От «Ориона» до «Охотника»: мощнейшие ударные БПЛА России
Что касается аппаратов более тяжелого класса, то им подготовлена долгая дорога испытаний. А, кроме того, военным только предстоит определить ту роль, которую они будут играть в гипотетической войне.
Основные российские ударные БПЛА «сегодня» и «завтра» уже известны. Исключать появления новинок нельзя. Однако, очевидно, есть ключевые проекты, которые страна все же попытается довести до полностью рабочего состояния.
«Орион»
(Представлены характеристики экспортного варианта «Ориона»).
Разработчик: компания «Кронштадт»
Тип: средневысотный БПЛА большой продолжительности полета
Длина: 8 м
Размах крыльев: 16 м
Взлетный вес: 1000 кг
Масса боевой нагрузки: 200 кг
Двигатель: Rotax 914
Крейсерская скорость: 120–200 километров в час
Продолжительность полета: 24 часа (при нагрузке 60 кг).
Разрабатываемый с 2011 года по заказу российского Министерства обороны аппарат прошел долгий путь.
Первый комплекс МО передали в прошлом году: две машины управления и три БПЛА. В российских вооруженных силах он получил не слишком привычное для большинства любителей авиации обозначение «Иноходец» (несколько странный выбор, нужно признать). Как сообщили в ведомстве, в 2021-м российская армия получит семь таких комплексов.
Важнейшим этапом проекта стали испытания БПЛА на территории Сирии.
Соответствующие кадры «Вести недели» представили в этом году. На фюзеляже одного из летательных аппаратов можно было видеть 38 звезд с буквенными маркировками «Б», «Р» и «П», что означает «Боевой», «Разведывательный» и еще одно обозначение неизвестного типа. Исходя из этого, можно предположить, что суммарно БПЛА выполнил 17 боевых вылетов.
По данным, представленным на выставке «Армия-2020», в состав вооружения аппарата входят небольшие высокоточные боеприпасы отечественного производства, а также неуправляемые бомбы. Среди них корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-20, корректируемая малогабаритная авиационная бомба КАБ-50, малогабаритная управляемая ракета Х-50 и управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-50.
По информации из открытых источников, масса КАБ-20С составляет примерно 20 килограммов, а боевая часть весит семь килограммов. Система наведения – спутниковая.
«Альтиус-РУ»
Разработчик: конструкторское бюро имени Симонова (позднее – Уральский завод гражданской авиации)
Тип: БПЛА большой продолжительности полета
Длина: 12 метров
Размах крыльев: около 30 метров
Максимальная взлетная масса: 6 тонн
Масса боевой нагрузки: 2 тонны
Скорость: в районе 200 километров в час
Продолжительность полета: 48 часов.
История БПЛА «Альтиус» весьма долгая (даже по российским меркам). Да и похожа она в некотором смысле на приключенческий детектив.
ОКМ имени Симонова начало создавать аппарат в 2011 году (БПЛА имел обозначение «Альтаир»). В 2018 году проект передали Уральскому заводу гражданской авиации.
Контракт на поставку российской армии первой партии таких аппаратов подписали в 2021-м.
«В рамках реализации государственного контракта на ОКР (опытно-конструкторские работы) «Альтиус-РУ» по разработке БЛА обособленным подразделением № 2 АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) в Казани успешно проведена защита и закрытие этапа «Технический проект».
Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА»,
– привело в феврале издание «Интерфакс» материалы к докладу министра промышленности Татарстана Альберта Каримова.
В числе особенностей БЛПА – элементы искусственного интеллекта и возможность взаимодействия с пилотируемыми самолетами.
Разработчик: компания «Кронштадт»
Тип: скоростной ударный БПЛА
Длина: 13,8 метра
Размах крыльев: 10 метров
Взлетная масса: 7 тонн
Масса боевой нагрузки: до 2 тонн
Скорость: до 1000 километров в час
Дальность: 800 километров.
Впервые представленный на форуме «Армия-2020» ударный БПЛА «Гром» в последнее время часто заставляет о себе говорить.
Главным образом, это касается его потенциала. По данным, обнародованным в марте источником в ОПК, один такой аппарат сможет управлять десятью БПЛА «Молния», которые сможет запускать другой авиационный носитель.
«Возвращаемые – это разведывательные дроны.
Ударные, как и в случае с барражирующими боеприпасами, – камикадзе.
«Молнии» будут постоянно общаться между собой и беспилотником-носителем»,
– заявила позже компания «Кронштадт».
Сам по себе дрон тоже весьма примечателен.
Предполагается, что он сможет иметь вооружение на четырех точках подвески: две из них будут находиться под крыльями и еще две – внутри фюзеляжа.
«Гром» сможет нести новые управляемые ракеты Х-38 класса «воздух-поверхность», что теоретически приблизит его возможности к потенциалу пилотируемых истребителей-бомбардировщиков (масса боевой нагрузки последних, впрочем, все равно куда существенней). Помимо Х-38 БПЛА сможет применять новейшую ракету «изделие 85» и управляемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500.
