Катушки рыболовные
Катушка безынерционная AQUA Dexter Катушка безынерционная AQUA Long Cast |
Кол-во подшипников: | 11+1 |
Передаточное число: | 5,2:1 |
Вес: | 284 гр |
Комплектация: запасные шпули — 2 металлические; полужёсткий тканевый футляр; набор регулировочных шайб; инструкция на русском языке со схемой устройства.
Информация от производителя: « Элитная серия катушек X7Pro специально разработана по заказу фирмы Tom Lakefield (США). X7Pro соединила в себе самые современные технологии и материалы. Сборка осуществлена на Тайване, при авторизированном контроле специалистов фирмы Tom Lakefield из США. Катушка рассчитана на многолетнюю эксплуатацию (примерно 8.000 часов непрерывной работы под нагрузкой). По соотношению цена/качество конкурентов не имеет.
— Сверхмощный равномерно отрегулированный передний фрикцион.
— Тонкий, сверхпрочный графитовый корпус.
— 11 подшипников из нержавеющей стали (производства Япония) + 1 на ролике.
— Компьютерная балансировка ротора.
— Точеная алюминиевая ручка.
— Мгновенный тормоз обратного хода ротора, выполненный с использованием роликового подшипника.
— Увеличенный ролик лескоукладывателя с нитрид-титановым покрытием, снабженный подшипником и антивибрационной системой.
— 2-х цветные, точеные алюминиевые шпули с металлокерамическим покрытием буртика, еще + 2 шпули.
— Фрикцион снабжен трещоткой.
— Система осциллографической намотки лески.
— Точеный из бронзы «червячный» вал.
— Возможность перестановки ручки.
— Увеличенная дужка лескоукладывателя выполнена из титана.
— Выдающиеся тяговые характеристики.
— Жесткий тканевый футляр с 2-х цветной вышивкой.»
Два года назад в «Новинках» Fion . ru была представлена катушка AQUA Tom Lakefield (США) X7Pro . Информация от производителя обнадёживала: катушки Tom Lakefield выпускают на Тайване, на новом заводе принадлежащем американцам под их строгим контролем. Более чем достойный вид, «продвинутые» технические характеристики и отличная комплектация за заявленную цену (на момент покупки 1500 р.) сподвигло меня на приобретение этой модели. Первые впечатления и достоинства катушки я описал на нашем сайте в заметке «Бюджетный Лайт» За эту цену я катушкой был очень доволен. Прежде чем читать этот обзор, обязательно прочтите предыдущую заметку. Официальная информация и заявленные технические характеристики представлены в «Новинках FION ” .
Прошёл год после покупки, наступил следующий и сейчас начался уже третий летний сезон эксплуатации. Катушка в паре с таким же недорогим удилищем от Cottus (Sonex 3.00 м., 2 – 12. IM-8) исправно трудилась на уральских реках в ловле голавля, проходя тест как вполне доступная по цене «бюджетная» голавлиная снасть. Удилище конечно требует отдельного описания, что я сделал вот в этом обзоре «Длинный Лайт» . А сейчас рассмотрим что сталось с катушкой после двух полных сезонов усиленной работы в довольно напряжённых для её класса условиях и возможно получим один из вариантов ответа на вопрос: «Возможна ли катушка элитного класса (как её заявляет производитель) по «бюджетной» цене?»
X7Pro за это время накрутила немало километров всяческой лески. Три прилагаемые шпули сейчас заполнены: леской диаметром 0,18 мм. (это никак пятая стометровка), плетёнкой Power Pro и шнуром от Fire Line. Кроме «простого» Файера двух диаметров, катушка так же испытала на себе и Crystal толщиной 0,10 и 0,12 мм. «Неубиваемая» Power Pro на катушке уже во втором комплекте – первый заменил в связи с полной потерей «товарного» вида и недостатком метража (шнур так же проходит полный тест). «Прозрачная» Fire Line Crystal так же подолгу не задерживалась на шпулях – гладкая при покупке, она довольно быстро «лохматиться» по всей длине, не говоря о первых рабочих метрах, что как сами понимаете, для ролика катушки мягко говоря не совсем хорошо. И более того – половина рыбалок катушка прошла не в чистой воде, а как раз наоборот – самая добычливая ловля голавля на моей реке именно в мутной (читай «грязной») воде и соответственно всю грязь-абразив через «лохматый» шнур тащит на ролик и далее в его подшипник, что для него «смерти подобно». Плюс тонкая и грязная плетёнка так же «пилит» и режет поверхность ролика даже защищённую слоем нитрид-титанового покрытия. Так что с этой стороны условия эксплуатации не самые благоприятные.
Нагрузки на катушку были не самые критичные, но и далеко не «тепличные». Работа упористыми воблерами в основном против быстрого течения и немалое количество вытащенной рыбы. Скажем так – нагрузки соответствовали тестированию. Так же немало неприятного катушку ожидало и от погодных условий — очень часто катушка работала на рыбалках под проливным дождём. Попадала ли вода внутрь? Как это повлияло на смазку? При разборке это стало очевидным. Описание ниже. Но сразу скажу – ролику вода очень не понравилась. Но тем не менее тест подшипник ролика прошёл достойно.
Итак — описание. Во-первых НАМОТКА . После покупки пришлось подложить максимально тоненькую регулировочную шайбочку (в комплекте к сожалению только толстые), но и это не устранило небольших провалов по краям шпули. На вид это выглядит так, что шпуля немного широковата — явный недочёт конструкции. Регулировками конечно устранить не удалось, но как показала практика это оказалось некритичным, так как сбросов петель почти нет даже при заполнении шпули почти до края буртика. Но рывковой проводки катушка пока почти не видела, так что возможно это будет неприятностью в будущем. Ну вот какой-никакой, а первый МИНУС. Сама намотка очень даже приличная и не меняется с начала эксплуатации. С этой стороны претензий нет.
Далее – ПЛАВНОСТЬ ХОДА . Показатель больше эстетический, но напрямую связан с долговечностью. Сказать что катушка бесшумная я никак не могу. С третьей рыбалки «зашелестела», а через месяц «заворчала»… Шум несерьёзный – мягкий, но всё же неприятный. Обнадёживало то, что шум дальше не прогрессировал. При разборке сразу обнаружилась причина — это подшипник со стороны ручки. Как более нагруженный он сдал свои позиции первым. Подробно ниже. Соответственно это повлияло и на плавность хода. Если сравнивать работу после сезонной эксплуатации с новой катушкой, то разница довольно ощутима. В итоге ещё один небольшой минус – ШУМ.
Шум — это конечно неприятно, но есть более важные показатели. Во-первых это ЛЮФТЫ. У новой катушки естественно их не было. Теперь появились. Чудес конечно не бывает, но довольно ощутимый люфт ручки очень удручает. Причина та же, что упоминал выше – подшипник со стороны ручки. Будем надеяться, что это неизбежный процент брака в производстве, а не норма. Но подшипники главного вала держатся молодцом – никаких изменений. Отлично.
И теперь самое главное – РАЗБОРКА . Шум и люфт ручки в конце первого сезона эксплуатации развеяли мои последние сомнения в необходимости этой нежелательной операции. Готовим инструмент и вперёд.
Первое – РОЛИК . Уже после первой дождливой рыбалки мне очень не понравилось, что при контрольной разборке ролика, не обнаружил даже следов смазки в подшипнике. Её просто выгнало наружу вместе с водой. Это конечно можно отнести и к качеству смазки, но факт таков – ролик требует присмотра за наличием смазки в подшипнике. По крайней мере родная смазка исчезла сразу после первой «мокрой» рыбалки. Но сам шариковый подшипник держится молодцом, хотя возможно что это просто следствие постоянного ухода. В итоге подшипник в норме. А как у нас самочувствие поверхности ролика?
Невооружённым глазом видно белую дорожку на фоне жёлтого слоя хвалёного нитрид-титанового покрытия. Нехорошо… Фотографирую макросъёмкой, потом на компьютере увеличиваю, смотрю… Защитный слой покрытия съело и налицо первые признаки износа ролика. Сказалась работа по грязной воде и старыми плетёнками. А запасного ролика конечно нет. А это был бы неоценимый плюс в комплектации. Но увы…производитель уверен в качестве и долговечности своего продукта. J Что ж – посмотрим как будет прогрессировать «кариес» далее, но то, что ролик прошёл 2 сезона – это уже немалый срок для данной ценовой категории. Посчитаем как ещё один МИНУС, хотя пока не очень весомый.
Ну что ж – разбираем далее. Ещё при первом осмотре обратил внимание на технологическую заглушку на корпусе. Сейчас посмотрим куда она ведёт. Вскрываем внутренности. Отверстие конечно для смазки, но выходит оно не на зубчатку, а на саму плоскость шестерни. Насколь эффективна такая «смазка» не могу судить. Конструкторам виднее.
Далее. Смазка лежит на статичных местах в первозданном виде, что говорит о том, что внутренности катушки защищены от наружнего воздействия очень хорошо. Пыли-грязи нет абсолютно. Прекрасно. Но смазка на вращающихся частях конечно грязная, а кое-где просто чёрная. Вот например на этом подшипнике – вала ручки с моей стороны. Снимаем… Пробуем крутить… Не понял! Да он почти не вращается! Вот она причина шума! А ведь подшипник совсем не маленький. Должен бы справиться. В чём причина? Попадание грязи-воды со стороны ручки? Брак самого подшипника — от поставщиков? Но как бы то ни было, а подшипник мне ооочень не нравиться. Что ж, рассмотрим более детально. Моем в бензине и видим насколько смазка забита продуктами износа. Мажем, вращаем – вроде бы нормально и сильного люфта в подшинике нет. Ну дай бог.
