Бригада охотников за подводными лодками

Содержание
  1. Бригада охотников за подводными лодками
  2. 1–й гвардейский дивизион малых охотников за подводными лодками Краснознаменного Балтийского флота
  3. Читайте также
  4. Русский маккартизм. О времени охотников на ведьм
  5. Брестский мир и последние операции русского Балтийского флота
  6. Маркетологи культуры против охотников за тенденциями
  7. 1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии)
  8. 2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской флотилии).
  9. 1–й гвардейский дивизион торпедных катеров 1–й Краснознаменной ордена Нахимова бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота
  10. 2–й гвардейский Печенгский Краснознаменный дивизион малых охотников за подводными лодками Северного флота
  11. 1–й гвардейский краснознаменный дивизион катеров тральщиков Краснознаменного Балтийского флота
  12. 1–й гвардейский Пинский дивизион бронекатеров 2–й Лунинецкой Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилии
  13. 2–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота
  14. 3–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота
  15. 1–й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии
  16. Сезон охоты на охотников
  17. Записки охотников
  18. НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ Вице–адмирал П. Н. Медведев, член Военного совета, начальник политуправления Краснознаменного Черноморского флота

Бригада охотников за подводными лодками

Козлов Иван Александрович, Шломин Владимир Семенович

Краснознаменный Северный флот

Краснознаменный Северный флот является самым молодым из советских военных флотов. В июне 1983 г. ему исполняется 50 лет. Полвека он надежно стоит на страже северных морских рубежей Советского государства, протянувшихся на многие тысячи километров. Флот развернут в суровых морях арктического бассейна, которые с давних времен влекли к себе русских людей.

Около 3 тыс. лет до нашей эры в Беломорье возникли рыбачьи поселения. В XI в. путь к Студеному морю начали прокладывать предприимчивые новгородцы. Преодолев огромные трудности, они вышли на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана. С XIV по XVIII в. северные моря служили единственным путем, по которому Русское государство поддерживало торговые связи с западноевропейскими странами.

Мореплавание русских на Севере развивалось в ожесточенной борьбе не только с силами природы, но и с чужеземцами, стремившимися овладеть богатствами северных областей Руси. Вытеснить наших предков с побережья Белого и Баренцева морей в XII–XIII вв. пытались норвежцы. Вслед за ними захватнические походы на северные русские земли начали предпринимать шведы и датчане.

Борьба с иноземными завоевателями продолжалась несколько веков и закончилась победой русских. Однако западноевропейские страны не хотели мириться с тем, что Россия успешно осваивала северные моря. В середине XIX в. в пределы Белого и Баренцева морей вторгся англо-французский флот, а в период первой мировой войны — флот кайзеровской Германии.

Непрекращающиеся посягательства западных государств на интересы России в Северном Ледовитом океане настоятельно диктовали необходимость создания здесь сильного военного флота. Однако до XX в. Русское государство из-за своей экономической слабости и косности некоторых государственных деятелей не имело на Севере военно-морских сил. Они были созданы лишь в период первой мировой войны: сложная обстановка на Северном морском театре вынудила тогда царское правительство сформировать флотилию Северного Ледовитого океана.

Флотилия в годы войны в основном справлялась с защитой перевозок, но полностью обеспечить оборону Заполярья не могла.

После Великой Октябрьской социалистической революции иностранные империалисты, стремившиеся задушить Советскую республику, предприняли попытку захватить ее северные районы. В 1918 г. английские интервенты и их союзники высадились в Мурманске и Архангельске. Однако их разбойничьи планы потерпели провал. Интервенты и белогвардейцы были изгнаны с советского Севера. В их разгроме важную роль сыграла Северо-Двинская флотилия, созданная по указанию В. И. Ленина.

