Урок литературы по учебнику Г. С. Меркина по произведению Н. Н. Носова «Три охотника»
Светлана Лучкова
Урок литературы по учебнику Г. С. Меркина по произведению Н. Н. Носова «Три охотника»
Урок литературы в 4 группе по учебнику Г. С. Меркина
Филимонковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей
Тема: Н. Н. Носов. «Три охотника».
— Знакомить девочек с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова. Актуализировать читательский опыт учащихся. Выявлять художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому.
— Формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении. Развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями.
— Корректировать мышление на основе упражнения рассматривания ситуации с различных точек зрения. (Прием «шесть шляп мышления»).
— Воспитывать интерес к жизни и творчеству Н. Н. Носова; нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».
Оборудование: Мультимедийная презентация; иллюстрации уч-ся; оформление для инсценировки; мультипликационный фильм; шесть шляп разных цветов; викторина; картина для самоанализа своей работы и кораблики.
Ход УРОКА:
І. Организационный момент.
1) Чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним их.
-На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говори все четко, внятно,
Чтобы все было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать,
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
— Эпиграф к уроку: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро
Учитель: Как вы понимаете эпиграф?
(Бесспорно — читать необходимо. Книги являются одним из способов познания мира.)
2) Сообщение темы и целей урока.
Послушайте внимательно стихотворение о веселом писателе. С ним мы с вами сегодня будем знакомиться и с его творчеством.
Люблю я этого писателя (Носова) давно.
За что? Читать его смешно!
Его герои озорные,
Весёлые и очень уж смешные.
Вот Мишка Кашу варит,
А каша из кастрюли
Все лезет и бежит.
Правильно, с творчеством Николая Николаевича Носова мы с вами сегодня будем знакомиться.
Отгадайте зашифрованное название рассказа.
Рит никаохот
Правильно, рассказ называется «Три охотника».
Как правило, прежде чем говорить о рассказе, мы знакомимся с творчеством писателя.
Предлагаю вам посмотреть презентацию, посвященную творчеству Николая Николаевича Носова.
II. Изучение нового материала.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 годя в посёлке Ирпень недалеко от Киева в семье эстрадного артиста.
Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.
С младенческих лет он любил мечтать и в своих мечтах перепробовал десятки замечательных профессий.
Особенно его влекла музыка, и он хотел «стать кем-то вроде Пагании».
В двенадцать лет он поступил в Киевский художественный институт, откуда в 1929 году перевёлся в Московский государственный институт кинематографии.
Может быть, именно это помогло ему впоследствии так чётко и ярко видеть и создавать образы героев своих рассказов и повестей: Н. Н. Носов был режиссёром мультипликационных фильмов, учебных и научных лент.
В годы Великой Отечественной войны он работал над созданием военно – технических фильмов.
Писателем, по его собственным словам,он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать малышу различные истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушал не только сын, но и его маленькие приятели.
Н. Н. Носов почти сорок лет отдал благороднейшему делу воспитания девчонок и мальчишек.
Он доверил нам свою самую главную тайну – веселые и умные книги. Он владел «золотым ключиком» к сердцам девчонок и мальчишек. Счастье – не в золоте, найденном на дне старого колодца. Тайна в человеке. В умении добывать и ценить знания, а главное, думать, жить честно, трудиться, ценить каждый день своей жизни, не растрачивая себя по пустякам.
Читайте книги Н. Носова, постигайте мудрость героев, познавайте тайну Н. Носова.
Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в детском журнале «Мурзилка». Первая тоненькая книжка «Тук-тук-тук» вышла в 1945 году.
«Веселая семейка» — о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят.
«Мишкина каша» — в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» — где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» — о школьниках, ставших пчеловодами.
Николай Носов сам был редкостным фантазером. Как раз его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец — с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.
Все книги Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно.
2)Вопросы по творчеству писателя. (В шляпе вопросы).
• Где родился Н. Носов? (в посёлке Ирпень недалеко от Киева)
• О чём любил мечтать с детства? (С младенческих лет он любил мечтать и в своих мечтах перепробовал десятки замечательных профессий.
