Американские охотники за подводными лодками
Имел деревянный корпус.
По советской классификации БО-2. В СССР по ленд-лизу поступило 78 кораблей.
Водоизмещение — 136 т.
Длина — 33.8 м.
Ширина — 5.2 м.
Осадка — 1.9 м.
Мощность силовой установки — 2400 л.с
Скорость хода максимальная — 21 узел
Скорость хода экономическая — 10 узлов
Дальность плавания — 2800 миль
Экипаж — 32 человека
Вооружение:
3 пушки калибра 20 мм. Эрликон
одна пушка калибра 40 мм. Бофорс
2 реактивных бомбомета, 2 штоковых бомбомета, 1 бомбосбрасыватель. http://wap.kvkure.borda.ru/?1-15-0-00000053-000-120-0 я ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ — подкласс малого боевого корабля, предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранении транспортных судов и кораблей. Большие охотники типа «SC». Водоизмещение 136 т. Размерения 33.8 х 5.2 х 1.9 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2400 л. с. Скорость 21 (по другим данным 18.6)/10 узлов, дальность 2800 миль. Вооружение: 1 х 40 мм «Бофорс», 3 х 20 мм «Эрликон», бомбометы: 2 реактивных и 2 штоковых, 1 бомбосбрасыватель. Радио- и гидролокационное оборудование: РЛС обнаружения «SF-1», ГАС «QBE-3A». Экипаж 32 чел. — Противолодочные корабли постройки США c деревянным корпусом. В серии с 1941. В 1943-45 передавались СССР по ленд-лизу (78 ед.) 10 из них в 1954-55 возвращены США (остальные либо потоплены в ходе войны, либо разобраны на металлолом, либо по договоренности с США затоплены). Большой охотник типа «SC» в составе ВМФ СССР. ТОФ, Сов. гавань. 1951. БО-303 (до 10.01.1945 г. «SC-661»)
Вступил в строй 26.10.1942 г. Принят советским экипажем 25.05.1945 г. 8.06.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десантов в Расин (Наджин) 12.08.1945 г. и Маоку (Холмск) 20.08.1945 г. 25.09.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. 1.02.1954 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а впоследствии сдан в отдел фондового имущества для разборки. http://www.navsource.org/archives/12/150661.htm
Снято во время Второй мировой войны. Предоставлено William H. Davis, 1977 ВМС США фото NH 85415 | Военно — морской исторический центр |
| Снято ее строитель, Burger Boat Co., Manitowoc, штат Висконсин, 6 октября 1942 ВМС США фото NH 96483 |
| 6 октября 1942 Фото из американских малых боевых: Иллюстрированный дизайн История Норман Фридман |
БО-305 (до 10.01.1945 г. «SC-986»)
Заложен в 1942 г., спущен в 1943 г., вст. в строй 29.05.1943 г. Принят советским экипажем 4.06.1945 г. 17.06.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десанта в Расин (Наджин) 14.08.1945 г. и Маоку (Холмск) 20.08.1945 г. 25.09.1945 г. награжден орденом Красного Знамени. 1.02.1954 г. выведен из боевого состава и законсервирован, впоследствии сдан в отдел фондового имущества для разборки. http://sovnavyww2.aiq.ru/chasers/typ_sc.htm#sc49
— SC-497-class submarine chaser
Operators: | — United States Navy — Free French Naval Forces — French Navy — Soviet Navy — Brazilian Navy — Royal Norwegian Navy — Mexican Navy — Philippine Navy |
Preceded by: | Protoytpe submarine chaser USS SC-453 |
Succeeded by: | SC-1466 class submarine chaser |
Built: | 1941-1944 |
Planned: | 475 |
Completed: | 438 |
Cancelled: | 37 |
Active: | 0 |
Lost: | 17 |
Preserved: | 1 |
Type: | Submarine chaser |
Displacement: | 98 tons |
Length: | 110 ft 10 in (34 m) |
Beam: | 17 ft 11.5 in (5 m) |
Draft: | 10 ft 10 in (3 m) |
Propulsion: | — 2 в 1,540 or 880 hp diesel engines — 2 в shafts |
Speed: | 15.6 or 21 knots |
Complement: | 3 Officers, 25 Enlisted |
Armament: | Varies over time |
Armor: | Wooden hull |
— SC-497 класс http://forum.worldofwarships.com/index.php?/topic/8960-may-14th-focus-sc-497-class/ Дилетантский перевод со вставками. 1941-1944 В США построены SC-497 класса subchasers (охотники за подводными лодками). Эти крошечные корабли в конечном итоге внесли свой вклад в противолодочную борьбу, выполняя и другие задачи. Они служили под разными флагами: Советского Союза (78), Франции (50), Бразилии (8), Норвегии (3) и Мексики (3).
