Женские имена богов
Список имен богинь
Аврора – богиня утренней зари
Артемида – богиня охоты
Астрея – богиня справедливости
Афродита – богиня любви и красоты
Беллона – богиня войны
Венера – богиня красоты и любви
Веста – богиня домашнего очага
Геба – богиня вечной юности; она подносила на Олимпе богам их напиток – нектар
Гела – богиня смерти
Гера – старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, покровительница брака,
помощница при родах
Гестия – богиня домашнего очага
Гея – богиня земли. Дала жизнь всем богам и всему живущему
Грации – три богини красоты
Дафна – нимфа, спасавшаяся от преследований бога Аполлона и превращенная
своей матерью в лавровое дерево
Диана – богиня охоты
Диона – мать Афродиты
Европа – дочь Феникса и Перимеды, похищена Зевсом и родила от него сыновей
Миноса и Радаманта
Елена – дочь Зевса и Леды, жена Менелая, похищение которой Парисом вызвало
троянскую войну
Зинаида – рожденная Зевсом, из рода Зевса
Злата – богиня Зари
Идофея – дочь Протея, богиня моря
Изида – богиня жизни, плодородия и материнства, которую почитали также и в Риме
Илифия – дочь Зевса и Геры, богиня, помогающая роженицам Ирида – внучка
Океана и Геи, богиня радуги Калипсо
Калипса – дочь Атланта, нимфа острова Огигии, семь лет державшая Одиссея в
плену
Кассандра – дочь троянского царя Приама и Гекубы, прорицательница. После взятия
Трои досталась в награду Агамемнону и была убита вместе с ним Клитемнестрой и
Эгистом
Кера – крылатая богиня смерти, схатывающая душу умирающего человека в момент,
когда она покидает тело
Лада – богиня Луны, покровительница любви и семейного счастья Леля (слав.) –
богиня молодости
Леда – дочь этолийского царя Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать
Кастора, Клитемнестры. От Зевса она родила Елену и Полидевка Лидия – область на
западном берегу Малой Азии
Майя – нимфа гор, дочь Атланта, мать Гермеса
Мара – покровительница магии, дух Смерти
Мегера – одно из божеств ада в античной мифологии, богиня мщения
Мельпомена – дочь Зевса и Мнемозины, муза трагедии и печальной песни
Минерва – богиня мудрости
Мнемозина – дочь Урана и Геи, богиня памяти, мать девяти муз
Немезида – богиня, олицетворявшая судьбу, справедливость и мщение
Ника – имя богини победы
Никса – в германской мифологии – водяной дух
Нимфодора – дар нимфы
Нимфы – юные богини, олицетворявшие явления природы. Различались нимфы
морской воды (нереиды), источников и рек (наяды), долин (напеи), гор (ореады),
лесов (алсеиды), деревьев (дриады) Оры – богини времен года
Парки – в римской мифологии богини судьбы
Пенелопа – дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. В нарицательном значении
– верная жена
Поликсена – дочь царя Приама и Текубы
Психея – дочь Гелиоса, возлюбленная Эроса. Олицетворение человеческой души
Помона – богиня плодов
Рея – дочь Урана и Геи, сестра и жена Крона, мать Зевса, Посейдона, Аида, Гестии,
Деметры и Геры
Селена – богиня ночного неба, олицетворение Луны, дочь Гипериона и Фейи, сестра
Гелиоса и Эос
Семирамида – вавилонская царица, прославившаяся украшением города Вавилона и
созданием висячих садов
Серафима – огненный ангел Сирены – кровожадные птицы с женскими головами,
пленительным пением привлекавшие мореходов, которых они убивали и пожирали
Терпсихора – муза танцев и хорового пения
Тизифона – богиня мщения
Ундина – волна, в германской мифологии – русалка
Урания – муза астрономии
Федра – жена Тезея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и покончившая с
собой, когда он отверг ее любовь
Фемида (в римской мифологии – Юстиция) – дочь Урана и Геи, богиня правосудия
Фетида – морская богиня, мать Ахиллеса
Флора – богиня весны, цветов и юности
Фетида – богиня моря, дочь Нерея, мать Ахиллеса
Фортуна – богиня судьбы, удачи, счастливого случая
Фурии – богини мщения
Харита – у древних греков хариты – богини радости, любви, красоты
Хриса – мифический остров, на котором находилось святилище Аполлона
Церера – богиня земледелия и плодородия Циана – василек
Цирцея – дочь Гелиоса и океаниды Персы, злая волшебница, властительница
острова Эи, обольстительница Цитера – богиня любви и красоты Эвридика – нимфа,
жена Орфея
Эвмениды – богини-мстительницы, соответствующие фуриям в римской мифологии
Эгида – щит с изображением головы Горгоны, повергающим людей в ужас. Его
носили Зевс, Афина и Аполлон Эгина – нимфа, дочь Асона, родившая от Зевса Эака
Эллада (Геллада) – Греция в целом
Эолия – легендарный плавучий остров, на котором обитают ветры, окруженный
высокой медной стеной
Эос (в римской мифологии – Аврора) – дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и
Селены, богиня утренней зари Эрата,
Эрато – муза лирической, любовной поэзии
Эхо – нимфа, из-за безнадежной любви к юноше Нарциссу потерявшая телесный
облик и превратившаяся в невидимое существо, повторяющее чужие слова
Юнона – покровительница брака и семьи, помощница при родах
Боги и духи охотников Сибири и севера России
Бог-то бог, да сам не будь плох (Русская пословица)
Много разных народов населяют огромные пространства Сибири и Севера России. Многообразен, богат и суров этот край по своим природным условиям; богат и мир диких животных. Нет ни одного народа, который бы не занимался охотой и рыболовством, как нет и такого народа, который бы не имел своих богов и духов охоты, рыбалки, помогающих охотникам в их трудной борьбе за выживание в этих суровых краях. И надо сказать, что они помогают охотникам, но при этом любят, чтобы к ним тоже относились благожелательно.
Так, у обских угров, манси и хантов верховным божеством –богом неба –является Нуми-Торум. Это величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, он живет в большом доме на «седьмом небе». Дом его полон богатств, есть даже сосуды с живой и мертвой водой. За всем происходящим на земле он следит в отверстие на полу. Нуми-Торум научил людей охоте и рыбной ловле; он регулирует отношения между людьми и медведями, устанавливает продолжительность жизни человека, управляет погодой. Он не нуждается в подарках и подношениях со стороны охотников.
Многие народы Сибири и Севера нашей страны почитают своими богами зверей и птиц, на которых охотятся. Народ манси некоторых животных (реже –деревья), а иногда и камни считает священными. Медведь –священное животное. Он является сыном бога Торума. У манси медведь (Консыг-ойка) –когтистый старик. Медведица родила и первую женщину –Пор. Медведицу убили охотники и взяли Пор с собой. Мать перед смертью завещала девочке соблюдать обряды почитания медведя. Так медведь стал покровителем манси. От него они получили огонь и лук. Священным животным считается медведь и у обских угров, кетов, нивхов, эвенков, ненцев. И еще: человек, которого задрал медведь, считался грешником. Из рыб священным считается налим, которого они успешно ловят и употребляют в пищу.
Из птиц богом почитается стерх. Это большой, красивый белый журавль; его клюв, ноги и голая часть головы красные. Птица очень редкая и скрытная. В одном из очерков о путешествии по притоку Оби –Северной Сосьве В. Бианки так описывает танец стерха перед своей избранницей: «Чуть приспустил крылья и пошел, пошел, меленько-меленько перебирая длинными как ходули ногами. Остановился, согнув ноги, и отвесил глубокий поклон до земли носом. Вдруг весь подобрался, гордо задрал голову и пошел вышагивать на прямых ногах, в такт каждому своему шагу ударяя крыльями по воздуху. Быстрей и быстрей, и уже не идет, а подпрыгивает, кланяется, кружится –и вдруг снова щепоточкой семенит, подобрав шатром распущенные хвост и крылья». Действительно, танцует стерх перед своей подругой, как бог. Богом и считается.
Если охотник манси поймает стерха, то заботится о нем, хорошо кормит и ухаживает. Когда стерх умирает, то охотник делает из него чучело и поклоняется ему.
Есть у охотников манси и богиня охоты. Это дочь грозного лесного бога. Она считает всех зверей своей собственностью и любит покататься на лодке с охотниками, обещая им удачную охоту, но если охотники не берут ее в лодку, то удачи не будет. Охотники же боятся брать ее в лодку, так как у нее одна нога человеческая, а другая лосиная, и она может пробить дно лодки своим лосиным копытом.
Властителем вод и водных богатств у манси является Вит-Кан. Он наделяет людей рыбой. Вит-Кан живет посреди моря во дворце из золота и серебра с женой Мараке и имеет 7 сыновей и 7 дочерей, которые обитают в глуби водоворотов.
Буряты, тувинцы, монголы божеством охоты считают Манахана. Он появляется в облике человека очень высокого роста. Он бог земли и пространств, владыка лесов и диких животных, которые являются его «скотом». К нему обращаются охотники с просьбами об удачной охоте. Манахан богат –все его тело из серебра. Он щедр к охотникам, благодетельный и высокочтимый бог.
Высшими небесными существами у бурят почитаются тенгри. Всего их 99. Дети тенгри –ханы и нойоны. Они тоже божества, но не высшие. Например, хан Улан-Зала –хозяин порожистых рек, а Хото –хозяин о. Ольхон, Уха Лосон –хозяин водной стихии. У него есть помощники: Гокши-нойон –покровитель рыбной ловли способом лучения, а Гульмеши-нойон –покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода. Хозяином лесов является дух Орболи Сатан-нойон. Это старик огромного роста. Ездит на лосе, богат, властвует над животными и растениями, владеет лосиными и оленьими стадами.
У тунгусских охотников почитается дух Мусун. Он хозяин охотничьих угодий. Чтобы заслужить его благосклонность, надо его одарять чем-либо: щепоткой табака, спичками, кусочком мяса, каплей вина.
У тунгусов же есть легенда о том, что охотник Хэглун гнался на лыжах за лосем, и в результате этой погони его лыжный след стал Млечным путем, а сам охотник и лось –созвездием Большой Медведицы.
У ительменов хозяином земных зверей является Пилячуч –маленький человек, живущий в облаках. Он носит росомашью парку и ездит на птицах, в основном на куропатках. Коряки и чукчи его называют его Писвусъын, но он путешествует на коршунах или мышах. Его власть распространяется и на морских зверей. Чукчи называют его Кереткун. У него черное лицо, одежда из кишок морских животных, питается он трупами утопленников, но охраняет людей от злых духов.
У сибирских татар хозяином леса – духом считается Пицен. Он приносит и удачу, и зло охотникам. Представляется в образе человека-старца. У него длинный посох и котомка за плечами. Живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает лошадям гривы. Может завести охотника в лесные дебри. В образе женщины встречает его в лесу и вступает с ним в связь. Однажды один охотник вернулся с охоты и вместо красавицы-жены увидел страшилище с клыками; из распущенных волос страшилище вытаскивало ящериц и поедало их. Охотник в ужасе крикнул, и все исчезло –и жена, и богатство.
У казанских татар, башкир, тувинцев и алтайцев злым демоном, связанным с водной стихией, является Албасты. Албасты обычно выглядит уродливой женщиной с длинными распущенными волосами и длинными грудями, которые она закидывает за спину. Тувинцы считают, что Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня. Сибирские татары считают, что на руках у Албасты имеются длинные когти. Она обитает вблизи рек, озер, и люди видят ее, когда она расчесывает свои длинные волосы. Албасты может наслать на человека болезнь, ночные кошмары, навредить роженицам. Она любит лошадей, по ночам ездит на них и заплетает им гривы. Может вступить в половую связь с охотником. Сожительствуя с ним, посылает охотнику удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от ребер.
Айраты, алтайцы, тувинцы чудесным, почти божественным, охотником-лучником считают Эрхий-Мергена. Он сбивал выстрелами из лука лишние солнца, но однажды промазал, и бог превратил его в сурка. Бог предоставляет ему возможность пострелять по звездам (заранее спрятав одну звезду). Эрхий стреляет, сбивает все звезды, но бог ставит на место спрятанную звезду и объявляет о том, что Эрхий дал промах, и оставляет его степным сурком. В данном случае охотник в нравственном плане ставится выше бога.
Народ коми почитает одинокого охотника в виде великана и человека необычайной силы –Ворсу. У Ворсы мохнатые уши. Он любит воровать у охотников дичь, но всегда поможет охотнику, если тот превзойдет его хитростью. Ворса вызывает охотников на соревнование в силе. Одолеть его можно только одним способом: нужно повернуться к нему спиной, наклониться и выстрелить, зажав ружье между ног.
У карелов мудрый старец Вяйнямейнен сотворил мир, изготовил первую сеть для рыбной ловли и построил первую лодку. От богини Хийм зависит удача на охоте, от Веден-эмы –в рыбной ловле, Ниркес считается покровителем охоты на белок, Хатавайнен –на зайцев.
Удача в рыбной ловле у саамов зависит от богини Аккрува –женщины с рыбьим хвостом. Саамы чтят как своего родоначальника оленя-оборотня Мяндаша. В доме (веже) он –человек, вне вежи –олень. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук и запретил охоту на важенок. Там, где водятся стада оленей, Мяндаш как примету оставляет для людей олений рог. Саамы в жертву Мяндашу приносят оленя, укладывают рога возле жилья, что должно обеспечить удачную охоту. После трапезы кости оленя накрывают шкурой –охотники верят, что олень вновь живым вернется на землю.
Кеты (енисейские остяки) чтят покровителя и хозяина лесных зверей Кайгуся, который принял облик медведя и хотел жениться на дочери охотника. Но охотнику он является в виде молодой женщины (хозяйки дичи, убитой охотником), становится его женой, приносит охотнику удачу. Чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны строго соблюдать промысловые правила и обряды: не причинять боли промысловым животным, очищать окуриванием свои снасти, сохранять шкурки необычного цвета, соблюдать сроки охоты.
Почитается у кетов и другой персонаж –Койотбыль. Он –сын мужчины и медведицы. Медведица нашла его отца мертвым в берлоге и оживила его.
Якуты почитают божество Норулуйа, который способствует размножению собак и лисиц. Бай Байанай (всем богатый богач) –дух, хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Это веселый, шумливый старик с седыми волосами. Живет он в лесу. Богат мехами. У него 11 братьев и сестер. Перед началом охоты якуты приносили ему жертву, а на охоте кормили его. Если охота была неудачной, то Байаная снова призывали и приносили новую жертву. Жертвоприношение делали и в случае хорошей добычи.
Надо сказать, что боги и духи охотников Сибири и Севера очень скромны, любят охотников, не требуют с охотников большой дани и заботятся о сохранении животного мира, а иногда и наказывают охотников за нарушения правил охоты.