Выбор машины для рыбалки
Рыболовы относятся к категории людей, которые очень любят спорить и отстаивать своё мнение, а своё мнение, причём на все случаи жизни, есть у каждого из них. Уж казалось бы, сколько копий сломано в баталиях на тему выбора приманки или снастей, времени и места ловли, но едва ли хоть в одной из них удалось достичь консенсуса. Впрочем, есть ещё один вопрос, неизменно вызывающий бурные обсуждения — каким должен быть автомобиль рыбака?
Мои рыболовные путешествия начались ещё в конце прошлого века, хотя в те годы чаще всего приходилось использовать общественный транспорт. Но скоро поездки на рыбалку стали проходить исключительно в автономном режиме. С годами появлялись всё новые точки, увеличивались расстояния — с 50 км от города до нескольких сотен и даже тысяч, от однодневных выездов до полноценных экспедиций. Накапливался опыт. Сегодня этот опыт включает список из трёх десятков автомобилей разных марок и моделей, которые были моими «машинами для рыбалки». И теперь, наблюдая за тем, как разгорается очередной баттл на тему выбора идеального транспорта для рыбака, я вижу насколько мы, рыболовы, подвержены влиянию стереотипов, зачастую уводящих от сути вопроса.
Дело в том, что в большинстве случаев люди создают образ некоего идеального автомобиля, обычно подготовленного внедорожника с непременной понижайкой, конечно, с рамой, достаточно аскетичный и обязательно с АТ- или МТ-резиной. В общем, во многом напоминающий монстров из трофи-рейдов. А стоит только предложить какой-нибудь серийный кроссовер или полноприводный универсал, как в ответ летят пустые пластиковые бутылки и возмущённые возгласы, смысл которых сводится к простой мысли – это машина для чего угодно, но только не для рыбалки. Что ж, давайте попробуем спокойно, по пунктам разобраться, что на самом деле важно и в каких случаях, давайте соберём образ идеальной машины для рыболовных путешествий, если, конечно, у нас это получится. И прежде чем перейти непосредственно к обсуждению деталей, я хочу обратить внимание на довольно очевидный аспект – выбирая любую вещь, нужно представлять условия, в которых она будет использоваться. Будет ли это специальный внедорожник, предназначенный исключительно для загородных поездок, или вы планируете ездить на нём и в городе? Куда вы чаще всего выезжаете на рыбалку? Какие дорожные условия на вашем пути? Существует ли необходимость перевозить катер на трейлере, возить лодку в багажнике или в конечной точке вас ждёт большой рыболовецкий траулер? Сколько человек путешествует с вами, как долго длятся эти поездки? Наконец, насколько большое расстояние придётся преодолеть, чтобы достичь цели. Разумеется, в дальнейшем я буду опираться на личный опыт, хотя для чистоты эксперимента я опросил с десяток знакомых, таких же любителей рыбалки. К примеру, мой личный опыт включает поездки трёх категорий: с катером на трейлере на большие расстояния (больше 600 км), иногда с пересечением границы; относительно недалёкие экспедиционные поездки, но всё снаряжение при этом необходимо разместить в багажнике; короткие, однодневные выезды, зачастую вообще без лодки.
Начнём с очевидного. Уверен, если провести опрос фанатов рыбалки, то наличие полного привода вероятнее всего окажется на первом месте среди самого необходимого. Но всегда ли он настолько важен? С одной стороны, оценив поездки за последние пару лет и сопоставив свои данные со статистикой коллег, я пришёл к выводу, что больше чем девяносто процентов рыбацких вылазок вообще не предполагает никакого бездорожья (у кого-то эта цифра может оказаться даже выше). Зачастую они проходят по неплохим асфальтированным шоссе, и лишь финальный участок представляет собой дорогу без всякого покрытия. Процент может меняться, но даже в тех случаях, когда нам приходилось преодолевать 100–150 км грунтовки, она была доступна для большинства видов транспорта, за исключением разве что спорткаров. Стоит отметить, что определённая часть вылазок не подразумевает даже лесных дорог, и рыболовы просто отправляются на какую-нибудь базу. И совсем уж асфальтовым выходит путешествие в Скандинавию, где дороги есть в принципе везде. С другой стороны, существуют по-настоящему глухие места, добраться до которых, имея монопривод, низкую посадку и обычную шоссейную резину, невозможно. Таких мест немного, но именно для них наличие полного привода – обязательная опция.
