- Охотник за подводными лодками
- См. также
- Литература
- Ссылки
- Смотреть что такое «Охотник за подводными лодками» в других словарях:
- Охотники за подводными лодками
- Смотреть что такое «Охотники за подводными лодками» в других словарях:
- Меньше эсминца но больше катера — охотники за фашистскими подлодками
- В Military Watch рассказали о новом российском «охотнике» за подлодками
- Бескомпромиссные убийцы. Большой Охотник типа БО-2.
Охотник за подводными лодками
Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранении транспортных судов и кораблей. Появились в период Первой мировой войны, наибольшее развитие получили в годы Второй мировой войны. Размеры и ходовые характеристики охотников за подводными лодками могли варьироваться в широких пределах, вооружение их состояло из глубинных бомб и малокалиберных орудий. В послевоенный период совершенствование подводных лодок потребовало увеличения размеров кораблей, способных нести необходимое для эффективной борьбы с ними оборудование и вооружение, в связи с чем строительство охотников за подводными лодками было прекращено.
См. также
Литература
- Военная энциклопедия в 8 томах / А. А. Гречко. — Москва: Воениздат, 1976. — Т. 6. — 671 с.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Охотник за подводными лодками» в других словарях:
ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ — небольшое быстроходное моторное судно, снабженное глубинными бомбами и приборами для выслушивания подводных лодок; применяется для отыскивания и уничтожения подводных лодок. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
Охотник за подводными лодками — ОХОТНИК 1, а, м. Человек, к рый занимается охотой 1 (в 1 знач.); любитель охотиться; тот, кто охотится. Промысловый о. О. с собакой. О. на соболей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Охотники за подводными лодками — ОХÓТНИКИ ЗА ПОДВÓДНЫМИ ЛÓДКАМИ, малые боевые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения подводных лодок, охранения трансп. судов и кораблей, несения разведыват. и дозорной служб. В ходе войны в боевых действиях в прибрежных водах… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 — Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 боевой корабль Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Содержание 1 Тактико технические характеристики 2 История … Википедия
охотник — ОХОТНИК, а, муж. Человек, к рый занимается охотой 1 (в 1 знач.); любитель охотиться; тот, кто охотится. Промысловый о. О. с собакой. О. на соболей. • Охотник за подводными лодками во время первой и второй мировых войн: небольшой противолодочный и … Толковый словарь Ожегова
охотник — 1. ОХОТНИК, а; м. 1. Тот, кто занимается охотой. Промысловый о. О. с собакой. О. на белок. О. за женьшенем. 2. Спец. Небольшой быстроходный противолодочный и дозорный корабль. О. за подводными лодками. Морской о. ◁ Охотница, ы; ж. Охотницкий;… … Энциклопедический словарь
охотник — I а; м. см. тж. охотница, охотницкий, охотничий 1) Тот, кто занимается охотой. Промысловый охо/тник. Охо/тник с собакой. Ох … Словарь многих выражений
Морской охотник — Морской охотник, охотник за подводными лодками военный корабль, предназначенный для поиска и уничтожения субмарин. Кроме того, термин «морской охотник» может означать: «Морской охотник» кинофильм (СССР, 1954, режиссер Владимир… … Википедия
Морской охотник — небольшой надводный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных районах. Снабжались шумопеленгаторами. Широко применялись в 1 ю и 2 ю мировые войны для борьбы с германскими подводными лодками. Впервые начали строиться … Морской словарь
Военно-морские силы Египта — القوات البحرية المصرية Аль Куват Аль Бахрия Аль Мисрия Военно морские силы Египта Страна … Википедия
Охотники за подводными лодками
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Охотники за подводными лодками» в других словарях:
Охотники за подводными лодками — ОХÓТНИКИ ЗА ПОДВÓДНЫМИ ЛÓДКАМИ, малые боевые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения подводных лодок, охранения трансп. судов и кораблей, несения разведыват. и дозорной служб. В ходе войны в боевых действиях в прибрежных водах… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 — Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 боевой корабль Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Содержание 1 Тактико технические характеристики 2 История … Википедия
