- Бортовые удочки для ловли с лодки и их оснащение
- Преимущества бортового удилища
- Недостатки бортовой удочки
- Заводские варианты удилищ
- Самостоятельное изготовление бортовок
- Рукоятка
- Крепление катушки
- Хлыст
- Кольца
- Квивертип кивок
- Оснастка бортовой удочки
- Ловля на фидер с лодки
- Преимущества и недостатки рыбалки с лодки
- Как рыбачить с лодки на фидер на реке
Бортовые удочки для ловли с лодки и их оснащение
Ловля на бортовые удочки с лодки намного удобней, чем привычным для лова с берега удилищем, ввиду своей миниатюрности и низкой массы. Несомненно, специализированная снасть доставляет больше комфорта рыболову, не стесняя его движений в лодке и способствуя более эффективному ведению процесса рыбалки и вываживанию пойманной рыбы.
Сама же конструкция бортовых удилищ не многим отличается от снасти для облова водоёмов с берега и алгоритм её сбора схож с ординарной удочкой, исключая лишь небольшие нюансы. Но как известно, именно нюансы привносят в рыболовное дело конечный успех ловли и как раз таки об особенностях конструкции этого специализированного инструмента для лова с плавательного средства и будет рассказано рыболову в представленной далее статье. Информация поможет рыбакам тоньше разобраться в оснащении бортового удилища и при надобности собрать этот вид удочки самостоятельно, под свои индивидуальные требования.
Преимущества бортового удилища
Бортовые удочки нетребовательны к материалу, из которого они состоят, так как ввиду малой длины даже стеклопластиковые модели не отличаются высокой массой, а следовательно, под лов с лодки можно приспособить и самый дешёвый инструмент. К преимуществам можно отнести и то, что удочки для ловли с лодки транспортабельны по своим размерам и не нуждаются в специализированных приспособлениях, тубусах, для их доставки до мест лова. Элементы оснастки бортовки – это распространённые и недорогие рыболовные аксессуары, которые без проблем приобретаются в каждом рыболовном магазине.
Да и сам удильник является универсальной основой как для поплавочной, так и донной ловли любых видов рыбы, для чего достаточно произвести с оснасткой несложные манипуляции, исключая или дополняя определённые составляющие.
Недостатки бортовой удочки
Бортовая удочка не глядя на множество преимуществ имеет и существенные недостатки. Это выражается в отсутствии дальнобойности подачи приманок, которая всё-таки иногда требуется даже при добыче рыбы с лодок, а ввиду малой длины удочки и сложностей с надёжностью вываживания рыбы, ведь короткий хлыст сильно снижает возможность манёвренности снастью при ощутимом сопротивлении трофея. Миниатюрность удочки и низкий тест бланка ограничивает массу подаваемой в зону лова приманки и прикормки в подкормочных приспособлениях. Применение в рыбалке нескольких удочек одновременно осложнено контролем за поклёвками, особенно при использовании донных монтажей, и снасти нуждаются в специальных приспособлениях для надёжного их крепления на бортах лодки.
Заводские варианты удилищ
Производители редко выпускают специализированные удилища для ловли с лодки, и чаще всего подбирать остов снасти приходится из существующих модельных рядов поплавочных телескопических удилищ малых длин и снастей, предназначенных для зимней ловли со льда. Благо выбора в наши дни в достатке, что среди дорогих элитарных брендов, что и с более дешёвых вариантов по большей мере китайских производителей.
Важно! Ввиду низких требований к массе бортовые удилища довольно практичны и надёжны в стеклопластиковом варианте летней телескопической удочки в три, четыре колена длиной до трёх метров. Из зимней ловли в бортовку легко трансформировать зимний спиннинг длиной от 0,6 до 1 метра, предназначенный для подлёдного блеснения и лова на балансиры и зимние воблера типа раттлин.
Такой остов из углепластикового или композитного материала даёт возможности ведения более чувствительной ловли на тонкие оснастки, в чём в большей мере нуждается процесс донной ловли. Подобранную снасть доукомплектовывают безынерционной катушкой и пропускными кольцами, впоследствии ставя нужный под условия охоты монтаж.
Самостоятельное изготовление бортовок
Навык ведения рыбалки с лодки нарабатывается каждым рыболовом со своими определёнными методами и секретами, что в итоге ложится в общую копилку богатого рыболовного опыта. И большим открытием не станет тот факт, что самодельные бортовые удилища обеспечивают наилучшие индивидуальные условия ловли.
Изготавливая снасть именно под свои потребности, рыболов учтёт и удобства рукояти под свою руку, и подберёт тот материал бланка и его эффективную длину, которые, на его взгляд, наиболее точно смогут передать сигнал поклёвки и дать гарантии успешного вываживания трофея. На самом же деле бортовые удочки своими руками смастерить не так уж и сложно, да и с уверенностью можно утверждать, что самодельный продукт будет в своей комплектации намного бюджетней специализированного бортового удилища, от какого-то бы не было производителя. Об алгоритме самостоятельной сборки снасти, о необходимых для этого материалах и рыболовных аксессуарах нужных для комплектации бортовки порассуждаем конкретней, в дальнейшем материале статьи.
Рукоятка
Рукоятка один из значимых элементов снасти, которая обеспечивает эргономичность использования изделия и даёт возможности к качественному и надёжному креплению катушки. К тому же именно эта часть бортовки должна обеспечить её плавучесть, что необходимо для данного типа снастей. Ведь вероятность у бортовки оказаться вне лодки и пойти ко дну гораздо выше, чем у ловчего оборудования, обеспечивающего ведение рыболовных сессий с берега.
Важно! Изготовление рукоятки предусматривают из лёгкого и плавучего материала, и одним из наилучших и комфортных для тактильных ощущений материалом является натуральная пробка.
Под этот элемент сгодятся бутылочные пробки. В них лишь нужно просверлить на всю длину горизонта отверстие и насадив на сталистую проволоку диаметром от 3 до 5 мм склеить в торцах между собой. Каркас из сталистой и упругой проволоки является и надёжным остовом для дальнейшего монтажа катушки и бланка удилища.
Крепление катушки
Для бортовки могут быть применимы как инерционные, так и безынерционные катушки, а в некоторых случаях в качестве хранения лески сгодится и обычное мотовило. На какой бы тип аксессуара ни лёг выбор рыболова, он должен быть надёжно сочленён с рукоятью удилища и быть гармоничным по своему размеру и весу со снастью. Инерционные катушки с размером барабана до 10 см в диаметре и наиболее мелкие безынерционные их варианты наиболее подходящие кандидаты стать составляющей удочки для лова с лодки. Малые габариты удилища позволяют соединять катушки и бланки не разборно, на глухую. Для этого подойдёт метод склеивания, заклёпочного соединения, спаивания, если стоит надобность соединения металлической ноги катушки и стального остова снасти. Одним из способов сборки может служить и присоединение при помощи изоляционной ленты.
Важно! При варианте соединения изолентой нужно учитывать, что со временем от воздействия воды и солнца этот материал теряет свои качества и, возможно, самопроизвольное рассоединение элементов удилища.
Хлыст
Хлыстик удочки можно подобрать из вышедшего со строя берегового удилища, соединив последнее колено болонской снасти с рукоятью бортовки. Но намного чувствительней ловля рыбы бортовыми удочками при конструкции хлыста из квивертипа фидерного удилища. Эту часть оснастки можно отдельно приобрести в рыболовном магазине, подобрав под свои условия лова нужный тестовый параметр и строй. Удобства именно этого способа ещё и дают преимущества уже в имеющейся оснастке хлыста заводными кольцами, что упрощает дальнейший сбор конструкции.
В некоторых случаях бланк удочки можно принять из бамбукового колена поплавочного удилища или же специально отобранного и высушенного хлыстика из лозы. Снасть из данных материалов будет грубее стеклопластика или углеволокна, но вполне сгодится для донного лова крупной рыбы.
