- Рассказ «Антоновские яблоки» (Бунин): краткое содержание
- Осенью
- Ярмарка
- Старожилы
- Мужицкий двор
- Старосветское благополучие
- Осень вступает в права
- Охота
- Покой и томление по ушедшему
- Мелкопоместная жизнь
- Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Рассказ «Антоновские яблоки» (Бунин): краткое содержание
Так сложилось, что половину жизни И. Бунин провел вдали от Родины. Но его всегда волновало прошлое и будущее России. Произведение Бунина «Антоновские яблоки» было написано еще в 1900 году. Но отголоски его можно найти и в более поздних рассказах и повестях писателя.
Осенью
Повествование ведется от первого лица. Герой вспоминает о размеренной и спокойной жизни в поместье. Особое чувство у него вызывает навсегда запомнившийся аромат, разносящийся в воздухе. Это пахнут антоновские яблоки. Бунин отмечает, как много их было в тарханских садах. Мужики, с хрустом жуя яблоки, насыпали их в возы, чтобы потом везти на ярмарку.
Поредевший осенний сад. Сквозь него видна дорога к шалашу, где обустроились на лето мещане. Здесь, как отмечает Бунин, антоновские яблоки пахнут особенно сильно. В шалаше постель, ружье, самовар. А рядом всякие ящики и земляная печка, на которой варят вкусный кулеш.
Бывало, ночью пройдется по саду и окажется у шалаша. Мещанин Николай не спит – не положено. Завязывается короткий разговор. А когда наступает тишина, вскинет одностволку и выстрелит в воздух. А потом долго, пока земля не начнет плыть под ногами, смотрит на звездное небо. И только когда становится прохладно и росисто, бежит к дому. Такими теплыми воспоминаниями наполняет рассказ «Антоновские яблоки» Бунин.
Ярмарка
Она разворачивается в выходные у шалаша. Собираются нарядно одетые мещане и «барские». Особо выделяется старостиха, напоминающая холмогорскую корову. Косы-«рога» уложены по бокам головы и покрыты платками. На ногах — полусапожки с подковками. А сама одета в плисовую безрукавку и украшенную золотом поневу. Мало таких уже осталось, отмечает Иван Бунин.
Рассказ «Антоновские яблоки» продолжается описанием бойкой торговли, которую ведут веселый мещанин и его брат-полуидиот, завлекающий покупателей шутками и игрой на гармонике.
Старожилы
Другое воспоминание писателя связано с Выселками, через которые он проезжал, отправляясь на охоту. Это была крепкая, богатая деревня. В период осенних праздников она преображалась. А если год выдавался урожайный, то поля ее напоминали золотой город.
Старожилы Выселок, белые и высокие, всегда вызывали восторг, говорит Бунин. Антоновские яблоки ядреные или что другое было тому причиною, но многим из них насчитывалось около века. Автор приводит разговор с Панкратом, который уж и не помнил, сколько ему лет, но по всему выходило, что не меньше ста. Старик стоял перед барином, вытянувшись, и виновато улыбался: мол, зажился на этом свете. Да и умер он не от хвори, а просто объелся луку. Такой же крепкой была и его старуха, которая часто, задумавшись, сидела на скамейке и трясла головой. Небось о добре своем тужит, а его немало набиралось в сундуках, судачили бабы. Она даже саван и камень на могилку себе сама купила.
Мужицкий двор
Под стать хозяевам были в Выселках и дома, пишет далее Бунин. «Антоновские яблоки» (краткое содержание именно этого рассказа вы сейчас читаете) показывают, как добротно раньше жили здесь мужики. Большой кирпичный дом, построенный еще дедом. Полные всякого добра амбарчики с железной дверью. Ульи с пчелами. Наполненные гумна. Особой гордостью являлся жеребец-битюг. Причем все содержалось в строгом порядке. Эта картина не раз вызывала желание стать мужиком у автора рассказа «Антоновские яблоки». Бунин представлял, как замечательно трудиться в поле в будни. А в праздники, проснувшись вместе с солнцем, умыться, надеть свежую рубашку и отправиться с красавицей-женой к обедне. А после наслаждаться бараниной, медом и брагой в гостях у тестя.
Старосветское благополучие
Не менее привлекательной была жизнь и в поместье, продолжает свой рассказ Бунин. «Антоновские яблоки» (краткое содержание мы продолжаем вслед за автором) знакомят читателя с усадьбой Анны Герасимовны, тетки писателя. До нее от Выселок было верст двенадцать. Этот путь по пустынной дороге вызывал особую радость. Небо просторное. Укатанная дорога блестит на солнце. Свежие озими, из которых неожиданно вспорхнет ястребок, раскидываются широко. Телеграфные столбы с сидящими на них кобчиками убегают вдаль.
Наконец появляется сама усадьба. Бросается в глаза обилие небольших, но прочных, из дубовых бревен, построек. Из людской выглядывают уже старые слуги, которые снимают шапки и кланяются. Во главе двора стоит приземистый хозяйский дом, крытый почерневшей от времени соломенной крышей. Его фасад, отмечает в рассказе «Антоновские яблоки» Бунин, всегда казался ему живым и напоминал лицо. А на фронтоне обычно сидели голуби, чувствовавшие себя здесь комфортно. Рядом с домом располагался запущенный сад, славившийся яблоками, горлинками и соловьями. Саму усадьбу окружали лозины и березы, которые тоже росли уже не меньше ста лет.
В господском доме всегда было прохладно и темно из-за сада и цветных стекол. Все чисто и на своих местах. Войдя в комнаты, человек первым делом ощущал в воздухе все те же, вспоминает Иван Бунин, антоновские яблоки. И только потом распознавал запах красного дерева и цветков липы, все лето сушившихся на окнах. Вот к гостю выходит Анна Герасимовна в персидской шали, важная и приветливая. Начинаются разговоры про старину, а на столе в большом количестве появляются угощения.
