Чем манила сибирь охотников

Стреляю по всему, что движется!

Поводом к разговору с Алексеем Эбелем стал звонок в редакцию «РГ» бийчанина Вячеслава Лубашева. Его мама живет в деревеньке Рупосово Целинного района. Вячеслав приезжает помогать матери по хозяйству. В октябре у Лубашевых прямо в центре деревни застрелили молоденькую лайку, которую хозяева беспечно выпустили на безлюдную улицу. Убили люди из соседнего поселка Дружба — в Рупосово они купили дома, чтобы заниматься разведением пчел. Стреляли дробью с близкого расстояния.

— Это был безобидный щенок, ему и года не исполнилось. Песика кто-то бросил, он прибился к нам и жил себе — всему радовался, — тяжело вздыхает Лубашев. — Я копался в огороде, слышу — выстрел. Гляжу, несутся две наших собачонки маленьких, а лайки с ними нет. Обратился в полицию района, но, боюсь, толку никакого не будет. Сомневаюсь даже, проверяли ли этих «героев» на алкогольное опьянение. Они знали, что лайка живет у нас. Эти стрелки приехали к матери, когда я уже вернулся в Бийск, и настоятельно попросили написать отказную: мол, она якобы сама просила пристрелить собаку, а глава сельсовета разрешил. Мама испугалась и подписала. А это ведь не первое варварство — охотники могут прямо по деревне гонять несчастного зайца, увидели — стреляют, дробь в разные стороны. Как на Диком Западе. Я считаю, контроль за поведением охотников должен быть более жестким.

В полиции Целинного района подтвердили, что да, в начале октября в Рупосово была убита собака и что об этом людей попросила гражданка Лубашева, есть соответствующая бумага. Стрельбой в домашних животных в Целинном районе никого не удивишь. Недавно коня застрелили — мясо можно продать. В соседнем районе, Ельцовском, собаку пристрелили на глазах у детей.

— Двух соседей-пасечников мир давно не берет, один у другого застрелил собаку. Состав преступления налицо, однако районная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела, — сообщил майор полиции Александр Осипов.

Человек с ружьем порой становится непредсказуемым и опасным. Особенно, если чувствует свою безнаказанность.

— Низкую культуру таких стрелков порождает несколько причин. Одна из главных кроется в том, что отменили сдачу охотминимума, — уверен Алексей Эбель. — Раньше охотники готовились к прохождению процедуры, которая предполагала, например, знание птиц, живущих у нас, и понимание того, в каких можно стрелять, а в каких нельзя. А сейчас все просто: проверился у врачей, обратился в госуслуги, получил охотбилет, купил ружье — и ты уже охотник. Я неоднократно был на открытии осенней охоты и видел, что еще до утренней зорьки охотники начинали палить без разбора во все, что летит. Стреляют в лебедей, чаек, в краснокнижных птиц. И многие на голубом глазу спрашивают: «А что, разве нельзя? Мы же на охоте!». Вспоминается одна история на озере Лебединое. Я услышал разговор стоящих поблизости отца и сына. Отец уверенно объяснял своему отпрыску, что белые птицы — это лебеди, а серые — северные гуси, их стрелять можно. Но в действительности эти серые птицы были молодыми лебедями. Такая же у мужчины была путаница в голове и с утками. И завершение разговора: «Вот бы сейчас из двух стволов по этой толпе!». Современный человек с ружьем ходит на охоту не для добычи пропитания — для подавляющего большинства это, увы, развлечение. Я знаю охотников, которые даже не забирают домой убитую птицу — чистить перо неохота.

Конечно, есть немало грамотных охотников, соблюдающих правила. Но как переломить ситуацию в целом? Контролирующих охоту лиц осталось слишком мало. Кстати, в Европе люди не только сдают охотминимум — для молодых охотников действует испытательный срок. В этот период им можно всего лишь присутствовать на охоте, но не стрелять. Закрепленный за ними ментор, наставник вводит в курс дела, показывает, объясняет, что можно и чего нельзя.