USS PGM-6 показывает свои зубы; 3 «/ 23 вперед, .50cal близнецы миделе, 40мм пушка на корме.
SC-712 в море, 14 мая 1943 г. «Мышеловка» и 3 «/ 23 впереди, Oerlikons миделе 9середине)й.
Реактивный бомбомёт «Hedgehog»
США в 1942 году по образу английского штокового бомбомета «Hedgehog»(в переводе «ёж» — из-за внешнего вида установки) разработали для малых противолодочных кораблей более легкий реактивный бомбомёт «Maustrap» («Мышеловка» — на фото указано). Предельно простой по своей конструкции — 4 реактивные глубинные бомбы (РГБ) массой по 39 кг на неподвижной складывающейся стальной раме пускового устройства (ПУ) и выстреливались залпом на дистанцию до 300 метров. Рассеивание бомб в залпе достигало 75 метров. Взрыв происходил при срабатывании ударного контактного взрывателя одной из бомб лишь в случае её прямого попадания в корпус субмарины.
Устанавливать тяжелые бомбы на раму пускового устройства при интенсивной качке небольшого корабля или катера было очень сложно и небезопасно. Поэтому они были заменены на меньшие по размерам, массой 29,5 кг, содержащие 16 кг взрывчатых веществ типа «Torpex». С помощью весьма несовершенной «мышеловки» за всю войну не удалось потопить ни одной подводной лодки. Тем не менее корабли-охотники типа «SC» при своих достаточно хороших мореходных качествах хотя и не стали результативным по числу потопленных подлодок противолодочным средством, но позволили существенно сократить потери судоходства у атлантического побережья США и в Мексиканском заливе в напряжённые для союзников месяцы начала 40-х годов. Реактивный многоствольный бомбомет Mk 20 («Маустрап»)
Многоствольный реактивный бомбомет «Маустрап» был создан специально для малых кораблей и катеров, поскольку сила отдачи при залпе не позволяла установить на них реактивный бомбомет «Хеджхог». Установка представляла собой 4 рельсовых направляющих. Первоначально сконструированные бомбы имели слишком большой вес (39 кг), что затрудняло ручное перезаряжание, поэтому на вооружение были приняты глубинные бомбы типа Mk 20, подобные бомбам Mk 10 для бомбомета «Хеджхог». Большие охотники, поставленные в СССР по ленд-лизу, вооружались двумя реактивными бомбометами Mk 20. Одним залпом из двух бомбометов Mk 20 перекрывалась площадь эллипса с осями 30 х 35 м.
Дальность стрельбы, м | 266 (до центра эллипса) |
Глубинная бомба Mk 20 Глубинная бомба Mk 20 разработана для реактивного бомбомета «Маустрап» Mk 20. Подобно глубинной бомбе Mk 10, она была оснащена контактным взрывателем. В СССР поставлялась по ленд-лизу.
