- Русский язык
- Контрольные и проверочные работы за I четверть
- 2-й класс
- Диктант
- Контрольное списывание
- Работа над предложением, текстом
- 3-й класс
- Диктант
- Работа над предложением, текстом
- 4-й класс
- Диктант
- Контрольное списывание
- Работа над предложением, текстом
- Русский язык 2 класс Русский алфавит и азбука 1 уровень
Русский язык
Контрольные и проверочные работы за I четверть
2-й класс
Диктант
Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание имен собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; умение переносить слова.
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.
1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
2. Разделите для переноса слова: теплые, уснул.
Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.
Слова для справок: у рощи, пёстрые, себе.
1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
2. Укажите количество звуков и букв в словах: Юра, гулять.
Контрольное списывание
Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.
Чудесный летний день мальчики бегут на речку у воды шумят камыши волны тихо плещутся Боря Чайкин закинул удочки показались две большие щуки щуки хороши
Работа над предложением, текстом
1. Составьте текст обучающего изложения по вопросам.
Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые.
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Какой был лес летом? (Зеленый.)
2. Какими стали осенью березы? (Желтыми.)
3. Что произошло с осинами? (Покраснели.)
4. На что похож маленький клен? (Букет цветов.)
5. Какие у него листья? (Зеленые, желтые, красные, коричневые.)
Слова для справок: у него.
2. Составьте 3–4 предложения на данную тему, используя опорные слова.
Осенью, льет, деревья, дождь, ветер, листья, птицы.
3. Дополните незаконченные предложения подходящими по смыслу словами.
В зарослях кустарника . .
3-й класс
Диктант
Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, разделительного мягкого знака, звонких и глухих согласных на конце слова.
Вариант 1
На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. Ласточки и соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Слова для справок: утренний, затянет.
1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
2. Слова осенний, тропинки разберите по составу.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
Слова для справок: барсук, барсучонок, перекатывались.
1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
2. Разберите по составу слова: зверек, маленький.
Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.
1. Найдите границы предложений. Спишите текст, расставив знаки препинания.
2. В словах травинки, листочки выделите корень.
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки.
Работа над предложением, текстом
1. Текст обучающего изложения по коллективно составленному плану.
В гнезде были птенчики ласточки. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Он упал в кусты. Ласточка кружилась над ним. Она жалобно кричала. Помочь птенчику мать не могла. Это увидел Петя. Мальчик осторожно вытащил птенчика из кустов. Потом Петя положил его в родное гнездо.
1. Птенчик выпал из гнезда.
2. Ласточка не может ему помочь.
3. Петя возвращает птенца в родное гнездо.
2. Закончите текст.
Представьте, что вы с товарищами пошли в осенний лес собирать грибы. Вдруг тишину осеннего леса нарушили какие-то звуки. Вам потом удалось узнать, кто это был. Составьте текст. Начните так:
Однажды осенью я с друзьями пошел в лес за грибами. В лесу было тихо. Вдруг раздались странные звуки. Мы притаились….
3. Составить и записать несколько предложений на следующие темы:
а) Вот и лето пролетело.
Наступил учебный год.
в) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
4-й класс
Диктант
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Темным и мрачным стоит в эту пору лес.
Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Все засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!
Слово для справки: взойдет.
1. Найдите предложение с однородными членами.
2. Выпишите из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы-орфограммы подчеркните:
– безударные гласные в корне слова;
– непроизносимые согласные.
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины. Точно белые красавицы, глядят в воду кудрявые березки. На светлых полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
Слова для справок: точно, каждым.
1. В восьмом предложении подчеркните главные члены предложения. 2. Укажите части речи в последнем предложении.3. Запишите, как называется лес из одних осин, елей, дубов.
Контрольное списывание
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы, выписывать указанные части текста.
1. Прочитайте текст. Найдите две орфографические ошибки. Спишите текст в исправленном виде.
Осенним утром шел я по лесной тропинке. Под ногами хрустела трава, шуршали сухие листья. Взошло сонце. Березка, вся усыпанная капельками воды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цветами радуги, как чудесная хрустальная люстра.
Я осторожно встряхнул деревце. Послышался легкий звон. Утренний марозец превратил капли воды в прозрачные ледяные хрусталики.
Вокруг искрились и переливались звонкие березовые люстры.
Работа над предложением, текстом
1. Изложение с языковым анализом текста.
Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.
Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодный воды. Заблестел ручеек. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.
Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.
2. Закончите текст.
Прочитайте начало текста. Продолжите текст так, чтобы получилось описание. Озаглавьте текст.
Прекрасен лес ранней осенью! Каких только красок здесь нет! …
3. Свободный диктант
Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках. Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря. Страшно робкому зайчишке. Всё кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег.
Русский язык 2 класс Русский алфавит и азбука 1 уровень
Русский алфавит и азбука
Геннадий Трошкин и Татьяна Зубкова живут в Чашках. Их мамы – доярки. Гена и Таня часто ходят на ферму. Гена на коне Орлике возит сено. Таня любит кормить корову Березку. Она дает ей кусочки сахара и сочную траву. Летом Гена поедет в Тобольск, а Таня в Саратов.