Охотник за подводными лодками — Советский охотник за подводными лодками проекта 122 времён Второй мировой войны Охотник за подводными лодками подкласс мал … Википедия
ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ — небольшое быстроходное моторное судно, снабженное глубинными бомбами и приборами для выслушивания подводных лодок; применяется для отыскивания и уничтожения подводных лодок. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
Большие охотники Переданные по ленд-лизу — 1941 Построены в 1941–1943 гг в США и переданы СССР в 1943–1945 по ленд лизу БО 201 (до 18.08.1943 г. SC.1283), с 21.10.1941 г. БО 256 31.07.1943 г. принят советским экипажем. 10.08.1943 г. вышел из Сент Питерсберга и 30.10.1943 г. по … Военная энциклопедия
Список боевых кораблей ВМС США, потерянных во Второй мировой войне (230—527) — Содержание 1 Охотники за подводными лодками 2 Торпедные катера … Википедия
Список боевых кораблей ВМС США, потерянных во Второй мировой войне (199—498) — Содержание 1 Охотники за подводными лодками 2 Торпедные катера … Википедия
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ — 1. Боевой надводный корабль специальной постройки, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок. 2. Обобщенное название боевых надводных кораблей различных классов, привлекаемых для борьбы с подводными лодками и объединяемых в… … Морской энциклопедический справочник
ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ — (ВМФ) вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и морских театрах воен. действий; в нек рых гос вах наз. военно мор. силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др.… … Советская историческая энциклопедия
Большой флот — Крейсер «Киров», проекта 26 бис … Википедия
Меньше эсминца но больше катера — охотники за фашистскими подлодками
Накануне Великой Отечественной войны флот Советского Союза пополнился кораблями класса «большой охотник за подводными лодками» (так стали называть противолодочные корабли малого водоизмещения, которые были меньше эсминца, но больше катера). Эти корабли, дополнившие флот малых охотников типа МО (по сути — катеров), предназначались не для дальнего сопровождения основных сил флота, как эсминцы, а для несения патрульной и охранной службы в ближней зоне советских военно-морских баз.
Основой конструкции стал корабль морской пограничной охраны проекта 115, разработанный в КБ Балтийского завода в 1938— 1939 гг. и переработанный в проект 122 КБ в г. Горьком (ЦКБ-51). «Артиллерист» — головной большой охотник завода № 340 — сошел на воду 21 апреля 1940 г., а за ним, в том же году, на том же заводе спустили и второй — «Минер».
Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51 под управлением главного конструктора К. Д. Корнилова. Модифицированный проект 122-А с усиленным вооружением и гидролокационным оборудованием разрабатывался с 1940 г. Наконец, в 1944 г. в ЦКБ-51 была начата разработка модификации 122бис с увеличенным корпусом и более совершенной гидроакустической станцией, но эти корабли вошли в строй уже после войны.
Всего на четырех заводах (ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А. М. Горького в Зеленодольске, СМП № 402 в Ленинграде, СЗЛК № 199 в Комсомольске-на-Амуре, ССЗ № 300 «Ленинская кузница» в Киеве) за годы войны заложили 50 больших охотника проектов 122 и 122-А. Поначалу большинство из них получило собственные имена, как корабли более крупных типов, однако под конец войны их всех обозначили буквенно-числовым индексом.
Всего с учетом послевоенных построек с 1939 по 1955 г. было создано 275 боевых кораблей проекта 122 различных модификаций (не считая построенных в Китае). Из них 43 единицы впоследствии передали другим странам: Польше, Индонезии, Кубе, Китаю, Болгарии, Албании, Румынии.
В отличие от малых охотников типа МО-4, основных кораблей флота СССР своего класса, большие морские охотники с водоизмещением более 200 т были значительно крупнее, а также имели не деревянные, а стальные корпуса. Корпус охотников проекта 122 сварной конструкции выполнялся из листов стали толщиной 5, 7 и 10 мм. По длине он разделялся на 10 отсеков девятью водонепроницаемыми переборками. Корабль имел двухъярусную носовую надстройку с мостиком. На борту судна имелся 4-весельный ял, а также четыре резиновые лодки типа ЛГ-12.
В качестве главной энергетической установки использовались три дизельных двигателя 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с. каждый. Для подводного наблюдения на кораблях устанавливалась первая отечественная выдвижная гидроакустическая аппаратура типа «Тамир», имелся также шумопеленгатор «Посейдон». Аппаратура общего управления артиллерийским и зенитным огнем отсутствовала Мореходные качества корабля обеспечивали возможность использования всех видов оружия на полной скорости при волнении на море до 4 баллов, безопасное плавание — 6eз ограничения.
Поначалу на корабли проекта 122 планировали установить одну 76,2-мм пушку. Вскоре вооружение главного калибра было усилено: оно состояло из одиночной 85-мм полуавтоматической универсальной артиллерийской установки типа 90-К с броневым щитом и ручной подачей выстрела. Боезапас — 230 выстрелов, расчет — 8 человек. Кроме того, на борту имелись две 37-мм зенитные автоматические одиночные установки 70-К с броневыми щитами. Общий боезапас — 2000 снарядов. В качестве оружия ПВО могли использоваться также три 12,7-мм спаренные установки пулеметов ДШК (один — в носовой части корабля, два — на палубе по бортам). Общий боезапас — 12 000 патронов из расчета 2000 патронов на ствол.
В качестве противолодочного вооружения на борту имелись 2 бомбомета БМБ, реактивная бомбометная установка РБУ, состоявшая из двух станков, 2 бомбосбрасывателя больших глубинных бомб. Боекомплект составлял 30 больших глубинных бомб Б-1 и 32 реактивные малые глубинные бомбы (в перегруз — соответственно 40 и 35 шт.). В боекомплект входили до 18 мин обр. 1926 г., или до 12 мин типа КБ, или до 16 мин обр. 1931 г. На корабле предусматривалась возможность применения буксируемой мины.
Большие охотники проекта 122 состояли на вооружении всех флотов ВМФ СССР: Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского. Правда, работы «по специальности» — поиск и уничтожение подводных лодок противника — им находилось мало. Зато хватало задач по конвоированию транспортов на прибрежных коммуникациях, несения дозорной службы, службы наблюдения и связи, артиллерийской поддержки десантов постановки мин и пр.
Примечательно, что некоторые БМО-122 поначалу входили в состав Каспийской («Артиллерист», «Минер», «Торпедист», «Боцман», «Зенитчик», «Дальномерщик», «Прожекторист», «Наводчик» и «Огнеметчик»), а также Онежской («Марсовый») флотилий. С октября 1943 по август 1944 г. была выполнена уникальная операция по транспортировке шести из них с одного морского театра (Каспийского моря и Онежского озера) на другой (Черное море). Из Астрахани и Вытегры под Сталинград все корабли пришли своим ходом. Здесь на заводе № 264 (Красноармейская верфь) они были погружены на 240-тонные транспортеры и по железной дороге доставлены в Калач-на-Дону и далее на Черное море своим ходом. Эти корабли вошли во второй Варненский дивизион больших охотников Черноморского флота.
Подписывайтесь, ставьте лайки, приходите в нашу группу
В Military Watch рассказали о новом российском «охотнике» за подлодками
Американские СМИ обратили пристальное внимание на потенциал боевого применения российской беспилотной атомной подводной лодки «Цефалопод».
На фоне бурного обсуждения в иностранных СМИ хода реализации российского проект беспилотного подводного аппарата «Посейдон», оснащенного ядерной энергоустановкой, многие могли забыть про создание в РФ других перспективных беспилотных подводных аппаратов, которые способствуют существенному увеличению боевой мощи ВМФ РФ.
К подобному выводу, по данным сетевого изданий «ПолитРоссия», пришли в материале американского журнала Military Watch. При этом источником для иллюстрации опасного для ВМС США положения дел было указано на то, что российская беспилотная атомная подводная лодка «Цефалопод», которая представляет собой «охотник» за подлодками, может оказаться для американцев еще страшнее «Посейдона» и сможет лишить их всего флота без использования опасного для планеты ядерного оружия.
«Будучи названным в честь хищного головоногого моллюска, этот беспилотник, оснащенный миниторпедами МТТ калибра 324 мм, превосходно обучен для выполнения лишь одной задачи – уничтожения субмарин. Это своего рода «охотник» за подлодками, который будет использоваться для сопровождения и защиты подводных ракетоносцев или для охраны стратегических морских объектов, таких как буровые вышки», — отметили огромный потенциал боевого применения «Цефалопода» в Military Watch, указывая на то, что «это оружие вполне может оказаться еще страшнее «Посейдона».
При этом источником указывается на то, что ставка РФ на развитие подводного флота является весьма разумной, поскольку ПЛ обладают мощным вооружением и малозаметны, что делает их весьма эффективным и скрытным инструментом в противостоянии с кораблями ВМС США.
«Из-за сложности их обнаружения и значительной огневой мощи они часто способны нейтрализовать надводные флоты в несколько раз превосходящие их по размеру и стоимости», — резюмируя, указали в Military Watch на преимущества «Цефалопода» в противостоянии кораблям противника.
Ранее военный эксперт Виктор Баранец указал на возможность того, что целью «Посейдона» может стать американская база «Норфолк». Подробнее — в материале «ПолитПазл».
Бескомпромиссные убийцы. Большой Охотник типа БО-2.
Разработка проекта большого охотника БО-2 началась в конце 1936 года. Головной корабль — “Артиллерист” — был заложен в конце 1939 года, однако до начала Великой Отечественной войны вступили в строй всего два корабля. По результатам их испытаний рабочая документация подверглась корректировке, и крупносерийное строительство охотников началось уже во второй половине 1941 года. Всего до окончания войны от промышленности было принято 17 кораблей, причем их строительство продолжалось и после, до конца 40-х годов.
Несколько сот охотников за подводными лодками американского производства, неплохо действовали у английского побережья и в водах Средиземного моря, во время первой мировой войны. Боевой опыт показал, однако, что желательно увеличить размеры и скорость этих кораблей, поскольку охотникам надлежало связывать решительные и безнаказанные действия подводных лодок, заставляя их отступать и маневрировать. В соответствии с этой концепцией советские кораблестроители еще перед войной создали большой охотник БО-2 типа «Артиллерист» водоизмещением более 200 т.
К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены. и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли — с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.
Проект 122а оказался на редкость удачным. Близкий по назначению и даже силуэту к американскому большому охотнику типа PC, БО-2 по своим техническим данным превосходил все зарубежные аналоги. А его конструктивная схема — стальной цельносварной корпус и надстройки из алюминиевого сплава — стала классической для многих послевоенных поколений боевых катеров и кораблей.
Большой охотник БО-2 типа «Артиллерист», 1940 г. Строились на Волге для Каспийской флотилии. Водоизмещение 240 т, суммарная мощность трех дизелей 3300 л. с., скорость хода 25 узлов. Длина наибольшая 49, ширина 5,8, среднее углубленна 2 м. Вооружение: 76-глм орудие, два 37-км зенитных автомата, три 12,7-мм пулемета, два бомбосбрасывателя, 18 больших глубинных бомб, 16 малых глубинных бомб, 16 мин. Всего построено 2 единицы.
Большой охотник БО-2 типа «КИРОВЕЦ», 1944 г. Водоизмещение серийного охотника 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м, суммарная мощность трех отечественных дизелей типа “38-НРН-8” или американских “Дженерал моторе” 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов. Вооружение: одно 76-мм орудие (на некоторых 85-мм), два 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Большие охотники за подводными лодками пр. 122-бис строились крупной серией и в нескольких модификациях. При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса. Гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаружения воздушных и надводных целей. Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране.