«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины
Описание картины:
Живописный художественный шедевр «Охотники на снегу» написал нидерландский мастер кисти Питер Брейгель Старший. Картина талантливо изображена в стиле северного Возрождения. Пейзажная жанровая сцена пленит разнообразием крестьянского быта, красотой альпийской природы и единством человека со Вселенной. Работа является великим творением мировой живописи.
Эта картина – одна из лучших авторских работ одарённого художника. Он трудился над её созданием с огромной творческой фантазией, выдумкой и вдохновением! Питер Брейгель работал над ней по заказу Н. Йонгелинка, ценителя и коллекционера живописи из Бельгии. Художественная работа включена в цикл шести картин «Времена года» и считалась самой блистательной. Репродукция картины вошла в сюжет известного художественного фильма А. Тарковского «Солярис». Она висела в космическом корабле и её восторженно рассматривала девушка, представляя планету Земля.
На картине изображена альпийская деревня зимой. В ней люди занимаются своими делами. У каждого свои заботы и жизнь идёт своим чередом! Крестьяне занимаются хозяйством и работой. Их быт прост и обычен. Женщины пекут в домах хлеб, топят печь, штопают вещи, нянчат детей, спешат за хворостом и помогают мужьям в делах. С левой стороны картины трактир с вывеской «У оленя». На ней изображён святой Евстафий — покровитель охотников. В деревне мужчины занимаются охотой и рыбным промыслом. Они часто заходят в него погреться с мороза и выпить рюмку виски. Перед трактиром люди разводят огонь. Мужчина и женщина собираются коптить кабана и живо кидают в костёр солому. Кабана поймали смелые охотники и отдали торговцам. Рядом стоит ребёнок и наблюдает за работой взрослых.
В центре пейзажа художник изобразил возвращение охотников с собаками из леса домой. Он рисовал картину с пригорка, с которого видна вся местность и белая долина под тёмно-зелёным небом. Усталые мужчины, со сгорбленными спинами, тяжело передвигаются по глубокому снегу. За плечами одного из них застреленная лисица. Будет семьям свежее мясо и мех!
Внизу долины разлит лазурными красками деревенский каток. Дети катаются на коньках, санях, играют в снежки и гольф. Хороши зимние забавы! Рядом замёрзшие река и пруд, по ним передвигаются крестьяне. Вокруг расположены дома, церковь, мельница. У куста стоит ловушка для птиц. За катком, вдали у моста, из трубы валит густой дым и дом уже почти в огне. Односельчане бегут с лестницами на помощь погорельцам. Мужчина тушит пожар, заливает огонь водой.
За деревней видны заснеженные горы. Их очертания волшебны, в нежно-белых тонах. В воздухе кружатся сороки, а на деревьях пригрелись птицы.
Художник изобразил чудесный зимний пейзаж! Он использовал в работе плавную технику перехода от тёмных тонов на переднем плане картины к светлым гаммам на заднем, углубляя фон рисунка. Питер Брейгель был гениальным художником-философом. Он обладал космическим сознанием и рисовал картины в гармонии с природой.
Произведение живописи несёт добро, свет, спокойствие, хорошее настроение. Созерцая картину, можно размышлять о жизни. Она будет прекрасно смотреться в интерьере гостиной, спальни, детской и рабочего кабинета.
«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства. Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.
О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.
«Охотники на снегу», 1565
В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.
Детали картины — мост и мельница
Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.
На дальнем плане картины изображено тушение пожара
Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.
Замок у подножия
Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.
С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…
Зимние игры на льду
Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.
Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.
7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем
1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают малых», 1556
3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.
4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».
«Голова крестьянки», 1564
5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.
«Сорока на виселице», 1568
6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.
7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.
О чем рассказывает картина Брейгеля «Охотники на снегу»?
В комментариях к моей прошлой статье «Куда идет Грета?» несколько раз упоминалась другая картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу». В этой статье поговорим о ней.
Картина написана в 1565 году. Сейчас она находится в собрании Музея истории искусств в Вене.
Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года». Этот цикл Брейгель писал по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Предназначались они для украшения дома Ионгелинка.