2. Подчеркни имена собственные: зеленым цветом – имена, желтым – фамилии.
3. Запиши однокоренные слова в алфавитном порядке. В словах подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Русский алфавит и азбука
Корова Мурка родила теленка. Друзья задумались, как можно назвать бычка. Шарик хотел назвать Бобиком. Кот Матроскин захохотал. Быку не собачья кличка нужна, а серьезное имя.
Дядя Федор придумал имя Гаврюша. Шарику и Матроскину понравилось. Хорошее имя. Родное. Так теленок стал Гаврюшей. (по Э. Успенскому)
2. Выпиши из текста клички животных в алфавитном порядке.
3. В словах шестого предложения поставь ударение. В каждом подчеркни ударный слог.
Каждый звук спасается от своих врагов. Зайку выручают его быстрые ножки. Пушистая белка легко убегает от врага по деревьям. У ежика своя хорошая защита – колючки. Многих зверей выручает цвет их шубки.
2. Подчеркни в первом предложении два слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочные слова.
3. Придумай и запиши свое слово с безударной гласной в корне.
За домашним столом
Приятно в дождливый день сидеть дома и пить чай. Под ногами лежит мягкий ковер. Теплые домашние тапочки греют ноги.
Родители сидят рядом. Мама заварила чай. На столе стоит блюдо с вкусными пахучими пышками. Я ем их одну за другой. Я очень голодный.
2. Подчеркни во втором предложении два слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочные слова.
3. Из последнего предложения выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. Укажи количество слогов в слове. Раздели слово черточками для переноса, если это возможно.
Каждое утро на луг прилетает стайка воробьев. Я открываю окно. Они с веселым шумом подлетает к окну. Я бросаю им семена, сухой хлеб. Я люблю смотреть на птиц. У воробья маленькие крылья и серые перья. Замой воробьи всегда прилетают к жилью человека.
2. Подчеркни в первом предложении слово с панной согласной на конце слова. Подбери к нему проверочное.
3. Обведи четыре слова, в которых все согласные звуки твердые.
Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них!
Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Папа вскопает грядку для вкусной репки и сладкой морковки.
2. Подчеркни одно слово, в котором все согласные звуки мягкие.
3. Выпиши четыре слова с парной согласной в корне. Запиши проверочные слова.
Яша и Юля вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали дети. Весь день трудились. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой.
2. В четвертом предложении подчеркни гласные, обозначающие мягкость согласных.
3. Обведи два слова, у которых звуков больше, чем букв.
Сегодня понедельник. Пришел новый школьный день. Мальчик собирается в школу. Он надел пальто и теплую обувь. Взял портфель. Там тетрадь и букварь. После школы мальчик пойдет гулять. Он любит кататься на коньках.
2. Из четвертого предложения выпиши слова, в написании которых встречается мягкий знак. Составь транскрипцию этих слов.
3. Прочитай подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
Олень, яркое, флажок, елочка, деньки, семья, карась, пушистый.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Чудесный летний день. Мальчики часто бегают к реке. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Вот Боря Чайкин и Коля Щавелев закинули удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!
2. Подчеркни в тексте слова с сочетаниями чу — щу.
3. Выпиши из текста фамилию Бори. Составь транскрипцию.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Олечка и Ванечка ищут в лесу грибы. Сначала они шагали по широкой тропинке. Потом зашли в чащу. Вот под ветвистым деревом нора. В ней живут мыши. Рядом большой черничник. А вон растет щавель.
2. Обведи три слова, в написании которых встречаются буквосочетания с шипящими звуками. Подчеркни эти буквосочетания.
3. Выпиши из текста имя мальчика. Составь транскрипцию.
Звонкие и глухие согласные звуки
Ночью выпал пушистый снег. Бемби был очень рад. Но скоро веселью пришел конец. Снежным ковром замело травку. Трудно стало искать пищу.
Сухой снег стал колючим. Ходить надо было медленно и аккуратно. Иначе снег мог поранить ножки. (По Ф. Зальтеру)
2. Определи слово, которое является проверочным к данным словам. Обведи его. Подчеркни орфограммы.
Морковь, морковка, (у) моркови, морковный.
3. Запиши слово с парной согласной на конце, когда мы слышим звук [п], а пишем букву б.
Звонкие и глухие согласные звуки
Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил пес Марат.
Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, теплую обувь. Но ему было холодно. Он дул в ладошки. Ветхую избушку занес снег. Низкое дерево накрыл большой сугроб.
2. Выпиши из текста три слова с парными согласными в корне слова. Запиши к ним проверочные слова.
3. В четвертом предложении подчеркни слова с парной согласной на конце слова, которая требует проверки.
Разделительный мягкий знак (ь)
Гуляют быстрые вьюги. Трещат лютые морозы. Сонный стоит лес. полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. кладет в кормушку сено для зверей. Надо подкармливать зимой диких животных.
2. Подчеркни зеленым цветом два слова, в котором звуков больше, чем букв.
3. В пятом предложении подчеркни слово, в котором все согласные звуки звучат мягко.