Впрочем, есть ещё один существенный аргумент в поддержку необходимости полного привода. Это ситуация, при которой вы перевозите катер на трейлере. Если лодка весит больше тонны, вопрос формата 4х4 даже не обсуждается, независимо от условий, в которых приходится спускать её на воду. Если катер весит меньше, то всё упирается в условия слипования (спуска и подъёма лодки). На оборудованном не слишком крутым слипом месте, а такие встречаются нечасто и, как правило, вблизи городов, при достаточно лёгкой лодке (например, РИБ длиной до 5 м) такая задача под силу даже седану с передним приводом. Хотя если слиповаться часто, это отрицательно скажется на ресурсе трансмиссии – всё-таки легковой класс не предназначен для подобных нагрузок. Но иногда в виде исключения это допустимо. Однако если слипование происходит в диких условиях, на необорудованных местах, а вес лодки близок к весу обычной легковушки (1–1,5 т), лишь наличие полного привода и тяговитого мотора позволит вытащить плавсредство на сушу.
Из личного опыта: серийный внедорожник размером с Toyota Land Cruiser Prado или Mitsubishi Pajero легко справляется с задачей, если лодка не больше семи метров в длину. Если же ваша яхта больше и оснащёна более мощным мотором (иногда это может быть «спарка» из 250–300-сильных двигателей), то стоит присмотреться к классу тяжеловесов, типа Toyota Tundra, Dodge RAM, Ford Raptor и им подобных. С лодкой длиной до 5,5 метров (или до 6 в открытой версии) при наличии нормальных условий слипа может справиться любой полноприводный кроссовер. Некоторые из моих знакомых, обладая опытом и знаниями, прибегают к уловке, буксируя прицеп с большим катером обычным автомобилем, не имеющим полного привода. Действительно, по твёрдой горизонтальной поверхности практически любая машина так или иначе сможет буксировать даже 6,5-метровый катер с закрытой рубкой. Проблемы появятся на подъёмах и при обгонах и станут совсем уж глобальными, как только рыбацкий караван приступит к слипованию. И тут наши хитроподготовленные умельцы прибегают к помощи соседей-рыболовов, поскольку в популярных для рыбалки местах обязательно найдётся кто-нибудь с более мощным автомобилем, а уж помочь товарищу по хобби не откажется никто. Достаточно только попросить. Более того, на некоторых базах есть платная услуга по вытаскиванию. Так что если вы вдруг решили путешествовать на моноприводе, вам придётся компенсировать это повышенной исследовательской активностью и общением.
Неоднозначный, но важный момент. В первую очередь всё упирается в режим поездки и вопрос: везёте ли вы лодку на трейлере или используете надувную с мотором? Едете на несколько дней или вам достаточно одного? А может быть, вам вообще не нужна лодка? Ведь если исключить из списка плавсредство, ограничившись снастями и экипировкой, то багажник почти любого кроссовера, универсала и тем более внедорожника вместит всё необходимое. Однако, если помимо одежды и снастей у вас есть ещё какое-то специальное оборудование, например, палатки, шатры или в вашем экипаже окажется больше трёх человек, то со свободным пространством для поклажи возникнут проблемы. И естественно, как только в ваших планах появляется судно, оно сразу съедает массу полезного пространства. Надувная лодка, мотор, снасти, топливный бак и какое-то минимальное снаряжение с трудом, но могут поместиться в багажнике универсала вроде Subaru Outback, но, например, объёма Volvo V90 для этого уже не хватит. Вам придётся балансировать на очень тонких весовой и габаритной гранях и совершенно точно не брать с собой дополнительное снаряжение, продукты питания и вещи для комфортного быта.
