- Литературное чтение Тема урока: «Играть — это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация для урока литературного чтения «Играть — это увлекательно! (рассказ Е.Чарушина «Никита-охотник»
- Просмотр содержимого документа «Презентация для урока литературного чтения «Играть — это увлекательно! (рассказ Е.Чарушина «Никита-охотник»»
Литературное чтение Тема урока: «Играть — это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: «Играть — это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина «Никита — охотник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikita_-_okhotnik.docx | 36.64 КБ |
e._charushin.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» Гороховецкого района Владимирской области
«Играть — это увлекательно!
Е. Чарушина «Никита – охотник»
Лилева Любовь Васильевна
учитель начальных классов
Предмет : Литературное чтение
Тема урока: « Играть- это увлекательно!
(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
УМК : литературное чтение «Капельки солнца» 1 класс,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
программа «Школа 2100».
- формировать навыки выразительного чтения через работу с произведением
Е. Чарушина «Никита- охотник».
- развивать плавное чтение целыми словами.
- развивать интерес к чтению и желание читать.
- развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
- развитие коммуникативных умений — навыков взаимодействия (через работу в группах и парах,)
- интерактивная доска,
- карточки с самооценкой,
- презентация урока,
- карточки с тестами.
- уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
- осуществлять итоговую самооценку,
- уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,
- стремиться к координации сотрудничества.
Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, в группах.
I. Этап мотивации.
II. Актуализация пробного учебного действия.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
IV. Этап построения выхода из ситуации.
V . Этап реализации построения проекта.
VI. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
VII. Этап включения в систему знаний.
VIII. Этап рефлексии.
Мы друг к другу повернулись,
Мы ладошками коснулись,
Я дарю тебе тепло, радость счастье и добро.
2.Постановка учебной задачи.
— Послушайте стихотворение и скажите о чем идет речь.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит урок- праздник
И главный гость на нем- игра
Она нам друг –большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
— Кто главный гость на уроке –празднике? ( Игра )
1 слайд Попрыгать, поиграть!
-Какой раздел учебника мы изучаем?
Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы познакомились с новыми играми, научились дружить, любить природу, слушать музыку, фантазировать.
-А чему еще вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?(бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, уметь владеть своим голосом)
2. Актуализация пробного учебного действия.
3. Начинаем урок с дыхательной разминки.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
— спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
— надуваем воздушный шарик,
— дуем на кипящее молоко;
4. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткости и ясной дикции (речевая разминка)
Ра-ра-ра- во дворе идет игра.
Ши-ши-ши- веселятся малыши.
Ша-ша-ша- очень груша хороша!
А О У Ы М Е Ю Я — найди лишнюю букву. Почему?
ТУ ЛУ МУ ДИ КУ НУ найди лишний слог. Почему?
Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?
5.Проверка домашнего задания. (Групповые задания)
— На прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров литературы – стихотворения.
-Чем отличаются стихотворения от других жанров? (В стихотворениях есть рифма-созвучия концов строк, каждая строка написана с большой буквы, есть строфы-четверостишия)
-Чьи стихи мы читали? (А. Барто, И. Демьянова)
— Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы:
— Высказываю свое мнение…
— Приходим к общему мнению…
а)Стихотворение И. Демьянова – чтение по ролям.
— кто являются главными героями? (автор, Галочка) София и кирилл.
б) Стихотворение А. Л. Барто.
Кто является главными героями этого стихотворения? (автор, Маруся, гусь, волк)
-Давайте проинсценируем. Автр – Вика, Маруся – Маша , гусь – Кирилл, волк — Лева
-Правильно ли играет Вася в игру «Гуси – лебеди?»
— А как надо?
в) О том, как нужно играть нам помогут узнать остальные ребята. Они составят из разрозненных слов предложения.
1 группа (Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.)
2 группа ( Правила игры нельзя нарушать .)
3 группа ( Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.)
4 группа ( В игре главное- общее веселье и удовольствие )
5 группа (Девчонок надо уважать, всегда, везде их замечать)
— 3.Этап выявления места и причины затруднения.
А сейчас мы отправимся в зоопарк.
На зверей вы посмотрите.
— Пофантазируйте и покажите, какие звери там живут.
— А сейчас мы увидим животных и даже услышим звуки, которые они издают, если вы отгадаете загадки.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)
Слоны- одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно ступая на мягкую подошву.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея.)
Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.
Он огромный и усатый
И к тому же полосатый.
Если встретишь не до игр,
Потому что это – тигр.
Тигр- самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.
8 слайд крокодил
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни проплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.
2. Вступительная беседа, работа с текстом до чтения.
Откройте с. 41. и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
— Что изображено на этой иллюстрации?
— Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)
— Почему вы решили, что он охотник?
— Этот мальчик — настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?
— Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике . )
— Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.)
— Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)
-Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)
— А что такое рассказ, как вы понимаете?
— Итак, рассказ — это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.
Чем- отличается рассказ от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)
Сейчас мы отправимся вместе с Никитой на охоту в Африку
4. Этап построения выхода из ситуации.
3. Самостоятельное чтение текста про себя.
— Совпали наши предположения с прочитанным? В чем?
5.Этап реализации построения проекта.
4. Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.
Часть I, 1 абзац
— Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?
— Для чего Никите верёвочка?
— Куда спрятал Никита крокодила? Что такое комод?
-Где узнаем значение непонятных слов? (толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?
— Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?
Вопросы ко всей 1 части : Что мы узнали из 1 части?
— Можно ли придумать к этой части своё название? ( Подготовка к охоте )
-Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё).
-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).
-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).
— Это действительно тигр рычал и мяукал? (Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!). Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).
-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).
— Почему Никита во время охоты полз?
— Какие звуки издавал дикий слон? — Чем трубит слон? (Хоботом) . Конечно, и за слона трубил Никита.
Вопросы ко 2 части :
— С кем встретился охотник во второй части?
— Как можно назвать эту часть? ( Встреча Никиты с тигром и слоном ).
— Кого встретил следующим охотник Никита?
-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.
-Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил?
— Каким охотником считает себя Никита?
— Всегда ли можно охотиться на животных по настоящему?
— Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и охотиться нельзя.Охота запрещена!
После чтения 3 части.
— Как можно озаглавить эту часть? ( Конец охоты ).
— Рассмотрите рисунок на стр. 43.
Вова тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.
-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)
Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)
Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)
У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)
И каленый меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)
6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
5. Выразительное чтение 2 части.
— А давайте поиграем вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.
— Откройте вторую часть.
-Давайте определим, сколько будет ролей? (автор и Никита)
-Почему? (у животных нет слов, за них говорит Никита)
— Интонация с которой будет читать слова Никита (возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя).
-А у автора — спокойный, поясняющий.
Для этого вспомним памятку выразительного чтения.
9 слайд Памятка.
Выразительное чтение (критерии).
- Читай громко
- Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
- Соблюдай паузы.
- Передай настроение.
- Используй жесты и мимику.
Работа в парах.
— А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль и тренируетесь в чтении.
-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.
— Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
-Что вы выяснили, над чем надо поработать?
7. Этап включения в систему знаний.
6. Беседа по содержанию.
Каким вы представляете себе Никиту? ( фантазером, выдумщиком, любознательным)
7. Работа с рисунками.
— К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?
— С чем бы вы не согласились?
— Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)
Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.
10 слайд портрет
В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в какие игры можно поиграть с друзьями. (Учитель показывает книгу).
– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные, ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)
– В какие игры можно играть дома, в школе? А какие игры опасные?
– В какие игры вы любите играть? Расскажите правила своей любимой игры. Какие роли в играх вам выпадало исполнять?
8. Продолжите работу над выразительным чтением по ролям и узнайте о любимых играх взрослых в детстве.
Работа по карточкам №2 Восстанови последовательность
2. Никита охотится на деревянного тигра.
- Мальчик спрятал свои игрушки.
- Никита – охотник убил игрушечного тигра.
7. Всех перестрелял охотник.
- Мальчик дополз до игрушечного слона.
- Никита убил тряпочного слона.
- И резиновый крокодил готов!
8. Этап рефлексии.
— Чем полезным занимались на уроке? Продолжите предложения.
12 слайд рефлексия
У меня получилось…
Евгений Чарушин нам рассказал
О том, как Никита охотником стал.
Что животные были игрушки, не важно,
Встречался Никита-охотник с добычей отважно.
Рассказ выразительно мы прочитали
И интересного много узнали.
Если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый кружочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.
Презентация для урока литературного чтения «Играть — это увлекательно! (рассказ Е.Чарушина «Никита-охотник»
Презентация составлена для урока литературного чтения по теме: «Играть — это увлекательно! (рассказ Е.Чарушина «Никита-охотник»). Данная презентация содержит информацию из толкового словаря о том, какое литературное произведение называется рассказом, какое лексическое значение имеет слово «комод». В презентации подобраны иллюстрации, которые помогают ребенку раскрыть сюжет рассказа, представлены правила работы по формированию выразительного чтения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературного чтения «Играть — это увлекательно! (рассказ Е.Чарушина «Никита-охотник»»
ИГРАТЬ – ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО!
Евгений Чарушин Никита — охотник
Рассказ – это описание какого-нибудь случая, события в жизни человека, героя произведения. О герое рассказывает автор.
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
- Крокодил зубами лязгает.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901 -18.02.1965)
Известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг («Волчишко и другие», «Васька», «Про сороку») Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
- Читай громко.
- Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
- Соблюдай паузы.
- Передай настроение.
- Используй мимику и жесты.