Рецензия на фильм Багровый Цвет Снегопада
Последний фильм Владимира Мотыля. Грустно. Ушёл редкий художник, настоящий мастер и великий человек. Оставил нам всего десяток картин. Но каких! Среди них стяжавшее славу первого советского вестерна «Белое солнце пустыни», одна из самых человечных киноисторий об Отечественной войне «Женя, Женечка и «катюша», легендарная «Звезда пленительного счастья», покорившая не только нашего, но и зарубежного зрителя, экранизации русской классики «Лес» и «Невероятное пари. «
«Багровый цвет снегопада» вышел на экран, причём, телевизионный (для кинотеатров в наше время это явный «неформат»!) через два года после смерти автора. Фильм-прощание. Прощание с эпохой — попытка переосмыслить её, всех понять и всем простить, следуя логике «у каждого своя правда». Прощание с удивительным миром кино, с искусством, которому Владимир Яковлевич преданно служил всю жизнь: здесь в каждом эпизоде отзвуки его самых удачных работ. Прощание со зрителем, благодарность за многолетнее признание: фильм однозначно зрелищен, он снят для людей. Просто прощание. Финальный аккорд в яркой, удивительной, полной драматизма судьбе.
Аккорд громкий — он будет долго звучать и отзываться эхом. Этот фильм запомнится, его будут любить и смотреть, его уже называют «глотком свежего воздуха» и «проблеском света» в, так сказать, душной мгле нашего культурного пространства. Всё верно — он действительно смотрится свежо, «берёт за душу», увлекает и в то же время воспитывает, как и положено явлению настоящего искусства.
Авторский почерк Мотыля очень узнаваем. В центре повествования у него всегда личность главного героя. Причём, героя, по меркам кино, истинного — благородного и отважного «рыцаря без страха и упрёка», но в рамки жизненных реалий (любой эпохи) явно не вписывающегося. Владимир Мотыль был великим сказочником, сочинителем чудесных и захватывающих рыцарских кинороманов (в лучшем смысле этого слова). Верить в его сказки невозможно, а не верить нельзя — настолько они прекрасны и возвышенны. И его главный герой — le chevalier sans peur et sans reproche — всегда находит, вернее, притягивает к себе приключения. Ведь слава не обойдёт достойного, и подвиги лишь ждут того, кому по силам их совершить — наивного книжного мечтателя Женю Колышкина, невозмутимого и неуязвимого товарища Сухова, безоглядного романтика декабриста-кавалергарда Анненкова. Впрочем, рыцарские доспехи порой примеряют и женщины — жёны декабристов или, как в нашем случае, генералов.
Первые кадры ленты — девушка на войне. Автор по традиции сразу знакомит нас с главным героем. И антураж привычный: мундиры (гимнастёрки, плащ-палатки, шинели). Конечно, какой же рыцарь без доспехов и меча? Оружие в фильмах Владимира Мотыля неизменно служит главным атрибутом мужественности. В кульминационные моменты оно всегда в кадре, — решающий аргумент в каждом поединке участников извечной и бесконечной битвы добра со злом. Даже выбор оружия служит косвенной характеристикой персонажа. Мог бы товарищ Сухов пырнуть человека штыком, скинув с себя паранджу? Немыслимо. Холодное безжалостное остриё, да ещё кинжал — оружие подлеца и труса, душителя женщин. А у интернационалиста Сухова пулемёт «Льюис» и надёжный друг «Маузер». И в подарок супруге он правит молотом не что-нибудь, а серп. И «гранаты не той системы» могут быть у кого угодно, но только не у Верещагина. В «Звезде пленительного счастья» оружие не менее символично. Вспомните лицо князя Трубецкого в момент его гражданской казни — не шпага над его головой разломилась надвое, а сама его жизнь. В истории любви Жени и Женечки оружие ещё более значимо. Оно возведено в ранг одного из главных героев, вошло даже в название фильма. Женя теряет Женечку, но «катюша» остаётся рядом, мстя вместе с ним за гибель всех любимых в той страшной войне. Владимир Мотыль верен себе и в «Багровом цвете снегопада». В руках у рыцаря по имени Ксения тоже сверкнёт символический меч возмездия. Но врага она повергнет не силой оружия, а силой духа. Она не сможет застрелить человека, не сможет отказать в праве на рождение его ребёнку. И победит благородство — квинтэссенция рыцарства.