Кроме того, у компактных машин придётся разбирать или оставлять дома заднее сиденье. Таким образом, объёма большинства современных кроссоверов, внедорожников и даже полноприводных универсалов хватает, чтобы отправиться в экспедицию на неделю, но при этом в машине поедут лишь два человека. Хотя чаще всего именно двое и ловят рыбу в одной лодке. Так что если подвести промежуточный итог, то Volvo XC90, Toyota Land Cruiser Prаdo или LC200 (Lexus LX), Pajero Sport позволят разместить в багажнике лодку, мотор, кое-что из снастей и минимальное количество экипировки, не прибегая к тому, чтобы раскладывать или удалять заднее сиденье. Для однодневного лова без ночёвки этого достаточно. Если добавить сюда запас топлива, палатку, снаряжение для кемпинга и продукты питания ещё хотя бы на день, окажется, что места уже не хватает. Перевозка вашей посудины на трейлере позволит освободить багажник не только от самой лодки и мотора (что занимает около 70 % его объёма), но и от части других вещей, которые можно переместить в трюм, как в прицеп. В этом случае объём багажника вообще не имеет значения, но снова появляются требования к весу, энерговооружённости и проходимости тягача. Словом, везде нужен компромисс.
Дизель или бензин? Уверен, что не все согласятся с моим выбором, но это моё мнение, основанное на личном опыте. Так вот, я голосую за дизель и не вижу ни одной причины, которая вынудила бы меня обратить внимание на бензиновые автомобили. На мой взгляд, главные плюсы дизеля – это экономичность и способность переносить тяжёлые условия эксплуатации (особенно большие нагрузки на низких оборотах). При путешествиях на 700 км с лодкой и трейлером на крюке разница в расходе между одинаковыми автомобилями в бензиновой и дизельной версиях может достигать 100%. Проще говоря, передвигаясь на дизельной машине, я потрачу порядка 4 000 рублей, а вот с бензином эта цифра будет уже около 8 000. И это если речь идёт о российских ценах на топливо! Если же вы путешествуете по Скандинавии, то цена за литр бензина там, как и в остальной Европе, колеблется в районе отметки 100 рублей — несложно посчитать разницу. Но дело не только в моментальной или общей экономии. Путешествия на дальние расстояния часто сопряжены с протяжёнными участками без бензоколонок. Не всегда можно точно рассчитать расход и места будущих заправок, особенно отправляясь по новому незнакомому маршруту. Перспектива обсохнуть посреди трассы – не лучший сценарий. Конечно, этого можно избежать, имея запасную канистру с топливом, но более экономичный двигатель даст заметный выигрыш в мобильности. Таким образом, в условиях дальнемагистральных путешествий и поездок по пересечённой местности при транспортировке катера (особенно весом свыше тонны) дизельный двигатель оказывается значительно комфортнее. Сравнивая же динамику, максимальную скорость и иные ездовые качества дизельных и бензиновых автомобилей, очень сложно почувствовать какую-то разницу.
Комфорт, понятно, вопрос субъективный, и у каждого человека о нём свои представления. Где проходит грань, разделяющая комфортное и некомфортное, определить сложно. К тому же на оценку всегда влияют финансовые возможности. Нет никакого смысла сравнивать модели, различающиеся в стоимости больше чем в два раза.
Между тем лично для меня комфорт – важная составляющая (всё-таки рыбалка для большинства из нас отдых). И это не только материалы отделки или возможности мультимедиа, а прежде всего системы активной безопасности, эргономика, регулировки, удобство управления машиной, качество освещения дороги. Ты начинаешь обращать на них внимание после нескольких сотен километров за рулём и особенно после нескольких дней на воде. Сложные дорожные условия, плохая погода и слабая освещённость – всё это влияет на безопасность. Высокий уровень комфорта автомобиля позволяет избежать чрезмерного напряжения за рулём и лучше сконцентрироваться на дороге, а не на том, почему вибрирует руль или откуда доносится раздражающий скрип. Шумоизоляция машины тоже стоит не на последнем месте. Ведь после нескольких часов за рулём лишний звук может в значительной степени утомить водителя, а это сказывается на безопасности и экипажа, и других участников движения.
К понятию комфорт я бы отнёс и размер боковых зеркал. Чем они больше, тем легче совершать манёвры с катером, когда камера заднего вида и парктроник уже не помогают. Беда большинства кроссоверов как раз в том, что их боковые зеркала изначально не предназначены для помощи при буксировке габаритных прицепов и недостаточно информативны. Кроме того, некоторые из полноценных внедорожников или пикапов (Land Rover, Toyota Hilux) умеют перенастраивать систему стабилизации при буксировке прицепа, чем значительно облегчают жизнь водителю тягача.
Пикап – самый рыболовный!
Такое утверждение я слышал не раз, но относился к нему скептически до тех пор, пока сам не испытал все преимущества эксплуатации грузового автомобиля. Действительно, концепция пикапа, пожалуй, идеально подходит для условий рыбалки, представляя разумный компромисс между размером, весом, комфортом управления, экономичностью, проходимостью и объёмом перевозимой поклажи. Последний пункт, к слову, главная прелесть минигрузовичков. В кузов поместятся все необходимые рыболовные снасти, лодка, мотор, снаряжение для обустройства лагеря и прочее. При этом отдельное от кабины размещение багажа хорошо ещё и тем, что вам нет нужды переживать о сухости вещей, их чистоте или неприятных запахах (солярки или рыбы, например). Однако, пикап – это всё же машина специального назначения, и едва ли вам захочется каждый день стоять на нём в пробках по пути в офис или кружить по району в поисках подходящей парковки. Хотя всё относительно. Лично я не испытывал особого дискомфорта при ежедневных поездках по городу на том же VW Amarok.
В этот раз мы лишь слегка коснулись такой интересной и многогранной темы, как подбор узкоспециальной машины для того или иного увлечения. И пример рыбалки, на мой взгляд, очень показателен. Мир автомобилей невероятно разнообразен, да и люди тоже разные. У каждого из нас свой перечень задач, в решении которых должна помочь машина. Поэтому прежде всего ответьте себе на те вопросы, что мы задавали в самом начале, и делайте грамотный выбор, не забывая о финансовой стороне вопроса. Тогда ваши желания, скорее всего, совпадут с возможностями, и вы получите именно тот транспорт, который подходит именно вам.
ТОП-10 самых удобных автомобилей для зимней рыбалки
Видео о самых интересных и удобных автомобилях для летней и зимней рыбалки — их особенности и характеристики. В конце статьи — видео о лучшей машине для рыбалки.
Содержание статьи
- УАЗ
- Mitsubishi L200
- Mitsubishi Pajero
- Nissan Pathfinder
- Land Rover Discovery
- Scoda Octavia Scout
- Jeep Commander
- Jeep Wrangler
- Toyota Land Cruiser
- Hammer H2
- Видео о лучшей машине для рыбалки
Современные автомобили можно разделить на многочисленные группы и классы: по проходимости, по стоимости, по скорости. Кому-то они требуются лишь для городских поездок, кому-то в качестве «рабочих лошадок» для дачи и работы, а вот заядлым охотникам и рыбакам нужен особенный транспорт.
Для подобных целей машина должна обладать повышенной проходимостью, вместительным багажником, способным вместить палатки, рыбацкое снаряжение, небольшой холодильник для улова, не лишним будет и большой салон для размещения части вещей или команды единомышленников.
Если летом требования к машине рыбака можно предъявить на среднем уровне, то зимняя рыбалка – это испытание не для всех. Поэтому чтобы не завязнуть в снегах, иметь возможность добираться к недоступным простым любителям местам и взять с собой все объемные зимние вещи, надо очень серьезно и тщательно подойти к выбору автомобиля.
10. УАЗ
Если остановиться на модели Hunter, владелец получит УАЗ в самом своем обыкновенном, классическом виде, без излишеств и модных наворотов. Новой такая машина обойдется всего в 300 тысяч рублей, но если использовать ее исключительно для загородных поездок, то вполне можно рассматривать и подержанный вариант. На вторичном рынке удастся приобрести такой внедорожник за 150-200 тысяч.
Можно даже рассмотреть и легендарную «буханку» УАЗ-452, которая обладает великолепной проходимостью благодаря полному приводу. Не самую старую модель можно приобрести даже с гидроусилителем руля и ABS.
Пусть иностранцы шутят, что русские создали такую машину специально, чтобы не прокладывать хороших дорог, она является идеальным бюджетным средством для поездок в самые отдаленные уголки страны.
9. Mitsubishi L200
Ее смазливая мордашка не должна вводить в заблуждение — рыбаки с 40-летним стажем выбирают именно ее за отменные технические характеристики. Помимо качественной отделки хорошими материалами, комфортабельности, красивого интерьера и экстерьера, машина потребляет немного топлива, может похвастаться отличными ходовыми качествами и большим багажником.
В сердце этого «японца» — турбодизель на 2,35 литра, чья мощность достигает 181 л.с. Работает он в паре с 6-ступенчатой механической трансмиссией и совместно они обеспечивают комфортную езду как по городу, так и по лесным чащобам.
Из недостатков – только внешний вид, который слишком прекрасен, чтобы загонять автомобиль в болотные топи или жесткие кусты, способные поцарапать сверкающий капот.
8. Mitsubishi Pajero
Брутальный, чисто мужской автомобиль, надежный, практичный, просторный. Его экстерьер кажется даже агрессивнее предыдущего представителя, интерьер намного более аскетичный, да и «кушать» он просит гораздо чаще. Поэтому Pajero сложно назвать автомобилем на каждый день, однако его внедорожные способности поражают воображение.
Бывалые рыбаки заявляют, что вместительный багажник способен разместить не только всё необходимое снаряжение, но и лодку с запасным мотором. А в случае, если нет палатки или спального мешка, то на заднем сидении можно комфортно спать, даже не раскладывая передних кресел. Более того, на внедорожной резине можно спокойно форсировать лесную реку, не опасаясь завязания или пробуксовки.
7. Nissan Pathfinder
Сразу следует признать, что эта машина – для обеспеченных людей. Но если единожды потратиться на его приобретение и оснащение всеми важными электронными помощниками, этот «танк» окажется незаменимым в дальних путешествиях, для поездок на пикники, на охоту и на рыбалку.
Сложенные сиденья превращаются в удобную двуспальную кровать, огромных размеров багажник вместит в себя мини-холодильник, сумки с продовольствием, снасти, одежду, инструменты и прочие важные в поездке вещи. Внутреннее пространство создает все условия для безопасности и удобства своего владельца: подогрев сидений, датчик дождя, помощник при заносах и подъеме в гору. А отдохнуть после целого дня на природе можно за просмотром телевизора или фильмов на DVD.
Проходимые способности внедорожника позволяют легко преодолевать песок, глину, камни, не застревать в глубокой колее от грузовиков. Не страшны для Pathfinder и водные преграды в виде неглубоких рек и ручьев, главное — чтобы днище не касалось земли.
6. Land Rover Discovery
Внедорожные качества этого автомобиля обойдутся владельцу в круглую сумму, но это того стоит. Концепция данной модели направлена на обеспечение максимально комфортной езды по любым дорогам. С каждым новым поколением слава автомобиля, как одного из наиболее надежных и проходимых, лишь возрастает.
Работать Discovery заставляет 3-литровый 237-литровый двигатель, имеющий 8-ступенчатую автоматическую трансмиссию и полный привод. В 5-местном исполнении багажное отделение рассчитано на 1231 литр, а при сложенных сиденьях – на все 2500 литров.
5. Skoda Octavia Scout
Хотя автомобиль выглядит простым семейным экземпляром, он отлично показывает себя на мужских вылазках на рыбалку. Свесы уберегают пластик от контактов близкого рода с камнями, кустами и прочими природными явлениями. Дорожный просвет может показаться не самым выдающимся – 165 мм, зато чисто немецкая защита из плотного композита убережет от всевозможных ям и рытвин.
Хотя на этом универсале не рекомендуется забираться в глухие чащи, он имеет неплохую проходимость, динамичность, отменный силовой агрегат, просторный салон и багажник, что в совокупности делает возможными поездки на нем на природу.
4. Jeep Commander
Мощный армейский облик сразу дает понять, что этому монстру не страшны никакие препятствия. Да, к огромным габаритам надо привыкнуть. Да, в повороты надо входить на пониженной скорости и аккуратно, так как машина достаточно валкая.
Зато за пределами городской черты ему нет равных: грунтовая дорога дождливой осенью или заснеженная трасса суровой зимой – из любой ситуации внедорожник выйдет с достоинством.
Если сразу оснастить этот 7-местный танк соответствующей резиной, его проходимость (что особенно важно для зимней рыбалки) не будет знать границ.
3. Jeep Wrangler
Этот автомобиль получил необычное звание транспорта, который способен пережить Армагеддон. Джип имеет ряд «фишек», дающих ему возможность чувствовать себя уверенно в пустыне, в Сибири, в топях да болотах, на дорогах любого качества. Помогают ему в этом двухскоростная раздаточная коробка для наиболее трудных внедорожных препятствий, электронная блокировка дифференциалов, отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости.
Машина с легкостью преодолевает даже самые крутые подъемы, для штурмования которых надо всего лишь подобрать правильную резину.
К недостаткам можно отнести лишь прожорливость да не самую лучшую управляемость из-за длинной колесной базы.
2. Toyota Land Cruiser
Про этот автомобиль можно услышать, что он уже устарел, что стоит неоправданно дорого, что выглядит громоздко. Тем не менее, с самых 70-х годов спрос на него ни разу не снижался, что наглядно демонстрирует любовь автолюбителей.
Самыми феноменальными характеристиками обладает модель L200, которую даже близко нельзя сравнить ни с одним другим имеющимся на рынке внедорожником. В полной комплектации цена на него ужасает, зато владелец получит усиленные шарниры и отбойники, особые втулки, уберегающие автомобиль от тряски на ямах и кочках, пакет защиты днища.
Даже лобовое стекло у L200 толще, чем не только у всех прочих внедорожников, но даже на 2 мм превосходит остальные модели Toyota. А двойная толщина выхлопной системы, выполненной из нержавеющей стали, защищает от деформации, коррозии и образования трещин.
За все эти качества машина обрела легендарную славу среди любителей активного отдыха и по-настоящему дикой природы.
1. Hummer H2
Абсолютный лидер для поездок по полям, лесам и рекам. Он позволит забраться в самые неведомые дебри, проложить новые пути, загрузить столько добычи, сколько и не снилось остальным рыбакам и охотникам.
Поможет в этом, во-первых, полноприводная система, способная вытянуть машину из любой канавы, ямы, топи и зыбучего песка. Во-вторых, противобуксовочная система, четко контролирующая деятельность каждого колеса, чтобы при потере сцепления с дорогой одного из них сразу перенаправить крутящий момент на другие колеса.
Особенно заслуживают внимания сразу 4 полноприводных режима:
- 4HI – активируется на обычной дороге, когда крутящий момент распределяется между передней и задней осью в пропорции 40% на 60%.
4HI Lock – это идеальный режим для скользкого дорожного покрытия, когда блокируется межосевой дифференциал и крутящий момент распределяется по задней и передней оси поровну.
4LO – похож на предыдущий, но на бездорожье передаточное число трансмиссии способно снижаться, чтобы мощность двигателя держалась на пределе в процессе одолевания преграды.
Кроме того, дорожный просвет превышает 25 см. Днище, бамперы и моторный отсек максимально укреплены особыми средствами – нужно ли и дальше перечислять достоинства этой машины, если ее уникальность понятна без лишних слов?
Видео о лучшей машине для рыбалки: