- Бог один дикая охота
- Один бог скандинавской мифологии
- Символы Одина
- Сыновья Одина
- Один и Вальхалла
- Облики Одина
- Имена Одина
- Дикая Охота Одина
- Один в язычестве
- Руны Одина
- Один и Мёд Поэзии
- Дикая охота Одина
- Содержание
- История
- Содержание мифа
- Предводитель охоты
- Миф в мировой культуре
- В фэнтези
- В музыке
- В играх
- См. также
- Статьи
- Литература
- Смотреть что такое «Дикая охота Одина» в других словарях:
Бог один дикая охота
На высоком деревянном троне восседает владыка миров Один и все приходят к нему за советом, ибо знают, что мудрость его неисчерпаема.
Здравствуй, друг. Меня зовут Гаврилов Кирилл , а это мой «Северный Дневник» — Freinheim . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. В этой записи я просто и понятно расскажу тебе о верховном боге Одине.
Один бог скандинавской мифологии
Один или Вотан — прародитель всех божеств и людей, основатель миров, одноглазый владыка войны и правитель Вальхаллы.
В древние времена вместе со своими братьями Вили и Ве, Один создал новые миры из тела убитого великана Имира. Затем, на берегу моря, боги нашли выброшенные волнами деревья и вырезали из них первых людей Аска и Эмблу. Поэтому Одина называют Всеотцом.
Все божества скандинавской мифологии делятся на два лагеря:
- Асы — воинственные божества, живущие в Асгарде, во главе которых стоит Один.
- Ваны — живущие в Ванахейме божества плодородия, не признавшие Всеотца своим правителем.
Чтобы обрести всеобъемлющую мудрость, Седобородый пожертвовал глазом, чтобы испить из источника мудрости великана Мимира.
Символы Одина
- Вороны Хугин и Мунин — древние птицы каждый день облетают девять миров, а затем рассказывают новости Одину.
- Волки Гери и Фреки — сильные северные волки, постоянные спутники владыки в странствиях. Символы верности всего живого верховному правителю.
- Конь Слейпнир — восьминогий скакун на котором Вотан путешествует между мирами, сын Локи и великаньего коня Свадильфари.
- Копьё Гунгнир — волшебное копьё которое бьёт без промаху, а после броска возвращается обратно в руки.
- Воины Берсерки — полулегендарные воители Одина, покрытые огромным количеством современных домыслов и фантазий.
Сыновья Одина
Не было дочерей у мудрейшего Одина, лишь девять сыновей продолжали род высокого:
- Тор — самый известный персонаж скандинавской мифологии. Бог грома, защитник смертных и богов, самый сильный и непобедимый из детей Одина. Рождённый во время великой грозы от богини земли Ёрд.
- Хеймдалль — страж асгарда, сын девяти матерей. Привратник единственного пути в Асгард — радужного моста Биврёст.
- Тюр — однорукий бог воинской храбрости и победы. Потерял свою руку во время пленения волка Фенрира. Зачатый Одином от сестры великана Хюмира.
- Видар — божество мести и молчания от великанши Грид. Во время Рагнарёка, разорвёт пасть волку Фенриру, отомстив за смерть отца.
- Вали — бог мести, сын от великанши Ринд. Вместе со своим братом Видаром переживёт Рагнарёк и заменит павшего отца.
- Браги — покровитель скальдов и красноречия. Супруг хранительницы золотых яблок молодости Идунн.
- Сыновья от покровительницы любви Фригг:
- Бальдр — олицетворение весны и красоты, любимчик Асов. После его убийства, которое подстроил Локи, начнётся Рагнарёк.
- Хёд — слепой повелитель зимы, убийца Бальдра.
- Хермод — бог смелости, отправляется в царство Хель, вернуть убитого Бальдра в мир живых.
- Локи — в скандинавской мифологии, Локи не сын Одина, а его названный брат. В древние времена они смешали свою кровь и связали себя обрядом побратимства.
Один и Вальхалла
Правит Один на высоком троне, посреди главного зала Вальхаллы — небесного чертога для павших героев. Когда достойный воин погибает в бою, служительницы Одина Валькирии, доставляют его душу в Вальхаллу.
В Вальхалле воители пируют вместе с её хозяином, а когда наступит конец света — Рагнарёк, двинуться вместе на последнюю битву со злом. В этой битве и погибнет Один, в пасти гигантского волка Фенрира.
Облики Одина
Даже Локи не сравниться с Одином в искусстве перевоплощения. Вотан часто называется другими именами и меняет свой облик, чтобы скрыть своё присутствие.
- Старик в шляпе — скандинавы верили, что когда Один спускается в Мидгард, он принимает облик седеобородого старика в широкополой шляпе и тёмно-синем одеянии. Появляется владыка с длинным деревянным посохом и двумя воронами.
- Карлик или калека — иногда, чтобы проверить гостеприимство скандинавов и наказать грубых хозяев, владыка оборачивался больным и убогим карликом, стучался в людские дома и просил о помощи.
- Змея — чтобы пробраться в небольшое отверстие в скале и выкрасть Мёд Поэззии, Один превращается в змею.
- Огромный орёл — в облике большого орла, Один принёс добытый Мёд в Асгард, держа его в клюве.
Имена Одина
Список самых известных имён Одина из «Старшей Эдды» — собрания песен с сюжетами скандинавской мифологии:
- Альфёд, Атрид, Бальейг, Бёльверк, Бивлинди,
- Бильейг, Вальфёд, Видур, Ганглери, Гёндлир,
- Глапсвид, Грим, Гримнир, Кьялар, Оми, Оски,
- Сад, Саннгеталь, Свидрир, Свидур, Свипаль,
- Сигфёд, Сидскегг, Сидхётт, Текк, Триди, Трор,
- Туд, Уд, Фарматюр, Фьёльнир, Фьёльсвид, Хар,
- Харбард, Хельблинди, Хертейт, Херьян, Хникар,
- Хникуд, Хьяльмбери, Явнхар, Яльк
Дикая Охота Одина
В скандинавских странах существует старинная легенда о всадниках дикой охоты. В каждой стране у этой легенды свои главные герои, но смысл один. Я расскажу тебе самую известную версию мифа.
В один и тот же день, каждый год, верховный бог Один скачет по небу на своём коне слейпнире, в сопровождении дев валькирий на крылатых конях. Мчаться божества по небу, облетают все деревни, дворы и фермы. Собирают всадники души тех, кто попадётся у них на пути. Называют люди это явление диким гоном или охотой.
Хоть предание и сформировалось уже после христианизации Скандинавии, но начало своё берёт из скандинавской мифологии.
Один в язычестве
Древние скандинавы чтили всех богов, но основными божествами в северном язычестве считались:
- Один — верховный мудрец, повелитель войны и победы. Считалось, что напрямую Одину могут поклоняться только мужчины высокого происхождения: правители из знатных родов, состоятельные, влиятельные и самые опытные предводители.
- Тор — главный защитник, владыка грома и молний. Скандинавы носили на шее молот Тора — Мьёльнир, как амулет для защиты от злых сил. Большинство людей поклонялись именно Тору, потому что его прямой и понятный образ защитника был для простого люда понятнее, чем запутанны многоликий образ колдуна Одина.
- Фрейр — божество любви и плодородия. Его почитали как покровителя союзов между женщиной и мужчиной, ответственного за крепкую семью и здоровых детишек.
Руны Одина
Чтобы добыть древние руны и разгадать их тайну, Один принёс себя в жертву самому себе. Девять дней провисел Всеотец повешенный и пронзённый своим же копьём на мировом дереве Иггдрасиль. Затем, владыка Асгарда открыл эти знания богам, людям и альвам.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное, это важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне и в мастерскую к моим друзьям
Чтобы быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше скромное сообщество Freinheim . Все остальные записи и разделы моего дневника в оглавлении .
Эту запись украшают работы художников:
Я люблю красивые и качественные арты и рисунки. В разделе северные арты я знакомлю своих читателей с талантливыми художниками и их работами.
Один и Мёд Поэзии
Поведаю тебе одну из самых интересных легенд скандинавской мифологии. О том как был создан напиток скальдов и как Один ходил за ним.
Когда миры были совсем молодыми, а война между асами и ванами только закончилась, в знак примирения древние смешали свою слюну. А чтобы такая ценная субстанция не пропадала зря, сотворили из неё мудрое человекоподобное существо и назвали его Квасиром.
Квасир впитал в себя всю мудрость и знания асов и ванов и пошёл странствовать по всем девяти мирам, чтобы донести эти знания для всех желающих. Во время странствия Квасира по Свартальвхейму — миру подземных карликов, два брата карлика Фьялар и Галар, заманили мудреца к себе в дом. Захотели братья оставить всю мудрость божественную себе.
Зарезали они Квасира а кровь его смешали с мёдом в большом котле. Так появился на свет легендарный напиток, который зовётся Мёдом Поэзии. Тот кто выпивал хотя-бы кружку, становился мудрым учёным или талантливым скальдом.
Послал Высокий гонцов своих к карликам, да только обманули они гонцов, сказав что умер сам Квасир от знаний непомерных. Напившись крови мудреца и получив хитрость небывалую, решили братья ограбить великана Гиллинга, который жил с ними по соседству.
Пригласили цверги великана с женой к себе в гости испробовать нового напитка, и предложили прокатиться ему на лодке. Фьялар и Галар перевернули лодку с Гиллингом, ибо не умел он плавать а сами принялись за жену его. Узнав о смерти своего мужа встала великанша на берегу моря и стала громко плакать. Не могли братья вынести вопли и скинули ей на голову тяжёлый камень.
За родителей своих приехал мстить великан Суттунг. Связал здоровяк цвергов, отвёз на лодке к небольшой скале и бросил их посреди моря связанных. Во время прилива вода поднималась и уходили под воду карлики. Умоляли они о пощаде Суттунга, но не верил он братьям и тогда, в замен за свои жизни, рассказали они о мёде. Великан развязал хитрецов, а волшебный напиток увез к себе в крепость, разлил в три больших бочки, а на страже поставил свою дочь воительницу.
Узнал Мудрейший об этом и двинулся за напитком к великану. Никому нельзя было входить в большую крепость, кроме брата Суттунга, которого звали Бауги. Бауги присматривал за фермой вне крепости и снабжал её припасами.
Превратился Владыка в мужчину крепкого и пошёл проситься в помощники на ферму. Да только увидел он что на Бауги и так работают аж девять великанов и луг они быстро косят и за скотом смотреть успевают.
Схитрил Один, назвался Бёльверком и предложил работникам наточить косы, да так хорошо наточил, что купить захотели они точило волшебное. Да только не хотел продавать его путник, достанется оно тому кто первый поймает его. Бросил Бёльверк точило в воздух и все девять великанов начали резать друг друга. Такие были раны глубокие, что ни один не выжил.
Пришёл Один наниматься в работники, а выбора у Бауги и не было. Всё лето без платы работал Бёльверк за девятерых. Только одно ему нужно было — пропуск в высокую крепость. Настал намеченный день и повёл великан своего работника к брату. Как не уговаривали Суттунга, ничего не вышло.
Тогда Один взял в награду у Бауги волшебный бурав и двинулся к скале где находилось желанное варево. Пробурил он в скале, небольшое отверстие и обернувшись змеёй заполз внутрь.
Соблазнил Один истосковавшуюся по любви дочь Суттунга Гуннлёд и провёл с ней три дня и три ночи. Тогда разрешила стражница испить по одному небольшому глоточку из каждой бочки, но только чтобы отец не увидел.
Обманул Мудрейший девушку и выпил весь страсть поэтов что хранила она, обернулся в большого орла и улетел в Асгард, неся мёд в клюве. Кинулся за ним в догонку отец разъярённый, да не успел догнать большую птицу.
В Асгарде сыны Вотана поставили большой чан, в который Владыка выплюнул весь мёд. С тех пор присматривает за напитком Поэзии Браги — покровитель Скальдов и поэтов и понемногу даёт его достойным людям.
Когда Один улетал из крепости , часть мёда он высвободил через задний проход, и брать его могут все кто захочет. Так на свет появляются бездарные поэты и учёные.
Дикая охота Одина
Дикая охота — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.
Содержание
История
В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты».
Содержание мифа
Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.
Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. В Южной Германии она известна под именем Берта(Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
- В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
- По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
- В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
- В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
- Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.
Предводитель охоты
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты.
- В Британии это король Артур
- В Дании — Вальдемар IV Аттердаг
- В Англии — король Артур, Генри-охотник — одна из ипостасей дьявола или Эдрик Дикий (en:Eadric the Wild)
- В Скандинавии — Один или Вальдемар IV Аттердаг
- В Германии — Вотан, Дитрих Бернский, Ганнс фон Хаскельберг (de:Hanns von Hackelberg) Госпожа Голла (de:Frau Holle), Прехта (de:Perchta) или Гудрун (de:Kudrun), Самаэль
- В Уэльсе — Аравн (en:Arawn) или Гвин ап Нуд (en:Gwyn ap Nudd)
- Во Франции — Роланд
- В Ирландии — Фении или Финн Мак Кумал.
Миф в мировой культуре
- Уильям Йейтс использовал мотив дикой охоты в своем стихотворении «Гостеприемство сидов» (1893—1903).
- Питер Бигль — в романе Тамсин (en:Tamsin)
- Владимир Короткевич в повести «Дикая охота короля Стаха»
В фэнтези
Мотив дикой охоты довольно охотно используется авторами фэнтези. Среди них:
- Алан Гарнер — «Луна Гомрата» («en:The Moon of Gomrath»)
- Диана Джонс (en:Diana Wynne Jones)
- Сюзан Купер
- Сессилия Дарт-Тортон (en:Cecilia Dart-Thornton)
- Мерседес Лэкей (en:Mercedes Lackey)
- Лорелл Гамильтон
- Клиффорд Саймак
- одна из повестей серии «Баффи, победительница вампиров»
- одна из повестей серии «Warhammer Fantasy»
- Наталья Игнатова
- Ник Перумов
- Анджей Сапковский
- Михаил Успенский — «Там, где нас нет»
- Филип Пулман — «Граф Карлштайн»
- Юлия Федотова — «Наемники судьбы»
- Джим Батчер — «Досье Дрездена»
- Роберт Джордан — «Колесо времени»
- Мария Елифёрова — «Страшная Эдда»
В музыке
- Франц Лист в одном из этюдов серии фр.Études d’exécution transcendante («Трансцендентные этюды») использует мотив дикой охоты. Этюд называется нем.Wilde Jagd — «Дикая охота».
- Стэн Джонс — кантри, 1948 год
- Метал-группа «Bathory»
- Метал-группа «Satarial
В играх
Компьютерные игры Morrowind (аддон Bloodmoon), Ведьмак используют мотивы дикой охоты.
В настольной ролевой игре Dungeons & Dragons Дикая Охота была введена в виде двух NPC (Предводителя и Гончей Охоты) в книге-расширении Monster Manual V.
См. также
Статьи
Литература
- Jacob Grimm: Deutsche Mythologie. Olms-Weidmann, Hildesheim 2003, ISBN 3-487-09817-2 (особенно глава XXIV)
- Otto Höfler: Kultische Geheimbünde der Germanen. Diesterweg, Frankfurt/M. 1934 (издан только первый том)
- Otto Höfler: Verwandlungskulte, Volkssagen und Mythen. Wien 1973.
- Claude Lecouteux: Das Reich der Nachtdämonen. Angst und Aberglaube im Mittelalter. Artemis & Winkler, Düsseldorf 2001, ISBN 3-538-07120-9
- Hans Plischke, Die Sage vom wilden Heer im deutschen Volke. (Phil. Diss.) Eilenburg 1914
- Friedrich Ranke: Kleinere Schriften. Bern, München 1971 (Bibliotheca Germanica; 12)
- Katharine Briggs, An Encyclopedia of Fairies, Hobgoblins, Brownies, Boogies, and Other Supernatural Creatures, «Wild Hunt», с. 437. ISBN 0-394-73467-X
- Jean-Claude Schmitt, Ghosts in the Middle Ages: The Living and the Dead in Medieval Society (1998), ISBN 0-226-73887-6 and ISBN 0-226-73888-4
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Дикая охота Одина» в других словарях:
Дикая охота — Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872 Дикая охота миф, имевший распространение в Германии и Британии … Википедия
Дикая Охота — Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872 Дикая охота миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии. Содержание 1 История … Википедия
ДИКАЯ ОХОТА — (Wilde Jagd), в германской низшей мифологии название сонма призраков и злых духов, проносящихся по небу во время зимних бурь (в период рождества богоявления) в сопровождении гончих псов, вой которых, по поверью, заставляет скулить дворовых собак … Энциклопедия мифологии
Дикая охота — в герм. низшей миф. назв. сонма призраков и злых духов, проносящ. по небу во время зимних бурь (в период Рождества Богоявления) в сопровожд. гончих псов, вой к рых, по поверью, заставляет скулить дворовых собак. Опасна для людей,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Эйнхерии — «Дикая охота Одина» П. Н. Арбо, 1872 Эйнхерии (Einherjar) в германо скандинавской мифологии лучшие из воинов, павшие в битве, которые живут в Вальхалле. По преданиям из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхерий,… … Википедия
Blood Fire Death — Blood Fire Death … Википедия
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифологические представления, бытовавшие до 11 в. среди норвежцев и родственных им народов шведов и датчан. В 9 10 вв. викинги принесли эти мифы на Русь, на Британские острова, в Исландию и Гренландию, но сохранились они только в Исландии по… … Энциклопедия Кольера
Важные события Вселенной Marvel — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Десятилетиями … Википедия