Готовые школьные сочинения
Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» И. С. Тургенева
В отличие от писателей революционно-демократического направления: Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других, — И. С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения Нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем — рассказчиком, страстным охотником, гуляющим с ружьем по окрестностям.
Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян, Как правило, оставляют в памяти читателя яркое Впечатление: это незаурядные, талантливые лич Ности. Хорь и Калиныч — герои, открывающие га Лерею образов крепостных (рассказ «Хорь и Кали Ныч»), — абсолютно противоположны по своим ха Рактерам, по взглядам на жизнь.
Хорь — прагматик И рационалист, зажиточный хозяин, отец большого Семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, Отговариваясь нехваткой денег, но в действитель Ности его устраивает его независимое положение в Отдалении, «на болоте», когда с барином сложились Такие взаимоотношения, что тот Хорю не мешает. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэти Ческая натура, любящая природу. Он многое знает, Лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком, Сопровождая в охотничьих блужданиях по лесу.
Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч — верные друзья, относящиеся друг к Другу с трогательной заботой. Так же ярки и талант Ливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей Неподкупностью и честностью Бирюк («Бирюк»), Которому, однако, несмотря на его суровость, не Чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суе Верий и jaOiibiu..
v. WJVLL :i’jH жизни живут Мальчики, 1′ерои рассказа «Ьежин луг». Они ьее равные — унеренный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша, но все ояв по-детски непосредственны и обаятельны. А певцы — герои одноименного рассказа — обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Такое высокое искусство живет в душе простых крестьян. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.
Как правило, это люди ничем не замечательные. Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек». Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» — генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский — щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.
«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты: «Они-то ему: «Ваше превосходительство», а он-то их пушит и распекает, сколько его душе угодно». Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «еще довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик…». Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве, всякие там «размежевания». Зато с удовольствием он слушает, как наказывают провинившегося буфетчика: «любя и да наказует; вы сами знаете».
А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося слуги и Напевая французский романс. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра, взявшего на себя все проблемы барина.
Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Был он у барыни и поваром, и кофишенком, не зная, что это такое: «При буфете состоял и Антоном назывался, а не Кузьмой. Так барыня приказать изволила».
А у старого барина Сучок был и в казачках, и садовником, и доезжачим. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ, как нет и малейшего понятия о достоинстве человека-крестьянина.
Барин Зверков («Ермолай и мельничиха») возмущается «неблагодарностью» гораичаоа Л^а=^, £^Т”у;т . □опросила у барыня позволения выйти замуж. Даже пличной жизни не могут распорядиться собой эти. тюди. И при сопоставлении крестьян в их помещиков вевольво напрашивается вывод: русский народ умен и талантлив, добр и честен, а кто им владеет? Тщеславные, жестокие люди, считающие себя вправе распоряжаться чужими судьбами, не неся за это никакой ответственности.
Тургенев не говорит, что крепостное право — зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство копирование запрещено © 2005 крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Наказанный буфетчик Вася («Два помещика») благодарит своего барина: «У нас по пустякам не наказывают». Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы. Это наглядно видно из известного отрывка в самом начале рассказа «Хорь и Калиныч» — в сопоставлении орловского и калужского мужика превосходство на стороне последнего.
Он богаче, живет лучше, «глядит смело и весело» — почему? Оказывается, вся причина в том, что калужская губерния — это Нечерноземье, а следовательно, мужики сидят на оброке. Уже просто освобождение от барщины так изменило их жизнь, что же говорить о необходимости освобождения от крепостничества! И автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.
Записки охотника» И. С. Тургенева и их антикрепостническая направленность. Образ рассказчика
В цикле очерков и рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенев показал жизнь простых людей, взаимоотношения крестьян и помещиков. Все очерки и рассказы, входящие в этот цикл, пронизаны антикрепостнической направленностью. Писатель искренне переживает за судьбу простых русских крестьян. Тургенев — великолепный рассказчик. Он лично знакомился со своими героями. Именно поэтому образы людей показаны так ярко и правдоподобно. Каждый из героев цикла «Записки охотника» интересен по-своему. Но не менее интересен и сам рассказчик. Ведь далеко не каждый человек обладает талантом на равных общаться с представителями самых разных социальных групп. Тургеневу это удается. Например, в рассказе «Бежин луг» мы видим, как автор знакомится с группой крестьянских детей, стерегущих табун. Рассказчик всю ночь проводит у костра вместе с мальчиками, слушает истории, рассказанные детьми. Каждая история — это одновременно полет фантазии и наивная вера простых людей, что буквально рядом, живут домовые, русалки, водяные, что можно повстречать выходца с того света и даже о чем-то поговорить с ним. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. В «Бирюке» рассказчик лично знакомится с очень странным человеком. Лесника зовут Фома, но все называют его просто Бирюк. Лесник живет уединенно, не стремится ни с кем общаться. Все мужики вокруг очень боятся его. Но рассказчик с удивлением подмечает, что на поверку лесник оказывается добрым и великодушным человеком. Ведь он отпускает нарушителя, пытающегося украдкой спилить дерево. В сущности лесник просто выполняет свой долг.
Когда крестьяне обращаются к рассказчику, они называют его барином. На первый взгляд это обращение подчеркивает разницу в социальном положении между собеседниками. Но автору удается найти общий язык с крестьянами без особого труда. В этом его большая заслуга. Крестьяне проникаются доверием к новому знакомому и охотно беседуют с ним. В рассказе «Хорь и Калиныч» автор знакомится с калужским помещиком Полутыкиным, очень гостеприимным человеком, хотя и с некоторыми странностями. Вместе с этим помещиком рассказчик узнает одного из мужиков Хоря. Подробный рассказ о жизни Хоря свидетельствует о том, насколько автору интересен подобный человек. На самом деле он заслуживает внимания. У него хорошая, уютная и чистая изба. Рассказчик изображает Хоря как рачительного и внимательного хозяина. Совсем иным предстает другой мужик Калиныч. Он более наивен, настоящий идеалист-романтик. Для рассказчика все люди, с которыми ему доводится встречаться, по-настоящему интересны. Любые подробности жизни и быта простых людей не могут оставить рассказчика равнодушным. Он хочет донести до читателя как можно больше самой разной информации. А читатель получает возможность воочию понаблюдать за жизнью простых людей. Рассказчик в «Записках охотника» — это любознательный, гармоничный и тонко чувствующий человек. Его интерес к окружающим искренний, и это не может не восхищать. Для него одинаково интересны все без исключения люди, с которыми ему довелось встретиться. И несомненной заслугой рассказчика является то, что он сумел так показать простые будничные события, что интерес к «Запискам охотника» не угасает даже теперь, когда после их написания прошло очень много времени. Обращение Тургенева к крестьянской жизни, естественно, вытекало из его антикрепостнических настроений. Основной идеей «Записок охотника» явился протест против крепостного права. «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться… Это была моя Аннибаловская клятва; не я один дал ее себе тогда» , — вспоминал потом Тургенев. «Певцы» . Здесь глазам читателя предстает контраст между действительностью, бытовыми зарисовками и красотой и непорочностью духовного мира простого мужика: «признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляла отрадного зрелища, но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью. . . » . На фоне грубой реальности, составляющей внешнюю жизнь крестьян, раскрывается их внутренний мир, умение чувствовать прекрасное и восхищаться льющейся из самых недр души трогательной русской песнью.
Осуждение крепостничества предстает в «Записках охотника» в двух основных аспектах. Первый аспект — это непосредственное изображение мира крепостников: галерея образов помещиков,«дворянские гнезда» , быт, нравы, взгляды, отношения. Второй — это мир простого русского народа, в первую очередь русского мужика с его взглядами, отношением к барину, к природе, к жизни в целом. Напоминая читателю, что мужик — тоже человек, Тургенев на протяжении цикла подчеркивал, что как человек он одареннее, поэтичнее, нравственнее своих господ.
«Певцы» — картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры-помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества.
Слайд 17 из презентации «Иван Сергеевич Тургенев»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Иван Сергеевич Тургенев.ppt» можно в zip-архиве размером 138 КБ.
Похожие презентации
«Полина Виардо» — П. Соколова. 1843 – 1845 гг. Умерла П.Виардо 17 мая 1910г. в Париже. Имение П.Виардо в Буживале. В 1840 году Полина знакомится с известной французской писательницей Жордж Санд. Мадам Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. Тема: С.Васильев. «Дом Полины Виардо». Тут я живу покойно и уютно».
«Тургенев писатель» — Связь с русскими революционерами. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Жизнь за границей. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Что нового вы узнали из биографии писателя? ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 г. Юные годы писателя. Цели урока:
«Иван Тургенев» — Любимый дуб тургенева. Братья николай и иван тургеневы. Иван тургенев в возрасте 12 лет. Перед фасадом были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами. Р о д о с л о в н а я. В з р о с л е н и е. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Дед Тургенева выведен в рассказе «Однодворец Овсянников».
«Тургенев как писатель» — Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Титульный лист рукописи романа «Накануне» Автограф. 1860. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки». «Современник». Жорж Санд. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Рудин на баррикаде. Титульный лист рукописи романа «Дым».
«История жизни Тургенева» — Настоящий день. В дороге. Л. Толстой. Литературное наследие Тургенева. Полина Виардо. Журнал «Современник». Петр Первый русской литературы. Блестящее образование. Мы еще повоюем. Знания учащихся. Иван Сергеевич Тургенев. Тургеневу идет 5-й год. Аннибалова клятва. Тургенев. Тургенев умер. Родители И.С. Тургенева.
«Тургенев литература» — Краткая биография. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Любовь Тургенева. В студенческие годы Тургенев начал писать. Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург. «Записки охотника». Полина Виардо. Начинающий писатель ищет свой путь.