Победа тем слаще, чем горше потери и страдания, принесённые на её алтарь. Ксения Герстель — сирота, добровольно бросившаяся в огонь Первой Мировой. Единственный брат-офицер пропал на фронте, известие о гибели жениха окончательно лишило её жизнь смысла. Юная сестра милосердия словно испытывает судьбу, отчаянно рвётся в самое пекло. И нежданно-негаданно заново обретает и надежду, и опору. Немолодой, потрёпанный жизнью и войной, но не утративший души и сердца генерал-майор — та самая «каменная стена», за которой хрупкой беззащитной Ксении так нужно укрыться от бури, разбушевавшейся в поднятой на дыбы стране. Но тихой гавани нет места в бурлящем океане, едва свитое семейное гнёздышко разорено, птенец погиб, а саму несчастную птаху с перебитыми крыльями уносит прочь вихрь революции. Почти десять лет Ксения безуспешно ищет брата. Его поиски внезапно сводят её лицом к лицу с виновником гибели её мужа и ребёнка — представитель Всесоюзного общества культурных связей с заграницей посещает белоэмигрантскую общину Праги и влюбляется в красавицу-соотечественницу. Она жаждет мести и принимает его приглашение посетить СССР в надежде отыскать его тогдашних подельников, чтобы рассчитаться со всеми сразу. Но план мщения срывается, судьба сама расправляется с её обидчиками, Ксению же вознаграждает за все перенесённые мучения счастьем материнства, пусть даже дитя ей достаётся от ненавистного врага. И брата она тоже находит. На дворе 1939 год, над Европой вновь сгущаются грозовые тучи. А в укромном уголке на краю света, в тиши канадской снежной сказки за праздничным столом собрались Ксения, её брат и сын. У мальчика День рождения, он дорос до вопросов об отце и родине, он хочет знать правду. И умудрённые опытом взрослые ищут нужные слова, пытаясь объяснить ему смысл главных рыцарских понятий — любви, чести, благородства и самопожертвования. Ведь на них держится мир, ради спасения которого стоит забыть все национальные, религиозные и классовые распри, простить друг друга и объединиться для борьбы с общим врагом всего живого и сущего — с колесом из четырёх топоров, жуткая тень которого уже нависла над их далёкой родиной.
Конец фильма.
Чем не сказка? Безусловно поучительная, временами трагичная, иногда забавная. А в целом трогательная, душевная. Недаром собрала столько восторженных отзывов от женщин. Фильм явно адресован именно женской аудитории. Даже в титрах посвящение матери и жене автора — ещё один рыцарский жест. Почему же не отвёл он главной героине более, казалось бы, подходящую ей роль Прекрасной дамы? А потому, наверное, что времена давно изменились, и жизнь перестала щадить Прекрасных дам. Уже в эпоху декабристок слабому полу пришлось проявить изрядное мужество, чтобы отстоять своё право на женственность. И уже тогда они доказали, что мужественная женщина ещё более прекрасна. Как преобразило обретённое мужество княгиню Волконскую, пробудив в фарфоровой куколке Машеньке настоящую женщину — умную, решительную, страстную! Какое восхищение внушает даже бездушному чиновнику непреклонная твёрдость Екатерины Трубецкой, протягивающей к нему руки со словами «Велите нести кандалы»! И Женечка Земляникина лишь на время прячет свою нежность под солдатской гимнастёркой. Вернее, не прячет — бережёт. А Гюльчатай в «Белом солнце. «? Ведь её смелость была её же спасением. Но стоило ей поступить так, как подобает женщине в её среде, и она сразу погибла. Вот и Ксения тоже вынуждена стать воительницей, сама того не желая.
Даниэла Стоянович сыграла женщину на двадцать лет моложе себя. Сыграла очень убедительно, не только сделав порывистость и импульсивность героини чертами её личности, но и использовав их в качестве возрастных характеристик. Ксения всегда в движении, её жесты лишены плавности, а взгляд — томности. Она бежит — по полю боя, по ночному заснеженному Петрограду, по сугробам и рельсам обезлюдевшей станции в Сибири, по пражской мостовой, по московской омытой дождём улице и подмосковному лесу — бежит и мечется, не зная, верно ли выбран путь. Борьба героини — явная и внутренняя — задаёт напряжённый темп всему повествованию. И рассказчикам этой истории удаётся с него не сбиться.
Образы же главных персонажей порой несколько сбивают с толку. Уж слишком они однозначны, прямолинейны, порой даже трафаретны. Впрочем, в фильмах Владимира Мотыля характеры всегда задаются в виде постоянных величин, хотя в жизни каждая личность — скорее переменная, чем константа. Генерал Баторский в исполнении Михаила Филиппова, честно говоря, даже удивляет своей неизменной безмятежностью, вроде бы, совсем не свойственной человеку его пола, возраста и профессии. И в атаку, и под венец, и на расстрел он идёт с почти блаженной полуулыбкой на лице. Возможно, этот образ и замышлялся статичным для более резкого контраста с нервной динамикой Ксении, чтобы подчеркнуть их разницу в возрасте, придать ему солидность, основательность, прочность. Увы, это было достигнуто ценой обезличивания персонажа.
Образу Трофима Кряжных (Александр Цуркан), вроде бы, предписана плакатность — идейный революционер, безоглядно преданный и классово родной пролетарскому делу, коренастый мужик, настоящий сибиряк. Нелегко, наверное, достоверно оживить на экране персонаж, целиком состоящий из штампов. Он изначально утрирован. Но актёру удалось придать ему даже некоторое обаяние — в нём чувствуется глубинная сила, непоколебимая вера в свою правоту, готовность сложить голову за страну, в которой он, наконец-то, чувствует себя хозяином. А ещё мужицкая хитреца, облегчающая образ, но самое главное — честность и совесть, не позволяющие ему соврать Ксении о прошлом, скрыть от неё собственные грехи.
Автор сталкивает две их разные правды в открытом поединке и не берётся быть им судьёй. Потому что и та, и другая выстраданы, и той, и другой принесены огромные жертвы, и за той, и за другой — воля народа. Сын Ксении — залог грядущего взаимного прощения и примирения, спасения России, расколотой Гражданской войной.
Явная схематичность образов и переизбыток символики, так сказать, перегруженность картины деталями, не усиливающими её достоверность, а скорее наоборот, — пожалуй, единственные «минусы» ленты. Посмотреть «Багровый цвет снегопада» определённо стоит. А после вам, возможно, захочется ещё раз увидеть и более ранние прекрасные фильмы Владимира Мотыля — «Женя, Женечка и «катюша», «Звезда пленительного счастья» и «Белое солнце пустыни».
Багровый цвет снегопада (2008)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Позволила себе поместить здесь фрагмент рецензии на фильм. Просто она созвучна моим мыслям и моему впечатлению.
Вчера второй раз смотрела фильм «Багровый цвет снегопада» (первый раз 2 года назад на вечере памяти Владимира Мотыля). И впечатление такое же сильное, даже все сюжетные линии выстроилось в единое целое и всё стало окончательно понятно.
Дальневосточница! Приятно Вас видеть и на этой ветке сайта и приятно было прочитать Ваш отзыв о фильме.
Багровый цвет снегопада (2008)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Когда неметафорический брат стрелял в неметафорического брата? Когда мы сможем говорить об этом объективно, мы станем грибами, а в лучшем случае — рыбами. Мы до сих пор не научились говорить объективно о русском расколе 1650 г. Может, и к лучшему. Значит, мы еще не рыбы.
На 40-ой минуте фильма, когда Филиппов говорит «. и чин генерала!», прелестница Стоянович (по ходу дела — дворянка) сдавленно восклицает «Вау!». Чуть не стошнило, ёпрстъ.
Смотрела фильм на одном дыхании.
Как же нам не хватает таких мужчин, как генерал из этого фильма! Как же надоели мальчики -доходяги как физически, так и во всех других отношениях. Очень хочется встретить такого мужчину. Пусть этот образ и приукрашен, но он благороден, умён, по-мужски красив. Я думаю, каждая женщина мечтает встретить хотя бы подобие такого мужчины!
Красивый фильм, «сильный» фильм.
Достойный.
Не будем искать недостатки, лучше стоит задуматься об истинных ценностях в жизни!
Мне фильм ОЧЕНЬ понравился!
Он заставляет о многом задуматься. Среди «чернухи», которую у нас показывают на ТВ, примитивные фильмы и сюжеты, он ШИКАРНЫЙ!
Мне понравилось всё, я смотрела на одном дыхании!
А придираться каждый может. Недочёты есть в каждом фильме, да и важно ли искать их?
на №84 Господин Нежданов!
Наверняка эта ваша «одна историческая книга» написана в советское время и советскими историками с соответствующих позиций. Полагаю что в наще время пора уже избавляться от набивших оскомину агитпроповских штампов.
Во всех армиях мира в ходе этой войны использовались орудия старых образцов, не исключая и немцев с австрийцами, это — нормальная бережливость бюджета.
Семейство Романовых во многом виновато перед Россией, а также имеет перед ней великие заслуги, но повторять примитивные сказки о пропитых с балериной казенных деньгах в наше время несерьезно.
Полагаю что Русская армия побеждала до тех пор, пока русский солдат был храбр и дисциплинирован. Когда же армию разложили антивоенной пропагандой (отнюдь не только большевистской, кстати), никакие пушки не помогли.
Пример тому — так называемое «керенское» наступление лета 1917 г. Наша промышденность к этому времени дала армии все, а что не смогла дать — дали союзники, многие из которых искренне радовались свержению самодержавия и считали долгом поддержать в России республиканский строй. Артиллерии было достаточно, любых калибров. На участках прорыва вражеские окопы были просто стерты с лица земли. Однако пехота, рапропагандированная и опустившаяся, не повинуясь офицерам, отказывалась идти в атаку.
Как раз этот фильм, хотя он и не стал очередным шедевром Мотыля, дает возможность взглянуть на события под другим углом чем в советских учебниках, тем и ценен. К сожалению, работа над ним по многим причинам затянулась, и вышел он поздновато, когда и эта тематика уже в значительной степени «замылена» малокомпетентными авторами. Мне кажется, выйди он хотя бы лет 5-6 назад, и не в порезанном виде, как сейчас, восприятие было бы другое.