проверить, а при необходимости заменить насадку (живца).
Охота и рыбалка в Тверской области
Реверсивный кораблик (Чертеж)
Заказать реверсивный кораблик можно здесь: http://huntru.com/
Хочу предложить оригинальную конструкцию снасти, которая среди рыболовов получила название «реверсивный кораблик». Начну с того, что главное требование, предъявляемое к снасти рыболова-любителя, — её спортивность. Надеюсь, что спортивность спиннинга ни у кого не вызывает сомнений. Предлагаемая конструкция кораблика — логическое развитие спиннинговой снасти, она снабжена необходимой автоматикой и расширяет универсальность спиннинга. Спиннинг, оснащенный корабликом, требует от рыболова постоянного движения и умения хорошо ориентироваться на водоёме. По увлекательности ловля рыбы корабликом даже трудно с чем-нибудь сравнить. Мелочь на кораблик, как правило, не ловится. Хватка рыбы всегда неожиданна, сопровождается очень сильным рывком, всплеском и происходит в поле зрения рыболова. Этот приём ловли рыбы отдаленно напоминает действия охотника при охоте на болотную дичь, когда он топчет болото, стремясь поднять дичь на крыло под выстрел. Даже когда рыба плохо клюёт, кораблик постоянно держит рыболова в напряжённом ожидании рывка.
Приобретённый опыт и наблюдения позволили внести в конструкцию кораблика ряд усовершенствований, повышающих его управляемость, и выработать специфические приемы техники лова.
Кораблик состоит из ведущей доски с пластинчатыми пружинами, опорного поплавка, переключателя (реверса) с предохранительной скобой и лески-буксира с мушками. Ведущая доска создает силу натяжения лески. По аналогии с воздушным змеем назовём её подъёмной силой. Роль ведущей доски определяется не её линейными размерами, а ведущей площадью, так как надводная часть кораблика — его обязательная деталь.
Пружины ведущей доски служат для амортизации рывков при поклёвках и вываживании рыбы. Они выполняют роль авторегулятора натяжения лески при изменениях скорости течения, участвуют, в работе переключателя направления движения кораблика и обеспечивают получение оптимального угла атаки. Опорный поплавок придаёт устойчивость кораблику на воде, стабилизирует его положение под водой (бывает и такое) и служит основанием для механизма переключения. Переключатель предназначен для изменения направления движения кораблика, а предохранительная скоба предохраняет леску-буксир от захлёстывания о детали переключателя и обеспечивает его чёткую работу. Назначение лески-буксира с мушками пояснений не требует.
Рис. 1 Ведущая доска с реданом в трех проекциях
Ведущая доска (рис. 1) изготовляется из хорошо просушенной и прямослойной древесины. Ей придают соответствующую форму для получения наибольшей подъёмной силы. На нижнем торце доски приклеивают редан, назначение которого диаметрально противоположно редану мотолодки. Он должен препятствовать выскакиванию ведущей доски из воды при резкой смене скорости кораблика. После изготовления ведущей доски её пропитывают олифой и красят. Надводную часть окрашивают белой краской, так как этот цвет лучше виден в сумерках, а подводную часть — голубой — под цвет неба или зелёной — под цвет подводной растительности. Глубина погружения ведущей доски не должна превышать половину её ширины. Для этой цели на середине доски, отступив от нижнего торца на треть её ширины, сверлят отверстие диаметром 8мм, в которое при необходимости ставят свинцовую заклёпку. Ведущую доску можно изготовить и из листового алюминия толщиной 1,5—2 мм с пенопластовым поплавком сверху. Этим обеспечивается её механическая прочность, что важно при перевозках, особенно для автотуристов. Размеры в этом случае остаются прежними, кроме ширины, которую следует уменьшить так, чтобы подводная часть не превышала 60мм. В верхней торцовой части доски между пружинами крепится полоска пробки для хранения мушек при транспортировке кораблика. Пружины ведущей доски изготовляют из листовой нержавеющей стали толщиной 0,8мм, из которой вырезают две полоски длиной 320мм и шириной 10— 12мм. Вариант крепления пружин к кораблику показан на рис. 2.
Рис. 2. Способы крепления пластинчатой пружины к деталям кораблика: 1 — пружина,
2 — ведущая доска, 3 — скобка. 4 — шуруп, 5 — рейка поплавка
Рис. 3. Опорный поплавок с рейкой для крепления переключателя (мм)
Опорный поплавок изготовляют из пенопласта (рис. 3) без каких-либо ведущих поверхностей. В верхней части поплавка делают паз под деревянную рейку, которую вместе с пружинами и переключателем крепят к телу поплавка шурупами. Рейка придаёт механическую прочность креплению пружин и переключателя. Если в распоряжении рыболова нет твердого пенопласта, то это не беда. Поплавок можно изготовить и из мягкого. Только при этом нужно помнить, что нитрокраски, нитроклеи и нитролаки растворяют мягкий пенопласт, поэтому перед покраской его следует загрунтовать слоем водоэмульсионной краски и пользоваться клеем «Момент».
Переключатель изготовляют из нержавеющей стали толщиной 0,8—1 мм. Он состоит из рычага (рис. 4, а), основания (рис. 4, б) и петельки из авиамодельной резинки. Осью рычага может служить пустотелая заклёпка-пистон. Порядок сборки переключателя показан на рис. 3, в.
Рис. 4. Детали переключателя (мм): а — рычаг, б — основание 1 — алюминиевая заклёпка,
2 — металлические шайбы, 3 — гетинаксовые шайбы, 4 — рычаг переключателя, 5 — основание
Перед расклепыванием заклепки между шайбой и рычагом полезно вставить полоску из жести в форме ласточкиного хвоста, которую затем удаляют, что обеспечивает необходимый люфт рычага на оси. В заключение выгибают концы рычага и выступ основания с прорезью по пунктирным линиям, показанным на рис. 4, а, б. Для исключения щелчков при срабатывании переключателя основание пружин у поплавка обматывают изоляционной лентой или подклеивают к нему полоски пробки. Переключатель в сборе представлен на рис. 5.
