- Анализ рассказа Смерть Тургенева
- Анализ рассказа Смерть
- Несколько интересных сочинений
- «Смерть», анализ рассказа Тургенева
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Проблематика
- Сюжет и композиция
- Герои рассказа
- Стилистические особенности
- Краткое содержание Тургенев Смерть
- Главная мысль
- Тургенев. Все произведения
- Смерть. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
- Читать онлайн Смерть. Тургенев Иван Сергеевич.
- Сюжет и композиция
- Герои рассказа
- Смерть Ивана Сергеевича Тургенева
Анализ рассказа Смерть Тургенева
Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.
Главными персонажами рассказа становятся обыкновенные русские люди, на примере жизненных судеб которых автор демонстрирует принятие ими своей кончины.
Отличительной особенностью рассказа является изображение смертей героев произведения, представителями которых представляются не только простые крестьяне, но и людей из дворянских родов и русской интеллигенции, имеющие внешне разрозненные жизненные судьбы.
В качестве основного персонажа рассказа писатель представляет бригадира подрядчиков Максима, смерть которого наступает от упавшего на него ствола дерева. При этом, умирая и тяжело перенося боль от полученного ранения, Максим не падает духом, а старается из последних сил раздать подчиненным необходимые в дальнейшей работе указания.
Также не теряет самообладания и выдержки местный мельник, который, приехав в фельдшерский пункт, узнает о своей смертельной болезни. Понимая собственное безнадежное состояние, он отказывается от госпитализации в больницу, а отправляется домой для окончания всех начатых им дел и дачи последних распоряжений работникам и близким.
Писатель изображает и смерть патриархальной старухи-помещицы Татьяны Борисовны, умирающей на собственном одре, но желающей собственноручно оплатить услуги приглашенного священника. В момент, когда рука старушки тянется к целковому, помещица испускает последний вздох.
Наблюдает автор и за постепенным уходом из жизни знакомого нищего студента по имени Авенир Сорокоумов, заболевшего чахоткой и неспособного более продолжать обучение. Осознавая приближение скорой смерти, Сорокоумов не вздыхает, не сокрушается о своем положении, а продолжает вести с навестившими его товарищами беседы об искусстве, литературном кружке, вспоминая студенческие посиделки, шутя о проделках товарищей и всячески выражая благодарность собственной судьбе, при этом словно забыв о тяжелой жизни у злобного барина Крупянникова, преподавателем детей которого он является.
Смысловая нагрузка рассказа «Смерть» заключается в изображении писателем истинной, цельной, простой и правдивой русской души, которая, несмотря на различия в происхождении, имеет одинаковое отношение к наступлению смерти, не проявляя эгоистическую сосредоточенность собой и своими чувствами, а демонстрируя озабоченность дальнейшей жизнью близких и родных людей. Герои принимают собственную кончину, выражая безропотность и бесстрашие, осознавая ее наступление в качестве одной из составных частей земной жизни, тем самым писатель выражает авторское восхищение данной необыкновенной способностью русских людей.
Анализ рассказа Смерть
Несколько интересных сочинений
Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк
Действия комедии Николая Васильевича Гоголя Ревизор разворачиваются в одном небольшом уездном городке, типичном для России девятнадцатого века. Этот город такой же, как и все остальные
В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения
Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет
Ссоры и недопонимания — неотъемлемая часть жизни любого человека. Но откуда все это берется? Неужели людям так тяжело прожить в мире и спокойствии, ни с кем не ругаясь? Разумеется, это сложно
«Смерть», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошёл в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.
Литературное направление и жанр
Тургенев как реалист исследует особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно её принимает.
Проблематика
Рассказ посвящён одной черте русского народа – отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти – особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик. Удивительно умирают русские люди». Внимательный читатель увидит за описаниями разных смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью. безжизненные, обломанные ветви. мёртвые сучья. повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Стилистические особенности
Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.
Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.
Краткое содержание Тургенев Смерть
Рассказ входит в сборник Записки охотника
Как-то раз рассказчик решил предложить своему молодому соседу Ардалиону сходить на охоту за тетеревами, тот согласился, предварительно попросив заехать на место вырубки леса в его поместье, которое он получил в наследство от своей тетушки. Тетка совершенно не занималась заботой о деревьях, которые вымерзли в одну из холодных и бесснежных зим, поэтому вырубка шла полным ходом, даже в воскресные дни.
Подъезжая к месту вырубки, охотники услышали звук падающего дерева и крики, на встречу к ним бежал мужик, пытаясь объяснить, что их подрядчика придавило ясенем. Когда автор со своим спутником подошел к месту трагедии, подрядчик Максим лежал под деревом уже при смерти. Он спокойно давал последние указания своим подчиненным, говоря, что это Бог наказ его за работу в воскресный день. Через некоторое время он умер, когда его пытались отвезти в больницу.
Увидев эту смерть, автор вспомнил и другие смерти, которым был свидетелем. Вспомнил умирающего мельника, который надорвался, выгружая жернова. Ему предлагали остаться в больнице, но тот уехал умирать домой, отдав последние указания. Вспомнил недоучившегося своего давнего приятеля Авенира, работающего у одного помещика учителем его детей. Он болел чахоткой и потихоньку угасал. Но не было в нем страха, — он радовался воспоминаниям из детства и успехам своих друзей. Вспомнил старушку, что ждала смертного часа, чтобы поцеловать крест и умереть. Вспомнил обожженного крестьянина, который тихо умирал в доме, когда рядом кипела жизнь.
Главная мысль
В данном рассказе автор размышляет о смерти, и о том, как умирают русские люди. Его поражает способность русского человека принять смерть как одну из составляющих жизни. Все его примеры доказывают, что люди уходили из жизни холодно и спокойно. Ни о ком, кроме своих близких не переживали, и знали, что вот-вот настанет их момент. Люди принимали этот факт безропотно и бесстрашно. И это не может не вызывать восхищения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
Смерть. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Написанная О. Уайльдом для своих детей сказка «Преданный друг» и сегодня учит читателя очень многому. Она полна глубокого смысла и заставляет задуматься о многом любого из нас.
Действие происходит поздним вечером в комнате хижины, принадлежавшей дровосеку и его семье. Тусклое освещение все же дает возможность рассмотреть дремлющих животных, обстановку вокруг уснувших детей по имени Тильтиль и Митиль
В произведении древнерусской литературы «Житие Феодосия Печерского», созданном преподобным Нестором Летописцем, рассказана история жизни святого человека от рождения и до смертного одра.
Повесть знакомит нас с историей мальчика, который стремиться выйти в люди. С первых страниц произведения происходит знакомство с Алексеем, который работает помощником в магазине, где продают обувь.
Жанровая направленность произведения представляет собой русский фольклорный сказ. Главным героем произведения является Северьян Кондратьич, представленный автором
Читать онлайн Смерть. Тургенев Иван Сергеевич.
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью… безжизненные, обломанные ветви… мёртвые сучья… повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Смерть Ивана Сергеевича Тургенева
15 августа 1878 года в очередном номере «Силезской газеты» (Германия) вышел материал под заголовком «Сон». В материале описывался один из снов Тургенева.
Вот его содержание:
Тургенев идет по широкому полю и вдруг слышит за спиной чьи-то крадущиеся шаги. Обернувшись, он видит старуху в лохмотьях. Желтое лицо, беззубый рот, глаза застланы пленкой. Он спрашивает, не милостыню ли ей надо. Она не отвечает. Он идет дальше, старуха – следом. Ему кажется, что она не просто за ним идет, направляет его движения, и он почему-то ей подчиняется. Вдруг он видит перед собой могилу. Он оборачивается к старухе и видит, что она зрячая – пленка, застилавшая глаза исчезла. Он приближает к ней лицо, и глаза вновь затягиваются.
Автор публикации – большой поклонник творчества Тургенева – немецкий художник и литератор Людвиг Пич. В этом же году из-под его пера вышла биография Тургенева. А о сне ему рассказал сам Иван Сергеевич, который, кстати, описал его в одном из своих стихотворений в прозе. В другом тургеневском стихотворении в прозе смерть предстает в виде странного насекомого. Писатель касается темы смерти и в цикле рассказов «Записки охотника», один из которых так и называется «Смерть». В нем описывается сразу несколько смертей.
Титульный лист первого издания«Записок охотника» с дарственной надписьюграфу З. Н. Мухортову – другу Тургенева
Да и в романах и повестях у него смертей хватает. Инсаров («Накануне»), Базаров («Отцы и дети»), Рудин («Рудин»).
Страница журнала «Современник» с повестью «Рудин»
Тургенев рано потерял отца. Тот умер, когда сыну было 16 лет. В романе дым писатель рассуждает о смерти: «Люди беспрестанно видят, что смерть приходит внезапно, но привыкнуть к ее внезапности никак не могут и находят ее бессмысленною». В том же «Дыме» упоминается крестьянка, только что похоронившая единственного сына. Но рассказчик застает ее «совершенно спокойною, чуть не веселою». Муж крестьянки объясняет, что его жена «теперь закостенела». Одно из ранних изданий романа «Дым»
А вот что пишет Тургеневу после смерти своего сына его давняя знакомая графиня Елизавета Егоровна Ламберт: «Я потеряла дорогого единственного сына – и я радуюсь тому, что его кончина была тихая и светлая…» В ответном письме Тургенев пишет: «Естественность смерти гораздо страшнее ее внезапности или необычности. Одна религия может победить этот страх…» По всему видно, что он сам очень боится смерти. Елизавета Егоровна Ламберт
Говоря о страхе смерти нужно помнить, что он бывает двух видов: метафизический (страх того, что это рано или поздно наступит) и конкретный (например, страх смерти от вражеской пули на поле боя). У Тургенева присутствовали оба проявления. Он боялся смерти как таковой, и был конкретный случай, когда он выказал свой страх. В молодости он однажды путешествовал по морю. На корабле начался пожар, и Тургенев, расталкивая женщин и детей, бросился к спасательным шлюпкам. Естественно, что на корабле плыли многие представители русского светского общества, и он был узнан. Позор от выказанной трусости преследовал его всю жизнь. А в книгах его персонажи просто радуются своей собственной смерти, неизбежной и, зачастую, быстрой. Именно поэтому язвительный критик Дмитрий Минаев писал о 46-летнем Тургеневе: «… г. Тургенев добровольно еще при жизни закутывается в саван и прощается с жизнью». Но что любопытно, при таком обилии смертей ни одна дуэль в произведениях Тургенева смертью не заканчивается. Все они, говоря современным языком, «киношные». Наряду с темой смерти в большинстве произведений Тургенева присутствует тема любви (чаще всего любви несчастной). Тургенев и сам был в любви не особенно счастлив. Всю жизнь он любил французскую певицу испанского происхождения Полину Виардо, но она, увы, была замужем. Ей посвящено одно из стихотворений в прозе, которое называется «Стой». Оно закачивается словами: «Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!» Виардо пережила Тургенева на 30 лет… Французский романист Альфонс Доде, с которым Тургенев был дружен, приводит в своих воспоминаниях его слова о смерти: «У нас никто ясно не представляет себе, что это такое, — она маячит вдалеке, окутанная славянским туманом».
Полина Виардо
2 января 183 года Ивану Сергеевичу Тургеневу была сделана операция по удалению опухоли из брюшной полости, которая образовалась на месте другой операции, сделанной четверть века назад. Поначалу врачи думали, что опухоль доброкачественная, но после операции их мнение начало меняться. Диагноз вскоре подтвердился. Опухоль была раковой. Как до, так и после операции он живет во Франции, в Буживале в семействе Виардо. Жить ему оставалось недолго.
Спальня Тургенева в Буживале
Он пишет несколько писем Льву Толстому. Одно из них представляет стихотворение в прозе «Песочные часы». Там есть такие слова: «Когда я лежу в постели, и мрак облетает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывающийся шелест утекающей жизни». Он уже не надеется вернуться в Россию. В этом он прав и не прав. Возвращение Ивана Сергеевича Тургенева в Россию все же состоялось, но уже после смерти. Оно было долгим.
Тургенев на смертном одре
Он умер 3 сентября (по европейскому календарю). В России тогда еще был август. Со дня смерти и до похорон прошло 35 дней. Собственно перевоз гроба с телом занял всего неделю. Все остальное время ушло на разного рода формальности, бюрократические процедуры, организацию перевозки. 20 сентября вагон с телом торжественно отбыл с Северного вокзала Парижа. Желающих проститься с русским писателем было настолько много, что пройти на вокзал можно было лишь по специальным пропускам. Гроб стоял на специально возведенном для этого постаменте, который был обит черным сукном с серебряным позументом. На гражданской панихиде присутствовали известные французские писатели: Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эрнест Ренан. Ренан открыл траурную церемонию словами: «Мы не отпустим без прощального слова этот гроб, возвращающий отчизне гениального гостя, которого мы знали и любили в течение долгих лет». Вагон следовал через Берлин, где произошел неприятный инцидент. Таможня задержала провожающих с документами, а потому на петербургский вокзал гроб прибыл только с багажной накладной, в которой значилось наименование груза: «покойник» и количество: «одна единица». Прибытие гроба на Варшавский вокзал Санкт-Петербурга
Похороны Тургенева
Но несмотря ни на что, встреча в Петербурге была триумфальной. Вот что писал об этом корреспондент лондонской газеты «Times»: «Гроб, еще в пути засыпанный цветами, в половине одиннадцатого утра прибыл на Варшавский вокзал, где был встречен с такими почестями, какие еще никогда не воздавались ни одному неофициальному лицу в России. В громадной толпе, собравшейся у вокзала, были представлены, в сущности, все уголки огромной империи… Там были депутаты с Кавказа, из Сибири, Финляндии и даже Средней Азии. Сто семьдесят шесть депутаций, каждая со своим венком… потянулись от вокзала по забитым народом улицам». Похоронили писателя на Волковом кладбище.
Могила Ивана Сергеевича Тургенева
на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге
И напоследок еще две цитаты , теперь уже из «Отцов и детей». «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер». Такое ощущение, что Тургенев описал собственную смерть (именно так и случилось с самим писателем). И, возможно, он вложил в уста своего героя фразу, которую сам бы мог произнести перед смертью (если бы смог): «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.