Сколько картин создал Брейгель неизвестно. По одним сведениям шесть, по другим — двенадцать. Потому что у заказчика всё пошло не так, как он планировал. Из-за финансовых проблем он передал картины городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище. Сейчас известны и доступны только пять картин из цикла. Что стало с остальными, покрыто мраком.
«Охотники на снегу» (её еще называют просто «Зима») — особая картина. На ней изображено время года, которое, до Брейгеля, не пользовалось большой популярностью у художников. Они предпочитали изображать более веселенькие картинки, а не суровые, скрытые под снегом, пейзажи.
В картине Брейгеля идет перечисление всех зимних примет. Снег на земле и на крышах домов, скрытая подо льдом река, деревья, покрытые инеем, люди в зимних одеждах.
Перед зрителями открывается величественная картина. Мы смотрим на открывающийся ландшафт как бы глазами художника, который расположился на пригорке у куста , поэтому долина видна как на ладони.
Слева от художника группа охотников с собаками, возвращающиеся домой.
Два автора: «Охотники на снегу»
Охотники на снегу» Питер Брейгель Младший
«Охотники на снегу» (или «Зима») считаются самой известной картиной Питера Брейгеля Старшего. Картина написана маслом по дереву в 1565 году и входит в цикл картин «Времена года».
Сама по себе работа выполнена в духе Северного Возрождения — с её обращением к концепции праведной повседневности, а ключевой её идеей становится демонстрация вечного жизненного пути человека, занимающегося простым трудом, и через этот труд приходящий к Богу. Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как эти идеи были переработаны в копии этой картины, сделанной сыном художника Питером Брейгелем Младшим.
«Охотник на снегу» Брейгеля Младшего принадлежат к раннему, ученическому этапу творчества мастера, связанного с копированием работа отца. При этом, картина сына не является простой копией, поскольку ряд деталей, присутствующих в ней изменяет и настроение и содержание картины.
В первую очередь стоит отметить изменение колорита и в целом манеры написания картины. Если отец использовал контрастные, но несколько тусклые цвета, то сын напротив, использует более яркие цвета, но при этом создаёт своеобразную дымку, обволакивающую деревню.
Эта дымка в сочетании с явно уменьшившейся деревней создаёт более ирреальную атмосферу. Картины несколько отрывается от изображения повседневности, переводя зрителей в пространство нереальное, даже фантастическое.
В особенности это касается замка, стоящего у гор. В картине сына он обволакивается дымкой, скрывается, из-за чего природное пространство больше доминирует над окружающим. Если отец изображал деревенский пейзаж, то у сына — пейзаж преимущественно природный с редкими жилищами, собранными в одном месте и также укрывшимися дымкой.
Питер Брейгель Младший сохраняет всех ключевых человеческих персонажей — здесь и люди, разжигающие костёр для опаливания свиной туши (именно так сейчас интерпретирует эту группу большинство исследователей), и человеческая фигура несущая хворост и посетители катка. Но молодой художник добавляет новую группу, которая практически кардинально меняет содержание картины.
Речь, конечно же, о двух охотниках, идущих на охоту. Если в картине отца, охотники — это единственные персонажи занятые тяжёлым трудом, проходящие сквозь деревню по направлению в вечность. То в картине сына — они встречают такую же группу людей, только отправляющихся на охоту.
Благодаря этому, Брейгель Младший вводит в картину идею цикличности, которой не было у его отца. На смену этим охотникам придут новые, которые также уйдут в лес за добычей. И мы не знаем наверняка, вернутся ли они также практически с пустыми руками, или им повезёт больше — даже на уровне бытового сюжета картина становится более таинственной, что дополнительно подчёркивается дымкой.
Но, разумеется, когда мы говорим о Северном Возрождении, нельзя оставаться на уровне простых бытовых трактовок. По сути, вступая в диалог с отцом, Брейгель Младший этой работой дополнительно утверждает и себя как наследника. Ведь, что интересно, Питер Брейгель Младший родился в тот самый год, когда была написана картина его отца.
Поэтому не случайно обращаясь именно к этой работе, он дополнительно подчёркивает цикличность жизни, в которой на место одних всегда приходят другие. Так и он приходит на место умершего отца.