Рис. 5. Переключатель в сборе: 1 — основание, 2 — резинка, 3 — рычаг, 4 — заводное кольцо,
5 — деревянная рейка, 6 — опорный поплавок, 7 — пластинчатая пружина, 8 — предохранительная скоба
Предохранительная скоба переключателя изготавливается из кусочка медного обмоточного провода диаметром 2мм. Размеры её определяются высотой переключателя. После сборки кораблика пластинчатые пружины изгибаются так, чтобы переключатель был выше ватерлинии ведущей доски на высоту надводной части поплавка, а сам поплавок был бы параллелен плоскости ведущей доски на расстоянии, исключающем переворачивание кораблика на волне (рис. 6, 7).
Рис. 6. Общий вид кораблика (рычаг переключателя в нейтральном положении)
Принцип действия водяного змея общеизвестен и не требует пояснений, однако работу механизма переключения следует пояснить. Допустим, что кораблик запущен на воду, созданная течением подъёмная сила натянула леску, рычаг переключателя прижат к передней пружине поплавка (см. рис. 5, б). В этом случае передняя пружина ведущей доски, выбирая оптимальный угол атаки, растянется и сильнее, чем задняя. Параллельность опорного поплавка и ведущей доски нарушится. Если концом удилища резко дать небольшую слабину леске, рычаг переключателя под действием растянутой резинки займёт нейтральное положение. Леска по инерции перебросится на противоположный склон предохранительной скобы. Пружины ведущей доски восстановят параллельность доски и поплавка, развернув его передний конец по течению. Остаётся только плавно натянуть леску, и рычаг переключателя прижмется к другой пружине, переведя кораблик на обратный ход.
Данная конструкция механизма переключения работает настолько чётко, что последовательными переключениями кораблик можно удерживать практически на месте, не выпуская его за пределы отбойной струи или границу суводи. Вываживанию рыбы кораблик не мешает. Напротив, её рывки гасятся как концом удилища, так и пружинами ведущей доски, и рыба выводится на берег, как на вожжах.
Здесь требуется пояснение. У кораблика три основных состояния на воде: движение от берега, остановка в мертвой точке и после переключения реверса движение к берегу. Точкой опоры кораблику служит конец удилища, а радиус сектора перемещения (70°—80°) задается распущенной леской спиннинга. При поклёвке рыбы, а она может произойти в любом положении кораблика, точка его опоры перемещается с конца удилища на поводок с пойманной рыбой, соответственно изменяется и радиус сектора перемещения. Если поклёвка произошла в момент движения кораблика к берегу, он обгоняет рыбу, и поводок с пойманной рыбой оказывается в вершине угла, образованного леской, идущей от удилища, и леской от кораблика. Поэтому кораблик вы ходит на берег первым, помогая рыболову вывести рыбу. При поклёвках в мертвой точке или до неё кораблик после подсечки переключают. Трудности возникают только при поимке крупных экземпляров весом 2—3 кг. В этом случае переключить кораблик почти невозможно, поэтому рыболову приходится стаскивать рыбу вниз по течению, что даёт возможность сохранить нужный угол на леске-буксире. Но в любой ситуации рыба находится между удилищем и корабликом, и все её рывки рыболов прекрасно чувствует.
Теперь о подсечке. Леска-буксир с мушками все время натянута течением между концом удилища и корабликом. При поклёвке рыбы леска проседает в точке крепления поводка. Резкая подсечка стремится выпрямить леску, следовательно, усилие подсечки направлено вдоль поводка, так как практически он перпендикулярен к леске-буксиру. Но при ловле на кораблик не подсечка беспокоит рыболова, а задача, как ослабить рывок рыбы в момент поклёвки, для чего в конструкцию введены пружины ведущей доски.
Рис. 7. Положение снасти на воде
Оснащение кораблика мушками уже неоднократно описывалось и полностью зависит от наблюдательности и фантазии рыболова. Длина поводков зависит от длины спиннингового удилища и обычно составляет 150, 200, 250, 300, 350мм. Расстояние между поводками не должно превышать 1,5м. Метод крепления поводков к леске-буксиру — петля в петлю. Леска-буксир к основной леске спиннинга крепится застёжкой любого типа. Толщина буксира не должна превышать диаметр лески спиннинга.
Размеры кораблика, приведенные в описании, являются максимально допустимыми и рассчитаны на тяжёлый кораблик для крупной рыбы с леской-буксиром 0,5мм и поводками 0,3—0,35 мм. Дальнейшее увеличение размеров кораблика не целесообразно.
Опытным путем установлено, что с уменьшением диаметра спиннинговой лески и лески-буксира на 0,1мм линейные размеры всех деталей кораблика должны быть уменьшены на 20 %. Для лески 0,2мм длина его не превысит 120мм. Следует помнить, что частота поклевок находится в прямой зависимости от толщины лески-буксира и поводков. Чем тоньше, тем лучше.
Чтобы кораблик не потерял своего спортивного значения, подлежит безусловному запрещению ловля им с лодки, превышение максимально допустимых размеров, использование более пяти мушек. Нельзя применять тройники, кроме случая, когда первая от кораблика мушка заменяется мухо-блесной.
Еще один чертеж реверсивного кораблика
Еще один чертеж реверсивного кораблика, более простой, но не менее эффективный.
Из рисунка все понятно, когда даешь слабину , резинка возвращает кольцо в среднее положение, остается спинингом задать направление либо в одну, либо в другую сторону.