Была бы охота — будет ладиться работа
Для дошкольника, готовящегося к поступлению в школу необходимо сформировать навык внутреннего преодоления трудностей, иметь свой опыт с положительным и отрицательным результатом. Умение выходить из трудностей, которые ребенок принимает и осознаёт, формирует не только адекватную самооценку (– да, я ошибся, но я могу сделать и хорошо, и очень хорошо!), но и развивает психологическою готовность к школе, формируя механизм произвольного поведения.
Приступая к реализации задач трудового воспитания, воспитатель и родитель должны четко представлять себе, чему и как они будут учить ребенка.
Труд можно воспринимать с нескольких сторон.
- если труд воспринимается как неприятная необходимость, то это сопряжено с преодолением лени.
- если труд воспринимается как жизненная необходимость (удовлетворение потребности в пище, безопасности) это ведет к развитию прагматизма.
- если труд воспринимается как радость (созидательный труд, творческий) — это удовлетворение потребности созидания.
С другой стороны, труд пронизывает все сферы деятельности человека, хочет этого человек или нет. Труд – это не только работа у станка или уборка помещения. Трудится ученый, открывая научные законы. Трудится художник, создавая живописное полотно. Трудится, наконец, человек, постигая нравственные законы человеческого общежития. Это труд самый сложный, труд души.
И еще, надо принять во внимание и специфику современного подхода к рассмотрению теории трудового воспитания. Сегодня необходимо научить ребенка испытывать радость от творческого, созидательного труда – вот основная задача и родителей, и педагогов.
Творческий труд возможен тогда, когда человек относится к своей работе с любовью, она ему нравится, увлекает, когда он понимает пользу и необходимость труда (мотивирован на практический, значимый результат), когда он владеет необходимыми для этой деятельности навыками. Никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть смысл, если результат ее позитивно оценен окружающими.
Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые боятся работы, боятся ощущения усилия, которые на каждом шагу только и делают, что пытаются поскорее отделаться от данного дела и начать что-то другое. Но это другое кажется им более симпатичным до тех пор, пока они не взялись его выполнять.
В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка (трудовые действия в виде навыков и умений), но правильное отношение к другим людям – нравственная позиция человека. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, команде, трудовая помощь людям и постоянная их трудовая зависимость друг от друга становятся условием воспитания нравственной позиции, жизненных принципов человека и его отношения к другим людям. Такой человек не станет около себя терпеть тунеядца и лентяя, т. к. он ценит те усилия, которые вкладывает в дело сам и требует вложения таких же усилий от другого. Главная польза труда, его значение проявляется в развитии духовного мира человека. То есть труд, трудовое усилие и готовность к нему можно рассматривать как важный этап в качественном изменении, развитии и саморазвитии духовно-нравственной составляющей личности.
И надо сказать, что именно семейное воспитание как источник и вектор воспитания, поднимает личность с микросреды семьи, т. е. иначе говоря, с понятия атласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.
В каждой семье существуют определенные правила, гласные и негласные. Эти правила – просто среда обитания для ребенка, они неосознанно прирастают к поведению и остаются надолго. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и много другого. Приучение к ним ребенка – важная часть, если не сказать основа, его воспитания, в том числе, трудового. Не приученный к порядку и правилам ребенок, оказывается во власти сиюминутных желаний, эмоций, случайных влияний. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни. Умение выполнять эти правила – есть труд души, идет слом своего « не хочу». Очень трудное это малышу, поэтому начинать в игровой атмосфере, может быть, с помощью игрушки-подружки, которая «умеет говорить» и помогает: убирать в комнате, доделать задание в рабочей тетради до конца (обязательно!), потрудиться и надеть «неудобный» носок, шапку и многое другое. Именно «через не хочу», превозмогая эту точку перелома, начинается развитие и внутренний рост ребенка. Развитие волевых усилий в первую очередь, а значит и трудового воспитания.
Следующим этапом в трудовом восприятии жизни можно звать игры с правилами. Сначала за соблюдением выполнения правил следит взрослый, постепенно, ответственность берет на себя сам ребенок (развитие внутреннего контроля) и сверстники, партнеры по игре, которые, тоже следят за соблюдением правил (развитие здорового чувства соперничества). И, конечно, в повседневной жизни собственно трудовые обязанности и поручения: подмести, приколотить (как получиться!), принести, подержать и многое другое, не выделенное в форму занятия или игры, а просто как взаимодействие.
