Новейший ударный беспилотник С-70 «Охотник» оказался сверхзвуковым
Во Франции вышла статья, посвященная новейшему российскому ударному беспилотнику С-70 «Охотник». Материал, написанный французским журналистом в соавторстве с авиационным экспертом Петром Бутовским, вышел в журнале Air & Cosmos.
Издание пишет, что продемонстрированный на опубликованных снимках российский ударный беспилотный аппарат выполнен по схеме «летающее крыло» с применением стелс-технологий. Размеры дрона очень впечатляют. Согласно опубликованных журналом данных, размах крыла «Охотника» составляет 19 метров, что почти в полтора раза больше, чем у бомбардировщика Су-34. При длине в 14 метров взлетная масса аппарата составляет порядка 25 тонн, из которых 2,8 тонны приходится на вооружение. Дальность полета указана в 5 тысяч километров. Согласно публикации, скорость полета дрона на малой высоте должна составлять не менее 1400 км/час.
Опубликованные французским журналом ТТХ российского дрона отличаются от тех, что были озвучены раньше. Ранее в СМИ мелькала информация, что взлетная масса дрона не превысит 20 тонн, а скорость будет не более 1000 км/час.
Как сообщалось ранее, согласно контракту между Министерством обороны РФ и компанией «Сухой» от 2011 года, беспилотный летательный аппарат нового поколения должен обладать высокой автономностью, большой дальностью полета, а также иметь возможность применять широкий спектр высокоточных вооружений. Часть его систем унифицированы с системами истребителя Су-57. В части искусственного интеллекта и автономности «Охотник» является прототипом истребителя шестого поколения, однако не получит функцию принятия решения на применение оружия, которая пока остается за человеком.
Испытательные полеты нового ударного дрона должны начаться в ближайшее время.
Новейший российский БПЛА «Охотник»: для чего создан и почему его опасаются в США
Напомним, что С-70 «Охотник» разрабатывается компанией «Сухой» в качестве тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата или, проще говоря, беспилотного бомбардировщика. Российское военное ведомство заказало работу над БПЛА еще в 2012 году, а 23 ноября 2018 года БПЛА стал совершать перемещения по взлетно-посадочной полосе.
Информация о новом БПЛА пока носит далеко не полный характер. В открытых источниках сообщают, что его вес составляет около 20 тонн. Технологии снижения радиолокационной заметности делают его малоуязвимым для средств противовоздушной обороны противника. Малозаметность позволяет «Охотнику» не только выполнять ударные задачи, но и осуществлять разведывательные функции, а также заниматься радиоэлектронной борьбой.
Первый полет «Охотника» состоялся 3 августа 2019 года и продолжался около 20 минут. Дата была подобрана знаковая – как раз во время официального расторжения Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности между Россией и США. Естественно, что на испытания «Охотника» активно реагируют в Соединенных Штатах Америки.
В январе 2020 года в американской прессе появились детальные оценки разработок нового российского беспилотника. Так, журнал The National Interest утверждает, что первым полетом «Охотника» в августе 2019 г. Россия продемонстрировала США наличие у себя таких аппаратов, которые способны проводить неожиданные атаки на объекты противника.
Выяснилось, что в США более всего опасаются, что на беспилотник могут быть установлены высокоточные ядерные бомбы или крылатые ракеты. Это сделает С-70 действительно смертоносным оружием. В то же время, зарубежные эксперты выделяют и определенные недостатки нового российского беспилотника, которые, на их взгляд, могут стать существенной проблемой при его полноценной эксплуатации.
Во-первых, это автономная работа беспилотного летательного аппарата, во-вторых – невысокая боевая нагрузка не более чем в 2 тонны, в-третьих – заметность «Охотника» со стороны хвоста. Кстати, эта проблема, по мнению американских экспертов, роднит беспилотник с самолетом пятого поколения Су-57, технологии изготовления которого использовались и при проектировании беспилотника. Ситуацию для «Охотника» изменило бы плоское сопло, но пока такой вариант только на макете.
Похоже, что малая боевая нагрузка беспилотного летательного аппарата впоследствии заставит военных пересмотреть его назначение. Уже сейчас все чаще стали называть «Охотник» не столько ударным аппаратом, сколько дроном, предназначенным для ведения разведки и радиоэлектронной борьбы. Проникая в воздушное пространство противника, С-70 сможет создавать помехи для систем противоракетной и противовоздушной обороны и открывать «дорогу» ракетам.
Создание «Охотника» в любом случае принесет несомненную пользу российским Вооруженным силам. Ведь наша страна осваивает и те направления, в которых до сих пор лидируют США – именно американские вооруженные силы используют наибольшее количество беспилотных летательных аппаратов, им уделяется особое внимание оборонными программами Пентагона.