В числе наиболее интересных особенностей – возможность работать в связке с истребителями, включая истребитель пятого поколения Су-57. Предполагается, что «Гром» будет лететь на расстоянии примерно 200 километров впереди пилотируемых машин, проводя разведку и снижая риски для управляемых самолетов.
В отличие от «Альтиуса» и «Ориона», этот БПЛА существует пока только как проект.
Тем не менее, сейчас он находится в числе наиболее перспективных российских разработок такого типа.
«Охотник»
Тип: скоростной ударный БПЛА тяжелого класса
Разработчик: ОКБ имени П.О. Сухого
Длина: 14 метров
Размах крыльев: 19 метров
Взлетная масса: примерно 25 тонн
Масса боевой нагрузки: от 3 до 8 тонн
Скорость: до 1000 километров в час
Дальность: около 6000 километров.
«Охотник» – самый тяжелый, дорогостоящий и тяжеловооруженный российский БПЛА.
Из всех перечисленных выше беспилотных летательных аппаратов он, пожалуй, единственный способен стать своего рода «революцией» в мире беспилотных летательных аппаратов.
На данный момент ни одна страна мира не имеет на вооружении ничего, что было бы хотя бы отдаленно похоже на него по своим возможностям.
Они, впрочем, пока больше гипотетичны. А к тому моменту, когда (если) Россия запустит его в серию, на Западе и в Китае уже могут быть готовы собственные тяжелые БПЛА такого класса.
Строго говоря, сейчас нет единого понимания того, чем именно будет новый аппарат.
В разное время его называли ударным комплексом, беспилотным ведомым и даже перехватчиком. Очевидно, самая логичная роль – разведывательно-ударный БПЛА.
По данным, озвученным в феврале, сейчас, кроме уже летающего прототипа, строится еще три таких беспилотника.
Поэтому, скорее всего, мы вскоре узнаем больше про этот, без сомнения, знаковый для России проект.
В СМИ Китая: Отстающая в области беспилотников Россия вряд ли сможет «отыграться» за счёт БПЛА «Охотник»
Так считает автор, публикующий материал на китайском информационном портале Sina.
При этом автор предположил, что отстающая в области беспилотников Россия вряд ли может «отыграться» за счет БПЛА «Охотник». Ведь она, по его мнению, еще не наработала достаточный опыт для того, чтобы создать самый совершенный дрон в мире, хотя и с виду он прекрасен. Важный вопрос: отыгрываться Россия должна с кем и перед кем?
В СМИ Китая отмечают, что на данный момент в мире совсем немного стран, способных выпускать беспилотную технику уровня американского MQ-9 Reaper. И среди таких производителей российских предприятий нет.
Об успешных ударах с помощью ударных дронов ВКС РФ в Сирии китайский автор, видимо, ничего не слышал.
В частности, автор считает, что турецкий Bayraktar TB2 по своим характеристикам значительно превосходит «Орлан-10» производства РФ.
Согласно обнародованным данным, тяжелый малозаметный ударный БПЛА С-70 «Охотник», созданный ОКБ Сухого, имеет взлетную массу 25 тонн и способен развивать скорость до одной тысячи километров в час. Длина аппарата составляет 14 метров, а размах крыла – 19 метров. Планируется оснащать его внутрифюзеляжными ракетами, включая ракеты класса «воздух-воздух». Ранее такой вариант в прессе описали как боевой дрон с функцией перехватчика.
В чем отличия российского «Охотника» от БПЛА США, Турции и Израиля
На условном Олимпе тяжелых разведывательно-ударных беспилотников планеты российский «Охотник» превосходит конкурентов по всему спектру летных и боевых характеристик, оттачивает интеллект, и в ближайшие годы будет принят на вооружение.
Новосибирский авиазавод (НАЗ) имени Чкалова строит еще три опытных образца тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». Машины последовательно совершенствуются, и будут планово подключены к летным испытаниям в течение 2022-2023 годов. Значительные изменения коснулись уже второго «Охотника», с учетом всех испытаний первого (летные испытания начались в августе 2019 года).
Дорабатываются конструкция планера, системы бортового радиоэлектронного оборудования и двигатель (турбореактивный АЛ-41Ф без форсажной камеры – для снижения тепловой и радиолокационной заметности). По информации источника РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе РФ, третий и четвертый беспилотники будут фактически соответствовать серийной версии.
В ходе летных испытаний на полигоне Ашулук в начале января первый «Охотник» успешно поразил наземные цели 500-килограммовыми бомбами. По мнению специалистов, новейший прицельно-навигационный комплекс позволяет применять свободнопадающие (из внутрифюзеляжного отсека) боеприпасы с эффективностью высокоточного управляемого оружия. «Охотник» способен автономно поражать наземные стационарные и ограниченно подвижные цели с заранее известными координатами, внешние коррекции (целеуказания в воздухе) позволяют наносить удары еще точнее. Специально для российского тяжелого беспилотника разрабатываются внутрифюзеляжные управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Боевое предназначение малозаметного «Охотника» с огромным арсеналом вооружения на борту – дальние разведывательные полеты и высокоточные удары в глубине обороны (территории) противника. Аналогов в мире не существует. Ранее американский журнал Forbes сообщил: в отличие от «рабочей лошадки» MQ-9 Reaper ВВС США, российский разведывательно-ударный дрон предназначен не для борьбы с повстанцами (без средств ПВО), а для полномасштабных военных конфликтов. Может нести средства разведки и более 6 тонн бомб или ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» на расстояние около 5000 километров. «Охотник» обладает «беспрецедентными возможностями» с точки зрения дальности и разнообразия вооружений.
Убийственное сравнение
Законодателями военно-воздушных беспилотных мод и технологий в начале 21 века считались Израиль и США. Недавно их попыталась догнать и перегнать Турция, об этом свидетельствуют эффективные действия ударных Bayraktar ТВ2 в ходе Карабахского конфликта. Россия начала развивать беспилотную тематику в интересах Воздушно-космических сил относительно недавно, и весьма убедительно. Первым успешным проектом стал разведывательно-ударный БПЛА «Орион-3», принятый на вооружение в 2020 году (размах крыла – 8 метров, взлетная масса – 1 тонна, полезная нагрузка – до 250 кг, крейсерская скорость – 120 км/час, время в воздухе – 24 часа). Однако настоящим технологическим прорывом и серьезной заявкой на мировое лидерство стал С-70 «Охотник». Для сравнения с ним надо ставить в один ряд современные иностранные машины в классе самых тяжелых разведывательно-ударных беспилотников, а это – израильский IAI Eitan, турецкий Bayraktar Akinci, американский MQ-9А Reaper. По основным характеристикам – дальности, скорости и ударным возможностям – сравнение убийственно для конкурентов.
Имея наименьший размах крыла (19 метров) «Охотник» способен нести во внутренних отсеках (для малозаметности) арсенал массой до 6 тонн. Ближайший по грузоподъемности IAI Eitan «осилит» лишь 2 тонны боеприпасов (на подвеске, что обеспечит засветку на радарах противника). Следовательно, один российский «Охотник» в боевых условиях заменит как минимум три аналогичных по классу машины производства Израиля, США или Турции.
Известно, что крейсерская (дозвуковая) скорость «Охотника» – 1000 км/час – в два с лишним раза превышает максимальные возможности ближайшего конкурента MQ-9А Reaper (480 км/час). Вместе с тем беспилотник планируют использовать в качестве ведомого с истребителем пятого поколения Су-57, сверхзвуковая крейсерская скорость которого (2100 км/час) подсказывает: 1000 км/час – для «Охотника» не предел. И, вероятно, практический потолок БПЛА – 20 км.
Выше верхнего предела
Можно заметить, что российский беспилотник значительно тяжелее зарубежных аналогов, оснащен турбореактивным (а не турбовинтовым) двигателем, имеет искусственный интеллект и форму «летающего крыла». В целом напоминает инопланетный космический корабль из фантастического фильма, и этим лишь подчеркивается феноменальный технологический отрыв России.
Узок круг стран, способных создавать тяжелые разведывательно-ударные беспилотники-невидимки. Каждое заметное движение «Охотника» внимательно и пристрастно анализируют за океаном, и все же что-то мешает западным «партнерам» достичь близких технических характеристик.
К примеру, аналогичный американский проект тяжелого беспилотника X-47B (Northrop Grumman) буксует, хотя первый полет состоялся в 2011 году, когда корпорация «Сухой» начала разрабатывать «Охотник». Дорогостоящую программу адаптации перспективного беспилотника для военно-морских сил UCLASS Пентагон запустил в 2013 году. Планировалось достичь оперативной готовности машины к 2020 году, но специалисты ВМС США почему-то сомневались в эффективности и безопасности палубного ударного дрона.
Поэтому в рамках программы UCLASS статус ударного беспилотника поэтапно понижался до разведывательного, а затем – летающего топливозаправщика. С другой стороны, ВВС США пытались адаптировать в качестве ударного ведомого относительно небольшой беспилотник XQ-28 Valkyrie (450 кг полезной нагрузки, качествами «стелс» не обладает), но это уже совсем другая история.
Беспилотный «Охотник» способен переписать стратегию и тактику ударной авиации. Впрочем, на Евразийском континенте Воздушно-космические силы РФ решают задачи преимущественно оборонительные. Возможности ударной авиации дополняют средства и системы ПВО-ПРО, расположенные по периметру российских границ. Когда серийные «Охотники» займут свое место в боевом строю (в 2025 году), мир станет прочнее.