— Осень всегда горячая пора, — отмечает орнитолог. — К нам везут раненых лебедей не только из Алтайского края, но и из соседних областей. Когда горе-охотники не находят в охотугодьях дичь, то начинают палить из ружей по всем птицам, которых видят. Это сплошь и рядом. Плюс ко всему абсолютное большинство охотится без собак, и подбором трофеев никто не занимается. Ранили утку, она забилась в камыши — никто ее искать не пойдет. Реальный ущерб от такой охоты намного больше, раненая птица в большинстве случаев обречена.

Алексей Леонович на всякие безобразия насмотрелся на охоте, однако есть воспоминания, которые ранят до сих пор.

— Несколько лет назад на открытии охоты в одном из заказников охотники сначала стреляли в уток, а потом увидели выскочившую из кустов енотовидную собаку и расстреляли ее в упор. Зачем?! Просто, чтобы убить живое существо? Это не охотничий вид — с него ни шкуры, ни мяса. Не могу забыть, как в Республике Алтай на открытии охоты люди шли по берегам небольших озер, вспугивали прятавшихся птиц и расстреливали без разбору всех — и несъедобных поганок, и белых лебедей. Для меня особенно тревожно то, что внутри охотничьего сообщества нет никаких попыток противостоять таким «расстрельным командам», никто не может сказать: «Опомнитесь, что вы делаете?!». Нет инициатив по помощи егерям и охотинспекторам в организованном противодействии стрелкам-варварам и браконьерам, хотя существуют федеральные и региональные отделения охотничьих обществ. В них хватает людей, занимающих серьезные должностные посты, имеющих определенный авторитет и рычаги влияния.

Читайте также:  Лабаз для охоты своими руками чертежи

Некоторые особенности национальной охоты вообще трудно объяснить. Так, в России по-прежнему в ходу свинцовая дробь, в то время, как в Европе она давно запрещена. Там перешли на железную дробь по двум причинам.

— Водоемы, на которых постоянно охотятся, загрязняются свинцом. Это касается даже нашей Барнаулки, которая, по сути, является озерной рекой. На всем ее протяжении люди охотятся и загрязняют воду свинцом. Второй момент связан с тем, что некоторые подранки все же выживают, несут в себе свинец и постепенно умирают от интоксикации этим тяжелым металлом. Когда охотники утверждают, что они кушают экологически чистое мясо, они обманывают сами себя. Они могут повторно подстрелить когда-то раненую дробью птицу. Конечно, от железной дроби быстрее портятся ружейные стволы. Но нельзя же экономить на собственном здоровье.

Сергей Писарев, директор барнаульского зоопарка «Лесная сказка»:

— У нас живет большое количество подранков: три лебедя, журавль, лиса, волк, енот, лосиха. Целый лазарет. В краевом заксобрании сейчас разбираются с ситуацией в Змеиногорском и Тогульском районах — местные жители протестуют против создания на этих территориях национальных парков. Наши земляки почему-то думают, что им перекроют все ходы-выходы на их исконные земли. На самом деле никто не запрещает ходить в национальные парки по грибы и ягоды, травы лекарственные собирать. Но законом запрещено отстреливать там зверя и птицу. Приведу один факт. Казалось бы, в истории человечества 500 лет — не такой уж длительный период. Но за эти пять веков человек стер с лица Земли 284 вида животных. Мы сейчас готовим своеобразный альбом покаяния, в котором будет рассказано о животных, которые были уничтожены в ХХ веке.

Промысловая охота. Тайга кормит

Ещё относительно недавно промысловая охота была одной из довольно серьёзных составляющих нашей социалистической экономики. Но вот, как говорится, и глазом не успели моргнуть, а пролетела почти целая эпоха экономических преобразований, которые забросили промышленное добывание пушнины на одну из последних ступеней человеческой трудовой деятельности.

Однако, невзирая на все эти преобразования, явно не способствовавшие сохранению наших промыслово-охотничьих традиций, охота эта сохранилась и, более того, продолжает быть для многих наших охотников вполне осязаемым способом зарабатывания денег.