• Как Носов стал писателем? (Писателем, по его собственным словам,он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать малышу различные истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушал не только сын, но и его маленькие приятели.)
• Как называется первый рассказ Н. Носова? (Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в детском журнале «Мурзилка»).
• Какие произведения Носова вы уже читали?
Физминутка. (для глаз)
3)Учитель: Девочки подготовили вам инсценировку по рассказу Н. Н. Носова «Три охотника», а именно рассказ дяди Вани, о том, как он ходил однажды на охоту.
Да, хорошо посмеялись. А теперь давайте вспомним, что такое юмор.
Послушаем доклад Анжелы.
Ю мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия в окружающем мире.
В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.
А теперь послушаем доклад Светы о том, что такое оптимизм.
Оптимизм — взгляд на жизнь с положительной точки зрения[1], уверенность в лучшем будущем. Оптимист утверждает, что мир замечателен, что человек может воплотить многие свои мечты и достичь многих целей, что почти из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди, в общем, хорошие.
5) Чтение отрывка из рассказа (последняя сцена) по ролям.
6)Учитель: А теперь посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и смотрели инсценировку. Вопросы по тексту (в шляпах):
Марина- красная (чувство) — Можно ли данный рассказ считать юмористическим?
Юля- жёлтая (оптимизм) — Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?
Таня- чёрная (критик) – Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?
Олеся- голубая (обобщение) — Кто из охотников оказался правдивее всех?
Нина- белая (учёный) — Чему учит рассказ Н. Носова «Три охотника»?
Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.
Света- Зелёная (творчество) – продолжите рассказ.
Учитель: Какова тема рассказа?
Главная мысль рассказа «Три охотника» учит любить животных, потому что в конце рассказа Носова герои говорят такие слова «И зверушки ни одной не убили, и весело время провели», то есть в лесу можно не только охотиться, но и понаблюдать за животными.
7)Учитель: — Девочки, что такое привал (или пикник?
— Даша нам приготовила сообщение о том, что такое пикник.
Пикни к — в современном понимании трапеза на природе, устраиваемая на траве на открытом воздухе в местах с красивыми пейзажами — сад, парк, берег озера, пляж или лес — и, как правило, летом. Также устраивается во время общественных мероприятий, например, просмотров фильмов под открытым небом.
Учитель: А сейчас, девочки, совершим виртуальное путешествие в 1871год.
Картина “Охотники на привале” написана художником Перовым.
На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Получается такой групповой портрет,где каждый имеет свои психологические черты: Тот что слева — пожилой, видимо, опытный охотник, из обедневших дворян со страстью рассказывает о своем подвиге на охоте. Второй, средних лет, в крестьянском обличие, ухмыляясь с недоверием слушает охотничьи байки рассказчика. Третий, одет “с иголочки”, доверчивый молодой охотник, внимательно слушает с трепетом, что даже забыл прикурить папиросу.
— Чем отличаются охотники В. Перова от весёлых охотников Н. Носова?
3. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н. Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н. Носова. Режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1968 г.
4. Закрепление изученного.
Учитель: Следующий этап закрепление изученного – викторина.
Первая – «Затейники»: Анжела, Даша, Олеся, Марина, Галя, Настя.
Вторая – «Фантазёры»: Света, Нина, Таня, Юля, Оксана.
5. Итог урока:
Ещё один рассказ Носова, ещё одна интересная история, рассказанная автором. Его рассказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Ведь в этих рассказах взрослые порой узнают себя, вспоминают о своём детстве, где также было немало интересных, забавных историй.
Произведения Носова поучительны. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, говорят о бережном отношении, о любви к природе и к братьям нашим меньшим.
— Какое настроение осталось у вас после проведения урока?
— Все девочки сегодня – молодцы!
— После мы с вами устроим пикник и посмотрим фильм об охотниках.
— Предлагаю вам сегодня отправить в плавание свои кораблики.Тем самым мы оценим свои достижения: каждый из вас по очереди подойдёт ко мне, получит свой бумажный кораблик и пустит его в плавание.
-Если вам всё сегодня удалось, то кораблик отправляется в свободное плавание ближе к солнцу.
-Если удалось не всё, то кораблик на середине пути.
-Если многое не удалось, то ваш кораблик пока что находится на истоке.
Если Вам когда-нибудь станет скучно, а на душе – одиноко, возьмите в руки книгу, любую из этих и … не медленно читайте. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное чувство одушевлённой встречи с хорошими людьми.
Анализ рассказа «Три охотника» Н.Н.Носова (5 класс)
5 класс Открытый Урок.
Тема. Н.Н.Носов. Анализ рассказа «Три охотника». Тема, система образов.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н.Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н.Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».
Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из самого весёлого писателя, а именно с творчеством Николая Николаевича Носова. С его рассказом «Три охотника».
Как правило, прежде чем говорить о рассказе, мы знакомимся с творчеством писателя.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к портрету писателя в учебнике.
3.Слово учителя.
Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.
Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.
Ученик: Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).
Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».
Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году.
4.Обращение к выставке книг Н.Н.Носова.
Николай Носов стал писать рассказы для различных детских изданий, таких, как «Костёр», «Мурзилка», «Пионерская правда». Вот лишь некоторые из этих произведений: «Весёлая семейка», «Мишкина каша», «Телефон», повесть «Витя Малеев в школе и дома», «Живая шляпа», три книги о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965).
«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е гг. XX века. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разнообразные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых штучках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.
«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, — говорил он, — но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моём герое не только меня, но и себя».
Предлагаю вам викторину «Произведения Носова» .
Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
Что потеряли мальчики в рассказе Н. Носова «Метро»?(Станцию).
Как звали доктора в романе-сказке «Приключения Незнайки»? (Доктор Пилюлькин)
в каких рассказах ребята ходили на рыбалку? («Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники»)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)
«Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
5. Обращение к выставке иллюстраций к произведениям Н.Н.Носова и рисунков учащихся.
Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семёнов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А.Лаптев, А.Каневский, В.Горяев. Первым иллюстратором «Незнайки», подарившим этому литературному герою хорошо знакомый образ, был А.Лаптев. По этим сказочным повестям было снято несколько популярных анимационных фильмов.
6. Проверка домашнего задания. Художественный пересказ рассказов Н.Н.Носова.
7.Выразительное чтение по ролям рассказа «Три охотника».
8. Анализ рассказа Н.Носова «Три охотника».
— Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?
— Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию и имя художника.
Ученик:
Василий Григорьевич Перов в 1870-х годах создаёт серию картин, посвящённых охотникам и природе. Её иногда называют «охотничьей серией». В неё, кроме «Охотников на привале». Входят картины «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и др. В них отобразились характерные типы московских обывателей того времени. На картине «Охотники на привале» на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так как могут похвастаться своими трофеями. Картина интересна также сочетанием живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.
— Чем отличаются охотники В.Перова от весёлых охотников Н.Носова?
— Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваши суждения.
— Какие качества охотников проявляются в их рассказах.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
— Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?
— Кто из охотников оказался правдивее всех?
-Можно ли считать данный рассказ – юмористическим?
-С каким юмористическим рассказом мы уже с вами познакомились?
— Найдите в тексте просторечные слова и выражения. С какой целью их использует писатель?
10. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н.Носова. Режиссёры В.Пекарь, В.Попов, 1968 г.
III. Подведение итогов урока.
— Подведём итоги. Чему учит рассказ Н.Носова «Три охотника»?
Ещё один рассказ Носова, ещё одна интересная история, рассказанная автором. Его рассказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Ведь в этих рассказах взрослые порой узнают себя, вспоминают о своём детстве, где также было немало интересных, забавных историй.
Произведения Носова поучительны. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, говорят о бережном отношении, о любви к природе и к братьям нашим меньшим.
Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.1190120, ч.2.
2.Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.120-126, ч.2.
3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Е.И.Носова.