Общий вес, кг |
40/56 мм «Бофорс»
40 мм зенитный автомат разработан в 1933 — 1936 гг. шведской фирмой «Бофорс». Имелись модификации как с воздушным, так и с водяным охлаждением ствола. Принцип действия автоматики был основан на использовании энергии отката и наката. На кораблях ВМС Великобритании применялся с 1940 г. Официально производство этой системы в США по лицензии началось в 1941 г, фактически — даже несколько раньше. Первый образец спаренной установки построен в январе 1942 г, а счетверенной — в апреле того же года. В июле 1942 г. началось вооружение кораблей ВМС США 40-мм зенитными автоматами, однако насущная потребность в них возникла в 1944 г. в связи с ростом потерь от действий камикадзе и недостаточной эффективностью 20-мм автоматов «Эрликон».
40-мм автомат «Бофорс» состоял также на вооружении ВМС Германии и Японии. В СССР по ленд-лизу было поставлено 700 40/56 мм автоматов. «Бофорс 56мм»
Тип ствола | |
Вес качающейся части одного орудия, т | 4.445 . 5.897 (спаренная Mk 1), 10.524 . 10.796 (счетверенная Mk 2), 10.40 . 11.37 (счетверенная Mk 4) |
Макс. начальная скорость снаряда, м/с | 120 (номинальная), 140 . 160 (при малых углах возвышения) |
Скорость горизонтального наведения, град/с | 26 (Mk 1, Mk 2), 50 (Mk 4) |
Скорость вертикального наведения, град/с | 24 (Mk 1, Mk 2), 50 (Mk 4) |
70mm «Эрликон» — «Ваша победа — это наша заслуга» http://vpk-news.ru/articles/7388 Всего во время войны в СССР по ленд-лизу поставлено 464 боевых корабля. Среди них торпедные катера «Воспер», «Хиггинс», «Элко . Иначе обстояло дело с большими охотниками типа SC-110, носившими в нашем флоте обозначение БО-1 (в некоторых справочниках БО-2). Построенные фирмой «Элко», они имели водоизмещение 126 тонн, деревянный корпус, два двигателя «Пенкейк», ранее использовавшихся при строительстве военных и гражданских дирижаблей. У корабля были винты с переменным шагом, а из вооружения одна 40-мм пушка «Бофорс», два 20-мм автомата «Эрликон», два реактивных бомбомета «Хеджехонг» и два штоковых бомбомета. При таком вооружении корабль мог пройти 1800 миль на скорости 20 узлов. Причем он оснащался хорошей гидроакустической аппаратурой. Следует отметить, что по тактическим взглядам американских ВМС такие катера не предназначались для прямого одиночного боя с подводной лодкой (ПЛ). Они должны были обнаруживать лодки, в лучшем случае отгонять их от объекта охраны. Задачи уничтожения ПЛ возлагались на группу таких охотников или на другие более мощные типы противолодочных кораблей. Однако наши моряки-противолодочники, привыкшие иметь дело в лучшем случае с малым и слабовооруженным катером МО-4, попали под «обаяние» больших охотников и необдуманно вступали в прямое боестолкновение с субмариной противника. Именно так в декабре 1944 года погибли североморские корабли БО-230 и БО-229, а в марте 1945-го потоплен БО-224. Еще один большой охотник потерян 9 мая 1944 года. Получив пробоины от близких разрывов авиабомб, он затонул, но впоследствии был поднят. Всего Северный флот получил 46 больших охотников типа БО-1, использовавшихся здесь весьма активно. Четыре из них в последующем были переведены на Балтику и шесть — на Черное море. Большинство принимало участие в боевых действиях, которые на северных морях продолжались фактически до последнего дня войны. http://www.47br-ovra.com/istoriya 1945 26 марта 1945 года сформирован 2-й дивизион Больших охотников за подводными лодками в составе 12 кораблей: «БО-301», «БО-302», «БО-303», «БО-304», «БО-305», «БО-306», «БО-307», «БО-308», «БО-309», «БО-310», «БО-311», «БО-312».