Естественно, портрет современного промысловика заметно отличается от той картинки, которую нам рисовали фильмы и статьи, снятые и написанные три-четыре десятилетия назад. Современный промысловик сильно отличается от своего недавнего предшественника. И всё-таки, несмотря на эти отличия, основная цель, ведущая человека в тайгу на промысел, остаётся прежней – заработок. От нечего делать или от желания развлечься охотой в тайгу может пойти только охотник-любитель, для которого финансовая составляющая этого процесса исчисляется исключительно суммой, потраченной на удовольствие. У охотника-промысловика такой роскоши нет. Он всегда старается получить от охоты больше, чем на неё тратит. Правда, это вовсе не означает, что, в отличие от охотника-любителя, промысловик не испытывает эмоционального возбуждения от самого охотничьего процесса. Как ни крути, а любой охотник – это прежде всего человек с обострённой потребностью тесного, я бы даже сказал, интимного, общения с природой. К сожалению, а может быть, и к счастью, без этой потребности охотником не стать. И вот тут я вполне обоснованно могу сказать, что бытующее порой мнение о том, будто промысловик – это некий «профессиональный механизм», приспособленный только для извлечения денежной прибыли от эксплуатации природы (охоты), является глубочайшим заблуждением.

За всю свою жизнь мне ни разу не пришлось встретиться с охотником-промысловиком, который бы занимался добычей пушнины без врождённой или приобретённой страсти к этому охотничьему ремеслу. Все те люди, с которыми я встречался в тайге, были настолько увлечены охотой, что подавляющее их большинство просто-напросто не мыслили себя без этого занятия. Справедливости ради следует отметить, что не все они были штатными работниками промысловых хозяйств. Многие из них занимались промыслом пушнины в свободное от основной работы время, т. е. брали отпуск и отправлялись на пару месяцев в тайгу. В советское время они заключали с промхозами договоры и промышляли на выделенных участках. В наше время такие промысловики тоже есть. Работая основную часть года где-нибудь, например, в котельной или сторожем при школе, с началом промыслового сезона они непременно уходят в тайгу на свои участки и начинают привычную и такую манящую их весь год охотничью жизнь. Традиция эта в сибирской глубинке настолько сильна, что ей не противится даже начальство, отпуская работников в тайгу.

Есть среди моих знакомых и «чистые» промысловики. Эти люди живут исключительно тайгой и, большей частью, добычей соболя. Говорить о том, насколько это сейчас выгодно или невыгодно, я не возьмусь, ибо не понаслышке знаю, как разнится добыча соболя даже в ближайших угодьях одного района, а уж про соседние районы одной области и говорить нечего. И, тем не менее, промысел в современных условиях если не кормит, то довольно неплохо подкармливает, ежели, конечно, не пропивать всё добытое тяжким трудом, что случается нередко.

Читайте также:  Почему ты когда один дома то ничего не охота делать

Говоря о современной промысловой охоте, хочется затронуть тему преемственности поколений. Сейчас довольно часто можно слышать или читать о том, что молодёжь не идёт на промысел. Лично я не стал бы так драматизировать ситуацию. За последнее время на промысле я встречаюсь с охотниками, едва переступившими рубеж тридцатилетия. Разве это не молодое поколение? Пожалуй, самым ярким моим впечатлением была встреча на Нижней Тунгуске с охотником по имени Константин Боковиков. Ему чуть больше двадцати лет. Парень так «болеет» тайгой и охотой, что, по словам своего родного деда, уже три раза бросал учёбу в городе и возвращался в тайгу ради промыслового сезона. Кстати, тут вам и ярчайший пример преемственности поколений. Дед Кости, Юрий Константинович Грязнов, ещё в советское время был одним из лучших охотников Катангского района Иркутской области, удостоен многих званий и наград за успехи в промысле соболя. Теперь он охотится вместе с внуком, который уже мало в чём уступает своему знаменитому деду.

