По следам блёсен С.М. Муравлёва. Часть четвертая
Специально для Музея истории рыболовных снастей
Артель «Политкаторжанин»
Здесь не получится отделаться парой фраз, как, допустим, со «Спорт-Рыболовом», и вот почему. Раньше, на сайте «My-Fishing.ru» я уже пытался определить сроки существования артели и за основу взял воспоминания дочери политкаторжанина Адасинской Галины Антоновны, которая в 2004 году давала интервью о своей жизни и затронула тему детства, когда они жили в доме политкаторжан. Но сейчас появилась новая информация, которая в корне меняет первоначальную версию, и чтобы её озвучить придётся вспомнить старую трактовку.
Ленинградское отделение (ЛО) «Общества Политкаторжан» ведёт свою историю с 1924 года. Справка из интернета:
«Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, Ленинградское отделение (ЛО) (Невский просп., 24), создано в мае 1924 (об-во — в марте 1921 в Москве) с целью оказания помощи бывшим узникам царизма и изучения истории революционного движения, тюрьмы, каторги и ссылки в России. В 1924 ЛО объединяло 122 чел., в 1934 — 250 человек.
При ЛО работали 3 артели, фабрика хим.-пищ. продуктов «Политкаторжанин». Для членов ЛО построен дом-коммуна на пл. Революции, 1 (Дом политкаторжан). В июне 1935 общество ликвидировано постановлением Президиума ЦИК СССР, мн. его члены репрессированы».
Само общество просуществовало не долго, всего 11 лет, но за это время, благодаря химическому комбинату, продукция которого шла на экспорт, удалось построить большой дом-коммуну, где помимо квартир находились различные службы быта: столовая, прачечная, сапожная мастерская, библиотека и т.д. и т.п.
Из интервью Галины Антоновны:
- «До 37-го, до дома политкаторжан, мы жили на Васильевском острове, на 12-й линии, дом 37. Там был завод, «Политкаторжанин» назывался. Это длинное здание, я помню даже, вдоль фасада этого завода, «Политкаторжанин» было название. Завод, который занимался изготовлением эфирных масел и эссенций. Вот. И вся продукция уходила за границу. Получали оттуда валютой, там чего-то еще. И вот на эти средства был построен дом политкаторжан. Это политкаторжане сами себе построили эту «республику на колёсах». Что вы, Господи. Это был изумительный дом. Во-первых. Вы его видели? Знаете, да? Его архитектурный эскиз, этого дома, макет на парижской архитектурной выставке 30-го года, по-моему, получил золотую медаль за воплощение конструктивизма! (смеется) Вот. Да хорошее, действительно, очень. Изумительно было удобно для людей. Это маленькое. называли все «республика на колёсах». В этом доме всё: прачечная, котельная, сапожная, пошивочная. потом, как она называется, — артель по изготовлению рыболовных принадлежностей. Это уже потом её устроили, чтобы, когда посажали всех политкаторжан, чтобы женам было хоть чем-то там заняться. Вообще, ужасно! Слушайте, в этом доме, там было. 132 политкаторжанина жило. Ну, семей там было иначе. Мы жили в последней квартире. У нас 137-я была квартира. И из этих 132 политкаторжан в живых осталось 12! Все остальные погибли в 30-е годы. Вот, такое вот. Ужасно. Вот так вот».
Следуя логике, можно предположить, что артель находилась в доме политкаторжан и просуществовала с 1934 до середины 1941 года. Я даже был уверен, что после закрытия общества, в 1935 году, цех возглавил Муравлёв, поместив свою фамилию на клеймо, вместо артельного. Но это не так. Могла ли Галина Антоновна, давая интервью в возрасте 85 лет ошибаться, вспоминая своё детство и становление артели? Могла ли она перепутать местонахождение предприятия? Да, конечно, могла, ведь она освещала события, которые происходили с ней в пятнадцатилетнем возрасте. Правда, мы не можем исключить и того, что в доме-коммуне находилось какое-то подразделение артели, делающее операции, которым не хватило места в основном цеху. Но давайте разбираться по порядку.