Кольца
Для удочки данного типа подбирают металлические кольца небольших диаметров с обычными, не усиленными крепёжными ножками. В рабочем состоянии леска не особо нагружает поверхность кольца, и применение дорогих колец с керамическими вкладышами не оправдано дорого для бортовки, да и придаёт снасти лишнюю массу.
Важно! К бланку удочки кольца приклеивают, применяя эпоксидную смолу, или же элементарно заматывают изоляционной лентой с последующим нагревом материала открытым пламенем, что придаёт виткам усиление адгезии и снижает влияние на изоленту воды.
На бланке длиной в метр достаточно иметь три-четыре заводных кольца, что обеспечит комфортное ведение рыбалки и будет препятствовать зацепам в лодке подаваемого в зоны лова монтажа.
Квивертип кивок
Для определения поклёвки на некоторых видах бортовки применяется кивок.
Важно! Сигнализатор проще всего изготовить из лавсана, который нарезают нужными по длине и ширине полосами из обычной полиэтиленовой бутылки.
Для более удобного визуального контроля за поклёвками, сторожок можно изготовить не из прозрачной, а цветной бутылки. Прозрачный же кивок, а особенно его вершинку красят в приметный красный цвет при помощи лака для ногтей или же строительного фломастера, предназначенного для разметки по металлу. Имея же чувствительный хлыстик из графита или углепластика необязательно ловить с кивком. Сам квивертип отлично показывает поклёвку ввиду высокой пластичности материала, что и нужно использовать на практике не загромождая снасть излишним, дублирующим уже имеющийся сторожок аксессуаром.
Оснастка бортовой удочки
Оснастка бортовой удочки может быть собрана по принципу поплавочной снасти. По большей мере для поплавочных оснасток применима схема болонского удилища.
Читайте также о ловле леща на бортовую удочку и оснастки снасти разными способами.
Безынерционная катушка заполняется монофильной леской, на окончании которой монтируют поплавок с нужной огрузкой и поводок с крючком, размеры которых зависят от условий ловли. Донные монтажи собираются по принципу фидерной ловли с использованием кормушек и по аналогии с закидушкой, когда используют лишь грузило и поводок с крючком.
Разновидностью донного способа добычи рыбы является популярная среди лещатников ловля на кольцо с лодки. Также эффективна охота на течении бортовками по принципу летней кивковой ловли, когда в качестве приманки используют всевозможные мормышки. Охота за хищником по методу лова в отвес, с использованием приманок в виде балансиров и вертикальных блёсен, также часто практикуется рыболовами с применением бортовых удилищ.
Ловля на фидер с лодки
Большинство любителей фидера привыкли рыбачить с берега, но если есть возможность попробовать ловить на такую снасть с лодки не стоит пренебрегать ею. Ловля на фидер с лодки дает некоторые преимущества и может подарить рыболову новые впечатления от рыбалки. Сразу скажем, что описанные рекомендации это личный опыт, которым мы хотим поделиться, а Вам уже решать по своему видению как лучше наладить процесс рыбалки, используя плавсредства.
Многие рыболовы слышали или сами ловили способом «на кольцо» с лодки.
Такой метод очень продуктивен и прост, но использование именно фидера и небольших кормушек делает рыбалку на наш взгляд более интересной и «живой».
Преимущества и недостатки рыбалки с лодки
Давайте рассмотрим основные характеристики фидерной рыбалки на реке с лодки ее достоинства и недостатки.
- Минимальное время, затраченное на заброс и подтягивание снасти. Это первое на что обращают внимание рыболовы на лодке. Действительно чаще всего приходится забрасывать кормушку рядом с собой, и ни какие дальние или сверхдальние забросы делать не приходиться. А это уменьшение затраченного времени и повышение эффективности прикармливания.
- Так как кормушку приходится забрасывать возле себя, а иногда и вообще буквально «класть» в нескольких метрах, то повышается точность заброса, а следовательно, и прикормка будет сконцентрирована в одном месте.
- За счет более динамичного лова с лодки, чем на берегу, можно за одно и тоже время испытать большее количество сочетаний прикормок, насадок, ароматизаторов, попробовать различные оснастки и поводки, в случае необходимости, обловить разные перспективные места на водоеме. Все это делает рыбалку более эффективной в плане сбора информации и накопления опыта.
