Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?
Прообраз безынерционной катушки создан в начале XIX века Джорджем Снайдером. Он разработал катушку, в котором шпуля вращалась в несколько раз быстрее вращения ручки. Развиваясь и совершенствуясь, это изобретение приобрело новые функции. Теперь рыболовная катушка – это не только устройство для наматывания лески, а сложный инструмент. Фрикцион на катушке дал статус сложного инструмента безынерционной катушке. Рассмотрим подробнее, что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться.
Что это такое и для чего он нужен?
Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.
В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.
Как работает?
Фрикционный тормоз срабатывает, когда нагрузка на безынерционной катушке превышает заданное значение. Когда нагрузка уменьшается, подмотка лески продолжается в обычном режиме. Нагрузка для срабатывания тормоза выставляется регулировочным болтом с передней или тыльной стороны, в зависимости от того, какое устройство катушки используется. Правильная настройка тормоза на мультипликаторной катушке часто спасает снасть от падения в воду при поклевке крупной рыбы, спасает леску от разрыва.
Плавное, своевременное стравливание лески помогает вымотать рыбу и подвести к берегу или в лодку экземпляр, превышающий по массе разрывную характеристику лески. Настройка фрикциона производится опытным путем.
Обзор видов и их разница
Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю. Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки. Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.
Он обладает следующими преимуществами:
- тонкая регулировка;
- легкий вес катушки;
- простота конструкции.
Следует отметить следующие недостатки:
- разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
- неудобное расположение регулировочного винта;
- высокая цена запасной шпули;
- неудобство замены шпули.
Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.
Правильно отстроенный задний фрикционный тормоз часто применяется для подсекания рыбы, использования тяжелых приманок и предотвращения разрыва лески.
Преимущества заключаются в следующем:
- удобное расположение регулировочного винта;
- не мешает замене шпули;
- применяется для вылова крупных экземпляров;
- надежен в работе с тяжелыми примаками.
Следует отметить такие недостатки, как:
- большой вес катушки;
- низкая чувствительность регулировки.
Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу. Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки. Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.
Нужно обратить внимание на следующие преимущества:
- универсальность при выборе снасти;
- надежность в работе.
Не стоит забывать о следующих недостатках:
- большой вес катушки;
- сложность конструкции;
- цена.
Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.
Катушка с комбинированным тормозом позволит производить только замену поводков под размер рыбы, оставляя леску на катушке, при этом сохранится контроль вываживания любого улова.
Как пользоваться?
Для получения нужного результата от использования катушки с передним или задним фрикционным тормозом необходимо выполнить ее правильную настройку. Нужно учитывать, что в работе леска выходит из удил под углом и нагрузка на участке от удочки до приманки больше чем на рыболовной катушке. Поэтому регулировка тормоза осуществляется в сборе катушки, лески и удочки. Передний фрикцион настраивается стягиванием регулировочного винта и фрикционных шайб, при этом шпуля зажимается, увеличивается сопротивление ее вращения до нужного значения. Правильно отрегулированный задний фрикционный тормоз срабатывает при нагрузке около 80% от номинальной прочности лески под углом 90º, обеспечивая стравливание лески до достижения нагрузки номинала ее прочности.
Порядок настройки переднего фрикционного тормоза выглядит так:
- установить на удилище безынерционную катушку и леску в рабочее положение;
- закрепить конец лески за неподвижный объект;
- ослабить фрикционный тормоз;
- развернуть удочку или спиннинг под углом 90º по направлению к месту зацепа;
- натянуть леску до срабатывания тормоза;
- подбирать леску и затягивать регулировочный винт до достижения срабатывания при нужной нагрузке.
Нагрузка срабатывания переднего фракционного тормоза рассчитывается от размера приманки и веса предполагаемого улова. Учитывается и прочность лески. Нагрузку срабатывания для заднего фрикционного тормоза следует выставить в пределах 80% от прочности лески или удила. Основной его функцией при ловле рыбы будет гашение резких рывков, усиление сопротивления если на катушке останется мало лески. Переключение с переднего фрикционного тормоза выполняется ручкой на тыльной стороне изделия.
Использование безынерционных катушек с фрикционным тормозом многократно увеличивает шансы рыболова на успех, а именно:
- уменьшает количество сходов рыбы;
- сохраняет приманку и целостность лески.
Основная доля успеха зависит от опыта рыбака и его умения обращаться с рыболовными снастями. Для получения желаемого результата нужно:
- использовать приманку, соответствующую запасу прочности лески, удилища и катушки;
- содержать снасти в чистоте;
- хранить рыболовецкий инвентарь в рекомендуемых условиях;
- производить правильную настройку снастей;
- выдерживать угол наклона удила.
О том, как настроить фрикцион безинерционной катушки, смотрите в следующем видео.
Безынерционные катушки — как выбрать
Когда вы уже определились с удилищем, необходимо перейти к выбору катушки. Если вы еще не выбрали удилище для рыбалки, советуем прочитать нашу статью о том, как его правильно выбрать. Если же выбор сделан, то читайте далее. В этой статье мы расскажем о том, какую безынерционную катушку выбрать для спиннинга, троллинга, каким должен быть размер шпули, передаточное число и другие особенности выбора безынерционной катушки.
Характеристики, на которые следует смотреть при выборе безынерционной катушки, обычно указываются на корпусе, барабане катушки или же в ее паспорте.
Разберемся в каждой из них.