Если верить всё тому же справочнику «Весь Ленинград», то дом политкаторжан построили в 1933 г, а в 1934 г его сдали в эксплуатацию. Кстати, в каталоге даже было указано количество строителей и фамилия прораба, что говорит о полноте сведений, попадающих в него. После постройки дома, ни в 1935, ни в 1936 году никаких сведений об артели «Политкаторжанин» нет. Проще говоря, до этого момента она не существовала. И только в 1937 году мы находим на страницах этого издания такую запись — артель «Политкаторжанин» штамповочная мастерская В.О. Волжский переулок д. 5.
Я сразу обратил внимание, что местоположение штамповочного цеха, это не Площадь Революции, где находится дом-коммуна, а Волжский переулок, дом 5. Да, да, тот самый адрес, рядом с которым проживал Муравлёв С.М. Я не спорю, что данные по мастерской Муравлёва могут быть просто притянуты за уши, хотя есть факты и совпадения говорящие об обратном.
И теперь, если собрать всю информацию воедино, то получается следующая картина. После смерти Муравлёва С.М., в 1936 году, его предприятие переходит в новые руки. Единственный вопрос, как переходит? Я думаю, что родственники Муравлёва, которым цех достался по наследству, не стали распродавать оборудование по отдельности и гробить производство, а уступили весь бизнес целиком. Кто его купил? Понятно, что общество, уже 2 года как закрытое, не могло осуществить эту сделку. Остаётся только инициативная группа бывших политкаторжан, которая, видя надвигающие репрессии, решает обеспечить своих жён работой. Об этом и говорит Галина Антоновна в своём интервью.
И, буквально, пару слов, почему я думаю, что именно мастерская Муравлёва позже стала артелью «Политкаторжанин». Это тождественность клейм. Так же, как Малиновский – Мухин. Почему Мухин оставил клеймо неизменным, поменяв только имя владельца? Правильно. Потому что покупатели знали, что за этим клеймом стоит качество и от смены владельца, как правило, характеристики товара не сильно меняются в виду оставшихся поставщиков. Измени Мухин клеймо, и через месяц о нём никто бы не вспомнил. Он слился бы с серой массой остальных кустарей, где за право быть первым надо много трудиться. Так же и здесь. По-моему, только ленивый удильщик не знал кто такой Муравлёв в рыболовном мире, а тем более в спиннинговой ловле. Оставляя контуры клейма неизменными, и меняя только имя владельца, артель «Политкаторжанин», как минимум, на 50% обеспечила себе успех на начальном этапе.
Клеймо артели «Политкаторжанин»
Вспомните сами, когда все именитые производители блёсен стали поголовно переносить свои производства в Китай, для удешевления продукции, что произошло? Правильно, спиннингисты, как сумасшедшие начали бегать по магазинам и искать оригиналы. И любые убеждения, что на китайских заводах поставлено импортное оборудование, а весь процесс находится под контролем фирмы, не могли убедить скептиков в идентичности приманок, выпускаемых одной фирмой, но в разных странах. Так же и здесь. Рыболовы, покупая блёсны с клеймом Муравлёва, прекрасно знали, что приобретают оригиналы, а не продукцию, сделанную по его лекалам или на его штампах. Мы же все прекрасно понимаем, что если мастер и продаёт свои пуансоны, то лучшие он всё равно оставляет себе и в обратном нас никто не переубедит.
Мне даже показалось, что эмблему Муравлёва, в своё время, пытались копировать или сделать максимально похожей, а это о многом говорит. На днях, один коллекционер из Латвии показал ничем не примечательный «Оттер» с узнаваемым штампом на блестящей стороне приманки. И можно понять моё изумление, когда вместо Муравлёва С.М. я прочитал фамилию В.А. Алексеев. А ведь если такую блесну положить на прилавок, то покупатель не сразу разберёт кто производитель товара. Хотя, может быть я и зря, дую на воду…
Блесна «Оттер» В.А. Алексеев | Клеймо В.А. Алексеев |
Но вернёмся к артели «Политкаторжанин». За 1938 год мне не удалось найти справочника и, соответственно, обновлённых данных по нашему вопросу. Зато два последующих года принесли эксклюзивную информацию.
Справочник «Весь Ленинград», 1939 г. | С правочник «Весь Ленинград», 1940 г. |
Во-первых, мы узнали, что у артели появились два новых цеха по адресу Таракановский переулок д. 7/9, один из которых в 1940 году переехал на проспект Железнякова в дом 43. И, во-вторых, обозначилось местоположение руководства – Петровская улица д. 1/2. Как видим, артель расширилась и значительно. Я не думаю, что, перенося один из цехов с Таракановского переулка, они освободили занимаемую площадь. Скорее всего, третий цех укрупнился и занял освободившееся пространство.
Все дома, где находились мастерские «Политкоторжанина», существуют и по сей день. Кто желает, может посетить Санкт-Петербург и побывать на исторических местах.
- Цех №1 – В.О. Волжский переулок, д. 5;
- Цех №2 – В.О. Проспект Железнякова, д. 43 (в настоящее время Малый проспект);
- Цех №3 – Таракановский переулок, д. 7/9, (в настоящее время переулок Лодыгина).
Единственная загвоздка получилась с адресом, где находилось руководство артели — Петровская улица, д.1/2. Такая улица в Санкт-Петербурге есть, но находится она, мягко говоря, далековато от своих производств, но главное, что меня смутило, отсутствие на ней дома с такой нумерацией. Сейчас, не буду рассказывать, сколько я провёл за поисками дома-невидимки, но истина всё же восторжествовала. Эта улица есть на карте Ленинграда 1939 года, и размещается она рядом с домом политкаторжан. Всё дело в том, что само здание-коммуна имеет 2 крыла расположенных под острым углом. Правое крыло идёт вдоль Петровской набережной, и имеет адрес Петровская наб. д. 2. А левое крыло выходит фасадом на Площадь Революции и упирается торцом дома в Петровскую улицу. Такое расположение дома вносило некоторую путаницу с точки зрения его местоположения и в 30-е годы здание обладало, как бы тремя адресами: Петровская наб. д. 2; Площадь Революции д. 1 и Петровская улица д. 1/2. Все эти адреса принадлежали одному строению. Когда Петровская улица пропала с территории города, выяснить не удалось, да, это и не важно, главное, теперь стало понятно, что руководство артели располагалось в левом крыле дома политкаторжан и, Галина Антоновна была права, когда говорила, что её мама работала в том же здании, где они и жили. Я не стал переписывать ту часть статьи, где сомневался в её словах, ведь в итоге мы докопались до истины.
«Норвега» и «Норич» артели «Политкаторжанин»
Теперь можно подвести некоторые итоги. Артель «Политкаторжанин» проработала 4,5 года, то есть с 1937 до середины 1941 г. и имела в своём распоряжении 3 цеха, один из которых штамповочный. По численности работающих трудно сказать, но, думаю, не менее 90 человек. Ассортимент блёсен, в основном, Муравлёва С.М., но было что-то и своё. Кольца на карабинах и тройниках паяные. По крайней мере, из того, что видел и где явно просматривается заводская сборка и родная фурнитура, всё было паяное. Видимо, заводные кольца так и не подешевели, а может быть, была другая причина, по которой не стали их ставить.
И, пожалуй, последнее, что пока не удалось хоть как-то внятно объяснить – это, клеймо, состоящее из одиночной стилизованной блесны, которая, возможно, имеет связь с этим предприятием.
Блесна «Норич» неизвестный | Клеймо «Норич» |
У меня две такие приманки, и обе «Норич», что говорит о дате их производства с 1925 по 1941 год. Когда могли использовать этот клеймо? При становлении муравлёвской артели, как самая первая эмблема? После его смерти, пока не продали бизнес? В одном из трёх цехов «Политкаторжанина»? Честно говоря, даже не знаю к чему её притянуть. А может она вообще не имеет к ним отношение и это штамп какого-то кустаря? Я думаю, не стоит гадать на кофейной гуще, проще оставить вопрос открытым.
На этом, в принципе, довоенную историю советских блёсен можно закрыть. Я постарался довольно подробно описать общую картину того времени, показать те немногие артефакты, которые чудом сохранились и дошли до нас. Ведь блесна, это такой предмет, что если рыболов, в процессе лова, при зацепе, и оторвёт её, то вряд ли полезет в воду искать и отцеплять железку, если только она не из разряда очень уловистых. Поэтому, и дошли до нас, с предвоенного лихолетья, считанные единицы и каждая новая находка может дополнить или даже поменять наше представление по истории советских блёсен, но.