Бог охоты у мусульман

О правилах охоты в исламе

Каковы правила охоты в исламе?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Раньше многие арабы и различные народы жили за счет охоты. Поэтому в Коране и сунне уделено место этому вопросу. Мусульманские же законоведы посвящали этой теме специальные главы, где разъясняли, что разрешено (халял) на охоте и что запрещено (харам), что обязательно и что желательно. Поскольку многие животные и птицы, мясо которых пригодно в пищу, являются дикими и недоступны человеку, подобно домашним, на них не возлагаются те условия закалывания, что на домашних животных (резать в области горла или верхней части груди). Достаточно небольших усилий для закалывания дичи, какие позволяют обстоятельства охоты. Люди всегда следовали своим правилам во время охоты, и Ислам не препятствовал тому, что естественно и общепринято, но он всего лишь устанавливает некоторые условия для проведения охоты, приводит ее, как и все другие дела мусульман, в соответствие с общими принципами веры. Одни из этих условий относятся к охотнику, другие к дичи, а третьи — к орудию охоты. Все эти правила касаются наземной охоты, относительно же ловли на воде Аллах разрешает все без ограничений, как уже былo упомянуто ранее:

«Дозволено вам ловить морскую тварь и [другую морскую] еду» (Коран, 5:96).

Требования, предъявляемые к охотнику

Читайте также:  Охота с карабином вепрь 123

Требования, предъявляемые к охотнику, те же, что и к мясникy: он должен быть мусульманином, или представителем людей Писания, или равным по положению людям Писания, как зороастрийцы и сабеи. Ислам учит, что охотник не должен охотиться ради забавы, лишая животного жизни без намерения съесть его или использовать на другие благие нужды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если кто-то убьет воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День: «О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды» (Передано ан-Насаи и Ибн Хиббаном в его сборнике «Сахих»).

В другом хадисе:

«Того, кто убьет воробья или более крупную живность без права, Аллах призовет к ответу в Судный День». Слушатели спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия (оправдывающие охоту)?» Он ответил: «Чтобы охотник заколол добычу и съел, а не для того, чтобы отрубить голову (добыче) и выбросить» (Передано ан-Насаи и аль-Хакимом).

Другим условием охоты является то, что мусульманин не должен находиться в состоянии ихрама (ихрам — это состояние мусульманина, совершающего хадж или умру), поскольку в это время он пребывает в состоянии полного миролюбия и умиротворенности, которое распространяется и на окружающих его животных и птиц. Даже если какая-то дичь появится прямо перед ним и он может без особых усилий поразить ее, ему запрещено это делать. Это испытание, воспитывающее у верующего силу воли и терпение. Как говорит Всевышний Аллах:

«О вы, которые уверовали! Конечно, Аллах будет испытывать вас добычей, которую получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать, кто боится Его втайне. А кто преступит после этого, тому — болезненное наказание. О вы, которые уверовали! Не убивайте дичи, когда вы в ихраме» (Коран, 5: 94,95).

«Но запрещена вам охота на суше, пока вы в ихраме» (Коран, 5: 96). «…не дозволена вам охота, когда вы в ихраме» (Коран, 5:1).

Требования, предъявляемые к дичи

Требованием, предъявляемым к дичи, является то, что это должно быть животное, над которым человек не в силах совершить закалывание, как это предписано, — в горло или в верхнюю часть груди. Если же человек может совершить такое закалывание, то он должен сделать это, так как такое действие (закалывание) является принципиальным. Точно так же, если кто-то пустит стрелу в добычу или охотничья собака схватит ее, то охотник, подойдя к добыче, в которой еще теплится жизнь, должен заколоть ее, перерезав горло. Однако, если охотник не уверен, жива ли дичь, нет на нем греха, если он не заколет ее. Передают аль-Бухари и Муслим, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда вы пускаете собаку на добычу, произнесите имя Аллаха. Если она поймает дичь и вы подойдете к ней, пока она еще жива, то заколите ее (перерезанием горла)».

Требования, предъявляемые к орудиям охоты

Орудия охоты могут быть двух видов:

1. Поражающее орудие типа стрелы, сабли и копья, как указывается в аяте:

« . охотиться на добычу руками и копьями . » (Коран, 5:94).

2. Животные, обученные охоте, такие как собака, гепард или хищные птицы, как сокол и ястреб. Всевышний Аллах говорит:

«Отвечай: «Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас»» (Коран, 5:4).

Охота с использованием оружия

Охота с оружием обуславливается двумя положениями. Должно наноситься проникающее ранение, в результате которого гибнет дичь, но недопустимо умерщвлять путем придавливания. Адий Ибн Хатим спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о дичи, убитой оружием (мирад). Он сказал:

«Если вы пронзите дичь орудием, то ешьте ее, а если поцарапаете (вследствие чего она умрет), то оставьте ее (не ешьте)» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

Этот хадис является доказательством того, что прием в пищу дичи разрешен лишь в случае, если тело дичи пронзено, даже если гибель была тяжелой. Соответственно, дичь, убитая из ружья, пистолета или другого огнестрельного оружия, является разрешенной, так как пуля поражает тело сильнее, чем стрела, копье или сабля. Имам Ахмад передал следующий хадис:

«Не ешь того, что убито при помощи бандука (ядро), а ешьте только заколотое».

А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Ибн Умара, животное, убитое бандуком, то же самое, что убитое ударом (мертвечина). Следует заметить, что под бандуком здесь подразумевается высохшее глиняное ядро для метания.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также запретил во время охоты метать камни, он говорит:

«Это (метание камня) не будет считаться у вас охотой, и вы не поразите этим врага, а только выбьете зуб или глаз (покалечите)» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

Необходимо, чтобы было упомянуто имя Аллаха во время применения орудия охоты, как Пророк (Мир ему) научил Адий Ибн Хатима. Переданный им хадис является основным в этом разделе.

Охота с помощью собак и других животных

Во время охоты, к примеру, с собакой или соколом требуется следующее: во-первых, животное должно быть обучено; во-вторых, оно должно ловить дичь для своего хозяина, как указано в Коране, а не для себя; в-третьих, следует упомянуть имя Аллаха, посылая за дичью охотничье животное. Об основах этих условий говорит аят:

«Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: «Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас, но только поминайте над этим [дичью] имя Аллаха . »» (Коран, 5:4).

1. Под понятием дрессировки понимается то, что человек приручает охотничье животное подчиняться своему хозяину: бежать или следовать за ним и выполнять все его команды. У законоведов имеются некоторые расхождения в определении условий (дрессировки). Но главное, чтобы охотничье животное было выдрессировано по обычаю людей.

2. Поймать дичь для своего хозяина означает, что обученное животное не станет есть пойманную дичь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если вы пустите свою собаку за дичью и она съест часть дичи, не ешьте ее, так как собака поймала ее для себя. Но если вы пустили собаку и она, убив дичь, не тронула ее, то ешьте, так как собака поймала дичь для своего хозяина» (Передано Ахмадом и также имеется у аль-Бухари и Муслима).

Некоторые законоведы делают различие между охотничьими животными, такими как собака, и охотничьими птицами, такими, как сокол. Они считают, что если дичь, которая была частично съедена птицей, разрешена, то частично съеденная собакой запрещена. Смысл вышеперечисленных двух условий, касающихся дрессировки, заключается в сохранении человеком своего достоинства. Людям непристойно питаться объедками животных. Охотничьи животные призваны служить человеку, быть их орудием на охоте, подобно луку и копью.

3. Упоминание имени Аллаха в момент, когда собака пускается на дичь, подобно упоминанию во время пускания стрелы, метания копья или нанесения удара мечом. Предписание Корана:

«Поминайте над ними имя Aллaxa»

— также имеется в достоверных хадисах, переданных Адием Ибн Хатимом. Обязательность этого условия была продемонстрирована тем фактом, что если рядом с дичью будет обнаружена другая собака, то дичь есть нельзя. Адий спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Что делать, если я пустил свою собаку (на дичь), а рядом с дичью обнаружил другую собаку, и я не знаю, какая из собак поймала дичь? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Не ешь ее, так как, произнеся имя Аллаха над своей собакой, ты не произнес Его над другой» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

Тем не менее, если человек забывает упомянуть имя Аллаха во время использования орудия или охотничьей собаки, он может упомянуть Его во время еды, ибо Аллах прощает забывчивость и ошибки в Своей умме, как об этом разъяснялось в разделе о закалывании. Мы не будем повторяться, разъясняя важность упоминания имени Аллаха над закалываемыми животными, поскольку это было сделано в предшествующем разделе.

Если дичь найдена мертвой

Случается так, что пораженную стрелой дичь находят мертвой спустя несколько дней. В таком случае дичь разрешено употреблять в пищу при следующих условиях:

1. Если она не найдена в воде. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если вы пустите стрелу и найдете дичь убитой, то ешьте ее. Кроме той, что найдена в воде, так как вы не знаете, она умерла от воды или от вашей стрелы» (Передано аль-Бухари и Муслимом).

2. Если на ней нет других следов, ставших причиной смерти, кроме нанесенных вашей стрелой. Адий Ибн Хатим спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Что делать, если я пустил стрелу и нашел дичь, пораженную моей стрелой, на следующий день?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Если ты знаешь, что именно твоя стрела убила ее, и ты не обнаружил на ней следов других зверей, то ешь» (Ат-Тирмизи)

3. Чтобы дичь не начала тухнуть. Здравомыслящий человек брезгует тухлятиной, которая может нанести вред здоровью. В хадисе, переданном Муслимом:

«Если, пустив стрелу, ты найдешь дичь через три дня, то ешь ее, пока она не протухла».

Всевышний Аллах знает лучше.

По материалам книги шейха Юсуфа Карадави «Дозволенное и запрещенное в Исламе».

Об охоте на дичь

‎ قال أبو بكر الدمياطي في كتابه إعانة الطالبين

Известный ученый мазхаба имама аш-Шафии Абу Бакр ад-Димьяти в своей книге «Ианат ат-талибин» сказал:

‎ و الحاصل أن الرمي ببندق الرصاص بواسطة النار حرام مطلقا، إلا أن يكون الرامي حاذقا، ويعلم أنه إنما يصيب جناحه، فلا يحرم. ويؤخذ من العلة المذكورة حل رمي طير كبير لا يقتله البندق المذكور غالبا كالأوز بخلاف صغير

«Запрещено стрелять из огнестрельного оружия (в животное) кроме искусного стрелка, который точно знает, что попадет в крыло [для того чтобы ранить его]. В этом случае охота не запрещена…

Разрешается стрелять по большим птицам, подобно гусям, которые в большинстве случаев от ранения пулей не умирают.

Но стрельба по маленьким птицам, которые чаще всего умирают от одного огнестрельного выстрела, запрещена.

‎ وهذا كله بالنسبة لحل الرمي، وأما بالنسبة لحل المرمي الذي هو الصيد فإنه حرام مطلقا، إلا أن تدرك فيه الحياة المستقرة ويذكى

Это все относительно дозволенности самой стрельбы, а что касается животного (убитой дичи), то его мясо является запретным (харамом), кроме того случая, когда охотник успел зарезать животное, пока оно не находилось при смерти.

‎ وقتل الحيوان عبثا حرام

Убийство животных для забавы запрещено»

[См. «Иаанату ат-Талибин», том 2 стр. 391].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

— Считается дозволенной охота на диких животных ради мяса или же использования его частей (шкуры, костей и т.д.) в быту.

Для ведения охотничьей деятельности необходимо учитывать законы местности.

— По мазхабу имама аш-Шафии охота с огнестрельным оружием не запрещается полностью.

Дозволено стрелять из ружья при условии, если охотник стреляет настолько точно, чтобы только ранить животное или птицу, а не убить его.

— Мясо любого животного, убитого из огнестрельного оружия, запрещено употреблять в пищу. Если пуля попала не в жизненно важный орган, и животное было ранено, а охотник успел его зарезать, пока оно находилось не при смерти, то мясо этого животного дозволено есть. Если было заколото, когда животное находилось уже при смерти от ранения пулей или было убито, то употреблять его мясо в пищу запрещено.

Отдел фетв, Муфтият РД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Охота – это не развлечение

Как мусульманин охотится на животных

Понятие «сайд», что в переводе с арабского означает охота, узаконена в Исламе, на что указывает нам слово Всевышнего:

وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا المائدة2

Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).

Этот аят ограничивает запрет на охоту во время ихрама, т.е. в состоянии выполнения хаджа и указывает на дозволенность охоты после завершения хаджа.

Мудрость дозволенности охоты.

Закалывание животного согласно установленным нормам, охота на них и другие способы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) определил для того, чтобы животное можно было употребить в пищу, входят лишь в категорию поклонения. И эти способы не связаны с какой-либо причиной. Но ищущий может найти мудрость дозволенности закалывания и употребления определённых видов животных и запрета на других. Мудрость дозволенности охоты похожа на мудрость резания в безвыходном положении. Среди животных есть такие, которых Шариат дозволяет употреблять в пищу, но которых очень сложно заколоть согласно нормам Шариата. И поэтому Всевышний облегчил людям, дозволив охоту. И в этом облегчении есть милость и польза для размышляющего человека.

Животные, на которых можно и нельзя охотиться.

Основой в Шариате является дозволенность охоты на разные виды животных. Об этом свидетельствует слово Аллаха:

المائدة2 وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا

Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).

Но есть некоторые исключения:

  1. Охота на животных, мясо которых не дозволяется кушать, которых нельзя убивать и не наносящая вред. Но если охота не нанесёт вреда животному, к примеру, отлов его с помощью сетки, то такая охота не запрещается.
  2. Каждая охота, цель которой — забава и развлечение. И в данном случае не имеет разницы, можно ли мясо данного животного употреблять в пищу или нельзя. Т.е. запрещается тогда, когда человек вышел на охоту, к примеру, на дичь просто ради развлечения.
  3. Охота на животных паломнику в сезон хаджа. Всевышний говорит в Священном Коране:

لَا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ

Смысл: «Вы не убивайте дичь, будучи в ихраме» (тафсиру ибн Аббас).

Так же запрещается охота на территории Харама (город Мекка) и , даже если сам охотник и не является паломником. Доказательством этому является то, что передаёт Бухари в разделе хаджа от ибн Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в день взятия Мекки:

قال رسول الله صلى الله عليه و سلم يوم فتح مكة ( إن هذا البلد حرمه الله لا يعضد شوكة ولا ينفر صيده ولا يلتقط لقطته إلا من عرفها )

Смысл: «Поистине это город, который Аллах сделал запретным. Не рубят там колючих деревьев, не пугают дичь, и не подбирают найденное, кроме как если знаешь хозяина».

Что же касается охоты на животных, мясо которых нельзя кушать, то нет греха паломнику, если они наносят какой-либо вред или если не вредят, цель охоты — поймать его для себя.

Дозволенный способ охоты

Различаются два вида или способа дозволенной охоты:

  1. Охота режущим, наносящим рану орудием, будь оно железом, свинцом, стеклом и др. Свидетельством этому является то, что передает Рафи бин Хадидж (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ما أنهر الدم وذكر اسم الله عليه فكلوه

«То животное, кровь которого пролита с упоминанием имени Аллаха, кушайте» (Бухари — 2356).

Если же то, чем охотятся, будет не острым и животное убито ударом или раздавлено, или сожжено, то его не разрешается кушать.

Если же охотник, охотясь нережущим орудием, не убив, а ранив животное, успеет, пока оно не умрёт заколоть его согласно требованиям Шариата, то такое животное употреблять в пищу можно. Если охотник бросил в животное нож или пустил стрелу, то такое животное употреблять в пищу дозволяется.

  1. Охотиться с помощью обученных хищных животных и птиц, наносящих рану. В таком случае мясо этого животного дозволяется кушать.

К хищным животным можно причислить собаку, тигра, гепарда.

К птицам, наносящим рану, можно причислить сокола и т.д.

Условия дозволенности охоты хищными животными и птицами.

Дозволяется охотиться при помощи хищных животных и птиц при соблюдении нижеследующих условий:

  1. Обученный хищник должен броситься на то животное, на которое вы его направили, а не на другое. Если же, к примеру, охотничья собака по природному инстинкту набросилась на другое животное, то не дозволяется есть его мясо, кроме как закалыванием, соблюдая нормы Шариата.
  2. Охотничье животное должно останавливаться по приказу, на какой бы стадии бега оно не находилось.
  3. Охотничье животное не должно есть пойманную дичь, пока не придёт хозяин, т.е. охотник, который отправлял его. Но если она покушает после того, как принесёт дичь хозяину и уйдёт, то в этом нет вреда.
  4. Вышеперечисленные три условия нужно повторить два и более раз, чтобы утвердилось мнение, что это животное уже обучено и готово к охоте. В этом помогут опытные люди.

Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) разъяснил слово «мукаллябин», встречающееся в аяте Корана: «Это собака, которая исполняет все твои приказы и запреты».

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

إذا أرسلت كلبك المعلم وسميت فأمسك وقتل فكل وإن أكل فلا تأكل فإنما أمسك على نفسه

Смысл: «Когда ты отправишь обученную собаку и произнесёшь Бисмилля и она поймает и убьёт, то кушай. А если же она (собака) покушает что-либо из дичи, то ты не кушай, ибо она поймала эту дичь для себя» ( Бухари, Муслим).

Когда охота на дичь приравнивается закалыванию, а когда не приравнивается?

Если охота будет проведена по Шариату, соблюдая упомянутые условия, то в таком случае ситуацию можно разделить на два случая.

Первый случай, когда охотник настигает дичь до её смерти, т.е. дичь ещё жива.

Второй случай, когда охотник настиг пойманную дичь после её смерти.

В первом случае, когда дичь ещё жива, охотнику следует зарезать её по нормам Шариата. Если же охотник проявил халатность и не зарезал пойманное животное, и оно умерло без шариатского закалывания, то оно считается наджасом, которое не разрешается кушать.

Во втором же случае смерть этой дичи считается правильной с точки зрения Шариата и её кушать можно.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном Бухари, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Салябату на его слова «Я охочусь с обученной собакой» следующее: «Над добычей, на которую ты охотился с обученной собакой, упомяни имя Аллаха и кушай её. То же касается добычи, пойманной необученной собакой, которую ты успел заколоть».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Оцените статью