Разделительный мягкий знак (ь)
Белочка – маленькое шустрое животное. У белки жилье из листьев и сучьев. Дупло у нее тепленькое. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу. тяжело приходится белочке лютой зимой.
2. Подчеркни два слова с разделительным мягким знаком.
3. В шестом предложении подчеркни грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьет сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину. Подлетела шустрая стайка синиц. А вот и пища!
2. Из пятого предложения выпиши по одному слову каждой части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Запиши вопросы, на которые отвечают эти слова.
3. Образуй от имени существительного ночь однокоренные слова других частей речи.
Солнце село. Небо потемнело. Показалась яркая луна. Хрипло залаял цепной пес. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улегся в своей конуре. Был сильный мороз. Здорово кусался холодный ветер.
К утру все оконные стекла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.
2. Выпиши по два слова. Укажи части речи слов.
3. Выдели корень в однокоренных словах. Поставь ударение. подчеркни слово, которое является проверочным для остальных.
Колосится, колосья, колос, колосистый.
Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он на дерево и запустил лапу в гнездо. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос. и глаза. кот пустился бежать.
2. Назови деревни от имен Денис, Сергей, Петр.
3. Придумай и запиши клички животных.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Как все кругом стало радостно!
2. Подчеркни два одушевленных имени существительных.
3. Укажи число каждого имени существительного. Измени форму слова. выдели корень в однокоренных словах.
Была долгая зима. Кругом лежал пушистый белый снег. Деревья стояли голые. Звери попрятались в норы. Птицы улетели на юг. Дима катался на коньках и лыжах. Маша и Катя всю зиму катались на санках. Но вот пришла весна и снег растаял.
2. Поставь вопросы к словам. Над словами укажи часть речи. выдели корень в однокоренных словах.
3. Подчеркни три глагола в единственном числе.
Мама сварила мясной суп. Принесла в столовую тяжелую кастрюлю и поставила на стол. Родители зовут детей обедать. Обязательно нужно помыть руки! На крючке висит полотенце.
Кот Мурзик тоже захотел есть. Он вскочил на стол и стянул кусок колбасы. Потом нашел под кроватью местечко и спрятал ее там.
2. Во втором предложении подчеркни глаголы. Укажи число.
3. Напиши антонимы к данным глаголам.
Теплый летний день. Лучи яркого солнышка обогревают землю. Луг как пестрый ковер. Кругом сочная травка и яркие цветы. Вот на высокую травинку сел зеленый кузнечик. Над душистой кашкой закружилась пчела, словно вертолет.
Слышны веселые песни птиц. На лугу важно расхаживают журавли.
2. Из четвертого предложения выпиши имена прилагательные. Рядом запиши вопросы, на которые отвечают.
3. С чем сравнивают луг? Подчеркни в тексте сравнение.
У певчих птиц птенчики рождаются слепыми и голыми. Но скоро у птенцов на теле вырастает пух. Потом начинают расти синеватые трубочки. Это стволы перьев. Вот у птенчиков открылись глаза. Трубочки на концах лопнули. Птенчики оперились.
Птенцы уток и кур родятся зрячими и хорошо одетыми. Только обсохнут после выхода из яйца – и уже вскакивают на маленькие ножки.
2. Найди в тексте имена прилагательные, противоположные по значению. Подчеркни их.
3. Найди в тексте ответы. Допиши словосочетания.
У реки стоит ива. Она низко нагнулась к воде. Опустила прямо в реку свои ветки. Они похожи на длинные косички.
Ива цветет. Летят из улья пчелы за медком. Жужжат над цветами пушистый шмель. (По Г. Снегиреву)
2. Во втором предложении подчеркни местоимение.
3. Вставь в предложении пропущенное местоимение.
В этот летний день солнце было яркое и веселое. ……….. даже пригревало немного.
Мурка – странная кошка. Она любила лизать сладкий мед. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привел кошку к улью. Мурка стала на задние лапки и сунула мордашку в улей. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Мурка стрелой умчалась прочь.
2. Подчеркни только местоимения.
Мы, мыло, они, ты, но, он, вы.
3. Спиши предложения, заменяя, где необходимо, имена существительные местоимениями.
Весной прилетели ласточки. Гнездо ласточки построили под крышей.
Три яичка лежали в гнезде. Два лежали тихонько. А у третьего выкрошилась на тупом конце дырочка. Появился птичий клюв. Он сразу раскрылся от удивления. Так в мире стало одной чайкой больше. Птенец чайки на миг оробел. Потом малыш встал на ножки и шагнул. Покатил в жизнь пушистый колобок.
2. Подчеркни все предлоги.
3. Из последнего предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сделай звуко — буквенный анализ этого слова.
Рано утром с рюкзаком на спине я вышел из дома. Я тихо иду по тропе. Я учусь наблюдать за жизнью животных в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили клесты. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы. Под землей у березы нора крота.
2. В первом предложении подчеркни предлоги.
3. Прочитай. Вставь в предложение подходящие по смыслу предлоги.
Охотник ….. ружьем идет …… густому лесу.