Аллигатор или ночной охотник

«Ночной охотник» против «Аллигатора»

Дело крайне неблагодарное сравнивать эти две машины – Ми 28Н «Ночной охотник» и Ка 52 «Аллигатор», обе предназначены для уничтожения живой силы и бронетехники противника, оснащение машин одинаковое, так как материалы изготовления одни и те же, двигатели по мощности не уступают друг другу и стоимость голой конструкции обоих вертолётов никак не отличается.

Минобороны выбрало Ми 28Н только из-за того, что переучивание на него с хорошо известную машину Ми 24, у лётного состава не вызовет никаких трудностей. Не надо менять наземное оборудование и ввод в строй пилотов займёт более короткие сроки. Представители МО заметили, что выбрали «Ночной охотник» по причине недостаточности финансирования. Высокопоставленные военачальники отметили большую функциональность Ка 52 по сравнению с Ми 28, но в бою «Аллигатор» должен действовать под прикрытием «Ночного охотника». Несмотря на финансовые трудности после 2016 года поставки Ка 52 в войска будут увеличены в пять раз.

Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52

Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на Ми 28 конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.

Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.

При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.

Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.

Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.

Но, самый большой минус несущей системы Ка 52 – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.

Отличие Ми 28 от Ка 52

Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».

В конструкцию Ми 28Н внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.

Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у Ка 52 увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.

Читайте также:  Обзор лодок для охоты

В отличие от «Аллигатора» у Ми 28Н пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у Ка 52 она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.

Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от Ка 52 как от боевой машины. Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров. Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту.

Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. Ми 28 «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а Ка 52 «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.

«Ночной охотник» Ми 28Н и «Аллигатор» Ка 52 в Сирии

На территории Сирии наши боевые машины базируются на аэродроме Хмеймим в провинции Латакия. Несколько Ми 28Н и Ка 52 принимают участие в уничтожении террористических бандформирований ИГИЛ и в операциях по освобождению городов.

По данным пресс-службы МО России Ми 28 «Ночной охотник» в одном из вылетов разгромил боевую машину пехоты одного из подразделения ИГИЛ и уничтожил здание с находящимися внутри террористами. Вертолёты Ка 52 также участвовали в контртеррористических операциях, но пока официально это не подтверждено.

Сирия видео Ка 52 Ми 28 удар

Крадущийся «Охотник», затаившийся «Аллигатор»

Уже в ближайшие годы Воздушно-космические силы России пополнятся новыми боевыми вертолетами. Речь идет о Ми-28НМ «Супер Ночной охотник» и Ка-52М «Супер Аллигатор». Несмотря на привычные названия и индексы, Ми-28НМ и Ка-52М не модернизированные версии уже стоящих на вооружении вертолетов, а фактически новые машины – с обновленным вооружением, пилотажным комплексом и оптико-электронными системами.

Собственно, и «простые» Ми-28Н и Ка-52 – далеко не старые машины, массово поступать на вооружение «Ночные охотники» и «Аллигаторы» начали только пять-шесть лет назад. И назвать их даже морально устаревшими нельзя. По ТТХ и боевым возможностям они как минимум не уступают своим главным конкурентам – американскому АН-64Е Apache Gurdian и европейскому Tiger. При этом «Охотники» и «Аллигаторы» прошли боевые проверку в небе Сирии, где показали себя очень хорошо.

Российские ВКС – это единственные военно-воздушные силы в мире, на вооружении которых стоят сразу три типа ударных вертолетов – Ми-28Н, Ка-52 и Ми-35М. Также в авиапарке армейской авиации и Военно-морского флота числятся несколько десятков более старых Ми-24П/ВП. Получается, что с поступлением на вооружение Ми-28НМ и Ка-52М российские ВКС станут операторами сразу шести типов боевых винтокрылых машин.

Поэтому достаточно интересно разобраться, какие дополнительные возможности получат новые машины, а также предположить, как будут в перспективе выглядеть армейская авиация.

И шарик сверху

Принятие на вооружение и договоренность о закупках Ми-28НМ созрели достаточно быстро – от начала первых полетов в 2016 году до проверки в небе Сирии и заключения контракта прошло около четырех лет. При этом решение о закупках новейшего вертолета принял лично президент России Владимир Путин. Согласно документу, подписанному в прошлом году российским оборонным ведомством и корпорацией «Ростех», ВКС России получат 98 «Супер Ночных охотников».

“ Дальнобойные противотанковые ракетные комплексы «Гермес» прошли проверку именно на Ка-52К, которые действовали с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в 2017 году во время боевого похода в Сирию ”

Для сравнения: его предшественник Ми-28 прошел сложный путь длиной в два десятка лет. С конца 80-х годов «двадцать восьмой» успел проиграть конкурс Ка-50, претерпеть несколько модификаций, пройти повторные испытания. В 2009-м Ми-28 с индексом «Н» (ночной) был принят на вооружение, но фактически его массовые поставки начались только в 2013–2014 годах.

Читайте также:  Охотники за наградой кенши

Что же известно о новой боевой машине Ми-28НМ? Внешне «Супер Ночной охотник» достаточно сильно отличается от своего предшественника. Серьезные изменения претерпела носовая часть вертолета. В частности, там появилась новая оптико-электронная система. Также модернизации подверглись системы управления вооружением. Летчик-оператор Ми-28НМ получил более просторную кабину.

Над втулкой главного ротора у новейшего вертолета наконец появился характерный «шарик» – место размещения радара. Такой вариант расположения РЛС неоднократно демонстрировался на линейке Ми-28 – Ми-28Н. Более того, военно-воздушные силы Ирака закупили серию экспортных «двадцать восьмых» именно с надвтулочными радиолокаторами. Но вот строевые «Ночные охотники» российской армейской авиации такой важный инструмент не получили. И в небе Сирии российские Ми-28 работали без радарного «шарика».

Официально Минобороны и Ростех не сообщали, какой именно РЛС будет оснащен Ми-28НМ, но скорее всего речь идет о семействе радаров «Арбалет». Такие РЛС уже прочно вошли в состав бортового оборудования Ка-52 «Аллигатор».

Не исключено, что радар Ми-28НМ выполнен съемным. Как показывает опыт локальных войн и военных конфликтов, РЛС на вертолетах мало применимы для борьбы с нерегулярными формированиями, у коих нет бронетехники и современных средств противовоздушной обороны. А значит, ударным вертолетам нет необходимости прятаться за складками местности и «выглядывать» с помощью радара. Американские и английские военные снимали РЛС со своих АН-64 в Ираке и Афганистане. Также поступают и ВВС Ирака. На видео боевой работы иракских Ми-28 хорошо видно, что над их втулками нет «шариков».

Фюзеляж Ми-28НМ увеличился в размерах, вертолет приобрел характерное «брюшко». Такое увеличение размеров связано с установкой на вертолете нового двигателя ВК-2500П. Дополнительный объем в фюзеляже ушел на увеличенные запасы топлива, а также на дополнительное бронирование.

Пилоты «Супер Ночных Охотников» получат специальные летные шлемы с элементами дополненной реальности. На прозрачном щитке шлема отображаются основные параметры полета (угол тангажа, скорость, высота, курс и положение компаса), сведения об оружии (тип авиационного средства поражения, его остаток, прицельная марка), тактическая обстановка (положение своих войск, войск противника, выбранная цель). Также шлем отслеживает положение головы пилота и выполняет прицельную функцию.

Не стоит считать, что шлемы с дополненной реальностью – это российское ноу-хау. Такие системы уже используются пилотами европейских ударных Tiger, транспортных NH-90, а также итальянских А-129 Mangust. А вот пилоты армии США до сих пор продолжают летать на АН-64Е со старыми летными шлемами, в которых информация выводится на маленький перископ, смонтированный перед правым глазом. Такое размещение доставляет сильное физиологическое неудобство пилотам и часто приводит к головным болям.

У «Супер Ночного охотника» серьезно изменился и арсенал. В частности, в состав его вооружения вошли дальнобойные ракеты «Гермес», способные поражать цели на расстоянии в несколько десятков километров. По одной из версий, именно интеграция «Гермеса» в состав вооружения заставила радикально переделать носовую часть Ми-28НМ.

Также ожидается, что «Супер Ночной охотник» сможет эффективно бороться с воздушными целями, поскольку в его арсенал войдут не только переносные зенитные ракетные комплексы «Игла»-«Верба». Речь идет о полноценных авиационных ракетах «воздух-воздух» ближнего радиуса действия Р-74. Новинка позволяет поражать даже высокоманевренные цели. Также она оснащена мультиспектральной головкой самонаведения, а значит, ей не мешают тепловые и лазерные помехи

Сочетание радара, Р-74, шлемов с дополненной реальностью, а также современной оптико-электронной системы должно превратить Ми-28НМ в очень опасного воздушного противника. Но есть и подводные камни. Как показывает опыт мирового вертолетостроения, внедрить авиационные ракеты «воздух-воздух» удалось только на американском АН-1Z (они летают с AIM-9). Старты таких АСП приводят к серьезной нагрузке на фюзеляж, а также к помпажу двигателей. Поэтому не факт, что Ми-28НМ все-таки станет носителем Р-74.

Увидел – убил

В отличие от Ми-28НМ начало работ по Ка-52М «Супер Аллигатор» не так афишировалось руководством военного ведомства и вертолетостроителями. Известно, что работа по новой машине выполняется в рамках опытно-конструкторской работы «Авангард». Как и в случае с «Супер Ночным охотником», поводом для открытия ОКР послужил опыт боевого применения вертолетов в Сирии.