Конечно, живя в непосредственной близости от тайги и имея перед собой целую плеяду предков-охотников, встать на стезю промысловой охоты не так-то сложно. Гораздо труднее окунуться в эту жизнь и в эту работу человеку со стороны. И всё-таки в тайге много и таких охотников, которые пришли в тайгу по влечению сердца своей индивидуальной дорогой. Так, в посёлке Ванавара (Эвенкия) уже много лет живёт Виктор Черний. Его промысловый участок находится на далёкой таёжной реке Хуги. Как рассказывает сам Виктор, приехал он в Восточную Сибирь более трёх десятилетий назад с Западной Украины с одной только целью – заработать охотой денег на машину. Так вот, пока зарабатывал заветный «рупь», так прикипел к тайге и охоте, что уже не смог уехать. Он и по сей день меряет эвенкийскую тайгу своими небольшими шагами, уже не в состоянии оторваться от её очарования и притягательной силы. А участок у Виктора немаленький – около 100 тысяч гектаров. Да и у соседей не меньше. У многих тут «свои пенаты» исчисляются сотнями тысяч гектаров непроходимой и почти неизведанной тайги. В таких условиях, естественно, и характер закаляется особый, и навыки нарабатываются такие, что неискушённому человеку очень легко спутать их с подвигом. Промысловая охота – это ведь не только ловля зверей и стрельба птиц. Это целый комплекс умений, навыков и знаний, позволяющий человеку не только примитивно выживать в тайге, но и эффективно в ней работать. Надо уметь и избушку подправить, а если потребуется, и новую срубить, и сеть связать, и ружьишко подремонтировать, и хлеб испечь, и одежду сшить. Всех этих умений, которые требуются охотнику на промысле, и не перечислить. Честно говоря, у меня для этого даже фантазии не хватит. Мне самому несколько раз приходилось попадать в такие ситуации, когда моих знаний и опыта не хватало для исправления ситуации, и нужно было выходить из положения только интуитивно. Ведь отлично известно, что всего знать человек не может, поэтому порой приходится проявлять такие чудеса изобретательности, что сам себе удивляешься.

В тех далёких таёжных местах, в которых мне посчастливилось побывать, вся жизнь и весь быт местного населения просто пропитаны охотой и рыбалкой. Там это не просто работа или увлечение, там это образ жизни. Тайга и кормит, и лечит, и калечит, и заработок даёт. Она же нередко становится местом последнего пристанища для любящей её человеческой души. Здесь никому и в голову не придёт назвать человека, ходящего в тайгу за ягодой, грибом, мясом, рыбой и тем более пушниной (соболем) бездельником или безработным. Как ни крути, как ни пристраивайся куда-нибудь на работу, а тайга была и остаётся для местного населения главным источником дохода. Даже несмотря на то, что теперь финансовое и техническое обеспечение процесса добычи соболя лежит на плечах самого охотника, это редко кого останавливает. Каждую осень, как только окрестная тайга начнёт расцвечиваться рыже-багровыми красками, из посёлков и деревень начинается большой отход местных мужиков в тайгу. Именно в это время хорошо заметно, как редеют вдоль берегов ещё совсем недавно тесные вереницы приткнутых в берег моторных лодок. Скоро их тут почти не останется. Ускользнут они по ранним утренним туманам вверх или вниз по магистральным рекам, а потом шмыгнут в какую-нибудь неширокую речушку, поднимутся вверх до заветного зимовья и пристроятся там на отдых до весеннего паводка.

Там, где нет дорог, лодки и снегоходы (как правило, «Бураны») для промысловиков являются основными видами транспорта. Всё сообщение идёт либо по рекам, либо по накатанным вдоль геологических профилей «буранкам» – нешироким дорожкам, пробитым снегоходами. Зимой такие «буранки» тянутся в тайгу от деревень на сотни километров. Как огромные нити паутины, расходятся они по безлюдной тайге. При таких расстояниях каждый охотник должен не просто быть уверенным в своём «Буране», но и уметь в случае необходимости отремонтировать его в любых погодно-климатических условиях. Мне приходилось видеть обожжённые сорокаградусным морозом руки охотников, которым пришлось крутить гайки снегохода где-нибудь на перегоне от одного зимовья к другому. Зрелище, доложу вам, не для впечатлительных. На таких длительных переездах у промысловиков чаще всего обмораживаются не руки, а лица. Встречный поток морозного воздуха в сочетании с влажным дыханием человека довольно быстро «выжигает» кожу на лице. Страдают щёки, нос, веки, губы. Чтобы избежать этих неприятностей, охотники Нижней Тунгуски придумали довольно оригинальный способ: они повязывают на лицо детские памперсы. Влага, выдыхаемая человеком, отлично ими впитывается, оставляя лицо сухим и защищённым от ветра. Как только памперс пресыщается влагой и начинает смерзаться, мешая полноценно дышать, его выбрасывают и цепляют новый.

Читайте также:  Зимние ботинки для туризма охоты

Для защиты ног от обмораживания местное население использует особые носки, которых я больше не встречал ни в одной местности. Эти носки вяжут местные женщины (обычно эвенкийки). В толстую шерстяную нить они вплетают конский волос. Когда надеваешь такие носки, возникает ощущение, что ногу покалывают сотни иголочек. Буквально через пять минут вся ступня словно огнём горит.

Наверное, кто-то думает, что главное качество промысловика – это умение развести костёр в сырую погоду, обустроить ночлег или суметь точно выстрелить в зверя и птицу. Конечно, всё это, и даже значительно больше, таёжник умеет. Однако, несмотря на колоссальную приспособленность местных охотников к жизни в тайге, главным и самым необходимым качеством для этой жизни остаётся способность не сойти с ума от многомесячного одиночества, в условиях которого и протекает сам процесс промысловой охоты на соболя. Тут уже неважно, как это качество у тебя появилось – выработалось со временем или было врождённым. Главное, это качество должно быть, ибо без него в тайге на промысле просто не выжить. Именно неумение воспринимать одиночество как абсолютно нормальное психологическое состояние не позволило многим страстным охотникам перейти из категории любителей в разряд промысловиков.

Наверное, мне повезло? Моя психика не страдает в уединении, и я довольно легко ощущаю себя в отрыве от цивилизации. Понял я это давно, и, наверное, именно тогда поманили меня к себе бескрайние таёжные просторы с их безлюдностью, непуганностью зверя и птицы и бесконечной свободой, где ты зависишь только от себя самого. И есть в этом ощущении «свободного полёта» какая-то особая притягательная сила, суть которой объяснить невозможно. Всё это где-то там, на подсознательном уровне.

Начав плотно общаться с промысловиками, я понял, что это ощущение единения человеческой души с тайгой присуще не только мне. Практически все таёжники, с которыми меня свела судьба, больны той же неизлечимой «болезнью». В этом отношении очень показательна жизнь ныне уже покойного Павла Лысенко, который жил в деревне Преображенка на Нижней Тунгуске. Был он неисправимый пропойца, не имел ни семьи, ни паспорта, ни дома, но охотничий участок на реке Алтыб имел. Пил Паша весь год, спал где придётся, ел что дадут. Но вот заканчивался август, и Паша словно преображался. Он бросал пить, шёл в магазин и отоваривался в долг для предстоящего промыслового сезона. Не было у Павла ни моторной лодки, ни снегохода. На свой участок он добирался на маленькой лодке-погонке, которые местные охотники мастерят из двух досок (на борта) и двух раскатанных бочек (днище). Почти неделю он поднимался на шестах вверх по реке к своему участку, а потом весь сезон работал там, что называется, от души. Вернувшись после сезона в деревню, он очень быстро спускал все оставшиеся после возврата магазину кредита деньги и уже через месяц опять бродяжничал и побирался до конца очередного августа, когда традиционно бросал пить и начинал собираться на промысел. Он и умер-то во время очередного захода на свой охотничий участок.

Завершая повествование, хочется отметить, что пока существует тайга, пока в ней водится зверь и живёт человек, промысловая охота останется частью жизни многих и многих людей, населяющих необозримые просторы нашей страны. Мне кажется, что даже если рухнет вся экономика, а пушнина перестанет быть предметом международного торга, промысел мяса, рыбы и мехов не прекратит своего существования. Люди, как и прежде, пойдут в тайгу промышлять зверя и птицу, будут ловить рыбу, собирать ягоду, а потом обмениваться всем этим друг с другом. Фраза «тайга кормит» и в XXI веке имеет для огромного числа наших граждан фундаментальное значение.

Если вам понравилась статья — подпишитесь на канал .

Оцените статью
Adblock
detector