Наличие беспилотника, способного проводить эффективные разведывательные операции, очень поможет нашей стране решать многочисленные задачи в локальных вооруженных конфликтах. Например, в той же Сирии остро чувствовалась нехватка подобных аппаратов.
Вопрос сейчас состоит в том, насколько оперативно смогут доработать БПЛА и передать его в серийное производство. Но здесь многое зависит и от того, сможет ли российское правительство изыскать средства для финансирования создания должного количества подобных беспилотных летательных аппаратов и сколь эффективно эти средства будут расходоваться.
БПЛА С-70 «Охотник» сверхзвуковой, ударный разведчик!
Тяжелый ударный БПЛА «Охотник-Б» разрабатывался в ОКБ Сухого, техническое задание на разработку было утверждено Министерством Обороны в апреле 2012 года, а 19 декабря 2012 года компания «Сухой» сообщила о том что выиграла конкурс на создание многофункционального беспилотного комплекса. Предполагалось что первый образец БПЛА будет испытан не ранее 2016 года. Затем, как всегда начались переносы сроков 3 октября 2013 года в СМИ сообщили о том что первый образец тяжелого БПЛА будет готов в 2018 году. В 2014 году дополнительно сообщили о создании первого макета аппарата. Летом 2017 года во время презентации Министерства обороны на одном из слайдов зрители заметили изображение аппарата по схеме «летающее крыло» с подписью «НИР «Охотник_Б» , что и стало первым показом новейшего беспилотника. Также появилась информация что проекту присвоен шифр «С-70» .
По информации от сотрудника ОКБ Сухого: «Это название «Охотник» в определенной степени символизм с точки зрения тех задач, которые ему предстоит выполнять в будущем. С-70 — это тоже определенный символизм, не считая того, что это порядковый номер темы в конструкторском бюро. Цифра 7 вообще достаточно счастливая для самолетов ОКБ «Сухого», самолетов Су-7, Су-17, Су-27, Су-57″
26 июня 2018 года СМИ сообщили о первой выкатке «Охотника» на НАЗ (Новосибирский авиационный завод) им. Чкалова, а в ноябре 2018 года состоялись пробежки по заводскому аэродрому с разгоном до скорости 200 км/ч. И наконец 3 августа 2019 года состоялся первый полет С-70 в сопровождении Су-57 , длительность полета составила около 30 минут, полет проводился на высоте около 600 метров, БПЛА произвел несколько облетов аэродрома и совершил посадку в штатном режиме. Министерство Обороны РФ опубликовало официальное видео полета на своем канале YouTube .
К сожалению точные лётно-технические характеристики «Охотника» по понятным причинам засекречены, но не «ванговал» на эту тему только ленивый, не будем и мы отставать! Попробуем обобщить информацию доступную в сети: аппарат выполнен по схеме «летающее крыло» с использованием специальных материалов снижающих радиолокационную заметность, что подразумевает его применение для ведения радиотехнической, оптико-электронной и других видов разведки. Однако его габариты позволяют нести и большой набор ракетного вооружения, для поражения воздушных и наземных целей. Размах крыла вероятно равен 18 метрам, общая длинна корпуса 14 метрам. Предположительная максимальная скорость — 1000 км/ч., максимальная дальность полета 3,5 тыс. км., высота полета до 10,5 км. Двигатель — АЛ-41Ф-1 с отклоняемым вектором тяги (как и на Т-50). Заявленная взлетная масса машины около 20 тонн.
Несмотря на оптимистично заявленные Министерством обороны сроки, быстрого развития проекта ожидать не приходится, достаточно посмотреть на темпы принятия на вооружение истребителей Су-57 и танков Т-14 Армата.
Спасибо за прочтение, подписываемся, лайкаем, комментируем.
С-70 «Охотник»: что это за зверь такой?
Историческая справка
На фоне вполне понятного ажиотажа вокруг появившихся, наконец, фотографий БПЛА С-70 «Охотник» мы вдруг осознали, что, взяв под опеку данную тему, мы как-то совершенно забыли рассказать, что это за зверь такой и чем интересен. Самое время исправиться, а заодно попытаться ответить на ряд вопросов, высказанных в комментариях. Поэтому совместим в одном посте небольшой ликбез и FAQ.
Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА массой до 20 тонн было заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 года. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г., проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ «Сухого» и «МиГ». 12.07.2011 СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой». В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.
Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. Далее 6.07.2012 в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. А 19.12.2012 на пресс-конференции глава ОАК Михаил Погосян заявил, что компания «Сухой» выиграла конкурс Министерства обороны на создание многофункционального беспилотного комплекса. Тогда же, в 2012 г., предполагалось, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидалось к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме «Охотник-Б», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого».
Мы не будем сейчас влезать в непростые отношения между КБ Сухого и МиГа, неблагодарное это дело, но отметим, что понятия «выбран в качестве головного разработчика» и «выиграл конкурс» можно трактовать таким образом: Сухой стал единоличным участником программы тяжёлого БПЛА. По крайней мере нет никаких достоверных сведений о каком-либо участии РСК МиГ в программе «Охотник». Зато периодически пытается трепыхаться их программа «Скат», хотя в данном случае пациент скорее мёртв, чем жив.
Далее, как всегда, начались переносы сроков. 03.10.2013 СМИ сообщили, что первый образец тяжелого ударного БПЛА «Сухого» будет готов в 2018 г. В 2014 г. проскочила информация о создании первого макета аппарата. После этого достаточно длительное время никакой конкретной информации о ходе проекта не поступало.
Интересное началось в 2017 году. Летом 2017 года во время одной из презентаций Министерства Обороны наблюдательные зрители обратили внимание на показанное на одном из слайдов изображение летательного аппарата по схеме «летающее крыло» с подписью «НИР «Охотник-Б», что формально стало первым публичным «показом» нового беспилотника. Кроме того, появилась информация, что в рамках НИР ОКБ «Сухого» развивает проект, получивший шифр С-70, а производством демонстратора занимается филиал ОАО «Компания «Сухой» Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова.
28.06.2018 СМИ сообщили о первой выкатке БПЛА С-70 на НАЗ им.Чкалова и начале завершающего этапа наземных испытаний БПЛА, а так же о том, что первый полет С-70 состоится в 2019 г. В ноябре 2018 г. БПЛА начал пробежки на заводском аэродроме НАЗ с разгоном до скорости 200 км/ч.
И вот, наконец, в сети появились первые нормальные фотографии демонстратора беспилотника во время рулёжек и буксировки. Зачем официальным лицам понадобилось маскировать его показ под «случайные утечки» (а по-другому как-то сложно это всё назвать), вместо того, чтобы сделать нормальную презентацию – сложный вопрос. Единственным разумным объяснением выглядит нежелание брать на себя какие-либо обязательства по дальнейшей судьбе аппарата. Оно и понятно, ибо количество громких и при этом абсолютно пустых заявлений по разным темам уже зашкаливает за все разумные пределы. В любом случае, событие для всех знаковое. Фанаты ликуют, злопыхатели плюются, форумные тролли и ветераны диванных войск «анализируют» каждый элемент, хотя и не замечают в упор некоторых слонов.
На фоне всей этой лирики мы заканчиваем краткую историческую справку и плавно переходим к некоторым злободневным вопросам, интересующим общественность.
Часто задаваемые вопросы
«Какие у него характеристики? А требования к нему?»
Как ни странно, это далеко не самый популярный вопрос в комментариях. Видимо, общественность настолько в шоке от форм «Охотника», что о таких «мелочах», как ЛТХ, многие уже и не задумываются. И это хорошо, поскольку ответить на такой вопрос практически нечего. Известно только, что аппарат дозвуковой, неманёвренный, заявленный максимальный вес до 20 тонн, предположительная максимальная скорость – 1000 км/ч. Точные цифры, а так же все остальные параметры, – дальность, высота, боевая нагрузка и т.д., – естественно держаться в секрете. На данный момент нет даже приблизительных сведений, которые можно озвучить.
Примерно то же самое можно сказать и про требования к БПЛА. Их не озвучивали. Единственное, про что можно высказать некоторые объективные предположения — это про его назначения. Хотя аппарат во всех источниках заявлен как ударный, тем не менее есть вероятность его использования в качестве разведчика, поскольку «летающее крыло» способно длительное время находиться в воздухе без дозаправок. А если автоматическую дозаправку прикрутить — так вообще всё выглядит весьма красиво.
«Он уже летал? Когда полетит?»
С этим вопросом более-менее просто. Нет, он ещё не летал. Пока проводятся наземные отработки систем, рулёжки и пробежки по полосе. Первый полёт ожидается в 2019 году, т.е. ждать осталось не так долго.
«Когда в серию/на вооружение?»
Дайте мне таблеток от жадности, да побольше, ПОБОЛЬШЕ! (с)
Самый наш любимый вопрос. Аппарат ещё даже в воздух не поднялся, а народ уже требует серийное производство, и побольше. А если серьёзно, то на данный момент информация отсутствует. Как мы писали выше, некоторые источники пытались указывать в качестве срока принятия на вооружение 2020 год. Однако на данный момент причастные официальные лица не спешат с какими-либо заявлениями по срокам. Учитывая, сколько времени занимают испытания и доводка современных аппаратов, раньше 2025 года он не будет готов даже при самом благоприятном раскладе.
«Какой двигатель стоит?»
Интересный вопрос. Предположительно, на нём стоит изд. 117 (АЛ-41Ф-1), как и на Т-50. Это более чем логично с точки зрения унификации систем и того факта, что обкатка этих систем проходит как раз на Т-50. Так как показанный аппарат является прототипом-демонстратором, то очевидно, что двигатель ставили по принципу «как есть», то есть без подгонки под требования аппарата. Соответственно мы можем наблюдать форсажную камеру, да и сопло скорее всего с возможностью ОВТ. Другое дело, что эти функции такому аппарату не особо нужны и скорее всего заблокированы, благо сделать это достаточно просто.
«Где, мать его, плоское сопло? Опять не смогли?»
Пожалуй, самый популярный вопрос во всей теме. По накалу страстей c сопло-срачем может тягаться только заклёпко-срач. Тесно связан с предыдущим вопросом, так как эта деталь относится к двигателю. Поэтому ответим развёрнуто и аргументированно. Не будем в очередной 100500-й раз углубляться в теорию снижения заметности, просто посмотрим на картинки и немного подумаем головой. На рисунке ниже показаны варианты демонстраторов БПЛА Х-47А и Х-47B разработки фирмы Northrop Grumman. Как мы видим, инженеры Northrop не особо заморачивались с первым вариантом, поэтому он светит вполне себе стандартным круглым соплом. И это правильно, ибо основная задача демонстратора технологий – показать правильность той или иной концепции и технических решений при минимальных затратах. Все доработки и украшательства были реализованы по результатам испытаний на втором варианте демонстратора – Х-47B. Там уже и плоское сопло появилось, и красивые изломы линий, да и габариты раза в два увеличились.
Аналогично можно сказать и про демонстраторы БПЛА Х-45 фирмы Boeing. Здесь было аж целых три варианта, различающихся как размером, так и формой. Видимо, Boeing больше денег нашёл на эту программу.
А теперь смотрим на фотографии «Охотника». Ещё раз напоминаем, что это – де-мон-страт-ор! На который многие узлы и детали ставят по принципу «как есть», лишь бы работало и было не слишком дорого. Если внимательно изучить хвостовую часть беспилотника, то видно, что в конструкции как бы вырезали кусок, вставили имеющийся под рукой двигатель, более-менее зализали некоторые выступы и отправили на испытания. И это опять же правильно, так как основную часть характеристик можно получить и в таком виде. Но если мысленно убрать сопло и форсажную камеру, заделать вырез внизу хвостовой части и сделать плавные переходы сверху, то вполне получается картинка, сходная с тем же Х-47B, то есть вполне себе плоское сопло. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что это и есть конечная цель инженеров Сухого. Другой вопрос — как быстро они смогут прийти к такому варианту.
Мы попытались это изобразить ниже на рисунке. Рисунок сделан на коленке в перерывах от основной работы, так что сильно камнями не швыряйтесь. Для сравнения — хвостовая часть Х-47B. Ну и для секты свидетелей «опятьвсёскопировали!» напоминаем, что сходство концепций и задач рождает схожие технические решения и их реализации.
«Где S-образный воздухозаборник? Опять не «стелс»?»
А кто сказал, что его нет? Свидетели ЭПР по фотографиям? Явных признаков этого на фотографиях как раз и не видно, турбина нигде не светится, а вариантов изогнуть ВЗ вполне достаточно. Так что пока проблема не наблюдается.
«Хорошо бы запилить видос, в котором F-22/35 огребают от стаи «Охотников»
Цитата не дословная, просто передаёт общий смысл комментария. Ей мы закончим наш ликбез, хотя именно с этого комментария и возникла мысль его написать, поскольку до нас наконец дошло, что многие просто не понимают, о каком аппарате идёт речь. Поэтому ещё раз напоминаем – мы говорим не о каком-то мифическом истребителе 6-го поколения, а о демонстраторе БПЛА С-70 «Охотник», который является дозвуковым ударным аппаратом. И гоняться за истребителями ему по статусу не положено. Возможно, на его базе когда-нибудь сделают и истребитель. Мы только за. А вообще, если кто-то сделает красивый ролик, в котором «Охотник» гоняется за F-22, то мы тоже против не будем.