Осень вступает в права
В конце сентября обычно начинались дожди. Ветер трепал ветки деревьев, а небо покрывалось низкими свинцовыми тучами. Иногда сквозь них пробивались лучи солнца, которые сверкали на мокрой листве. Стоишь в такую погоду у окна, пишет автор, и думаешь: «Авось распогодится». После такой трепки сад оставался почти без листвы, но в ясную погоду выглядел спокойным и величавым.
С начала октября наступали опять теплые дни. Они держались до первых заморозков и знаменовали собой начало охоты. Герой отправлялся в имение своего шурина, Арсения Семеныча. В его большом доме, полном света и табачного дыма, собиралось много народу.
Охота
После сытного обеда все обсуждают предстоящую охоту. И вот слышатся звуки рога и лай собак. Арсений Семеныч выходит из кабинета и стреляет в сторону любимого борзого, поедающего со стола остатки зайчатины. Собака с визгом бросается прочь, а хозяин разражается звонким смехом, вспоминает эпизод из прошлой жизни Бунин.
«Антоновские яблоки» (краткое содержание эпизода охоты приводится ниже) знакомит читателя с традиционным укладом жизни поместных дворян. И хотя некоторые из усадеб еще сохранились, в них автор, к сожалению, уже не видел прежнего великолепия. Тогда же вся шумная ватага направлялась в какой-нибудь овраг с громким названием. Разгоряченный конь фыркает и легко движется по шуршащей листве. Тявкнула одна собака, за ней – другая… Потом слышится выстрел… И вот уже понеслось… Крик «Берегись!» подхватывает каждого, и лошадь мчится уже во весь опор. Постепенно шум затихает, и кажется, что ты попал в заповедные места, где царит тишина и пахнет сыростью, грибами, мокрой корой.
К вечеру, когда холодеет, охотники вваливаются к какому-нибудь помещику-холостяку. Зажигают фонари, и дом тут же оживает. Иногда в одном имении охота жила по нескольку дней. С утра все отправлялись в поле или в лес, а вечером, уставшие и грязные, возвращались назад. С наслаждением ходили по комнате и делились впечатлением или склонялись над пастью убитого волка, лежавшего здесь же, посреди залы. И когда отправлялись в мягкую постель, перед глазами все еще мелькали пестрые собаки, а тело не покидало ощущение скачки и усталости. Наконец сладостный, здоровый сон охватывал человека, и он забывал обо всем на свете.
Покой и томление по ушедшему
А бывало, проспит охоту и на весь день останется один в пустом доме. Это время вызывает у автора не менее приятные воспоминания. Сначала долго лежит в постели и слушает, как дворник растапливает печь. Потом бродит по уже зимнему саду и вдруг найдет яблоко. Оно кажется необыкновенно вкусным и не похожим на все другие. Наконец, заберется в библиотеку и с удовольствием перечитывает книги в толстом кожаном переплете. Они наводят на мысли о прекрасных девушках и женщинах с аристократически-красивыми головками, длинными ресницами и печально-нежными глазами. О них же напоминают портреты, висящие на стенах.
Мелкопоместная жизнь
Время изменилось. И вот уже Анну Герасимовну и Арсения Семеныча сменили обедневшие до нищенства дворяне. Но и их жизнь по-своему хороша, пишет Бунин.
«Антоновские яблоки» (содержание последней части этого рассказа переносит читателя в мир новой усадьбы) знакомят с произошедшими в деревне переменами. Опять глубокая осень. Герой, озябший и голодный, возвращается в имение. Садится у печки и долго смотрит то на огонь, то на сгущающиеся за окном сумерки. Потом слушает в людской песни девок, рубящих капусту. А иногда едет в гости к какому-нибудь мелкопоместному помещику.
Последний встает рано. Приказывает ставить самовар, а сам идет на гумно и долго глядит на поле. Славный день будет для охоты! А в риге уже приступили к молотьбе. Барин наблюдает за работниками, а сам по-прежнему посматривает в поле – ждет зазимка.
И вот первый снег! Но борзых нет. Настоящая охота начинается только с гончими, зимой. И опять мелкопоместные дворяне съезжаются на охоту. Целыми днями пропадают в полях, а вечером пьют на последние деньги. Настраивается гитара, и грудной тенор начинает петь грустную песню, которую подхватывают остальные…
Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы 11 класс.
« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
« Антоновские яблоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteryannyy_ray.doc_urok_1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 11 класс.
« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
- Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
- Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
- Развить навыки анализа прозаического текста.
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1). Привить учащимся чувство прекрасного;
2). Воспитание культурного читателя;
письменной речи; интерес к истории языка и народа
Тип урока : урок объяснение нового материала
Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.
Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.
Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя
Организация учащихся на уроке
Пробуждение познавательного интереса
Повторение ранее изученного и его расширение
Активное слушание, беседа
Репродуктивный, просмотр презентации
4.Создание проблемной ситуации
Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее
5.Поиск, разрешение проблемной ситуации
Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;
Работа в тетради, .составление таблицы
Представление полученной таблицы, обощение, вывод
Работа с интерактивной доской
7.Отработка новых знаний в творческом задании
Работа с индивидуальными заданиями
8. Подведение итогов
рефлексия услышанного на уроке
Вариативное домашнее задание
О счастье мы всего лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно-
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того , чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. ( Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? ( настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).
И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма. К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».
Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.
Бунин — величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.
-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).
— Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? ( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)
— Какова композиция произведения? ( произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф: