«Охота на пиранью» — «Сеансу» отвечают…
Юрий Гладильщиков
По крайней мере, хорошо уже то, что это первая попытка создать отечественный фильм в жанре супербоевика, который отличается от обычного боевика как пепси-кола от просто колы. В момент просмотра мне нравился стеб сценаристов и режиссера: как над канонами американских фильмов, в которых герой спасает мир, так и над моралью русской классики (вывернутый наизнанку сюжет про Рогожина и Мышкина). Беда фильма в том, что чего-чего, а посмотреть его во второй раз не захочется.
Лидия Маслова
Авторам сценария удалось сделать из толстой, слишком серьезной и патетической, наполненной к тому же избыточной эротикой и архаичной лексикой книжки Бушкова остроумное и динамичное произведение, взяв из первоисточника ровно столько материала, сколько могло пригодиться, не больше и не меньше. Главная же заслуга режиссера в том, что он разглядел в благообразном Евгении Миронове воплощенное зло, в супермене Владимире Машкове — залежи самоиронии, а в «бондиане» — неиссякаемый источник ситуаций, приобретающих особый комизм на фоне таежных декораций.
Александр Шпагин
«Снимать кино о нас, но по-американски», — таков лозунг современных продюсеров, запускающих в производство блокбастеры. И — снимают. Получаются в основном «охоты на пиранью», а также «антикиллеры», «бои с тенью» и прочие сломанные «росточки» этого синтетического поля, на котором родятся только целлофановые огурцы. У странной этой «культуры», у малосимпатичного сего подвида под названием «русский блокбастер» три главные особенности: клиповая эстетика (когда на экране все несется во всех направлениях, по ходу теряя саспенс, состояние и внятность), загадочная стебно-серьезная интонация (когда режиссеры сами не знают, что же они создают — им бы отдаваться всецело коммерческим перипетиям своих лихих сюжетов, да интеллект мешает, и посему очень хочется поиграть в постмодерн) и катастрофическая неразбериха происходящего (фигура редактора в подобных проектах, похоже, упразднена, а может, так и надо, чтобы ты ни о чем не задумывался, а просто предавался кайфу созерцания).
«Классный стеб!» — говорят поклонники «Охоты на пиранью». Однако боюсь, что перед нами не стеб, а невесть что, да и зрительный зал, если судить по его реакции, видимо, не знает, как воспринимать сей продукт — на трагических или страшных моментах он хохочет, на откровенно комических помалкивает.
Оно, конечно, очень смешно, когда один из персонажей прямо посреди тайги говорит сотоварищам: «Вы мне все надоели, разбирайтесь, как хотите, а я пошел», — и уходит куда-то в тайгу, навсегда исчезая из пространства фильма. Наверно, смешно, когда двадцать мужиков, сидящих в поселковой чайной, все как один оказываются подставными, но начинают атаку на героя не сразу, а только после того, как его любимая девушка сходит на станцию, а потом вернется. Наверно, можно обхохотаться, когда герой неспешной походкой проходит по ангару под выстрелами огромного количества верзил с калашами, оставаясь при этом целым, невредимым и поразительно спокойным. А, может, это все на самом деле чистый серьез и режиссерские недоработки — черт его знает.
Только — вот беда! — в американском кино мы точно понимаем, когда нам смеяться, а когда чего другое. Потому его и смотрит весь мир, а наши блокбастеры если и окупаются, то с большим трудом. Не выходит у нас по-американски.
Да и не надо! К «Брату-2» надо двигаться, к «Белому солнцу пустыни», к «Семнадцати мгновениям весны», к «Неуловимым мстителям», а в них совсем другие законы сюжетостроения. Но разве вдолбишь это продюсерам? — как об стенку горох.
Охота на пиранью — Факты
Художественный фильм режиссёра Андрея Кавуна, снятый по сценарию Дмитрия Зверькова. Основой для фильма стала одноимённая книга-бестселлер Александра Бушкова из серии книг про жизнь и приключения Кирилла Мазура по прозвищу «Пиранья».
Съёмки фильма
- Съёмочный период фильма длился 48 дней. Съёмки проходили в Республике Карелия (город Беломорск — озеро Плотичье (Мыльное), где снималась «тайга» и непосредственно сама охота, а также несколько сцен в самом городе, затем несколько дней в Москве — подводные съёмки. Под Минском была выстроена «заимка в тайге». Кинематографическое поселение сразу стало местной достопримечательностью.
- Машков и Миронов снимались вместе во многих картинах («Делай — раз!», «Лимита», «Мама», «Идиот», «Пепел»). Однако в этой ленте актёры впервые поменялись привычными амплуа: Владимир Машков играет положительного героя, Евгений Миронов — злодея.
- Идея покрасить волосы в белый цвет принадлежит самому Евгению Миронову. Он счёл, что белый цвет волос придаст жёсткости его герою.
- Почти все трюки в фильме актёры выполняют сами. Владимир Машков поставил это непременным условием своего участия в фильме.
- Съёмочная группа разыскала бывшего спецназовца ГРУ, который провёл мастер-класс по выживанию в лесу и изготовлению «самопального» оружия: лука, тетивы, стрел.
- В эпизоде с изготовлением тетивы Светлане Антоновой действительно отрезают её собственные волосы — режиссёр посчитал, что настоящие чувства можно будет отобразить только в этом случае.
- Также была выпущена режиссёрская (телевизионная) версия фильма длительностью приблизительно 167 минут.
Сюжет
Пролог. 1974 год. В теперь уже далёкие советские времена в глубине сибирской тайги, на дне живописного озера была построена секретная лаборатория, в которой разрабатывалось страшное химическое оружие под издевательским названием «Радость жизни». Однажды, в тот самый день, когда сотрудник лаборатории привёл в неё маленького сына, в лаборатории произошла авария, и смертоносное вещество вырвалось из закрытой зоны. По сигналу тревоги сработала система безопасности, все двери в лабораторию были заблокированы, сама лаборатория — затоплена водой (вода дезактивирует это отравляющее вещество). Погибли все, лишь мальчик, которого отец успел вытолкнуть в шлюз, поднялся на поверхность и остался жив. Но все его попытки рассказать о произошедшем были бесполезны; мальчику никто не верил, ведь официально лаборатория не существовала на свете…
Наши дни. 2006 год. В результате переговоров о границе территория, на которой находится озеро с затопленной лабораторией, в ближайшее время может отойти Китаю. Под видом совместного отпуска инструктор спецподразделения «Пиранья» (спецназ ВМФ) Кирилл Мазур (Владимир Машков) и военный химик Ольга (Светлана Антонова) направляются в Сибирь с заданием дезактивировать оставшиеся в лаборатории запасы вещества и взорвать саму лабораторию.
Задание они выполняют, но сразу после уничтожения лаборатории оказываются в плену у нового «хозяина тайги» Прохора (Евгений Миронов). Прохор — тот самый мальчик, единственный оставшийся в живых во время аварии, ныне — очень богатый и могущественный криминальный авторитет а также наркоман, держащий в кулаке местный криминал и даже правоохранительные органы. Он сумел добраться до лаборатории и изъять два контейнера смертоносного вещества из девяти, и теперь собирается перепродать «Радость жизни» террористам из группировки «Красный ислам». Но сначала Прохор собирается предаться любимому развлечению — охоте на людей, среди которых и оказываются Мазур и Ольга. Кроме них среди пленников оказывается бывший зэк Зима, толстяк Игорь, семейная пара Павел и Вика, а также молодой парень, оказавшийся «подсадной уткой» и начальником охраны Прохора по кличке Сивый. Заключение длится некоторое время.
Однажды к Прохору приезжает Ибрагим, брат главаря террористов, договаривающийся о сделке по продаже «Радости». Тем же вечером Прохор устраивает на «заимке» пиршество. Помощник Прохора «штабс-капитан» Петя выводит пленников из «тюрьмы» и предлагает им устроить «развлекательную программу». Никто не горит желанием участвовать, и тогда «штабс» выставляет в «круг» Вику, приказывая ей танцевать под песню «Любо, братцы, любо». Вика, однако, стоит на месте, и тогда «штабс» приказывает ей раздеваться, но та впадает в ступор. Недовольный «Штабс» рвет на ней кофту, после чего Вика частично обнажается, но «штабс», куражась, срывает с неё бюстгальтер. За Вику вступается Мазур и происходит потасовка, после которой происходит короткий разговор Прохора и Мазура.
Наутро пленников выводят на построение и объясняют им правила игры на выживание, кроме того им дают ножи, внутри которых оказались датчики, по которым «охотники» могли отслеживать «дичь», но их обнаруживает Мазур. Обнаружив датчики пленники сбегают через болото, но погибает толстяк. Вернувшись обратно Мазур обнаруживает что винтовка разряжена Зимой.
Мазуру не остаётся ничего, кроме как принять правила игры, возглавить группу живых мишеней и позаботиться, чтобы для охотников это сафари оказалось не менее опасным, чем для «дичи». Ситуация осложняется тем, что ни у кого из беглецов, кроме Мазура, нет серьёзных навыков выживания и боя в дикой местности, и они почти безоружны. Но Мазуру благодаря своей сноровке и смекалке удаётся уничтожить нескольких врагов ловушками и луком кустарного производства. Среди убитых оказывается и убитая Ольгой подруга Прохора наркоманка Синильга. Разгневанный Прохор начинает вести более ожесточенную охоту на Мазура с целью мести. В это время у выживших свои разделы. Детский доктор Павел, решивший, что рядом с героем Мазуром и беглым уголовником Зимой (Сергей Гармаш), на которого положила глаз его жена, ему не место и уходит (вскоре показывается кадр в котором видно что тело мёртвого Павла тащат на вертолете). Спустя некоторое время группа лишается и жены Павла Вики, которая ломает себе позвоночник и оказывается обречённой. Уже влюбившемуся в неё Зиме ничего не остаётся как убить её, чтобы она не мучалась и перед этим он успевает раскрыть своё настоящее имя. В скором времени уже сплотившаяся троица добирается до жилого дома и просит помощи у живущего там паромщика с женой. Не поддавшись на гостеприимство семейной пары Мазур понимает, что это не обычные деревенские, а ставленники Прохора. Благодаря этому им не удается застать Пиранью врасплох и втроём они убивают «местных». Взбешённый Прохор начинает вымещать свою ярость на своих подчинённых и убивает своего начальника охраны Сивого. В это же время Ибрагим, брат главаря террористов, который уже давно устал от забав Прохора, задерживающего продажу «Радости», хочет отменить сделку, но Прохор жестоко убивает его и договаривается с самим главарём, соврав об убийстве Ибрагима неизвестными.
Тем временем Мазур добирается до деревни, где, оказывается, живёт дочь Зимы и троица разделяется. Между Мазуром и Ольгой возникают чувства, и переполненный эмоций Кирилл допускает оплошность, ненадолго оставив Ольгу одну в кафе, полном бандитами, подчинёнными Прохору. Раздосадованный Мазур убивает всех, но Ольгу уже похитили. Он идёт к Зиме за помощью и договаривается с Прохором о встрече в обмен на Ольгу. Плененная Ольга пытается нащупать в Прохоре человеческие чувства, но тщетно, та авария и смерть родителей оставили сильнейший отпечаток в его психике и теперь Прохор не считает себя человеком. Мазур и Зима подъезжают к месту встречи и пытаются обмануть Прохора, чтобы Кирилл застал его врасплох, но там Зима сдаёт Мазура подручным Прохора и в итоге погибает в перестрелке с ними. В перестрелке также гибнет Кузьмич. Мазур с большим трудом расправляется с ними.Но Прохор неожиданно нокаутирует Мазура и стреляет ему в область живота, не зная, что Пиранья оснащён бронежилетом. Перед уходом он поджигает строение где находится Ольга. Пришедший в себя Мазур пытается спасти свою спутницу из огненной ловушки, но ему не удаётся. После этого приезжает начальство. Генерал Глаголев, руководивший операцией и плевать хотевший на жизнь её исполнителей, ведь его интересовало только её выполнение, начинает отчитывать Мазура за то, что они упустили два контейнера с «Радостью», но за него заступается начальник адмирал Невзоров и хочет помочь Мазуру со срывом сделки между Прохором и террористами. Мазур догадывается, что Прохор и «Красный Ислам» устроят сделку по ту сторону границы с Китаем и с помощью своего друга полковника Нечаева, который также посвящен в планы операции, перехватывает поезд, на котором Прохор вместе с «Радостью жизни», охраняемый конвоем из продажных милицейских сотрудников, движется в сторону Китая. Находящийся в фрустрации из-за потери Мазур настроен решительно и устраняет всех предателей милицейских сотрудников во главе с полковником Дороховым и наконец добирается до Прохора. В финальной схватке Мазур несколько раз протыкает Прохора и поджигает его, но тот продолжает биться, заявляя, что его нельзя убить, но Пиранье удаётся выкинуть его с поезда и Прохор, предположительно, погибает. Поезд остановлен, «Радость жизни» в руках властей, а Мазур встречает Ольгу, которой удалось спастись из горящего здания.