В 1920 г. на базе Северо-Двинской флотилии и кораблей, отбитых у интервентов и белогвардейцев, были сформированы Морские силы Северного моря. По своему удельному весу они занимали третье место в Советской республике после Балтийского и Черноморского флотов. Однако в 1922 г. Морские силы Северного моря в связи с общим сокращением вооруженных сил страны были расформированы.

В 1933 г. начался новый, наиболее напряженный этап строительства советского флота на Севере. Он ознаменовался созданием Северной военной флотилии, которая в 1937 г. была преобразована в Северный флот.

Так сбылась многовековая мечта нашего народа о создании на Северном Ледовитом океане могучей военной силы, способной надежно защитить его интересы на Крайнем Севере.

А защищать здесь есть что — край этот сказочно богат. В его недрах разведаны каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда, никель, олово, апатито-нефелиновые руды и другие полезные ископаемые. Северные моря изобилуют рыбой и морским зверем. За годы Советской власти на Крайнем Севере созданы горнодобывающая, горнообрабатывающая, судостроительная, лесотехническая, химическая, рыбная и другие отрасли промышленности. Здесь расположены крупнейшие порты Мурманск и Архангельск, являющиеся северными морскими воротами Советского Союза, связанными железнодорожными и водными путями с центральными областями страны.

Читайте также:  Возможности 223 разных охотах

Дальнейшее освоение огромных богатств Севера, как и Сибири и Дальнего Востока, занимает важное место в планах партии, выработанных XXVI съездом КПСС. Выполнение намеченных задач превратит северный край в один из высокоразвитых в экономическом отношении районов нашей страны и намного повысит его роль в создании материально-технической базы коммунизма в СССР.

Этому во многом будет способствовать Северный морской путь, который усилиями партии и народа превратился в постоянно действующую водную коммуникацию. На этой огромной водной магистрали возникли морские и речные порты, обеспечивающие массовые перевозки грузов между северо-западными районами европейской части Советского Союза и Дальним Востоком, а также связь с крупнейшими промышленными районами Сибири по внутренним водным путям. Мощный ледокольный флот с его атомоходами «Ленин», «Леонид Брежнев», «Сибирь» позволяет значительно удлинять сроки навигации на северных морях, увеличивать объем перевозок народнохозяйственных грузов, необходимых для дальнейшего освоения Арктики и промышленного развития северных областей Советского Союза.

С освоением Северного морского пути и созданием внутренних водных путей сообщения, соединивших моря европейской части Советского Союза, создались возможности для перевода военных кораблей с одного морского театра на другой. Так, накануне Великой Отечественной войны и в ходе ее советское командование неоднократно перебрасывало по Северному морскому пути корабли с Белого моря на Дальний Восток и обратно.

Арктический бассейн, несмотря на исключительно суровые климатические условия, вполне доступен для воздушных сообщений, и над ним проходит наиболее короткая воздушная трасса между СССР и США. Часть Северного Ледовитого океана пересекается воздушной трассой Москва — Гавана, соединяющей нашу страну с героической Кубой.

Первое боевое крещение Северный флот получил во время советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг., спровоцированной реакционными кругами Финляндии и поддерживавшими их империалистами других стран. И хотя эта война была непродолжительной, североморцы приобрели определенный боевой опыт, особенно в совместных действиях с сухопутными войсками.

Суровым испытанием для Северного флота, как и для всех наших Вооруженных Сил, всего советского народа, явилась Великая Отечественная война. Североморцам пришлось решать самые разнообразные боевые задачи по содействию флангу Советской Армии, нарушению коммуникаций противника и защите своих морских сообщений. Вооруженная борьба охватила огромные пространства Белого, Баренцева, Карского морей, распространилась далеко на восток, достигнув пролива Вилькицкого. Боевые действия велись на воде, под водой, в воздухе и на побережье. В них участвовали надводные корабли, подводные лодки, авиация и береговые части.