Читайте также:  Передача дискавери охотники за старьем

Впервые о том, что новая винтокрылая машина появится «в железе», стало известно летом прошлого года. На форуме «Армия-2019» заместитель министра обороны Алексей Криворучко сообщал, что контракт на Ка-52М будет заключен уже в следующем году. Пока документ еще не завизирован, но скорее всего он будет подписан в рамках предстоящего форума «Армия».

Главным направлением работ по «Супер Аллигатору» стало усиление его бронирования, а также увеличение возможностей бортовых оптико-электронных и прицельных систем. Последние должны уверенно обнаруживать и отслеживать цели на расстоянии в несколько десятков километров. В настоящее время самая продвинутая оптика позволяет это делать на дальности не более десяти километров.

Если сравнивать «простые» Ка-52 и Ми-28Н, то последний всегда отличался более высокой живучестью. «Ночной охотник» с первых эскизов разрабатывался вокруг бронекорпуса, фактически это «летающий танк». «Пятьдесят второй» такими возможностями не обладает, хотя в его конструкции присутствуют элементы бронезащиты, которая на Ка-52М будет увеличена. При этом авиаконструкторы предполагают использовать новые композитные материалы. Работы по исследованию и созданию новой композитной брони для «Супер Аллигатора» были объявлены еще в 2018 году.

Скорее всего состав вооружения Ка-52М будет идентичным Ми-28НМ. Но уже известно, что дальнобойные противотанковые ракетные комплексы «Гермес» прошли проверку именно на Ка-52. Эти ракеты вошли в арсенал палубных Ка-52К, которые действовали с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в 2017 году во время боевого похода в Сирию.

Лучшее – в резерв

Итак, Ка-52М и Ми-28НМ получат новое вооружение и оснащение, но при этом их возможности во многом будут идентичны. Также нельзя забывать о парке уже имеющихся Ми-28Н и Ка-52. Какие же задачи будут решать новые машины и как они интегрируются в парк российской армейской авиации?

Идеологически линейки Ми-28 и Ка-52 серьезно различаются. «Двадцать восьмой» действует непосредственно над полем боя, тогда как Ка-52 – разведывательно-боевой вертолет, и именно так он называется во всех официальных документах. Его задача – находить противника на большом расстоянии, после чего поражать цели самостоятельно, наводить артиллерию или боевые самолеты.

Если посмотреть на опыт применения Ми-28Н и Ка-52 в Сирии, то именно так они и действовали. «Двадцать восьмые» в плотном контакте с сирийскими войсками поражали пушечным и ракетным огнем позиции боевиков. При этом даже управляемые ракеты экипажи «Охотников» наводили и пускали непосредственно над полем боя. Ми-28 становились в круг и методически отрабатывали цели, поддерживая действия сирийцев.

Ка-52 вели преимущественно ночную охоту. С большой дальности выявляли танки, бронемашины, позиции противника и уничтожали управляемым оружием. Однако есть пара видеороликов, где «Аллигаторы» утюжат позиции ИГ неуправляемыми ракетами. Но это исключение, которое подтверждает правило. Никаких «штурмовых кругов» над полем боя – ударил и тут же ушел.

Также Ка-52 хорошо показали себя во время второго штурма Пальмиры. Действуя ночью с помощью радаров и оптических систем, «Аллигаторы» выявляли позиции ИГ. После этого в режиме реального времени передавали координаты штурмовикам Су-25. За несколько суток оборонительные позиции боевиков были уничтожены.

Ка-52М и Ми-28НМ скорее всего станут своеобразным резервом. Судя по параметрам контракта на «Супер Ночной охотник», количества этих вертолетов хватит, чтобы укомплектовать бригады армейской авиации. Каждая такая воинская часть – это ударный резерв командующего военным округом. Применяют их для комплексного усиления сухопутных и морских группировок. В то же время следует ожидать, что «простые» Ка-52 и Ми-28Н станут основными рабочими машины вертолетных полков.

По мере продвижения серии «Супер Ночных охотников» и «Супер Аллигаторов» новые вертолеты вытеснят оставшиеся Ми-24В/ВП. Ми-35М останутся в арсенале армейской авиации, их задачей станет поддержка подразделений сил специальных операций и специального назначения. Уже сейчас ведется унификация обычных Ми-28Н и Ка-52 с их более современными версиями. Поэтому можно ожидать, что через пять лет ситуация стабилизируется и в арсенале ВКС России останутся только максимально унифицированные вертолеты семейства Ми-28Н-НМ и Ка-52-М.

Оцените статью
Adblock
detector