Арагонская охота что это такое

Михаил Глинка «Арагонская хота»

Михаил Иванович Глинка стал первым русским композитором, побывавшим в Испании. Непосредственным толчком к решению посетить эту страну явилось известие о поездке Ференца Листа в Испанию – впрочем, в 1840 году, будучи в Париже, композитор признавался, что желание побывать там испытывал уже давно. Но намерение свое он осуществил не сразу, а только пять лет спустя. За это время Михаил Иванович великолепно освоил испанский язык, благодаря чему во время своей поездки он мог беспрепятственно объясняться с испанцами.

И вот наконец в 1845 г. – как раз в тот день, когда ему исполнился 41 год – композитор пересекает испанскую границу. Какая область испанской музыки интересовала его в первую очередь? Разумеется, не профессиональная, которую можно было услышать в театрах – она находилась под таким сильным влиянием итальянской музыки, что говорить применительно к ней о каком-либо национальном своеобразии было сложно. По этой причине Глинка обращает взор на то, что он называет «напевами простолюдинов» – и в этом деле он действительно преуспел, записав свыше двух десятков народных испанских мелодий. Возможность познакомиться с подобными напевами предоставляется ему еще до прибытия в Мадрид, куда он направляется через Бургос и Вальядолид.

В Вальядолиде Глинка встречает гитариста Феликса Кастильо. В исполнении этого музыканта он услышал арагонскую хоту – испанский народный трехдольный танец, и эта мелодия становится для композитора одним из самых ярких испанских впечатлений, а для его соотечественников – своеобразной «музыкальной эмблемой» Испании. Это стало возможным благодаря симфоническому произведению, за работу над которым Михаил Иванович принялся сразу же, как прибыл в Мадрид. Этой симфонической увертюре он дал заглавие «Блестящее каприччо на тему Арагонской хоты», ныне же оно более известно под более кратким наименованием «Арагонская хота». Это действительно блестящее произведение, создающее пленительный образ Испании с яркими красками ее природы и пламенными страстями ее жителей.

Увертюру, имеющую сонатную форму, открывает величественное минорное вступление в медленном темпе с красочными гармоническими сопоставлениями, фанфарными оборотами медных духовых и решительными восходящими мотивами струнных. Это своеобразная характеристика «места действия».

Вступление непродолжительно, и непосредственно за ним следует главная партия, в которой заложен внутренний контраст. Состоит она из двух тем. Первая из них – та самая мелодия хоты, которую Глинка слышал в Вальядолиде, в экспозиции увертюры она звучит у солирующей скрипки. Вторую – более напевную тему – интонируют поочередно (по одной фразе) гобой, кларнет и флейта. Деревянные духовые участвуют и во втором проведении первой темы. Оркестровка хоты подражает испанской народной музыке: пиццикато струнных имитирует звучание гитары, кроме того, используются кастаньеты.

Побочная партия не контрастная главной, напротив – две составляющие ее темы родственны двум темам главной, а их обороты вплетаются в сопровождение. Сходство тем усиливается единой гармонической структурой, характерной для хоты: тоника-доминанта-доминанта-тоника.

В развитии, сочетающем приемы варьирования и мотивной разработки, темы драматизируются и приобретают звучание напряженное, суровое и даже грозное. Элементы хоты звучат на фоне грохота литавр, но постепенно ее очертания восстанавливаются – и танцевальная мелодия вновь предстает во всем блеске. В едином потоке вихревой пляски сливаются все темы увертюры. В коде возвращается музыкальный материал вступления – фанфарные обороты – но здесь, окрашиваясь в мажорные тона, они звучат не сумрачно, как в начале увертюры, а празднично.

В Мадриде, где была написана «Арагонская хота», существовала традиция – в драматическом театре перед началом спектаклей исполнялись симфонические пьесы, и Глинка надеялся, что одной из них станет его испанская увертюра. Но надежды композитора не оправдались, и премьеры пришлось ждать пять лет. Состоялась она в Санкт-Петербурге в марте 1850 г.

Читайте также:  Охота польза или вред

«Арагонская хота»

«Арагонская хота» «АРАГÓНСКАЯ ХÓТА», одноактный балет на муз. одноим. произв. М. И. Глинки. 29.1.1916, Мариинский т-р, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. А. Я. Головин, дирижёр H. A. Малько; ведущие исполнители – Е. М. Люком, В. П. Фокина, М. М. Леонтьева, A. M. Монахов, A. A. Орлов, Б. Г. Романов.

Балет. Энциклопеди. — М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое «»Арагонская хота»» в других словарях:

Хота — (испан. jota) испан. парный танец в трёхдольном метре. Восходит по крайней мере к 17 в., хотя под назв. X. впервые появляется в 1779 в тонадилье Летние приключения ( Los pasajes del verano ) П. Эстеве и Гримау. Генетически X. связана с… … Музыкальная энциклопедия

Глинка, Михаил Иванович — создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

Испанский танец и балет — ИСПÁНСКИЙ ТÁНЕЦ И БАЛÉТ. В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, к рые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ( гадитанские девы ) славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он… … Балет. Энциклопедия

Хота — Исполнители Арагонской Хоты Хота (исп. и кат. jota, по каталански читается «жота») парный испанский на … Википедия

Балакирев, Милий Алексеевич — известный русский композитор и музыкально общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской… … Большая биографическая энциклопедия

Глинка Михаил Иванович — Глинка, Михаил Иванович гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое… … Биографический словарь

Балакирев — (Милий Алексеевич) известный русский композитор и музыкально общественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия

ГЛИНКА — 1. ГЛИНКА Константин Дмитриевич (1867 1927), почвовед, один из основоположников отечественного почвоведения, академик АН СССР (1927); пропагандист генетического почвоведения. Основоположник па леопочвоведения. Труды по зональности почвенного… … Русская история

Глинка Михаил Иванович — (1804 1857), композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере сказке, опере былине … Энциклопедический словарь

Испанский танец «Арагонская хота»

Что вы знаете про танец «Арагонская хота»? Страстный и искрометный, с гитарами и кастаньетами, исполняемый с неизменным для испанцев «огнем». Появился он в 18 веке на севере Испании в автономной области Арагон и в переводе означат «скачок». Именно скачки и являются основным из его движений, а польза танцев очевидна.

Он такой же стремительный как и венгерский танец чардаш .

Танец арагонская хота сохранил свою самобытность до сих пор, и его танцуют во многих странах.

Происхождение хоты

Испания — это несколько областей, и каждая из них оказала на этот танец свое влияние. То, как его танцуют в Валенсии, отличается от исполнения галисийскими танцовщиками. Так же и Кастилия, Кантабрия, Каталония, Астурия и Мурсия — везде хота имеет разный колорит.

Первый образец музыки этого стиля был написан еще в 1779 году, но традиционно считается, что танец появился еще в 17 веке. Его тесно связывают с существовавшим в Арагоне культом Божьей Матери Пилар, покровительницы области. Именно танец арагонская хота впоследствии и будет считаться классическим.

Читайте также:  Охотник есть ли окончание

Уже в 19 веку хоту танцуют не только по всему полуострову, она становится популярной и на Канарских, и на Балеарских островах. Выходцы из Испании и путешественники привезли ее даже в Латинскую Америку, и в двадцатых годах девятнадцатого века ее уже танцуют в Аргентине, в сороковых — в Мексике и Перу.

Из-за такого стремительного распространения, уже к началу двадцатого века исследователи насчитывают почти сто вариантов исполнения хоты, и это лишь на территории Испании! Почему так происходит? Для испанцев, хота — это не просто танец, с танцовщицами, облаченными в национальные костюмы своего региона, кастаньетами и зажигательными движениями.

Танец «Арагонская хота» — отображение их жизни, ведь во всех песнях говориться о патриотизме, религии, любви, браке. Есть даже композиции, которыми сопровождаются похоронные процессии. Хоту танцуют по любому поводу, и почитая мертвых, и воспевая любовь и чувственность живых.

Особенности танца хота

Это достаточно ритмичный танец, его шаги напоминают движения вальса, но лишь на первый взгляд. Может исполняться как под песенные композиции, так и под мелодии, не содержащие слов. Чаще всего, пением сопровождаются погребальные и любовные варианты.

Танцуется хота парами, и для нее используют не обычные кастаньеты, а «пульгареты», имеющие более сильное и резкое звучание. Размер звуков трехдольный, мелодия делится на фразы, состоящие их четырех тактов. Даже скорбные танцы написаны в мажорном ладу.

Образцом считается именно арагонская хота, исполняемая под аккомпанемент ансамбля «рондалья», и сопровождаемая пением. Певец не участвует в танце. Примечателен и набор музыкальных инструментов, используемых для аккомпанемента. Это гитары и гитарроны, чуть меньшие по размеру, типле, еще меньшая гитара, и бандуррии. Именно на бандурриях и исполняется собственно мелодия, а все виды гитар лишь подчеркивают ритм, позволяющий танцорам не сбиваться с такта.

Несмотря на быстроту и ритмичность, именно арагонская хота имеет самый глубокий патриотически смысл, и ею сопровождаются различные процессии. Жители региона уверяют, что танец хота способен растопить самое холодное сердце, особенно, если его танцует очаровательная молодая девушка.

Разновидности

Чтобы научиться исполнять, нужно еще раз уяснить, что каждая испанская провинция имеет свою интерпретацию. То есть, движения и фигуры валенийской, будут отличаться от хоты, которую танцуют в Наварре.

В танцевальных школах, как правило, преподают арагорскую, считающуюся классической, а наиболее близка к ней наваррская. Даже несмотря на то, что это быстрый танец, валенсийская исполняется более размеренно и степенно, чем все остальные виды.

Самой популярной в Испании, да и в Европе, считается зажигательная сарагосская хота. Хотя Сарагос и является центральным городом Арагона, разница между танцами существенная. Сарагосская разнообразнее, чем классическая по движениям, скорость ее меняется, по-другому исполняются поклоны, и практически нет движений для рук.

Движения требуют много энергии поэтому относится к танцам для похудения .

Хореографы разделяют следующие хоты:

— Алканьис (Alcaniz) является относительно быстрой и ритмичной, в ней используются одиночные подскоки, с ударом ног, и приветствия;

— Албалате (Albalate) танцуется гораздо медленнее, чем предыдущая, и движения в ней менее разнообразны;

— Каланда и Андорра также имеют собственные варианты танца, отличающиеся большей грациозностью и величием. Музыка и ритм, более медленные сначала, но набирающие темп к концу;

— Уэска энергична, и исполняется на манер некоторых французских народных танцев.

Научиться танцевать каждый их этих вариаций, достаточно просто и сложно, одновременно. Хотя, для этого в ваших жилах и не должна течь кровь идальго, но искрометность и порывистость, так характерная для этой нации, должны присутствовать обязательно.

Испанцы, и особенно испанки, вкладывают в исполнение собственную душу, и создается впечатление, что все они танцуют хоту с пеленок.

Музыку для хоты писал и русский композитор М.И. Глинка, который, во время своего путешествия по Испании, был очарован танцем.

Так что, если у вас есть желание постигнуть искусство исполнения одного из самых характерных этнических выражений танец арагонская хота — направляйтесь в хореографическую студию.

Читайте также:  Луч зеленый для охоты

Хота — народный испанский танец

Хота — народный испанский танец, красота которого подвигла великого русского композитора Глинку на создание неповторимо колоритной оркестровой пьесы «Арагонская хота». Но прежде чем начать творить свой шедевр, композитор тщательно изучил историю возникновения и развития этого танца. Посещение Испании подарило Глинке огромное вдохновение. О чем можно судить, послушав его творение.

Возникновение

Этот старинный испанский народный танец относится к последним десятилетиям восемнадцатого века. Но существует мнение, что он возник гораздо раньше.

Местом рождения этого танца принято считать провинцию Арагон на севере Испании. Популярность танца быстро начала набирать масштабы. На сегодняшний день хоту можно встретить в культурах многих народов. Также мелодия этого танца украшает списки произведений многих европейских композиторов.

Название «хота» (в переводе — «скачок») полностью оправдывает себя. Это движение является основным.

Хота исполняется на всех празднествах, приуроченных к знаменательным событиям в жизни каждого испанца. Танец разворачивается под колоритное пение. Слова песен рассказывают истории о патриотизме, любви, страсти, верности, предательстве, сексуальных победах. В переплетении голоса, мелодии и движения отражается единение народа и гордость за нацию.

Танцевальная площадка пестрит яркими красками национальных костюмов. Завораживающая атмосфера подпитывается эмоциональными движениями пар. Ритмический размер хоты — 7/8, а сами шаги напоминают вальсовые, но преподнесенные с испанской пылкостью, страстью и самозабвением.

Разновидности

Как и все испанские народные танцы, хота обладает ритмичностью, грацией и наполнена особенной энергетикой. Превалирующая часть жителей Арагоны имеет иберийское происхождение. Не смотря на это, на культуру региона значительное влияние произвели мавританские традиции. Но каждый из регионов наложил свой особый оттенок на общую картину танца.

Хота Alcaniz представляет собой сочетание быстрого темпа и традиционного набора танцевальных движений, исполняемых в определенной последовательности. К таким движениям относятся:

  • скачки,
  • прыжки,
  • батудас,
  • приветствия,
  • удары ног о землю во время подскакиваний.

Хота Albalate имеет меньший набор движений и меньшую динамичность.

Каландская и андоррская хота отличаются величественным характером. Валенсийская — развивает свой темп от медленного к быстрому.

Хота из Сарагосы располагает большим набором фигур, шагов и значительным выбором темпов.http://finsekrret.ru

Хота из Уэска имеет несколько оригинальных, неповторимых шагов и фигур. Она в некоторой степени наследует традиции французского танца.

Хота де ла вендимиа посвящена празднику винного урожая. Ее зачастую сопровождает игра ударных инструментов, гитарный перебор и чувственные мелодии, исполняемые на бандурриа.

Народный испанский танец — одна из самых больших гордостей этого добродушного народа, с горячим нравом.

«Арагонская хота»

Один из величайших русских композиторов Глинка в середине девятнадцатого столетия путешествовал по городам Испании. Его досуг составляли пешие прогулки по историческим улочкам, конные поездки по окрестностям городов. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора. Изобразительное искусство, песни, стихи, музыка — все это наполняло его внутренний мир особенным светом и умиротворением.

А когда Глинка впервые услышал хоту, которую исполнял на своей гитаре один из негоциантов, глубине его впечатлений не было предела. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении, которое было названо Capriccio brilliante. Позже Глинка, послушав совета друга, переименовал пьесу на «Испанское каприччио». Но все же мировой известности и признания произведение достигло под третьим вариантом названия -«Арагонская хота».

Музыка «Арагонской хоты»

Произведение открывает перед слушателем динамичную, величественную картину, с торжественными нотами в звучании. Основной раздел приобретает выразительность и яркость. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов. Мелодии идут одна за другой и затем отдают все внимание теме, очень напоминающей шутливую, нежную и изящную игру мандолины.

Оцените статью
Adblock
detector