Россиянам разрешили охотиться с луком и арбалетом
Госдума на пленарном заседании в среду приняла закон, который позволяет россиянам использовать в охоте луки и арбалеты как холодное метательное оружие. Авторами инициативы выступили депутаты Эрнест Валеев и Владислав Резник, затем к ним присоединилась еще группа парламентариев.
Граждане России смогут приобретать такое оружие без лицензии, однако затем его нужно будет зарегистрировать в Росгвардии.
При покупке лука или арбалета будет необходимо предоставить охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.
Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
По действующему законодательству во время охоты запрещается применение оружия, не отнесенного в соответствии с федеральным законом к охотничьему оружию.
Луки и арбалет можно использовать лишь для занятий спортом — при обязательном соблюдении требования об их хранении на спортивном объекте.
По данным парламентариев, в настоящее время сотни тысяч граждан России являются владельцами луков, а во многих городах устроены тиры, приспособленные для стрельбы из них.
Владельцы луков и арбалетов тренируются, участвуют в различных спортивных соревнованиях, объединяются в клубы и общественные организации.
При этом многие российские владельцы луков участвуют в организации и проведении охоты за рубежом, охота с луком разрешена более чем в 20 странах Европы, США, Канаде, Австралии, Белоруссии.
Депутаты надеются, что легализация луков в качестве охотничьего оружия «самым положительным образом скажется на развитии всей охотничьей индустрии в России, а также на имидже России как великой охотничьей державы».
По данным Федеральной таможенной службы, последние пять лет в страну ежегодно ввозится около 200 тыс. луков и арбалетов на сумму примерно 60 млн руб.
Но они не регистрируются и не контролируются Росгвардией, которой были переданы соответствующие полномочия, отмечается в пояснительной записке.
Единственным критерием отнесения луков и арбалетов к гражданскому оружию является сила дуги (значение, измеряемое при изгибании), которая составляет более 27 кгс для луков и более 43 кгс для арбалетов, но при этом увеличить их поражающую силу очень легко, указывают авторы законопроекта (кгс — килограмм-сила, единица силы в системе МКГСС, эквивалентна приблизительно 10 ньютонам).
Стоит отметить, что в первоначальном варианте авторы законопроекта депутаты Эрнест Валеев и Владислав Резник к охотничьему оружию хотели приравнять исключительно луки.
В пояснительной записке даже отмечалось, что «в отличие от арбалетов использование луков в качестве охотничьего оружия требует развития специальных физических навыков и умений у охотников, а технические характеристики луков гарантируют их более безопасное применение».
В рамках поправок ко второму чтению действие законопроекта распространилось и на арбалеты.
Скептики и противники легализации метательного оружия заявляли, что расширение списка легальных способов охоты автоматически приводит к увеличению браконьерства. По их словам, подобные виды бесшумного оружия контролировать намного сложнее.
Впрочем, по мнению президента Росохотрыболовсоюза Татьяны Арамилевой, уровень браконьерства из-за принятия этого законопроекта не увеличится: «Это элитный вид спорта, который требует профессиональной подготовки».
С ней соглашается вице-президент Европейской ассоциации охоты с луком Сергей Бешенцев: «Владение луком и арбалетом — очень сложный навык, который необходимо постоянно совершенствовать и практиковать. Браконьеры же используют более легкие способы добычи, такие как, например, поимка животного петлей».
Он также обращает внимание, что данный законопроект регулирует луки от 60 фунтов и выше (от 27 кгс согласно российской системе измерения), на спортсменов-лучников, которые используют луки с меньшей силой натяжения, он не распространяется.
Охота с арбалетом и луком: изменения в законе 2020
Совсем недавно, 2 августа 2019 года, были приняты поправки в федеральный закон “Об оружии”, изменяющие юридический статус луков и арбалетов. Газетные заголовки сразу запестрели фразами о разрешении охоты с луками. Изменения довольно существенные, хотя как обычно, неоднозначные. Мы попробуем разобраться в поправках, выяснить что же изменилось для боухантеров и спортивных стрелков, понять так ли радикальны эти изменения.
Луки и арбалеты стали оружием
Пожалуй, самое важное изменение в законе. Юридически это вылилось в дополнении закона формулировкой о метательном оружии:
- Метательное стрелковое оружие — метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели ;
- Метаемый снаряд — устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
- Метательное бросковое оружие — метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска) .
Очень многие опасались, что закон коснется всех луков и арбалетов, но страхи оказались напрасны — луки слабее 27 кгс и арбалеты слабее 43 кгс не требуют регистрации, как это и было раньше. Формулировка звучит так:
- Охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее — охотничье метательное стрелковое оружие) .
Что это значит для охотников и стрелков? Прежде всего — это легализация мощного метательного оружия, раньше оно было попросту запрещено, поскольку не имело юридического статуса. Теперь вы можете совершенно спокойно и легально приобретать луки с неограниченной силой натяжения. Но если бы все было так просто, мы бы не взялись писать эту статью.
Приобретение охотничьего метательного оружия
Как в случае с мощной пневматикой, мощные луки и арбалеты продаются ограниченно. Главное отличие от той же пневматики — вам не потребуется лицензия для приобретения, но вместо этого у вас обязаны при покупке проверить РОХу и охотбилет. Звучит очень странно, но это дословная цитата :
Таким образом, охотничьи луки и арбалеты доступны только стрелкам, уже имеющим ружье. Это весьма сильно снижает пользу от таких поправок, и вносит некоторую неразбериху в процесс купли-продажи.
После процедуры покупки вы должны поставить свой лук или арбалет на учет в Росгвардии в двухнедельный срок, как в случае с любым другим оружием. Не совсем понятно, будет ли выдаваться некий документ, аналогичный РОХе, этот вопрос еще в проработке.
Охота с луком и арбалетом
В законе “об охоте” о луках и арбалетах ничего прямо не сказано, хотя и есть приписка “другие устройства, приборы, оборудование для осуществления охоты”. Раньше боухантеры были вынужденны пользоваться этой лазейкой, но теперь лук и арбалет официально предназначены для охоты, а значит для них справедливо все что относится охотничьему оружию. Все сроки, правила организации и проведения охоты действительны при наличии охотбилета, разрешения на добычу биоресурсов и открытой путевки — всех тех же документов, что при охоте с огнестрельным оружием.
Можно ли охотиться с луком и арбалетом?
Такой вопрос мне пришел от знакомого охотника, прочитавшего в СМИ информацию об изменениях в ФЗ «Об оружии» и законодательстве об охоте.
Фото Florida Fish and Wildlife/flickr.com (CC BY-ND 2.0)
Причем он в обращении попросил, по возможности, рассказать, что сейчас происходит в связи с этим и когда появится механизм реализации этого нового права охотников.
Когда ответ, основываясь на законодательстве, действующем на 22 ноября 2019 г., был готов, мне подумалось, что он будет интересен и другим охотникам.
Действительно, 2 августа 2019 года был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-280).
В ФЗ-280 внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» (статьи: 1, 3, 6, 7, 9, 13, 18, 20, 22) и ФЗ «Об о хоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (статья 1).
Эти измененные, как и новые редакции статей, законодательства вступают в действие через 180 дней после дня его официального опубликования, а именно с 30 января 2020 г.
О причинах принятия этих изменений много писали СМИ, поэтому их опускаю.
С даты вступления в действие новых установлений законодательства об оружии и охоте в оборот будут введены луки с натяжением дуг более 27 кг (60 футов (Lbs) и арбалеты более 43 кг (95 футов (Lbs).
В этих целях в статье 1 ФЗ «Об оружии» уточнили определение предмета правового регулирования («метательное оружие») и выделили две его категории («метательное стрелковое оружие», «метательное бросковое оружие»).
Под метательным стрелковым оружием предлагается определить «метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели» (абзац 29 статьи 1).
К такому оружию отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, которое определено в виде:
охотничьего лука, не имеющего механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии, и сила дуги которого составляет более 27 кгс;
охотничьего арбалета — оружия, имеющего механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет), и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (абз. 7 п. 3 части 2 статьи 3).
Но для того чтобы ввести с 30 января 2020 года в оборот новое охотничье оружие, необходимо будет привести ГОСТы по лукам и арбалетам, а также методики проведения криминалистических экспертиз названного оружия в соответствие с изменившимся законодательством.
Заслуживают внимания и некоторые другие новации законодательства об обороте оружия.
К примеру, в абзаце 30 статьи 1 определено, что понимается под метаемым снарядом. Это устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенными для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Есть в подготовленной, но не вступившей новой редакции ФЗ «Об оружии» и правовое установление, что понимается под метательным бросковым оружием (абзац 31 статьи 1).
В абзаце 6 пункта 1 статьи 6 установлен запрет на обращение в России как метательного броскового оружия, также кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях.
После вступления нового законодательства в силу охотники смогут приобретать лук и арбалет для охоты до пяти единиц оружия (часть 11 статьи 13) без лицензии (абз. 7 части 6 статьи 9), предъявив свой охотничий билет (часть 6 статьи 13) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (часть 12 статьи 13).
После приобретения охотничьи лук и арбалет в течение двух недель со дня приобретения охотник обязан зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориальном органе (часть 13 статьи 13).
В те же сроки надо и перерегистрировать охотничье метательное стрелковое оружие при переезде на новое место жительства.
В новой редакции ФЗ «Об оружии» сказано однозначно, что лук и арбалет для охоты запрещается продавать гражданам, не представившим охотничий билет и разрешение на хранение оружия (предложение 3 части 4 статьи 18).
Граждане же находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие, к которому отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, имеют право продавать:
а) юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия;
б) государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранения и использование оружия;
в) гражданам, имеющим основание, основанное ФЗ «Об оружии» на приобретение оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его тер-риториальном органе (далее — уполномоченный орган) по месту учета указанного оружия (часть 3 статьи 20).
Порядок дарения и наследования такого оружия установлен в новой редакции части 4 статьи 20 ФЗ «Об оружии».
Новая редакция части 22 статьи 13 ФЗ «Об оружии» предусматривает обязанность обладателей охотничьего метательного стрелкового оружия не реже одного раза в пять лет предоставлять в уполномоченный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Как следует из сообщений Росгвардии и судебной практики, луки и арбалеты, которые могут быть признаны в качестве метательного охотничьего стрелкового оружия, есть у какой-то части наших граждан, в том числе и у охотников.
По действующему законодательству такое запрещено под угрозой уголовного преследования.
В новой редакции части 4 статьи 22 ФЗ «Об оружии» установлен запрет на хранение и ношение оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим ФЗ, поэтому оно подлежит немедленной сдаче в уполномоченный орган или в органы внутренних дел.
Хранить охотничьи луки и арбалеты, как и другое гражданское оружие, владельцы должны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (часть 5 статьи 22).
Конкретные же положения по хранению охотничьего метательного стрелкового оружия через внесение необходимых дополнений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814) готовятся Правительством РФ.
Касается запрет охотников, будущих владельцев охотничьих луков и арбалетов на ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях (части 3 статьи 24).
В пункт 6 статьи 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены дополнения о том, что охотиться с 30 января 2020 года можно будет с охотничьим метательным стрелковым оружием и метательными снарядами к нему.
Это потребовало и изменить действующие Правила охоты.
Имеющийся в распоряжении читателей «РОГ» проект Правил охоты дает некоторые понятия о будущих дополнениях и изменениях по применению охотничьих луков и арбалетов.
Так, владелец охотничьего лука или арбалета при осуществлении охоты обязан иметь при себе охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия документ, разрешающий добычу дичи в соответствующих охотничьих угодьях (пункты 4.2: 4.2.1 — 4.2.6 проекта Правил).
Пункт 15 проекта Правил установил, что виды разрешенных охот и параметры их осуществления определяются на основании законодательства высшими должностными лицами субъектов РФ.
Здесь же сказано, что установление на использование видов охотничьего оружие на охотах предлагается оставить за ведением РФ.
На настоящее время, в проекте федеральных Правил охоты, есть следующие запреты для охотников с луками и арбалетами:
— осуществлять добычу охотничьих животных ближе 200 метров от жилья (59.1);
— применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия (59.15);
— применение метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты (59.19.);
— применение охотничьего метательного стрелкового оружия в темное время суток (59.32).
Есть еще и другие запреты, которые действуют и в случаях использования другого охотничьего оружия.