Следуем далее. Устройство довольно (сравнительно) простое и с виду надёжное. Делаем метки на валах и снимаем главную шестерню. Смазка на червячном валу вся чёрная. Значит износ есть. Аккуратно очищаем один зуб, рассматриваем – гладенький слава богу. Ну и хорошо. Грязную смазку собираем на сколько возможно и дополняем родными свежими излишками. В следующую разборку будем всё мыть и менять смазку полностью (ниже описание разборки в следующем году).
Более смотреть нечего – собираем, не забыв осмотреть главный подшипник на валу. Тут очень даже всё отлично. Смазка чистенькая как у новой катушки, никаких люфтов нет. Прекрасно.
Далее при сборке вспоминаю очень неприятный, хотя некритичный минусок – подшипник в шпулях постоянно вываливается из посадочного места при смене и остаётся на валу. Просто чудо что не потерял его в первый раз. Потом конечно присматривал за этим дефектом. Ну проблема легкорешаемая — просто садим подшипник на клей и всё – забыли. Но заводу надо учесть! МИНУС всё-таки как не крути.
И так же пожелание к производителю вдогонку. Ручка катушки полностью металлическая. Весной и осенью при низких температурах это очень неприятный факт, а зимой можно и пальчики обморозить однако. Крайне необходим теплоизоляционный чехол на ручку.
ПОЛНАЯ РЕВИЗИЯ. РАЗБОРКА
Итак, после первого сезона эксплуатации катушка для своей ценовой категории показала себя вполне достойно. Закончилась зима и начался новый спиннинговый сезон, а для катушки нелёгкие трудовые будни. Рыбалка проходила за рыбалкой, шум и люфты казалось бы не прогрессировали, но вот в один из дней катушка. встала. Нет, не совсем конечно, но она начала стабильно подклинивать. Факт очень серьёзный, но вполне ожидаемый – пришла пора менять полностью смазку, а это значит предварительная промывка от старой и соответственно ПОЛНАЯ РАЗБОРКА .
После разборки к прошлогодним замечаниям не добавилось ничего критичного. Но опять же чуда не произошло и на лицо факт износа и червячного вала, и главной шестерни. В эксплуатации это конечно ощутимо, но всё же больше с эстетической стороны – неприятный шум и лёгкая вибрация при подмотке. А по основным параметрам замечаний почти нет.
Но если вспомнить что катушка заводом-изготовителем рассчитана на 8 000 часов работы, то по степени износа зубчатой пары за этот период можно сделать какие-то предварительные выводы. После несложных расчётов проведённого времени на рыбалке я получил цифру приблизительно в 1200-1500 часов рыбалки (а не работы!). Значит впереди ещё очень немалый «гарантийный» срок. Но судя по оценке нынешнего (сравнительно молодого) состояния, к восьмой тысяче часов катушка будет работать сродни не новой кофемолке? Но не будем делать поспешных выводов – жизнь покажет. И так же следует учесть, что за эту цену металл зубчатой передачи просто не может быть «космических технологий» (тогда бы катушка стоила на пару порядков больше) и так же не думаю что например какая-то «продвинутая Шимано» полностью пройдёт заявленый «километраж» полностью без износа. Даже самые идеальные и дорогие механизмы к сожалению не вечны, поэтому не будем требовать от «бюджетного продукта» невероятных успехов и посчитаем износ в пределах допустимого.
Итак, вспоминая свои впечатления на рыбалке и суммируя факты обнаруженные при разборке, подвожу ОБЩИЙ ИТОГ после двух сезонов активной эксплуатации катушки. При покупке катушка принесла одни положительные впечатления. Очень достойный и солидный вид. Две запасные металлические шпули. Полужесткий расписной, вышитый чехол. Внешность и комплектация на уровне элитного класса. Большая удобная душка и мягкая, но надёжная её фиксация, так же мне очень понравились. Ещё можно выделить большой диаметр ролика, который кстати при ловле «вертушками» на плетёнке, держит закручивание и на шпулю оно почти не передаётся. Подшипник ролика так же за это время показал себя молодцом, даже будучи в работе в некоторые рыбалки почти без смазки.
Из минусов во-первых необходимо выделить брак подшипника на оси ручки, в следствии чего увеличился шум и вибрация при вращении. Так же к минусам отнесём износ главной зубчатой пары, который можно всё таки считать допустимым для прошедшего времени эксплуатации и нагрузок на катушку. В остальном пока вроде бы всё нормально.
В итоге : ЗА СВОЮ ЦЕНУ катушка в общем неплоха. Окончательный вердикт будет в конце следующего сезона. Её ждут нелёгкие трудовые будни на уральских реках и моё самое пристальное внимание.
Adblockdetector