Типоразмер
Начинать выбор необходимо именно с этого критерия. Типоразмер — это размер, говорящий о классе мощности. Среди производителей не выработана единая система измерения, но большинство используют тысячную шкалу. Чем меньше значение, тем более легкую снасть и приманку вы можете использовать с этой катушкой. Для дальности заброса, лучшей чувствительности и соотношения баланса, придерживайтесь этих рекомендаций:
1000 — выбирайте для легких и ультралегких удилищ
2500 — от средне-легкого до среднего класса
4000 и более — для морской ловли или хеви джига
Есть бренды, которые указывают размер шпули с окончанием из непарных или парных цифр. Например, Daiwa производит спиннинговую катушку размером 2004. Если разобраться, то фактическая величина шпули 2000, но она малоемкая и подойдет только для тонких плетенок. Поэтому при выборе учитывайте еще и лесоемкость шпули. Так меньше шансов допустить ошибку при покупке. При ловле на тонкую плетенку емкая шпуля не нужна.
Лесоемкость
Показатель определяется длиной лески, способной уместиться на шпуле. Соответственно, зависит от размера и диаметра шпули, также от длины и глубины профиля. Имея несколько шпуль разных размеров и глубины, можно применять разную леску. У большинства производителей вы найдете маркировку, на которой указаны рекомендуемый диаметр лески/длина лески. Выглядит это так: 0,14мм/150м. Это значит, что вы можете намотать 150 м лески при ее диаметре 0,14 мм на шпулю. Но в современных катушках встречаются исключения.
Намотка за оборот
Этот показатель говорит о том, какое количество лески выматывает катушка за один оборот рукояти. Особенно он важен при ловле на соревнованиях, когда на счету каждая секунда. Поэтому скоростные катушки выматывают около метра за один оборот. Скоростные катушки применяются также в тех случаях, когда необходимо быстро убрать провис шнура или необходима быстрая вымотка, например при ловле фидером, при ловле жереха на спиннинг, при ловле на воблеры.
Безынерционные катушки с задним фрикционом
Использование толстой лески во время ловли крупной рыбы не дает возможности получить необходимое количество поклевок, так как рыба хорошо видит снасть. Применение тонкой лески опасно тем, что резкие рывки крупной рыбы и ее вес могут стать причиной обрыва снасти. Исключить подобную неприятность помогают безынерционные катушки с фрикционным тормозом. Модель с задним расположением этого элемента катушки считается более универсальной. Поэтому именно она была выбрана для данного обзора.
Состав безынерционной катушки
Катушка безынерционная – это сложное механическое устройство, которое служит для хранения лески и заброса снасти на большое расстояние. Она состоит из следующих элементов:
- Корпус с приводом. Обычно корпус изготавливается методом литья из металлического сплава или полимеров. Самой дорогой деталью корпуса является механизм вращения, который помещается в корпус в процессе сборки устройства на заводе.
- Ротор со скобой, которая укладывает леску на шпулю. Для вращения механизма катушки используется ротор. Он имеет скобу для укладки лески, с помощью которой снасть наматывается для хранения. При заборе скоба откидывается в открытое положение, после чего леска сходит со шпули свободно, не преодолевая сопротивления механизмов.
- Шпуля для хранения лески. Она представляет собой цилиндр из полимерного сплава или легкого металла, на который наматывается леска при вращении рукояти.
- Ручка для вращения. Ручка безынерционной катушки напоминает по форме рукоять известного бытового прибора, за что эта снасть получила в простонародье название «мясорубки».
Еще одним важным элементом катушки является фрикционный тормоз, который останавливает вращение устройства или возобновляет его в зависимости от прилагаемой нагрузки.
Назначение и особенности катушек с задним фрикционом
Основное отличие заднего фрикциона от переднего – это меньшая чувствительность тормозного механизма. Поэтому его используют для фидерной и троллинговой ловли, а также в том случае, если вы собираетесь поймать крупного карпа.
Учитывая тот факт, что для ловли рыбы большая чувствительность снасти не нужна, задний фрикцион можно использовать во всех случаях, когда ловля ведется на монолеску толщиной более 0,2 мм. Если вы не собираетесь использовать во время ловли сверхлегкие снасти, отдавайте предпочтение именно заднему фрикциону, и вы не пожалеете о сделанном выборе.
Еще одна особенность снастей с задним расположением фрикционного тормоза – возможность настройки его чувствительности непосредственно при выуживании рыбы. Для этого необходимо покрутить винт по часовой или против часовой стрелки.
Иными словами, описываемое устройство имеет следующие плюсы:
- Возможность изменения чувствительности фрикциона.
- Низкая цена шпули безынерционной катушки. Она имеет более простую конструкцию, чем в случае с передним расположением тормоза, что позволяет уменьшить затраты на ее производство.
- Безопасность регулировки при выуживании рыбы. В случае с передним расположением регулировочного винта его вращению мешает леска, которая идет с катушки к концу удилища и может мешать крутить винт. Если регулировочное приспособление расположено сзади, подобных сложностей не возникает.
- В катушке с передним фрикционом необходимо соблюдать особую внимательность, чтобы не потерять зажимную гайку или шайбу. У тормоза, расположенного сзади, этих деталей вовсе не существует.
Катушки с задним расположением фрикциона отлично подходят для новичков, которые хотят приобрести для себя универсальную рыболовную снасть. Они подойдут для рыбалки в подавляющем большинстве случаев. Однако по мере получения опыта можно расширить набор катушек за счет модели с передним фрикционом.