Большой охотник «БО» Противолодочные корабли типа «SC» постройки США c деревянным корпусом. Серийный выпуск начат в 1941 г. Переданы СССР по ленд-лизу. Получили обозначение БО-1
Водоизмещение 136 т. Размерения 33.8 х 5.2 х 1.9 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2400 л. с. Скорость 21 (по другим данным 18.6)/10 узлов, дальность 2800 миль. Вооружение: 1 х 40 мм «Бофорс», 3 х 20 мм «Эрликон», бомбометы: 2 реактивных и 2 штоковых, 1 бомбосбрасыватель. Радио- и гидролокационное оборудование: РЛС обнаружения «SF-1», ГАС «QBE-3A». Экипаж 32 чел.
В состав дивизиона временно включены экипажи восьми Больших охотников «БО-313», «БО-314», «БО-315», «БО-316», «БО-317», «БО-318», «БО-319», «БО-320». С 25 июня 1945 г. из 2-го дивизиона Больших охотников 5-го отряда кораблей ВМФ года сформирована 1-я бригада Больших охотников. В составе: 13-го дивизиона Больших охотников («БО-301», «БО-302», «БО-303», «БО-304», «БО-305», «БО-306», «БО-307»), 11-го дивизиона Больших охотников в составе: «БО-309», «БО-312», «БО-313», «БО-316», «БО-317», «БО-318». Бригада подчинена командующему ТОФ. В марте 1945 года организовано 20 первичных партийных и 20 первичных комсомольских организаций по кораблям. Парторг дивизиона — капитан-лейтенант Беззубов Владимир Захарович. Комсорг дивизиона — главный старшина Ларионов Федор Иванович. За период пребывания за границей партийные и комсомольские организации провели собрание с вопросами обеспечения авангардной роли коммунистов и комсомольцев по теоретическому изучению иностранной корабельной техники и качественной ее приемки. 9 мая 1945 года, в День Победы над фашистской Германией, проведен митинг личного состава 5-го отряда кораблей ВМФ СССР и личного состава военно-морской базы Кулдбей военно-морского флота США. 11 июля 1945 года корабли 2-го дивизиона Больших охотников прибывшие из США по ленд-лизу, посетил член Военного Совета Тихоокеанского флота генерал-лейтенант береговой службы Захаров Семен Егорович. В своем выступлении перед личным составом он указал: «С приходом из Америки, необходимо приступить к серьезному изучению техники, чтобы быть всегда готовым к любой неожиданности». 18 августа 1945 года 1-ю бригаду Больших охотников за подводными лодками посетил Народный Комиссар Военно-Морского Флота СССР, адмирал флота Н. Г. Кузнецов, который призвал беречь дорогостоящую для нашей страны технику. С 11 ноября 1945 года 11 дивизион переформирован в 11 отдельный дивизион Больших охотников с дислокацией в бухте Золотой Рог и передан в подчинение Владивостокского оборонительного района. В августе 1945 года соединения ОВРа и торпедных катеров активно участвовали в высадке десантов в северо-корейские порты Сейсин, Расин, Юки. Высажено около 1500 человек морского десанта, потоплено и повреждено 17 транспортов противника, сбито 2 самолёта. В составе ТОФ активное участие в войне с империалистической Японией приняли личный состав и сторожевые корабли «Вьюга», «Метель», тральщики — 275, 279, 281, 278, большие охотники — 303, 305, 1-я бригада торпедных катеров. Во время кровопролитных боёв 14-15 августа 1945 г. за город Сейсин тральщик Тихоокеанского флота ТЩ-278 и фрегат ЭК-2, находясь в Сейсинской гавани, поддерживали огнём своих орудий морских пехотинцев, сражавшихся с японцами на берегу. При этом корабли подверглись обстрелу японской артиллерии. Будучи раненым, матрос-сигнальщик тральщика ТЩ-278 Г.Г.Елисеев в течение почти 10 часов принимал световые сигналы с берега для корректировки огня и погиб на своём посту.
В память о его подвиге в 1964 г. на территории 47 бковр,(восточный склон сопки в северо-западной оконечности бухты Парис) сооружён обелиск из бетона в виде усечённой пирамиды, на лицевой грани которого выполнен барельеф бескозырки и сигнальных флажков. Под ним высечена надпись: «Отважному моряку-тихоокеанцу сигнальщику Г.Г.Елисееву, погибшему в бою за Сейсин». Вадим Левашко Американские корабли-охотники за подводными лодками http://korabley.net/news/amerikanskie_korabli_okhotniki_za_podvodnymi_lodkami/2012-03-03-1123
Добавка 14 мая 2019 года. Пусть и не ТОФ: Найденный глубоководниками Северного флота в 2016 году на дне Баренцева моря корабль удалось идентифицировать. Как оказалось. российские моряки обнаружили советский большой охотник за подводными лодками, потопленный немцами в марте 1945 года. Об этом сообщает пресс-служба СФ. https://topwar.ru/157608-na-dne-barenceva-morja-nashli-sovetskij-bolshoj-ohotnik-bo-224.html По словам командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова, специалисты флота установили, что найденный на дне Баренцева моря возле острова Кильдин корабль является большим морским охотником БО-224 типа SC. Глубоководники смогли поднять с борта затонувшего корабля носовое орудие, по которому удалось установить класс корабля и его бортовой номер. В настоящее время штаб Северного флота ведет поиск родственников погибших моряков. В пресс-службе СФ отметили, что подводный объект был обнаружен еще в 2016 году и с того времени специалистами флота была проведена большая работа по изучению архивных данных с целью идентификаци корабля. В настоящее время есть основания утверждать, что данный объект — советский большой морской охотник БО-224 типа SC (до 05.07.1944 г. — SC 1507). Во время Великой Отечественной войны он выполнял задачи по защите внутренних и внешних коммуникаций в Баренцевом, Карском и Белом морях, участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции.С января 1945 года корабль использовался в учебных целях на Северном флоте. БО-224 был торпедирован 2 марта 1945 года германской подводной лодкой U-995 на Кильдинском плесе в 3 милях к северу от мыса Летинский при обеспечении боевой подготовки подводной лодки М-200. Вместе с кораблем погибли 33 человека, включая командира первого дивизиона больших охотников капитан-лейтенанта Алексея Рощина и командира БО-224 лейтенанта Ивана Гайдовщикова, спаслись всего три члена экипажа. https://www.vesti.ru/doc.html?id=3144046 Во время Великой Отечественной войны БО-224 защищал коммуникации в Баренцевом, Карском и Белом морях, участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. 2 марта 1945 года БО-224 вышел из Кольского залива на Кильдинский плес и атаковал глубинными бомбами фашистскую подводную лодку. БО-224 был торпедирован подлодкой и пошел ко дну. Погибли 33 человека, включая четверых юнг (к концу войны корабль использовался и для обучения). БО-224(до 5.07.1944 г. SC.1507)https://armyman.info/flot/protivolodochnye-korabli/1384-bolshie-oxotniki-peredannye-po-lend-lizu.html 5.07.1944 г. принят советским экипажем. 5.07.1944 г. вышел из Мей-порта и 25.08.1944 г. по прибытии в Полярный вошел в состав СФ. С 15.01.1945 г. использовался в учебных целях. 2.03.1945 г. во время атаки подводной лодки сам был торпедирован (предположительно, акустической торпедой) и потоплен немецкой ПЛ ‘U-995’ на Кильдинском плесе в 3 милях севернее м. Летинский.
Конечно не по теме, но МО РФ обещало опубликовать списки экипажа большого охотника БО-224, до сих пор не видел.
То, что в инте нашел (http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=4699):
Список экипажа БО-224 и в/сл 1 ДБО погибших 2 марта 1945 года в результате торпедной атаки подводной лодки U-995 (Ш = 69R 21′; Д = 33R 38′).
1, Рощин Алексей Иванович,капитан-лейтенант,командир 1 ДБО,1918,г.Калинин.
2, Иванов Леонид Алексеевич,ст.инженер-лейтенант,механик 1 ДБО,1917,Ленинградская обл.
3, Гайдовщиков Иван Гордеевич,лейтенант,командир БО-224,1918,Ленинградская обл.
4, Миронов Василий Куликович,старшина 2 ст,радиотелеграфист 3 кл,1913,Иркутская обл.
5, Зинченко Федор Семенович,глав.старшина,моторист 1 кл,1918,Ворошиловградская обл.
6, Харченко Владимир Петрович,старшина 2 ст,моторист 2 кл,1913,г.Ворошилов.
7, Сачков Дмитрий Георгиевич,старшина 2 ст,комендор-зенитчик 2 кл,1922,Алтайский кр.
8, Сапожников Виктор Николаевич,старшина 2 ст,гидроакустик 2 кл,1914,ЧувАССР г.Чебоксары.
9, Гребенкин Северьян Матвеевич,к-фл,радиотелеграфист 3 кл,1924,Алтайский кр.
10, Дубровин Валентин Васильевич,к-фл,матрос,1926,Иркутская обл.
11, Гранин Константин Дмитриевич,к-фл,комендор-зенитчик 3 кл,1926,г.Иркутск.
12, Подгорных Федор Иванович,к-фл,комендор-зенитчик 3 кл,1924,Архангельская обл.
13, Сульженко Борис Иванович,ст.к-фл,моторист 3 кл,1920,Читинская обл.
14, Пономарев Михаил Матвеевич,к-фл,моторист 3 кл,1926,Красноярский кр.
15, Швецов Борис Васильевич,к-фл,сигнальщик 3 кл,1920,Кировская обл.
16, Никифоров Василий Семенович,к-фл,комендор-зенитчик 3 кл,1926,Красноярский кр.
17, Норицин Михаил Александрович,юнга,уч.рулевой,1928,Кировская обл.
18, Гурьянов Гурий Гурьевич,юнга,уч.боцман,1927,Вологодская обл. г.Череповец.
19, Алешукин Владимир Иванович,юнга,уч.моторист,1927,г.Москва.
20, Фролов Владимир Иванович,юнга,уч.моторист,1928,г.Мурманск.
21, Жуков Аркадий Алексеевич,ст.к-фл,комендор-зенитчик 3 кл,1921,Ивановская обл.
22, Козлов Петр Иванович,старшина 2 ст,электрик 2 кл,1909,Ярославская обл.
23, Малый Петр Иванович,ст.к-фл,моторист 3 кл,1924,Приморский кр.
24, Зыков Алексей Николаевич,старшина 2 ст,моторист 2 кл,1917,Кировская обл,похоронен в г.Полярное.
25, Николаев Виталий Петрович,к-фл,гидроакустик 3 кл,1926,г.Кострома,похоронен в г.Полярное.
26, Помпа Иван Павлович,к-фл,электрик 3 кл,1924,Амурская обл.
27, Селин Иван Григорьевич,сержант,практ.комендора,1918,Калининская обл,похоронен в г.Полярное.
28, Анискин Николай Павлович,ст.к-фл,практ.комендора,1924,Тульская обл,похоронен в г.Полярное.
29, Озерков Иван Петрович,мл.сержант,практ.комендора,1919,Ивановская обл.
30, Тимофеев Владимир Петрович,сержант,практ.комендора,1917,Калининская обл,похоронен в г.Полярное.
31, Иванов Владимир Михайлович,ст.к-фл,практ.комендора,1924,Тамбовская обл.
32, Забелинский Алексей Александрович,мл.сержант,практ.комендора,1912,Вологодская обл.