Своими ударами на морских коммуникациях Северный флот систематически срывал воинские перевозки противника и вывоз им из Северной Норвегии никеля и железа. В результате промышленность фашистской Германии стала испытывать острую нехватку этого важного стратегического сырья, а немецко-фашистские войска, действовавшие на мурманском направлении, зачастую лишались подкрепления, недополучали боеприпасы, продовольствие и другие виды снабжения.

Североморцы надежно осуществляли оборону побережья, своих внутренних и внешних коммуникаций.

Противоборствуя с крупными силами противника в крайне суровых климатических условиях театра, воины флота проявили массовый героизм, с честью выдержали труднейшее испытание войны и тем самым показали, что способны решать самые сложные задачи по защите морских рубежей нашей Родины.

В труднейший период 1941 — 1942 гг. воины Карельского фронта и моряки Северного флота сдержали натиск врага, а в последующем, накопив силы и вырвав инициативу из рук гитлеровцев, перешли в наступление, разгромили немецко-фашистские войска и изгнали их из советского Заполярья и северных районов Норвегии. Это явилось важным вкладом в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне.

1–й гвардейский дивизион малых охотников за подводными лодками Краснознаменного Балтийского флота

1–й гвардейский дивизион малых охотников за подводными лодками Краснознаменного Балтийского флота

Дивизион (первоначальное наименование 1–й дивизион сторожевых катеров) был сформирован в 1940 г. Осенью 1941 г. он вошел в состав истребительного отряда охраны водного района БФ. Дивизион состоял из быстроходных, маневренных катеров типа МО–4.

В период Великой Отечественной войны дивизионом командовали: капитан 3–го ранга М.В. Капралов, с 18 мая 1942 г. капитан 3–го ранга В.Б. Карпович и с 20 сентября 1944 г. капитан 3–го ранга Г.С. Благодарев.

Катера дивизиона включились в боевые действия с первых дней войны. Их личный состав стойко, мужественно и умело выполнял каждое задание.

Наряду со своими специфическими задачами по поиску и уничтожению вражеских подводных лодок катера дивизиона участвовали в охранении боевых кораблей и транспортов, минных постановках, эскортировали подводные лодки, обеспечивая их выход и возвращение в базу, несли дозорную службу, высаживали десантные и разведывательные группы.

Читайте также:  Взыскали ущерб за незаконную охоту

При переходе флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г. катера дивизиона находились в составе охранения кораблей. В октябре—декабре 1941 г. они участвовали в эвакуации гарнизона военно–морской базы Ханко. В сложных условиях катерники спасли около 2 тысяч человек с подорвавшихся на минах кораблей и судов.

Неся дозорную службу в восточной части Финского залива, катера смело вступали в бой с кораблями и самолетами фашистов. 16 сентября 1942 г. «МО–105» (командир старший лейтенант А.А. Обухов) и «МО–107» (старший лейтенант Н.Д. Докукин) отразили атаку шести вражеских катеров.

29 сентября это же звено, находясь в дозоре у Сескарского плеса, обнаружило сторожевой корабль и пять катеров неприятеля. Обухов и Докукин повели свои катера на сближение с противником и открыли огонь. Три фашистских катера сразу же свернули с курса. Тогда наши охотники сосредоточили огонь по сторожевому кораблю, добились попадания в него трех 45–мм снарядов и вынудили его к отходу.

31 мая 1943 г. «МО–101» и «МО–302» вели бой с четырьмя торпедными катерами противника. Один из них был подожжен и потоплен, а остальные отошли.

Неоднократно малые охотники отражали атаки вражеских самолетов. «МО–109» (младший лейтенант В. Латыев) в начале сентября 1942 г. охранял группу тихоходных тральщиков в районе острова Сескар. Стоянку наших кораблей обнаружил самолет–разведчик. Прилетевший за ним «Ю–88» трижды бомбил катера. При четвертом заходе бомбардировщик был сбит огнем кормового орудия.

Бесстрашие и самоотверженность проявляли катерники при эскортировании подводных лодок в условиях минной опасности, под ударами вражеской артиллерии. В августе 1942 г. катер «МО–107» (старший лейтенант Н.Д. Докукин) выходил из базы острова Лавенсари для встречи и проводки «Щ–406», «Щ–303» и «Щ–320», возвращавшихся с моря. При сопровождении «Щ–320» был обнаружен перископ подводной лодки. «МО–107» атаковал ее глубинными бомбами и повредил.

В ходе боевых действий дивизион нес и тяжелые потери. Так, в ночь на 7 июля 1943 г. «МО–102» (старший лейтенант А.С. Левшин), вышедший в составе группы от острова Лавенсари для встречи «Щ–303», подорвался на вражеской мине. Пять человек было убито, трое ранено. Команда мужественно боролась за живучесть своего корабля, но спасти его не удалось, вблизи катера разорвалась вторая мина, и «МО–102» затонул.

За три боевые кампании катера дивизиона прошли около 150 тыс миль, 69 раз принимали они участие в минных постановках и тралении, уничтожив при этом 101 мину. 19 раз малые охотники выходили на поиск подводных лодок противника, неоднократно вели бой с его кораблями. В ходе многочисленных атак воздушного противника на катера дивизиона сброшено около 1750 бомб. Огнем катеров сбито шесть фашистских самолетов.

При выполнении заданий командования личный состав дивизиона неизменно проявлял мужество, отвагу, высокое мастерство, дисциплину и организованность. Приказом наркома ВМФ от 22 февраля 1944 г. 1–му дивизиону сторожевых катеров истребительного отряда охраны водного района БФ присвоено наименование гвардейский.

В навигацию 1944 г. перед катерниками–гвардейцами была поставлена задача — препятствовать действиям подводных лодок противника, активизировавших свою деятельность в Финском заливе. При выполнении этой задачи добился победы над врагом «МО–103» (гвардии старший лейтенант А.П. Коленко). 30 июля он нес дозор в Выборгском заливе и получил сообщение об обнаружении вражеской подводной лодки. Умело маневрируя, А.П. Коленко начал поиск, который увенчался результативной атакой. Как выяснилось позднее, была потоплена «11–250». Вскоре фашистскую подводную лодку отбуксировали в Кронштадт и поставили в док. «11–250» имела на вооружении новейшие электрические бесследные самонаводящиеся торпеды. Командиру «МО–103» и членам экипажа были вручены награды.

В конце 1944 г. дивизион добился еще одной крупной победы. «МО–124» (лейтенант Н.Д. Дежкин) при конвоировании 26 декабря 1944 г. каравана тральщиков в Таллин шел головным в группе катеров. В районе маяка Пакри была обнаружена вражеская подводная лодка. «МО–124» атаковал ее серией глубинных бомб, затем, развернувшись, повторил бомбометание. После войны стало известно, что в этом районе была потоплена немецкая подводная лодка «U–2342».

В сентябре 1944 г. дивизион в полном составе передали Таллинскому морскому оборонительному району. Он пополнился катерами 3–го и 4–го дивизионов сторожевых катеров. В январе 1945 г. 1–й гвардейский дивизион сторожевых катеров переименован в 1–й гвардейский дивизион малых охотников за подводными лодками.

За отличное выполнение боевых заданий командования катерники–гвардейцы, прослужившие на малых охотниках с первого до последнего дня Великой Отечественной войны, удостоились многих наград. Капитан–лейтенанту А.А. Обухову Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 марта 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

Читайте также

Русский маккартизм. О времени охотников на ведьм

Русский маккартизм. О времени охотников на ведьм В списке сенатора Джозефа Маккарти было 205 человек. В феврале 1950 года он объявил их членами компартии, замеченными в антиамериканской деятельности. Не все из них были коммунистами. Там еще были алкоголики, гомосексуалисты и

Читайте также:  Бюджетные загонники для охоты

Брестский мир и последние операции русского Балтийского флота

Брестский мир и последние операции русского Балтийского флота Мир, заключенный 3 марта 1918 г, прекратил войну на Балтике. Русские линкоры находились в Гельсингфорсе. По условиям мирного договора они должны были немедленно покинуть Финляндию или быть интернированы.

Маркетологи культуры против охотников за тенденциями

Маркетологи культуры против охотников за тенденциями Многие начинают искать крутизну с привлечения охотников за тенденциями. Эти попытки зачастую ни к чему не приводят. Самые продвинутые охотники за тенденциями сажают за один стол представителей академической школы и

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии)

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской флотилии).

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. — 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

1–й гвардейский дивизион торпедных катеров 1–й Краснознаменной ордена Нахимова бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота

1–й гвардейский дивизион торпедных катеров 1–й Краснознаменной ордена Нахимова бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота 1–й дивизион торпедных катеров был сформирован в апреле 1943 г. Его командиром с 27 апреля 1943 г. до конца войны являлся Герой

2–й гвардейский Печенгский Краснознаменный дивизион малых охотников за подводными лодками Северного флота

2–й гвардейский Печенгский Краснознаменный дивизион малых охотников за подводными лодками Северного флота Дивизион малых охотников сформирован в 1939 г. в соединении ОВРа главной базы СФ, в январе 1942 г. он был переименован в дивизион истребителей подводных лодок. В его

1–й гвардейский краснознаменный дивизион катеров тральщиков Краснознаменного Балтийского флота

1–й гвардейский краснознаменный дивизион катеров тральщиков Краснознаменного Балтийского флота Дивизион был сформирован в 1938 г. как 2–й дивизион сторожевых катеров ОВРа БФ. В марте 1941 г. он был переименован в 7–й дивизион катеров–тральщиков, в декабре 1941 г. — в 1–й

1–й гвардейский Пинский дивизион бронекатеров 2–й Лунинецкой Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилии

1–й гвардейский Пинский дивизион бронекатеров 2–й Лунинецкой Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилии Дивизион был сформирован в апреле 1944 г. В его состав вошли катера, прибывшие с Каспийской и Волжской флотилий, а

2–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота

2–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота К началу боевых действий дивизион входил в состав 1–й бригады торпедных катеров. Насчитывал 18 катеров типа «Воспер». Командир дивизиона капитан–лейтенант M.Г. Малик.Дивизион оказывал содействие войскам

3–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота

3–й гвардейский дивизион торпедных катеров Тихоокеанского флота К началу боевых действий дивизион входил в состав 1 –й бригады торпедных катеров. Насчитывал 16 катеров типа «Воспер». Командир дивизиона капитан 3–го ранга С.П. Кострицкий.Дивизион оказывал содействие

1–й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии

1–й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии В августе 1945 г. дивизион входил в Зее–Бурейскую (4–ю) бригаду речных кораблей. Командир дивизиона — капитан–лейтенант С.Н. Филимонов.1–й отдельный дивизион бронекатеров имел в своем

Сезон охоты на охотников

Сезон охоты на охотников — Впервые Смолоблохотуправление начало изымать наши угодья еще в 1999 году, при бывшем губернаторе Прохорове, — председатель Смоленского областного общества охотников и рыболовов Виктор Васильевич Ермошенко вдруг замолчал, наморщил лоб, словно

Записки охотников

Записки охотников Записки охотников ПЕРЕВОДЫ Из воспоминаний немецких солдат и офицеров На днях писателю Виталию Будённому здорово досталось — он получил в подарок дневники немецких солдат и офицеров, случайно обнаруженные на чердаке одного из заброшенных деревенских

НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ Вице–адмирал П. Н. Медведев, член Военного совета, начальник политуправления Краснознаменного Черноморского флота

НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ Вице–адмирал П. Н. Медведев, член Военного совета, начальник политуправления Краснознаменного Черноморского флота Огромно значение книги «Малая земля», содержащей анализ бесценного боевого опыта и опыта партийно–политической работы в годы

Оцените статью
Adblock
detector