Очень редкая «Волга»: полноприводный ГАЗ 24-95, который был у Брежнева
Высокие седаны с полным приводом и клиренсом, как у кроссоверов, составляют сегодня особую касту, модную и практичную альтернативу мейнстриму. Правда, на поверку окажется, что таких машин совсем мало: Subaru Legacy, Volvo S60 Cross Country, с натяжкой — также лифтбек (он же кроссовер) Renault Arkana, Opel Insignia и Skoda Superb в исполнении 4х4.
В современной линейке АвтоВАЗа тоже имеется седан с защитным обвесом и клиренсом аж 203 мм — речь о Lada Vesta Cross, у которого, к сожалению, нет полного привода. При этом далеко не все в курсе, что в Советском Союзе велись работы именно над полноприводными седанами, приспособленными в том числе и для езды по бездорожью. Таким моделям, увы, не посчастливилось добраться до серии.
Почему велись такие работы, вполне объяснимо. Все дело в том, что «честный» и фактически безальтернативный внедорожник УАЗ-469 (выпускался с середины 70-х годов, в 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151) долгое время не имел в СССР полноприводной альтернативы и к тому же являлся еще и дефицитом, поскольку львиная доля таких «джипов» шла на нужды армии. Ну или почти не имел — в 1971 году на Луцком автозаводе начали выпускать полноприводный же ЗАЗ-969 / ЛуАЗ-969, ориентированный на село.
Как бы то ни было, мы хотим рассказать вам о проекте ГАЗ 24-95 «Волга», представлявшим из себя именно высокий седан с несущим кузовом, базирующийся на платформе модели ГАЗ 24. Дизайн «приподнятой» «Волги» мало отличался от донорской ГАЗ 24, разве что решетка радиатора практически повторяла «гриль» ГАЗ 21. Кроме того, из-за сильно увеличенного клиренса облик прототипа перекликался с американскими высокими седанами конца 1950-х годов.
Прототип Горьковского автозавода, представленный в 1973 году, имел внешние габариты 4735x1800x1600 мм, зависимые подвески, клиренс 205 мм, углы въезда, рамы и съезда 30, 23 и 31 градуса соответственно и снаряженную массу 1650 кг.
Место под капотом занял 2,4-литровый 95-сильный двигатель ЗМЗ-24Д, сопряженный с 4-ступенчатой «механикой», а элементы полноприводной трансмиссии были позаимствованы у вышеупомянутого внедорожника УАЗ-469. Автомобиль укомплектован высокопрофильными 15-дюймовыми колесами с зубастым протектором.
К сожалению, в ходе доводочных испытаний модель продемонстрировала повышенный уровень шумов и вибраций, устранение которых на «ГАЗе» сочли нерентабельным. В то же время было выпущено пять экземпляров ГАЗ 24-95. Один из них обслуживал Леонида Брежнева в его охотничьем поместье Завидово. Остальные прототипы передали на тестирование военным и милиции в Горьком и области. В настоящее время на ходу находятся как минимум два экземпляра редчайшей модели.
ГАЗ-24-95 «Волга» с полным приводом
Легковой автомобиль, с кузовом седан, по проходимости ничем не уступавший полноценному рамному джипу УАЗ-469. Всего было выпущено, точнее – собрано вручную, 5 экземпляров, один из которых возил Леонида Ильича Брежнева по его охотничьим угодьям в Завидово.
По имеющимся данным, полноприводная «Волга» разрабатывалась по заказу Горьковского обкома партии, представителям которого понадобился комфортабельный и в то же время недорогой легковой автомобиль повышенной проходимости. У инженеров ГАЗа уже был опыт разработки кроссоверов на базе «Победы», поэтому задача создать такой же, взяв за основу серийно выпускавшуюся «Волгу» и более современные агрегаты от УАЗ сложной не казалась.
Спроектировали «Волгу» 4Х4 за год, и в семьдесят четвертом были готовы пять опытных образцов. Как впоследствии оказалось – единственные 5 экземпляров этой оригинальной машины.
Кузов почти без изменений взят от 24-й модели. Большая часть деталей трансмиссии – от неё же, и от УАЗ-469. Передний мост – это задний мост Волги», развёрнутый наоборот, с укороченными «чулками».
Подвеска стала рессорной не только сзади, но и спереди, причем рессоры шли поверх мостов, а не под ними. Немного изменено рулевое управление. У двигателя появился оригинальный поддон картера, сделанный специально для этого автомобиля. Систему смазки дополнили масляным радиатором.
Несмотря на имевшийся опыт и наличие большинства комплектующих, с проектированием трансмиссии возникли сложности. Углы наклона карданных валов, идущих от раздатки, вызывали сильную вибрацию, что было чревато быстрым выходом из строя как карданов, так и самой раздаточной коробки. Само собой, слушать шум и ощущать вибрацию в салоне не входило в планы высокопоставленных пассажиров.
Попытка перенести раздатку ниже, вибрацию снизила, но сильно ухудшила проходимость. Путём долгих проб и поисков компромиссного решения, трансмиссию усовершенствовали, раздаточную коробку, насколько можно было без ущерба внедорожным качествам, спустили вниз, в агрегат добавили присадки для снижения шума, салон доработали усиленной изоляцией от шума и вибраций. В остальном салон двадцать четвёрки не изменился.
В редукторах переднего и заднего моста вместо шестерен установили кулачковые дифференциалы повышенного трения.
Испытания машины проходили в 1974 году. Один экземпляр передали Брежневу, на его дачу для поездок на охоту. Еще одна машина пошла в Горьковский обком, одна осталась на заводе, по одной передали для испытаний в МВД и военное ведомство. «Волга» Брежнева сохранилась в наиболее оригинальном виде. С незначительными внешними переделками, в частной коллекции находится та, что была в администрации области, противоречивые сведения насчёт сохранности третьей, и две машины были утрачены.
Было ли у этого проекта будущее даже в формате малосерийного производства? Сложно теперь сказать. У седана – вряд ли. Универсал ГАЗ 24-02 на роль кроссовера подходил конечно больше, и такая машина, скорее всего, нашла бы своего клиента как внутри страны — различные начальники колхозов, лесные и пожарные инспекции, состоятельные любители охоты и рыбалки, так и за рубежом, особенно в Европе.
Основным минусом полноприводной «Волги» был высокий центр тяжести, читай – склонность к опрокидыванию, и повышенные требования к техобслуживанию, а ведь и обычная ГАЗ-24 «радовала» своих владельцев необходимостью постоянного внимания к подвеске, что говорить о внедорожном варианте, требовавшем к себе больше внимания раза в три.
Возможно, вам так же будет интересно почитать о полноприводном Москвич 410/411 и ГАЗ-М20 «Победа» 4Х4