- Свободное передвижение на лодке по водоему позволяет лучше его изучить и даже ловить там, куда с берега будет просто невозможно закинуть снасть. А при наличии эхолота, можно составить для себя подробную карту рельефа дна.
- Можно забрасывать фидер в разные стороны от лодки, облавливая значительно большую акваторию чем с берега.
- При поимке рыбы, особенно крупной, ее легче вываживать и подвести к подсаку (не мешает растительность, коряжник и т.д. как это не редко бывает на берегу).
Недостатки можно разделить на две группы:
- Главный недостаток – это неудобство долгого нахождения в самой лодке. Поначалу все как будто хорошо: сидишь, покачиваясь на волнах, все рядом, заброс делаешь рядом, не ищешь места на берегу и имеешь большую свободу передвижения. Но проходит несколько часов и начинается сказываться недостаток движения или банальное – отсутствие туалета. Хорошо если лодка деревянная, она устойчивей резиновой. На твердом дне, при отсутствии качки, можно немного постоять и размяться. Но все равно, на лодке комфортно находиться до 8-ми часов максимум. После этого времени уже очень хочется на берег размять ноги, покушать, да и просто походить. Много вещей с собой на борт не возьмешь, придется жертвовать некоторой одеждой или снастями. А это не всегда удобно, так как нередко может понадобиться то, что долгое время было не нужным, а возвращаться на берег с прикормленной точки ой как не хочется. Плюс нехватка места и связанные с этим неудобства. К примеру, в случае перехлеста шнура или лески за вершинку не получится как на берегу поставить фидер на стойки подойти к шнуру и распутать его. Тут уже нужно действовать по-другому. Ставим фидер вдоль лодки и передвигаем его назад, чтобы катушка лишний раз не окуналась в воду, а вершинка оказалась в поле нашей досягаемости. И таких «мелочей» много, для некоторых рыболов они и вовсе становятся критическими и не позволяют использовать фидер (с которым по их словам много «возни») на лодке.
- При сильном ветре, течении или его перемене не так просто удержать плавсредство на одном месте. Это делает трудным наблюдение за вершинкой, а сам процесс рыбалки не очень приятным, а часто и просто не возможным.
Вот, уже вырисовывается общая картина такой рыбалки. Теперь поговорим о некоторых вещах подробней.
Снасти лучше собрать на берегу. Если на лодке придется поменять оснастку фидера, поводок или кормушку то не будет проблем, но вот если нужно заменить вершинку или собрать другой фидер, то придется затратить лишнее время.
С лодки можно использовать тот же фидер что и на берегу. Многие тут возразят и скажут, что лучше брать с собой пикер или даже бортовую удочку. Не будем спорить. Если есть то берите, но можно и на берегу и на лодке ловить фидером длиной 3.6 метра или 3.9 и не испытывать никакого чувства «неполноценности». Более того длинное удилище больше помогает при вываживании рыбы, а крупный карп или лещ очень любят увидев якорную веревку, устремится к ней и сделать несколько оборотов вокруг. Вот тут-то более длинное удилище и поможет лучше проконтролировать сильную рыбу.
Итак, лодочный фидер подойдет со стандартной «сухопутной» длиной, если есть более короткий, то пожалуйста, можно использовать и его, с ним даже будет легче в тесной лодке. При этом важно чтобы у фидера был гибкий бланк. На лодке лучше использовать «мягкие» фидеры, их гибкость меньше будет позволять кормушке подпрыгивать в такт с лодкой, раскачивающейся на волнах.
Так как ловля будет идти на коротких дистанциях то можно использовать монолеску и катушку с небольшим диаметром шпули. Оснастка бортового фидера самая обычная: патерностер или несимметричная петля, длину поводка для выбираем в зависимости от течения, интенсивности клёва и своих убеждений (обычно это 50-100см.).
Прикормку можно замешать на берегу или уже в лодке, в любом случае главное все взять с собой, чтобы не возвращаться за какой-нибудь мелочью.
При ловле на фидер с берега один из самых главных этапов – это изучение дна и выбор перспективной точки для прикармливания. При ловле с лодки самое главное – это хорошо поставить лодку, чтобы ее не носило из стороны в сторону и наше прикармливание было эффективным. Здесь главные помехи это течение и ветер. Причем они могут заметно меняться на протяжении дня, что делает такую рыбалку еще более «интересной». Но конечный результат оправдает наши старания после надежной установки лодки, тем более что делать это не очень сложно.
При ловле фидером с лодки на течении, плавсредство лучше ставить в растяжку по течению. Мы делаем так: ставим лодку в подходящем месте и бросаем тяжелый носовой якорь. Отплываем по течению (или ждем пока просто снесет) на метров 10-20 (зависит от глубины водоема), стравливая якорный шнур. Бросаем кормовой якорь назад на несколько метров, или подгребаем вперед по течению, подтягивая веревку носового якоря. Задний якорь должен находиться от лодки на несколько метров. В таком положении лодка будет хорошо стоять по течению и немного «играть» при сильном боковом ветре. Если ловить вдвоем в таком положении, то удается создавать прикормочный шлейф на одной линии, тем самым повышая эффективность прикармливания. Второй вариант, это поставить лодку поперек течению, так как показано на рисунке.
Как рыбачить с лодки на фидер на реке
Теперь о том, куда бросать кормушку. Мы уже подробно описывали процесс изучения дна с помощью фидера и говорили, что ловить лучше на перепадах глубин и на местах где дно неровное. Но вот при использовании лодки без эхолота, таким поиском можно не заниматься. Странно? Непривычно? Да. Но работает. Каждый рыболов знает примерное расположение от берега бровок, вот приблизительно на них стоит и «устанавливать» лодку. Можно вообще стать на русле, практически посредине реки и ловить, причем успешно. Конечно это не при «бешенном» течении, когда срывает даже тяжелые кормушки (при таких условиях и лодку будет тащить), а при нормальных условиях на месте где нет бровок можно ловить очень хорошо.
Интенсивный прикорм, который позволяет сделать небольшая дистанция заброса, отлично собирает самую разнообразную рыбу к нашей оснастке. А как же задерживается корм на месте при отсутствии неровностей? – спросите вы. Здесь трудно ответить, но скорее всего дно не такое уж и гладкое, как мы себе представляем, на нем всегда есть то, за что может зацепиться прикормка и удержать рыбу на месте. Небольшая длина лески, которая находится в воде, не сильно тянет кормушку, а практически перпендикулярный фидер к леске отлично и без бровки удерживает её на месте.
Если есть эхолот, то тут уже другой подход. Если есть необходимость, сначала изучаем водоем на выбранном участке, а потом устанавливаем лодку рядом с перспективным местом. Причем при глубине более 8-10 метров и мутной воде, рыба практически не реагирует на лодку и можно вставать на якорь практически вплотную к выбранному месту. Без эхолота чисто визуальным путем тоже можно определить хорошее место для заброса среди растительности, коряг или по водоворотам на поверхности воды. Здесь уже нужно использовать свой опыт и знания в зависимости от местности.
Сам процесс ловли не сильно отличается от «берегового» способа. Заметим еще, что прикормку в кормушке не стоит излишне прессовать. При таких незначительных дистанциях заброса вы сами сможете убедиться, что «хорошо» забитая кормушка не будет вымываться полностью даже через 10-15 минут после заброса. Все дело в том, что при ловле с берега, в процессе подтягивания, кормушка цепляется за бровки, неровности на дне, ракушки, проходит не один десяток метров под водой и приходит к рыболову пустая, что ошибочно является признаком оптимальной плотной прикормки. С лодки, можно намного лучше опытным путем узнать, какая плотность прикормки необходима. Кормушка с прикормкой и без, отлично чувствуется по весу, что помогает значительно увеличить эффективность прикармливания.
Пожалуйста, делитесь в комментариях своим опытом с другими рыболовами.
Полезное видео про ловлю с лодки: