- Безотказная блесна для ловли судака зимой своими руками
- Блесна за рубежом
- Где можно заказать фабричного изготовления?
- Биография и картины Сергея Герасимова
- Возможности уникальной приманки
- Второе дело Герасимова
- Конструкция
- Варианты
- Обратная связь блесна и спиннинг
- Достоинства и недостатки
- Составные части
- Изготовление «Ульянки» своими руками для ловли на всех горизонтах воды
- Части приманки
- Гребень
- Лепесток
- Голова-груз
- Пошаговая инструкция
- Улучшение
- Лаборатория после Герасимова
- Изготовление блесны для ловли на поверхности с периодическим выпрыгиванием блесны из воды
Безотказная блесна для ловли судака зимой своими руками
Блесна за рубежом
Блесна «Ульянка» стала широко известна не так давно, в 2014 году. С 2020 года выпускается польской компанией Bite Booster Group c названиями Bite Booster Trolling plus для троллинговой рыбалки и Bite Booster Pitoune для ловли в заброс и троллинга.
Где можно заказать фабричного изготовления?
Блесну “Bite Booster” можно заказать по интернету на сайте https://bitebooster.eu/ru/, но придется подождать ее прихода от нескольких недель до нескольких месяцев. Стоимость блесны составляет 13-21$ (без стоимости пересылки) в зависимости от модели.
Изготовление блесны не представляет особой сложности. Кажется, что наиболее целесообразно изготовить ее самостоятельно.
Биография и картины Сергея Герасимова
Герасимов Сергей Васильевич (1885 – 1964)
Сергей Васильевич Герасимов – выдающийся русский и советский живописец, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Доктор искусствоведения, профессор, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943—1948 годах, первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—1964 годах. Иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова.
Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, от которых он унаследовал лучшие традиции русского реалистического искусства.
Одни, из наиболее известных произведений художника: «Мать партизана», «Колхозный праздник», «Туча», «Ранняя весна», «Лед прошел».
Сергей Герасимов. Мать партизана.
Сергей Герасимов родился 14 сентября 1885 года в Можайске (ныне Московская область) в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей.
В 1901 году Герасимов приехал в Москву и поступил на декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища, которое окончил в 1907. Окончив Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Сергей Иванов, Константин Коровин, Валентин Серов и Леонид Пастернак.
В ранний период творчества Герасимов предпочитал работать акварелью, писал пейзажи, сценки из народного быта, портреты. С молодых лет художник преподавал: его педагогическая деятельность началась в 1912 году, в художественной школе типографии Товарищества И. Д. Сытина и продолжалась вплоть до 1914 года, когда Герасимова призвали в армию.
Сергей Герасимов. Пейзаж с башней. Начало весны.
После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии. Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам. С 1918 года художник вернулся к педагогической деятельности, преподавал в Государственной школе печатного дела, затем во ВХУТЕМАСе, Московском полиграфическом институте. В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции.
В 1937 году Герасимова пригласили преподавать в МГХИ им. В. И. Сурикова, который художник возглавил в годы войны. В 1948 году его сместили с поста директора, обвинив в излишней либеральности. Впрочем, через два года Герасимов вернулся к активной педагогической деятельности и до преклонных лет проработал в Московском высшем художественно-промышленном училище.
Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького.
Умер Герасимов в Москве 20 апреля 1964. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сергей Герасимов. Привал на Кавказе.
Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великолепный мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советским пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник Павел Корин:
«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, – очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».
Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А. С. Пушкина (Капитанская дочка) Н. А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А. Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Художник в своих акварелях тонко передает дух давно ушедшего времени, а его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.
Сергей Герасимов. Лед прошел.
Сегодня картины Сергея Герасимова находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова, Государственном музее русского искусства в Киеве и во многих других музеях.
Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.
Возможности уникальной приманки
Возможности блесны до конца не изучены. Сегодня очевидно – это универсальная блесна для любого сезона, для любой проводки- твичинг, джиговая, стоп энд гоу, равномерная проводка. Блесна предназначена для троллинга, для ловли в заброс, отвесного блеснения.
Ульянка – это сочетание цикады и колебалки. В России в продаже ее не найти, но полупрофессиональные ульянки, изготовленные кустарным способом, успешно работают на всех водоемах – на стоячей воде, на течение, на большой глубине и при поверхностной проводке.
Второе дело Герасимова
В апреле 1940 года пропала 22-летняя Валентина Косова, которая находилась на восьмом месяце беременности. Сотрудники милиции подозревали в исчезновении молодой женщины ее мужа, но против него не было никаких улик. В августе того же года в лесополосе был найден разрозненный женский скелет. Косова арестовали повторно, но опять отпустили, так как опознать останки не удалось. Дело закрыли.
Через полгода другой следователь, пересматривая архив, обратил внимание на неопознанный скелет, найденный в лесу, и решил возобновить дело исчезнувшей Косовой. Эксгумировав останки, следователь обратился к Михаилу Герасимову с просьбой восстановить облик неизвестной.
Процесс восстановления головы убитой Валентины Косовой / ©Фото взято из книги М. М. Герасимова «Основы восстановления лица по черепу» (1949 год)
Череп предполагаемой Косовой, который Герасимов получил в 1941 году, был в хорошем состоянии, но у него отсутствовала нижняя челюсть, что затрудняло работу. В хранилище Института этнографии Академии наук было исследовано более 350 образцов, чтобы подобрать более-менее подходящий «заменитель». Результат выполненной работы в очередной раз поразил даже самых заядлых скептиков метода.
Михаил Герасимов: «Со слов членов комиссии была воспроизведена прическа и только после окончания всей головы и ее фотографирования я впервые имел возможность ознакомиться с присланной фотографией. Никаких добавлений, поправок лица, сделанного до ознакомления с фотографией, внесено не было, так что данное лицо было воспроизведено только на основании черепа и при сравнении его с фотографией Косовой обнаружило несомненно сходные черты как в общем характере, так и в строении отдельных делателей. Овал лица, его профилировка очень близки к фотографии; несомненно, что восстановленное лицо выглядит значительно старше, но это естественно, так как фотография снята за несколько лет до смерти».
Заключение, в котором Михаил Герасимов написал, что данный череп может принадлежать исключительно Валентине Косовой, было отправлено следователю. После этого уголовное дело возобновили, вновь арестовали супруга и тот признался в убийстве жены.
Конструкция
Конструкция блесны такова, что одна блесна может показать очень разнообразную игру: при остановке блесна опускается на дно с покачиванием лепестка и горизонтальном перемещением, при протяжке создает колебание лепестком разных частот с постукиванием лепестка о гребень.
Чем ближе привязывание лески к задней части блесны, тем сильнее частотные колебание лепестка и постукивание о гребень, сильнее сопротивление блесны.
Для троллинга блесну привязывают ближе к голове, при забросе следует творчески подходит к проводке, используя различную проводку и разные отверстия для привязывания лески.
Для судака годится ступенчатая проводка, для щуки и окуня подбирается экспериментально. Часто работает на паузах при опускании на дно.
Варианты
Для поверхностной проводки ульянки небольшая нетяжелая (вес 4-7 г, длина 3-5 см) без выноса головы-груза за пределы лепестка. Крючок- одинарный, при проводке направлен вверх.
Для преодоления зеленых препятствий нужно просто поднять вверх кончик удилища и ускорить- блесна быстро выходит на поверхность и перепрыгивает водоросли, не зацепляясь крючком. Хороша при ловле окуней и щук, охотящихся в зарослях.
Для ловли на всех горизонтах воды предназначена ульянка с выносом тяжелой головы.
Быстрая протяжка, поднятие кончика удилища вверх – поднятие блесны с глубины на поверхность.
Для заглубления на любой горизонт делается пауза, во время которой ульянка опускается на требуемую глубину и протяжка с определенной скоростью (3-5 км/ч).
Блесна ловит все виды хищных рыб, но наиболее уловиста для щуки, судака, крупного окуня, жереха, сома.
Обратная связь блесна и спиннинг
Очень важный момент. Всегда при ловле на любой тип приманок, будь то воблер, колеблющаяся или вращающаяся блесна, важна обратная связь, чтобы колебания от приманки четко передавались к спиннингу. Половина успеха здесь, конечно же, зависит от характеристик спиннинга — от его теста, длины, жесткости. Но, как мне кажется, чуть перевешивает в этом споре (что важнее — «попадание в спиннинг» или параметры блесны?) именно способность блесны работать и эффективно передавать вибрацию от вращения лепестка на кончик спиннинга.
Однако приобретя даже все линейки блесен Myran, но имея спиннинг «не той системы», трудно рассчитывать на успех, если даже все остальное — катушка, шнур, ваш опыт соответствует этим блеснам. Спиннинг должен уметь точно и далеко бросать, иметь очень чувствительный и гибкий кончик, работающий в такт блеснам и четко показывающий алгоритм работы лепестка.
Достоинства и недостатки
К плюсам можно отнести следующие:
- уловистая;
- универсальная;
- всесезонная;
- активно и устойчиво колеблется даже при малой скорости движения;
- способна рыскать в стороны при рывках удилища;
- выбор частоты и интенсивности колебаний;
- дальний заброс;
- блесну можно проводить на любом горизонте;
- несложная в изготовлении – экономия средств.
- нет в продаже в магазинах РФ;
Составные части
Блесна состоит из следующих элементов:
- головка – груз в форме рыбьей головы или глазастого шарика;
- лепесток – блесна колебалка;
- гребень – полуовальный формы с несколькими отверстиями для привязывания лески, как на цикаде (от 1 до 8 отверстий);
- каркас из железистой проволоки 0,8-1 мм.
Изготовление «Ульянки» своими руками для ловли на всех горизонтах воды
Для создания приманки своими руками нам понадобятся инструменты:
- дрель или шуруповерт;
- сверла по металлу 2-4 мм;
- плоскогубцы;
- круглогубцы;
- пассатижи;
- нож;
- напильник;
- надфиль;
- ножницы;
- ножницы по металлу;
- молоток.
Чтобы сделать приманку нужны такие материалы:
- гипсовый порошок;
- свинец;
- олово;
- флюс;
- припой;
- матрица головы из игрушки, старого воблера, объемной блесны;
- деревянный брусок;
- круглый карандаш для столбиков;
- паста ГОИ;
- наждачная бумага;
- пустой пакет из-под сока или молока;
- железистая проволока 0,6-1,0 мм;
- лист нержавеющего железа, латуни, бронзы 0,2-0,8 мм;
- лист нержавеющего железа, латуни, бронзы 0,4-1,0 мм;
- тройник;
- шерстяные нитки;
- термоусадочная трубка.
Части приманки
Гребень
Готовится из листа железа или латуни толщиной 0,2-0,8 мм:
- сложить лист пополам;
- обвести контур гребня маркером;
- вырезать заготовку гребня ножницами по металлу;
- выровнять на твердой металлической поверхности молоточком;
- обработать край гребня надфилем для устранения заусенцев.
Лепесток
В качестве лепестка можно использовать колебалку нужной симметричной формы или изготовить самому из листа железа, латуни, бронзы (толщина листа 0,4-1,0 мм), придав вогнутую форму путем отстукивания молотком листа, положив его на готовую колебалку. Затем лист следует вырезать по контуру готовой колебалки и обработать надфилем.
По краям колебалки необходимо просверлить отверстия диаметром 2-4 мм.
Голова-груз
Переднеотгруженная блесна ульянка в качестве головы – груза может использовать покупное грузило в виде свинцового шарика или головы рыбки.
Можно использовать голову рыбки, отпиленной от других блесен, детской игрушки, воблера, или выплавить самому голову любой величины и веса. Для выплавки головы используют свинец или олово.
Пошаговая инструкция
- Отрезаем матрицу головы от старого воблера, игрушки, объёмной блесны.
- В прямоугольную емкость №1 (пакет от сока или молока с обрезанным верхом) глубиной 2 см наливаем гипсовый раствор консистенции жидкой сметаны.
- После несильного загустевания раствора вдавливаем в гипс голову рыбки до половины.
- Погружаем четыре деревянных столбика вертикально по краям формы для соосности двух половинок.
- Погружаем до половины конический столбик, острым концом соприкасающийся с головой рыбки для образования литникового отверстия.
- Под углом погружаем в гипс до половины диаметра толстую проволоку, соединяющуюся с головой, для образования канала для выхода воздуха.
- После затвердевания гипса промазываем поверхности силиконом.
- В емкость №2 аналогичную первой заливаем гипсовый раствор. После загустевания опускаем первую емкость на вторую.
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Все детали, погружаемые в гипсовый раствор промазываем силиконом. После затвердевания детали слегка прилипают к гипсу. Если используется тяжелая матрица головы, например, железная голова от пилькера, то ее при накладке первой емкости на вторую нужно придерживать ножом до самого последнего момента до соприкосновения двух емкостей.
Улучшение
Можно предусмотреть Ульянку со съёмными головами-грузами. Для глубинной проводки лучше использовать тяжелую голову из свинца, для поверхностной – легкую голову из олова или треугольник из железа или латуни.
- Для возможности смены голов проволоку в месте залива расплавом свинца или олова следует согнуть под острым углом и расположить ее так, чтобы вершина угла выступала за голову. Выступающий за голову часть угла залепить гипсом.
- Обернуть проволочный угол толстой фольгой и аккуратно заполнить гипсовым раствором щель в треугольнике из фольги. положить проволоку в гипсовый канал. Соединить обе гипсовые половинки.
- Залить голову свинцом или оловом.
- После остывания расплава разъединить половинки, вынуть проволочный треугольный каркас из головы.
Съемная голова готова.
Голову можно будет легко одеть и снять с проволочного треугольного каркаса. На выступающий из головы небольшое проволочное ушко следует одевать заводное колечко, тогда голова не спадет с проволочного треугольника. Для проводки блесны по поверхности воды леску можно привязывать за это колечко.
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Внимание! Для создания очень легкой головы следует изготовить полый треугольник из тонкого листа железа или латуни и надевать его на проволочный треугольник.
Лаборатория после Герасимова
После смерти Михаила Михайловича в 1970 году Лабораторию пластической реконструкции возглавила его ученица Галина Вячеславовна Лебединская. С 1996 по 2012 год заведующей была Татьяна Сергеевна Балуева. Сейчас лабораторией руководит Елизавета Валентиновна Веселовская. В 1980-х годах под руководством Галины Лебединской сотрудники лаборатории начали применять ультразвук для определения толщины мягких тканей лица.
Елизавета Веселовская: «Я только-только пришла в лабораторию, и Галина Вячеславовна была моим научным руководителем. Мы ездили в экспедиции по всему Советскому Союзу и у представителей разных народов определяли толщину тканей в определенных точках с помощью ультразвукового прибора, который обладает достаточной точностью. Полученные данные представляют большую ценность, потому что толщину покрова определяли на живых людях.
Михаил Герасимов с учениками / ©Фото из архива Лаборатории пластической реконструкции при Институте этнологии и антропологии РАН
Мы с Татьяной Сергеевной Балуевой вместе учились у Галины Вячеславовны. Кроме ультразвука, в экспедициях с Татьяной Балуевой мы собирали данные по соответствию отдельных элементов лица (нос, рот, глаза), подлежащим структурам черепа. Для этого мы использовали метод пальпаторной маркировки – это, когда на лице живого человека прощупываются некоторые костные структуры, они отмечаются гримом, и потом уже берутся размеры черепа на живом лице.
Мы получили большое количество данных – исследовали около двух тысяч человек, изучили, как распределяется покров мягких тканей по черепу. Было получено, что минимальная толщина тканей отмечается в области носовых костей, максимальная – на ветви нижней челюсти. Интересно, что распределение мягких тканей по зонам лица у мужчин и женщин значительно отличается, а у представителей разных антропологических типов не сильно. Были составлены стандарты толщины тканей на различных участках лица. Полученные результаты мы опубликовали в отечественных и западных изданиях. После нас ультразвук стали применять во всем мире — это был своего рода прорыв. Этими стандартами пользуются и сейчас».
Изготовление блесны для ловли на поверхности с периодическим выпрыгиванием блесны из воды
Такая ульянка изготавливается размером 3-4 см, весом 5-7 г без выноса головы за границу лепестка.
- Гребень изготавливается с небольшим выступом в передней части, выступ разрезается вдоль пополам.
- Гребень одевается на проволочный каркас, выступ сжимается плоскогубцами, зачищается шкуркой, обрабатывается флюсом, облуживается.