В более старшем, школьном возрасте, учитель ставит оценку труду ребенка. Негласно, между строк ребенок улавливает СВОЮ ответственность, за вложенный труд. И это уже другой этап развития, трудового самовоспитания. Нужно заметить, что если были проблемы на первом этапе, то и в школьном периоде придется нелегко, нужно будет наверстывать.
Как видно, соблюдение определенных норм и правил и есть труд. Что можно предложить ребенку в награду за эти усилия над собой?
Общение, принятие, терпимость окружающих, ЛЮБОВЬ, возможно, так.
была бы охота — заладится всякая работа
1 Была бы охота-заладится всякая работа
2 Была бы охота — заладится всякая работа
3 Была бы охота-заладится любая работа
4 была бы охота-заладится любая работа
5 Была б охота, будет и работа
6 была бы охота, а возможность найдётся
7 всякая работа по дому
8 это была черт знает что за работа
9 всякая работа
10 ОХОТА
11 WILL
12 WILLING
13 WILLINGLY
14 Где хотенье, там и уменье
15 масло жожоба
16 неволя
кака́я \неволя ля, что за \неволя ля — (нет нужды, охоты) яка́ нево́ля, що за нево́ля
17 всякий
18 пырня
Ваня пырня ӱмбалне лукым руэн шинча. М. Иванов. Ваня сидит на бревне и рубит угол.
Телым тӱрлӧ паша лектеш. Шияш коштына, чодыраште пырням руэна. М. Евсеева. Зимой появляется всякая работа. Ходим молотить, в лесу рубим брёвна.
Корем сер пӧрт воктен пырня пӱчкыш ӱмбалне ик йоча шинча. М. Шкетан. У дома на краю оврага на обрубке бревна сидит один мальчик.
19 вся работа по . была приостановлена
20 если мы хотим, чтобы работа такого рода была выполнена
См. также в других словарях:
Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия
Ерш — Acerina cernua (L.) Наружность ерша, конечно, известна каждому и эту рыбу трудно смешать с какой либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким то чудовищем: он так … Жизнь и ловля пресноводных рыб
УЧЕНЬЕ — НАУКА — Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Марк Фабий Квинтилиан — (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия
Сибирь* — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность , торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сибирь — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Екатерина II — У этого термина существуют и другие значения, см. Екатерина II (значения). Екатерина II Великая … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных
Занятие на тему «Труд человека кормит, а лень портит»
Презентация к уроку
Цель: воспитание положительных качеств личности.
Задачи:
- Помочь детям осознать значение труда.
- Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.
- Воспитывать трудолюбие.
— Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.
II Вступительная беседа.
— Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
— О чём стихотворение? (о труде)
— Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)
III Основная часть.
Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”
— Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)
На нашем занятии будут часто звучать слова:
Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Рассказ “Два плуга”.
Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
— Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.
— Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)
— Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)
— Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)
— Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)
2. Обсуждение литературных произведений.
— Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)
— Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)
— Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)
Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)
В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
3. Практическое задание для учащихся.
Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.
- Старательность
- Лень
- Добросовестность
- Завистливость
- Умение заставить себя
- Необязательность
- Умение трудиться
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.
Игра “Доскажи пословицу”.
- Деревья смотри в плодах, а людей. (смотри в делах)
- Терпенье и труд. (всё перетрут)
- Под лежачий камень. (и вода не течёт)
- Маленькое дело. (лучше большого безделья)
- Не спеши языком. (спеши делом)
- Любишь кататься — . (люби и саночки возить)
- Делу время. (потехе час)
- Ищи невесту не в хороводе. (а в огороде)
- Человек от лени болеет, а . (от труда здоровеет)
- У лентяя Федорки всегда. (отговорки)
- Бездельник, что бесплодное. (дерево)
— А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.
Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)
Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)
5. Инсценировка “Сказка про лень”
(действующие лица: лодыри, аптекарь)
Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.
Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.
Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
— Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)
Посмотрите на картинку.
Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)
— Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?
Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.
Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.
6. Отгадайте кроссворд.
Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.
- Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
- Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
- Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
- Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
- Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
- Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)
Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
— Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)
Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
— Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)
— Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)
Показ картинки с комнатой, где всё валяется.
— Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)
Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.
Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.
— Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)
— Кто пострадал от его действий?
— Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?
Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.
— Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)
У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.
7. Правила трудолюбивого школьника.
А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.
1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.
2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.
3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.
— Какая неделя у нас проходила в группе на прошлой недели? (Неделя труда)
— Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?